Сочинение: "Его стихов пленительная сладость..."
Сочинение: "Его стихов пленительная сладость..."
"..."
Его
стихов пленительная сладость
Пройдет
веков завистливую даль,
И,
внемля им, вздохнет о славе младость
Утешится
безмолвная печаль
И
резвая задумается радость.
А.
Пушкин
Василий
Андреевич Жуковский — один из образованнейших людей конца ХУШ-начала XIX века.
В девятнадцать лет с переводом элегии Грея “Сельское кладбище” к поэту пришла
литературная известность. Элегия Грея переводилась и раньше, но ни один из
переводов не стал подлинным событием в литературной жизни. Элегия была выбрана
Жуковским не случайно. Она касается “вечных” тем жизни и смерти. Но решает он
эту тему по-новому. Обыкновенный человек лишен справедливого воздаяния и
сострадания не только при жизни, но и после кончины: А вы, наперсники фортуны
ослепленны.
Напрасно
спящих здесь спешите презирать За то, что гробы их непышны и забвенны, Что
лесть им алтарей не мыслит воздвигать.
Неравенство
в мире продолжается и за порогом смерти, зависит от случайностей судьбы,
возносящей своих любимцев на пьедесталы величия и оставляющей в тени простых
тружеников, чьи “полезные труды” преданы унижению. И как бесчеловечно отношение
к обычным людям при жизни! Они не виноваты в том, что ...просвещенья храм,
воздвигнутый веками, Угрюмою судьбой для них был затворен.
Их
рок обременил убожества цепями.
Их
гений строгою нуждою умертвлен...
Поэт
говорит о том, что как смертный путь, так и земной удел всех людей превратен,
поэтому подлинные достоинства человека — не приобретенные им титулы, награды,
чины, а способность к нежной любви и дружбе, чувствительность, отзывчивость,
сострадание. Так рождается гуманная мысль о незаметном человеке, который
становится выше удачливых счастливцев.
Жуковский
в своем задумчивом уединении как бы приподнимается над прозой жизни и
обращается к безусловным ценностям. Находясь наедине с природой, поэт находит в
ней внимающего ему собеседника. Наиболее полно и глубоко эти художественные
искания отразились в его элегии “Вечер”. Стихотворение передает мироощущение
человека новой эпохи, для которого “почестей исканье”, жажда славы, успех в
свете и у женщин — всего лишь преходящие блага, а истинное предназначение
человека в мире выше и значительнее.
Мне
рок судил: брести неведомой стезей, Быть другом верных сел, любить красы
природы, Дышать под сумраком дубравной тишиной И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
О
песни, чистый плод невинности сердечной! Блажен, кому дано цевницей оживлять
Часы сей жизни скоротечной! Жуковский, описывая природу, стремится не только ее
одушевить, но и найти в ней созвучное своей душе, передать личное восприятие и
психологическое состояние описываемого предмета.
Как
солнца за горой пленителен закат, — Когда поля в тени, а рощи отдаленны И в
зеркале воды колеблющийся град Багряным блеском озарены.
Жуковский
ищет в словах двойной смысл, его не интересует конкретика, он ищет гармонии не
только в описываемых предметах, но и в своей душе. От созерцания гармонии в
природе поэт непринужденно переходит к грусти и задумчивости, вызванным
воспоминаниями об ушедших друзьях. Туманный вечер “на лоне дремлющей 'природы”
рождает мысли о скоротечности человеческой жизни и неизбежности смерти. Вечер
природы обернулся “вечером” души, а картина природы преобразилась в “пейзаж
души”, поэтому название стихотворения символично. Позднее, в своем программном
стихотворении “Невыразимое” Жуковский сказал о том, в чем, по его мнению,
состоит тайна поэзии и в чем он, как творец, испытывает наибольшие трудности. В
этом стихотворении отражены философско-эстетические взгляды поэта на лирику.
Что
наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она
рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая
кисть ее изобразила? Жуковский уверен, что природа — великий творец,
“сочиняющий” свои картины по законам прекрасной гармонии. Человек не хочет и не
может удовлетворяться простым созерцанием. В нем тоже живет творческий огонь, и
он жаждет творить подобное природе “с небрежною и легкою свободой”. Свою цель,
как поэта, Жуковский видел в том, чтобы придать “земному” языку такое же
величие, какое свойственно природе.
От
стихотворения к стихотворению Жуковский все более убеждается, что минуты
земного счастья — отблески вечного и прекрасного духовного огня, ждущего
человека после смерти. Земная жизнь — только подготовка человека к встрече с
идеальным миром, предназначенным для совершенного человека, который в земной
жизни совершенствует свою душу для встречи с таинственным царством. Там, за
гранью дней, не будет ни несчастий, ни измен, ни корысти, ни разлуки. Там мы
вновь обретем — и уже навечно — тех, чьи души стали для нас родными и дарили
нам светлые часы радости, духовного общения, наслаждений и делали нас выше и
чище, чем мы могли бы быть без них.
Глубина
мысли и новизна языка Жуковского выдвинули его в число первых поэтов, ему
следовали и подражали начинающие. А когда в 1808 году была напечатана его
первая баллада— “Людмила”, первенство Жуковского в поэзии стало непререкаемым.
Взошла
заря. Дыханием приятным Сманила сон с моих она очей; Из хижины за гостем
благодатным Я восходил на верх горы моей; Жемчуг росы по травкам ароматным Уже
блистал младым огнем лучей, И день взлетел, как гений светлокрылый! И жизнью
все живому сердцу было.
Трагедию
своей любви Жуковский понял как трагедию мыслящего и чувствующего человека, как
неизбежность крушения лучших надежд. Он утверждал, что человек не может
победить могучие силы, стоящие на дороге к счастью.
Прекрасное
погибло в пышном цвете...
Таков
удел прекрасного на свете.
Горький
и грустный вывод.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|