рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Жанры в теории и практике журналистики рефераты

Реферат: Жанры в теории и практике журналистики

Шибаева Л.

Эта статья пишется в помощь тем, кто начинает в журналистике самоучкой и хочет стать профессионалом. А также тем профессионалам, которые во все времена обучают новичков и внештатных авторов.

Итак, о жанрах...

Придется опровергать

Что такое жанр?

Большинство журналистов-практиков ответ на этот вопрос считает бесполезным. Жанрами просто пользуются, без всякой теории.

Из определений со школьных лет в памяти оседает: "устойчивая форма".

Форма чего?

В самом общем смысле - форма отражения действительности. В практике закрепляется (судя по ответам многих знакомых газетчиков) более простое, конкретное - "форма журналистского произведения". Тогда, стало быть, признак жанров - это усвоение образцов для писания заметки, статей, рецензий... Произведения при этом получаются похожими не столько на образцы, сколько друг на друга, стандартными... Так ведь форма-то - устойчивая!

Не удивительно, что молодые журналисты, желающие творить и самоутверждаться, не желают определять понятие жанра, а начинают с протеста:

- А для чего это нужно - изучать жанры? Чтобы писать, как все? Но все самые лучшие, знаменитые, как раз отличаются!...

- Главное, писать талантливо и от души, а не по учебнику теории.

- Читатели вообще никаких жанров знать не знают! Им все равно, как называется, лишь бы интересно и по делу...

Значит, нужно еще доказывать, что выражению творческой индивидуальности жанры не помеха, а помощь.

Объяснять, кем и для чего создана система журналистских жанров.

А что касается читателей, то их интересы в этих вопросах как раз имеют ключевое значение! Но мнение об их некомпетентности придется еще опровергать...

К вопросу о происхождении

Прежде всего, заметим, что очерк от фельетона читатели явно отличают. И когда сами пишут в газету (как умеют, от души), произведения их по форме удивительно напоминают популярные журналистские жанры: заметку, зарисовку, информационную корреспонденцию. Для объяснения этого явления служит "теория порождающей модели": читатели (и, кстати, начинающие журналисты тоже) принимают за образец тексты из той же газеты, в которую они обращаются. Конечно, при этом они не думают, что творят в определенном жанре. (Но ведь и герой комедии Мольера тоже никогда не подозревал, что всю жизнь он говорил прозой!) Больше того: читатели могут и не догадываться, насколько умело они пользуются основными жанрами современной журналистики. И насколько значительна их, читателей, роль в сохранении этих "устойчивых форм".

В самом деле, ведь не авторами учебников жанры придуманы. И самый удачливый и талантливый журналист в одиночку жанра не создаст, а может оказаться всего лишь первооткрывателем, выразителем того нового, что уже созревало в сознании общества.

И необычность содержания сама по себе не гарантирует возникновения небывалой формы. Наоборот, довольно часто новейший жизненный материал подается в самых привычных, испытанных формах. Пример? В середине ХХ века человечество сделало первые шаги в космос, об этом были написаны миллионы газетных строк - лучшими перьями. И... все в старых жанрах - репортажа, интервью, очерка...

Мир изменился, но этого оказалось недостаточно для изменения в системе жанров.

Надо было еще, чтобы изменился взгляд человека на мир.

Ведь почему, например, так поздно (сравнительно поздно, конечно), появился жанр интервью? Казалось бы, он должен был оказаться одним из первых в журналистике. Ведь задавать вопросы каждому человеку привычно с детства; мировая литература накопила огромный опыт оформления диалога - от античных философов и драматургов... Однако сложнейший жанр - памфлет - широко использовался уже в 17 веке, а простое интервью созревало аж до второй половины 19-го! Журналисты, несомненно, и раньше добывали материал путем расспросов, но излагали полученные сведения одним сплошным куском, опуская вопросы. Почему?

Должны были созреть плоды антифеодальных революций, накопиться определенные демократические традиции, осознаться ответственность власти перед обществом. Мыслимо ли было, к примеру, задавать вопросы "от имени читателей" абсолютному монарху? Или даже министру-вельможе?

Чтобы в обществе стало принято публично спрашивать и отвечать, должны были измениться не только социальные отношения, но и этикет в самой области информации.

"Постоянно установленные обычаи - этикеты порядка осмотра мира (как мне кажется) называются жанрами". [1]

Это предположение высказано теоретиком литературы и кино В. Б. Шкловским. Оно применимо и к теории журналистики.

Хорошая и практичная теория

"Этикеты порядка осмотра мира"...

Что ж, в сущности, этикет - это тоже устойчивая форма. Привлекательно то, что речь идет о форме творческого поведения, действия. Ведь для журналиста важнее всего научиться действовать, работать в жанре!

Теория, предложенная Шкловским, может быть принята за основу, потому что она практична.

Прежде всего, она объясняет, как формируется жанр и какое значение он имеет для автора и для читателя.

"Человеческое сознание исследует внешний мир, не восстанавливая каждый раз всю систему поиска. Внутренние связи становятся настолько привычными, что как бы отсутствуют"... [2] - так описывает Шкловский процесс установления в общественном сознании "порядка осмотра мира". Сказывается и входит в обычай определенная система познавательных операций, закрепляется система сигналов, общая для тех, кто исследует действительность, и тех, кому будет об этом рассказано.

"Жанр-конвенция-соглашение о согласовании сигналов". Так называет Шкловский негласный, незаметный договор между авторами и читателями о том, "в какой системе расположены те явления, которые подвергнуты анализу" [3].

Медленно, усилиями тысяч известных и неизвестных творцов, общество вырабатывает наиболее эффективные "порядки осмотра мира", отбирает методы познавательной деятельности... И закрепляет в жанрах:

- лучшие технологии работы с информацией,

- наборы интеллектуальных операций,

используемые всеми "договаривающимися сторонами".

(Вот почему люди, не получившие специального образования, все равно пишут часто в каком-то жанре, даже не осознавая этого).

..."Автор часто сообщает в начале произведения, что оно роман, комедия, элегия или послание. Он как бы указывает способ слушания вещи, способ восприятия структуры произведения" [3], - пишет Шкловский. Это относится и к писателям, и к кинорежиссерам, и к журналистам. Если журналист соблюдает закрепленные в жанре правила работы с информацией, то может рассчитывать, что его поймут правильно. Читателю о договоре (о тех же правилах) напоминают рубрики, указывающие на жанр: "Очерк", "Обозрение", "Фельетон"... Готовят к тому, как следует воспринимать напечатанное ниже.

"Конвенция" действует долго. Жанры, в чем-то изменяясь, остаются самими собой всегда. А некоторым уже по нескольку сотен лет!

Что будет, если договор нарушить?

Об этом сам Шкловский "...когда-то рассказал Владимиру Маяковскому анекдот. Проповедник в сельской церкви произносит проповедь, паства рыдает. Один из слушателей сидит совершенно спокойно. Его спрашивает сосед: почему ты не плачешь? И тот отвечает: я не здешнего прихода.

Владимир Владимирович считал, что ответ правильный. Слушатель не знал конвенцию трогательного и смешного в этом приходе, не знал, как и к чему здесь относятся".

Нарушителя конвенции просто не поймут - в лучшем случае читатель отложит газету. А вот если в результате нарушения законов жанра поймут не так, дело может дойти и до обращения в суд.

Закон суров, но это закон

Но как быть тогда со свободой творчества, выражением индивидуальности? С новаторством, наконец?

Законы жанра таковы, что оставляют творческой личности достаточно большой простор для самовыражения. Можно экспериментировать в области композиции, излагать собственным стилем, искать оригинальные формы подачи материала... и даже вообще в процессе писания не вспоминать о жанре.

При условии, что, начиная с замысла, с задания и во время сбора материала, и при обдумывании собранных данных - интуитивно или сознательно - все основные законы жанра будут соблюдены.

Теперь самое главное - понять, что же это за правила, обычаи, этикеты, которые нельзя нарушать.

Что в жанре подвижно и подвержено свободным изменениям, а что - постоянно и нерушимо?

Постоянной остается (единственно) предметно-функциональная природа жанра, то есть зависимость "порядка осмотра мира" от предмета нашего внимания и цели нашей работы с информацией.

Каждый жанр постоянно связан с определенным типом жизненного материала.

Каждый жанр предназначен для решения определенной информационной задачи.

Для решения самых распространенных типовых задач выработаны общие способы. Каждому жанру соответствует определенный метод работы с информацией.

Четкое следование методу определяет внутреннюю форму произведения.

Предмет, функция, метод - три несущих кита, три нерушимых столпа, на которых держится жанр.

При сохранении необходимых связей и зависимостей между ними возникает та самая "устойчивая форма", в которой читателю удобнее всего воспринимать авторскую мысль.

И складывается эта форма как бы сама собой, пишется легко, "на одном дыхании" - как будто готовое произведение возникло в голове сразу целиком и обрело черты вполне определенного жанра. Это каждый раз кажется чудом, переживается как неожиданная удача, а на самом деле подготавливается соблюдением определенных условий. Закон срабатывает с обыкновенной точностью, и все.

Каждая из трех основных "опор" жанра заслуживает отдельного и более внимательного рассмотрения. Есть и другие устойчивые параметры жанра, например, масштаб, в котором рассматривается действительность, или отдельные черты стиля... Но о них - позже, когда дело дойдет до характеристики конкретных жанров.

Прежде всего - три кита.

Кит № 1. Тема и жанр

Итак: каждый жанр работает с определенным типом жизненного материала.

Жизненный материал, попавший в поле зрения журналиста - это тема.

Момент выбора темы есть шаг к выбору жанра.

А разве нельзя выбрать жанр заранее? (Бывает же задание - "На первую полосу нужен репортаж"). Можно, но тему тогда придется выбирать именно "репортажную" - соответствующую.

А разве нельзя написать на одну и ту же тему нескольким журналистам в разных жанрах? Можно, если имеется в виду тема в широком смысле слова - как целостный объект, имеющий множество разных сторон и граней. Например, журналиста направляют на объект: открытие новой областной библиотеки. Там будут и коллеги из других газет; все напишут как будто об одном и том же, однако каждый на свою тему. Одному поручено показать церемонию открытия с разрезанием ленточки, другой доставит в редакцию рассказ об уникальном архитектурном решении, третий повернет событие острой гранью и не без ехидства выскажется о наконец-то завершенном долгострое... Каждая из бесчисленных сторон объекта - особый предмет журналистского внимания и отдельная тема в более узком, конкретном понимании.

Так вот именно теме как предмету соответствует определенной жанр. В нашем примере с разрезанием ленточки - ходом события - связан репортаж, с рассказом архитектора о решении сложной строительной задачи - интервью, с печальным опытом долгостроя - критическая заметка или корреспонденция, смотря в каком масштабе будет рассмотрен факт.

Значит, сколько тем, столько и жанров? Но ведь тем бесконечное множество! Здесь требуется уточнение: предметная ориентация жанра - но не на каждый отдельный жизненный материал, а на определенный его тип.

Репортаж, например, может быть о спортивном поединке, о полете в космос, о пожаре - но обязательно о событии, точнее, о ходе события.

Статья "работает" только с проблемами.

Интервью - с мнениями.

Рецензия имеет дело не с самой действительностью, а с ее отражением в фильме, в книге, спектакле...

И так для каждого жанра - свой материал.

Нарушение этого порядка приводит либо к полной нелепости, либо к необходимости подделывать внешнюю форму, имитировать жанр. Попробуйте, например, написать рецензию на нехватку минеральных удобрений! Или сделать интервью с собеседником, у которого ни о чем нет собственного мнения: разбить кучу банальностей на вопросы - не сложно, но ведь не будет в публикации никакой новизны. И читатель получит только видимость интервью, а на деле - ноль информации.

Если же предметная ориентация жанров журналистом осознана вполне, то уже при получении задания он кое-что знает о форме будущего произведения, о возможности работы в том или другом жанре. Самой большой свободой пользуется тот, кто самостоятельно выделяет из объекта ("большой " темы) предмет - тему конкретную. В этом случае можно реализовать свое личное пристрастие к определенному жанру. Тот, кому лучше всего удаются зарисовки, будет и в событийном материале выделять "роль личности", поворачивать тему человеческим лицом к себе.

Но для этого журналист должен отчетливо представлять не только "фактуру", но и задачу, которую ему предстоит решать. Осознавать цель будущего выступления.

А каждый ли думает о том, для чего он приступает к работе?

Кит № 2. Жанр и творческая задача

Известна притча о двух каменщиках, каждого из которых спросили:

- Что ты делаешь?

- Ворочаю камни, будь они прокляты, - ответил один

- Я строю собор, - сказал другой.

Этот второй думал о цели своего труда. И он работал в другом жанре: не мучился, а творил.

У журналиста, конечно, тоже всегда есть цель. Даже не одна, а несколько.

Выполнить задание редакции.

Помочь герою добиться справедливости.

Продемонстрировать любимой свою гениальность.

Объяснить, кто виноват в случившемся.

Вставить фитиль коллегам.

Заработать гонорар, в конце концов!

Какая из этих целей сильнее всего влияет на определение жанра будущего произведения?

Та, которая формулируется прежде всего как информационная задача: "объяснить". Объяснением по преимуществу занимается корреспонденция. И если объяснять придется конкретное законченное происшествие (а не перспективы развития, или, скажем, произведение искусства), то предметно-функциональные отношения сложатся в пользу именно указанного жанра.

Функция корреспонденции - ответить на вопросы "почему, в чем причина", "кто виноват". Функциональная обоснованность - второй кит, на котором держится жанр.

У жанра может быть несколько функций. Та же корреспонденция, например, в течение многих десятилетий использовалась для распространения передового опыта и проверки выполнения планов и обязательств. Но в основе неизменно оставалась все-таки информационная задача - выяснение причины (успеха или неудачи) в конкретном случае. Про обязательства газеты уже не пишут, а причинами всего происходящего по-прежнему интересуются.

Можно ли одну задачу решать разными средствами? Да. Целый ряд жанров используется, скажем, в целях полемики: статья, памфлет, реплика, открытое письмо... Однако у каждого из этих жанров полемическая функция - одна из возможных, дополнительных, а при этом имеется собственная основная специальность.

Статья, например, специализируется на постановке и решении проблем, поиске ответов на вопрос "что делать"? Функции других жанров распределяются таким образом, что с их помощью обеспечивается решение наиболее распространенных, "типовых" познавательных задач. Заметка сообщает новости и отвечает на вопрос "что происходит?", репортаж показывает - как это происходит, корреспонденция - объясняет "почему", интервью - "что об этом думает?..", обзор и помогает представить положение дел в целом, обозрение - увидеть в этом целом перспективные тенденции... Вот почему так важно для газеты разнообразие жанров: при разделении труда все вместе обеспечивает полноту и всесторонность знания о "мире сегодня".

Главные (информационные) признаки жанра остаются неизменными в течение столетий. Остальные более подвижны, но изменения их для жанра весьма чувствительны. Вот как это выглядит на практике:

У очерка кроме его постоянной информационной функции (о которой мы пока говорить не будем) имелась дополнительная социальная функция - наградная. Публикация очерка о человеке была равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждение славой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания...

Теперь представьте себе, что журналист обращается к участникам войны с просьбой вспомнить о самых тяжелых испытаниях, через которые им пришлось пройти.

- Я буду писать очерки, - говорит журналист. Люди, разрывая себе сердце, открывают душу - воскрешают в памяти страшное, мучительное, горькое... Все это записывается на диктофон и практически дословно входит в цикл очерков о войне. Журналист бережно сохраняет фактический материал, но выдвигает на первый план исследовательскую функцию очерка, а в качестве социальной задачи - не воспевание подвигов, а показ грязной, аморальной, бесчеловечной стороны войны. Участники предстают мучениками, жертвами или невольными соучастниками преступления, но отнюдь не героями.

Люди читают в газете: да, это наши слова, это правда... но какой обман! Разве это очерки? Очерки - это восхваление, прославление, а тут одно сплошное очернение!

Наградная функция снята - конвенция нарушена.

- Мы так не договаривались! - и считающие себя обманутыми и оскорбленными люди подают на журналиста в суд...

С функциями жанра шутки плохи.

Журналист может свободно выбирать для себя творческую задачу, но нужно точно знать, какой жанр предназначен для ее решения. Вы ведь не пользуетесь будильником для забивания гвоздя?

Кит № 3. Жанр как метод

Два этапа творческого процесса пройдено: предмет выбран, задача осознана, на очереди поиски способа ее решения. Но связь между предметом и функцией уже определила жанр; следовательно, "порядок осмотра мира" уже установлен.

Страницы: 1, 2