Сочинение: Искусство создания характера
Сочинение: Искусство создания характера
(По одному из произведений русской
литературы XIX века)
…
в основании натуры Обломова лежало чистое и доброе начало, исполненное глубокой
симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов
этого… сердца.
И.
А. Гончаров
…
я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду
верен до гроба.
И.
А. Гончаров
И.
А. Гончаров – талантливейший писатель XIX в., который, прежде всего, является
художником, умеющим в своих произведениях выразить всю полноту явлений жизни.
В литературу этот непревзойденный мастер слова вошел в середине XIX в., когда
в существующем укладе жизни в России происходили большие перемены: патриархальный
уклад с его дворянством, несшим в свет науку и просвещение, сменялся
буржуазным, который в то время начал процветать.
Писатель
относился к этим переменам с большим подозрением и недоверчивостью. И недаром:
ведь он был глубоко взволнован нравственными потерями патриархальной России.
Эта тема – конфликт между старой и новой Россией – позже была заложена
Гончаровым
в основе всех трех его романов: «Обыкновенная история», «Обрыв» и «Обломов».
Роман
«Обломов» - центральное место в романной трилогии Гончарова – увидел свет в
первых четырех номерах журнала «Отечественные записки» за 1859 г. Новое, давно
ожидаемое в публике произведение автора «Обыкновенной истории» было
практически единодушно признано выдающимся художественным явлением. «Обломов» имеет
успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в
настоящей публике», - писал Л. Н. Толстой.
Реальным
прототипом главного героя романа, Обломова, являлся сам Гончаров, и поэтому в
характере Ильи Ильича писатель мастерски выразил свою приверженность к старому
укладу жизни. Илья Ильич – весьма своеобразный человек по своей натуре.
Читая
первую часть романа, мы узнаем, что он был «32 - 33 лет от роду, среднего
роста, приятной наружности». Поражало отсутствие определенной идеи, всякой
сосредоточенности в его лице. «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в
глазах… потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет
беспечности». Обломов был ленив, и его нормальным состоянием было лежание. В
молодости он еще к чему-то стремился, «и если нельзя сказать, что он был жив,
то, по крайней мере, живее, чем теперь». «Однако… любопытно бы знать... отчего
я… такой», - спрашивает сам себя Обломов.
Ясный
и исчерпывающий ответ на этот вопрос дает картина детства, которую Гончаров
доносит до нас через «Сон Обломова».
Воспитание
и атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в
формировании его характера и мировоззрения. Во «Сне…» маленький Илья «робко
жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где… все
совершают чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не
делает». Именно в Обломовке, в далекие детские времена сложилась важная и во
многом определяющая черта его характера – поэтическая мечтательность. Но в то
же время здесь в Обломове воспитали такие качества, как лень, барство,
презрение к крепостным слугам и загубили живой ум, правдивость, кротость и
гуманность к нижестоящим. Таким образом, окружение Обломова способствовало
заложению основы «обломовщины» - праздного и порочного барского образа жизни.
И мне кажется, что в глубине своей души Гончаров уже склонен осудить
размеренность и леность старой жизни, уклад, которому он ностальгически верен,
но не хочет и не может принять новые перемены.
Трудно
недооценить мастерство Гончарова и в создании имени и фамилии своего героя.
Фамилия «Обломов» означает, что герой сломлен жизнью, пасует перед её
трудностями и проблемами. Имя «Илья Ильич» самозамкнуто, так как бездеятельный
и бесплодный способ существования предков Обломова находит в нем конечное
завершение. Поэтому образ Обломова стал нарицательным для обозначения лени,
безволия и равнодушия к жизни. Тип, созданный Гончаровым, кроме того,
обнаруживает черты ярко выраженной асоциальности, пассивности и эскапизма, то
есть стремление уйти от действительности в мир иллюзий в ситуации кризиса,
бессилия и отчуждения. Вообще, принято считать, что образ Обломова сугубо
отрицательный, однако Илья Ильич рисуется Гончаровым симпатичным, душевным и
нравственно чистым: «в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и
доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только
отверзалось и откликалось на зов этого простого… сердца».
До
сих пор не утихают споры вокруг фигуры Обломова. Одни видят в нем мудреца и
созерцателя, человека с добрым “голубиным” сердцем. Другие отмечают “лень и
апатию” Ильи Ильича, его общественную бесполезность и никчемность. Однако
Гончаров хотел показать совсем не это. Прямо и смело глядя в глаза исторической
истине, не скрывая жестокой правды о губительном воздействии «обломовщины» на
личность незаурядного человека, писатель сумел показать поэзию и правду
нравственного противостояния общественному злу, создав национально-конкретный,
социально обусловленный и вместе с тем общечеловечески значимый характер Ильи
Ильича Обломова. Такова нравственная доминанта образа и его
философско-психологический смысл.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|