Сочинение: Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы
Сочинение: Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы
(по произведениям Салтыкова-Щедрина)
...В
сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу как
высшей реальности.
Ф.
Шиллер
Салтыков-Щедрин
— оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он
был и остается крупнейшим мастером социального обличения.
Родившийся
в помещичьей семье, впитавший в себя патриархальный быт глубинки, Михаил
Евграфович тем не менее выступал с обвинениями в адрес близкой ему среды.
Только смелый, образованный и патриотично настроенный человек мог показать
самодержавному строю соринку в государственном оке. Он очень умно и ловко это
проделывал, даже самые высокопоставленные чиновники не могли уличить писателя в
критике власти. Что же помогало произведениям Салтыкова-Щедрина пройти
жесточайщую цензуру? Прежде всего, это стиль его письма. Надо обладать большим
талантом, чтобы писать эзоповым языком, придающим многозначность произведению,
герою, ситуации. “Департамент расхищений и раздач”, “Департамент
государственных умопомрачений”, “гневные движения истории” — эти выражения
рождены самой эпохой и произволом, царящим в России. Ничего, кроме
саркастической усмешки, они вызвать не могут.
Смех
Салтыкова-Щедрина — это смех сквозь слезы, горе и страдания. Ярким примером
тому являются “Сказки для детей изрядного возраста”. Они написаны в русских
народных традициях: действующие лица — животные, проблемы у них небывалые, и,
наконец, в каждом произведении заложено поучение читателю. Но вот удивительно,
звери точь-в-точь как люди! Рыбы читают журналы, современные Михаилу
Евграфовичу, птицы служат в государственных учреждениях, платят налоги, учатся
в кадетских корпусах. Эти несоответствия традициям являются подтверждением
своеобразия цикла “Сказок” Салтыкова-Щедрина. Мельчайшие детали в описании
поведения зверей, их образа жизни дают нам понять, что “Сказки” эти написано о
насущных проблемах России середины восьмидесятых годов девятнадцатого века. Но
страшно становится, когда осознаешь, как созвучны они нашему времени, спустя
сто лет! В “Сказках” четко прослеживается отношение автора к тому, что
происходит в стране. Его сатира направлена против произвола власти и покорности
простого обывателя. В сказке “Премудрый пескарь” автор в аллегоричной форме
высмеивает пугливого интеллигента, боящегося перемен, происходящих в обществе,
и потому стремящегося прожить так, “...чтобы никто не заметил”.
“Самоотверженный заяц” напоминает нам законопослушного гражданина, не
оказывающего сопротивления вероломству верховной власти.
Но
не во всех “Сказках” Салтыков-Щедрин только обличает. Так, в “Коняге” автор
задается вопросом о будущем крестьянства. “Самая жизнь Коняги запечатлена
клеймом бесконечности. Он не живет и не умирает”. Проблема эта рассматривается
художником и в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
Произведение это является изобличающим власть имущих в беспомощности: “И вдруг
генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение...— А что, ваше
превосходительство,— сказал он радостно,— если бы нам найти мужика?.. Он бы нам
сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!” В мужике
Салтыков-Щедрин видит единственную силу, способную действовать. Но на работника
тут же находятся два генерала, от которых проку, как от дырявых ведер. Герой, у
которого были все возможности скрыться от своих эксплуататоров, что
удивительно, не предпринимает никаких действий в свое спасение. Эта
бессловесная рабская покорность вызывает гнев писателя.
Нередко
для иллюстрации чрезвычайной мерзости ситуации Салтыков-Щедрин использует
гротеск. Особенно часто он прибегает к этому художественному приему в повести
“История одного города”. Краткие характеристики градоначальников — “отцов”
города — изобилуют фантастикой и сарказмом. Так, некий городничий имел в голове
механизм наподобие часов, за что и был прозван “органчиком”; другой же был так
.охоч до женского пола, что за время своей службы увеличил .число жителей
города вдвое. Эти строки приводят в ужас читателей, внушают им ненависть к
любой власти.
Салтыков-Щедрин
— настоящий мастер слова, который использует богатство и образность языка для
достижения цели: разбудить мысль и чувства покорного русского человека.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|