Сочинение: А. С. Пушкин и С. А. Есенин — певцы русской природы
Сочинение: А. С. Пушкин и С. А. Есенин — певцы русской природы
Конец
XX века — это время жестоких испытаний для человека и человечества. Мы пленники
современной цивилизации. Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных
домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей.
Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, а цветы видит лишь
стоящими в праздничной вазе. Тем важнее для нас сегодня русская классическая
поэзия. Она формирует в человеке любовь к родной природе, уважение к отчему
дому.
Русскими
поэтами создано много шедевров пейзажной лирики, но для меня и, по-видимому,
большинства живущих в России первые поэтические образы природы прежде всего
связаны с именем А. С. Пушкина. Каждый ребенок в России со страхом и восторгом
декламирует:
Буря
мглою небо кроет,
Вихри
снежные крутя;
То,
как зверь, она завоет,
То
заплачет, как дитя,
То
по кровле обветшалой
Вдруг
соломой зашумит,
То,
как путник запоздалый,
К
нам в окошко застучит.
Поэт,
используя очень простые, доступные образы, создает незабываемый эмоциональный
настрой, который сохраняется на всю жизнь. А вот еще один замечательный
поэтический образ зимней ночи:
Сквозь
волнистые туманы
Пробивается
луна,
На
печальные поляны
Льет
печально свет она.
Возникает
ощущение тихой грусти, одиночества.
Ни
огня, ни черной хаты...
Глушь
да снег...
А
вот совсем другое описание зимы, доброе и жизнеутверждающее:
Под
голубыми небесами
Великолепными
коврами,
Блестя
на солнце, снег лежит...
Эти
строки полны радости и оптимизма.
На
мой взгляд, вершина пушкинской пейзажной лирики — стихотворение “Осень”. Начало
первой строфы, четыре строчки, всего четыре мазка, но сделанных рукой гения, —
и в нашем воображении возникает точная, узнаваемая и выразительная картина осеннего
дня.
Октябрь
уж наступил — уж роща отряхает
Последние
листы с нагих своих ветвей;
Дохнул
осенний хлад — дорога промерзает,
Журча
еще бежит за мельницу ручей...
По-моему,
самый прекрасный образ природы создан поэтом в знаменитых строчках:
Унылая
пора! очей очарованье!
Приятна
мне твоя прощальная краса —
Люблю
я пышное природы увяданье,
В
багрец и в золото одетые леса...
Здесь
в каждой строчке контраст и гармония, соединение, казалось бы, несоединимого.
Эти строки хочется переложить на музыку и одновременно изображать красками на
холсте
Осень,
любимая пора Пушкина, была для него и временем наибольшего творческого подъема.
И
с каждой осенью я расцветаю вновь...
Так,
знаменитой болдинской осенью Пушкин завершил свое величайшее творение — роман
“Евгений Онегин”, написал маленькие трагедии, много других замечательных
произведений.
Описание
природы у Пушкина не самоцель, а эмоциональный ключ, создающий определенный
настрой, позволяющий лучше понять переживания человека, который остается
главным действующим лицом пушкинской лирики.
Так,
в стихотворении “Бесы” картина вьюги — это сложная метафора, отражающая чувства
самого Пушкина. Они раскрываются в последних строчках:
Мчатся
бесы рой за роем
В
беспредельной вышине,
Визгом
жалобным и воем
Надрывая
сердце мне...
Поэт
ищет в окружающей природе расшифровку своего внутреннего мира. С помощью
образов природы Пушкин поднимается до больших обобщений, вопросов жизни и
смерти.
...Вновь
я посетил
Тот
уголок земли, где я провел
Изгнанником
два года незаметных...
Вот
холм лесистый, над которым часто
Я
сиживал недвижим и глядел
На
озеро, воспоминая с грустью
Иные
берега, иные волны...
Здравствуй,
племя
Младое,
незнакомое! не я
Увижу
твой могучий поздний возраст...
“Младое,
незнакомое” племя, появление которого приветствовал Пушкин, унаследовало от
него восхищение красотой русской земли и любовь к русскому слову. К этому
племени относятся такие замечательные поэты, как Тютчев, Кольцов, Лермонтов,
Фет, Некрасов и совсем близкий к нам Есенин.
С.
А. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании
родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от
пушкинской. В ней намного сильнее влияние русского фольклора и языческой
мифологии.
Родился
я с песнями в травном одеяле,
Зори
меня вешние в радугу свивали.
Вырос
я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень
колдовная счастье мне пророчит.
Это
напоминает народную песню-заклинание. В творчестве Есенина сильно ощущается
древнее,
языческое отношение к природе, полное признание ее самостоятельности,
одушевленности:
Схимник-ветер
шагом осторожным
Мнет
листву по выступам дорожным
И
целует на рябиновом кусту
Язвы
красные незримому Христу.
Есенин
ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником.
Позабыв
людское горе,
Сплю
на вырубках сучья.
Я
молюсь на алы зори,
Причащаюсь
у ручья.
Поэтому
у него нет чисто пейзажных стихов. Природа и человек существуют рядом:
Кого
жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет,
зайдет и вновь оставит дом.
О
всех ушедших грезит конопляник
С
широким месяцем над голубым прудом.
Любовь
к природе, к родным рязанским полям, к “стране березового ситца” делает лирику
Есенина огромной поэмой о России.
О
Русь — малиновое поле
И
синь, упавшая в реку, —
Люблю
до радости и боли
Твою
озерную тоску.
Мне
кажется, так о России до него не писал никто. В этих стихах Русь живая,
способная тосковать, испытывать боль: Есенин — сын России, сострадающий своей
“стране березового ситца”.
Но
более всего
Любовь
к родному краю
Меня
томила,
Мучила
и жгла.
Поэт
понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако
трагизм судьбы Есенина в том и со стоит, что, сознавая пагубность этого отрыва,
он не смог противостоять ему.
Не
жалею, не зову, не плачу,
Все
пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья
золотом охваченный,
Я
не буду больше молодым.
Ты
теперь не так уж будешь биться,
Сердце,
тронутое холодком,
И
страна березового ситца
Не
заманит шляться босиком.
К
Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти
как непреложного закона жизни.
Все
мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо
льется с кленов листьев медь...
Будь
же ты вовек благословенно,
Что
пришло процвесть и умереть.
Я
думаю, что творческое наследие С. А. Есенина очень близко нашим сегодняшним
представлениям о мире, где человек — только частица живой природы, не
противостоящая ей, а зависящая от нее.
Чувство
природы, ощущение единства с ней человека завещано нам гениальными русскими
поэтами А. С. Пушкиным и С. А. Есениным. Благодаря Пушкину мы останавливаемся в
волнении и замираем перед прекрасной картиной осеннего дня или перед сиянием
зимней дороги. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать
себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста, разного
“зверья”. Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и
человечество.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|