Сочинение: Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Сочинение: Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Александр Александрович Блок, своей поэзией
воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший
образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший
громкий успех у представительниц слабого пола, которые подолгу бродили под
окнами дома, где жил поэт, в мечтах заполучить хотя бы один его автограф,
принадлежал к школе отечественного символизма. Все его стихи были пропитаны
метафизическим восприятием объективной реальности, благодаря чему приобретали
неизменный “блоковский” оттенок “жизни в безжизненном”. Блок наделял
способностью ощущать, воспринимать окружающий мир вещи, неспособные к этому по
определению. Кроме того, поэт вводил в повествование некие знаки — числа,
цвета, которые, не будучи связанными с действием непосредственно, придают ему
свойство сюрре-алистичности и вносят некий личностный подтекст. Наиболее полно
и многогранно все эти черты поэзии Александра Блока отразились в его
посвященной Октябрьской социалистической революции поэме “Двенадцать”.
С первых же слов Блок обращает внимание
читателя на цветовую гамму событий: Черный вечер.
Белый снег...
Черное, черное небо...
Символами добра и зла, правды и лжи,
духовности и нечисти всегда считались эти два противоположных цвета. Здесь они
также символизируют противоборствующие стороны, но кого в какой цвет окрасить,
решает сам читатель. Красный цвет появляется вместе с двенадцатью красногвардейцами:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек...
В зубах — цыгарка, примят картуз, На
спину б надо бубновый туз! Такая карточная масть красного цвета
символизирует неволю; это знак заключенных. Эти двенадцать человек добровольно
заковали себя в оковы идеи революции, и теперь они свято принадлежат их общему
делу, их заветной цели, которая оправдывает любые средства.
При этом белый и красный являются
антагонистическими цветами, ибо красный есть символ революции, а белый -
монархии. И именно их соединяет Блок в образе предводителя двенадцати идущих
Иисуса Христа: Впереди — с кровавым флагом, В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Символичным является и звучание революции.
Вой вьюги, сопровождающий двенадцать красногвардейцев, лай “пса голодного” как
символа старого мира в глазах революционеров, постоянные выстрелы:
“трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!” — все это музыка революции, атональная и
неритмичная. Подобной неритмичностью и атональностью отличается и построение
поэмы. Также Блок вводит сугубо народные мотивы, частушки, символизируя стихию
революции как праведный народный гнев, вышедший из берегов и бушующий,
неподвластный, варварский, но все равно истинно народный: Мы на горе всем
буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови!..
Но, пожалуй, самым символичным в поэме
“Двенадцать” является ее название. Это число, подобно различным агрегатным
состояниям одного и того же вещества, предстает перед читателем в самых
разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом
“двенадцать”, это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по
ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма
есть последовательное изложение событий, каждая из частей несет вполне самостоятельную
смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” — это полночь,
некая граница, рубеж завершенности и начала, смерти старого и рождения нового.
Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в
количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным
символом в поэме, непосредственно связанным с ее названием, являются двенадцать
красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя
задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их
действиях, словах, в самом их существовании: ..И идут без имени святого Все
двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы, Ничего не жаль...
Эти двенадцать идущих подчинены единой цели.
Они свято верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно
крестоносцы, насаждают веру в светлое коммунистическое будущее “огнем и мечом”.
Далее читатель узнает имена двух из двенадцати: Стой, стой! Андрюха,
помогай! Петруха, сзаду забегай!..
Имена эти тоже весьма символичны и еще ближе
подводят читателя к главному смыслу названия поэмы. Кульминация и одновременно
развязка наступают в последней строке: “Впереди - Иисус Христос”. Двенадцать
красногвардейцев — это двенадцать апостолов, проповедников нового учения.
Коммунизм для них — новая религия. Они верят в нее, не требуя логического
доказательства ее истинности. “Верую, ибо абсурдно”, — говорил Тертуллиан.
Двенадцать апостолов-красногвардейцев, несущих революцию в массы, —
вотсимволический образ, ставший стержнем великой поэмы Александра Александровича
Блока “Двенадцать”.
В “Повести о Великом Инквизиторе” — одной из
глав романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” — описано, как Христос
возвратился на Землю, дабы посмотреть, что стало с людьми после того, как он
даровал им свое учение. И узрел Иисус костры инквизиции, на которых безжалостно
сжигали еретиков. Во имя Христа отнимались человеческие жизни, да и сам Сын
Господний едва избежал языков пламени. Вывод напрашивается сам собой: даже
столь уникальное гуманистическое учение, как христианство, может быть искажено
до неузнаваемости. И тем более подобная участь постигает все остальные идеи.
Поэтому если во главе какого-то нового начинания стоит сам Иисус Христос, это
совсем не означает, что идущие за ним двенадцать апостолов смогут объективно и
праведно следовать этому начинанию.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|