Реферат: Записки о русском фольклоре
Реферат: Записки о русском фольклоре
Леший
Лето
- это именно то время года, когда люди вспоминают чаще, чем обычно таких
персонажей славянского фольклора, как лешие, водяные, русалки и т.д. и т.п. К
сожалению, первые серьезные труды по славянской мифологии относятся ко второй
половине XVIII века, когда исследователи всерьез занялись собиранием и записью
устной народной традиции. Очевидно, к этому времени многое было уже утрачено, и
у нас нет целостной картины славянской мифологии. Некоторые исследователи
считают, что ее никогда и не было. Может быть... Поэтому рассмотрим для начала
обзор сведений о такой популярной фигуре русского фольклора, как леший.
Надеюсь, что вы узнаете для себя что-нибудь новенькое.
Многие
исследователи отмечают общность представлений о лешем с мифологическими
образами других народов, например, с сатирами в античной мифологии. Посмотрим,
что удалось записать нашим исследователям, а потом сами решайте, есть ли у
лешего общие черты с другими персонажами.
Леший
считается хозяином леса, покровителем зверей и птиц, но иногда он почитается и
как дух леса. По убеждениям многих крестьян в каждом лесу был свой лесовик. Он
часто появлялся в сопровождении стада волков, или перегонял зверей и птиц с
места на место. Леший также охранял лес от охотников, но мог заключать с ними и
справедливые договоры на пользование дарами леса. Вот лишь некоторые рассказы о
лешем.
В
Рязанской губернии записан такой рассказ:
"К
кабатчику ночью пришел мужик в звериной шкуре и с толстой дубиной. Выпил стакан
водки и пошел. Кабатчик вышел на улицу и увидел множество разного зверья. На
его вопрос мужик ответил:
"Это
я товарищу в карты проиграл, и теперь иду долг платить".
А
на вопрос, кто же он такой, мужик сказал:
"Я
- царь лесной".
В
Вологодской губернии записан аналогичный рассказ, только там леший выпивает
ведро водки и гонит стадо волков.
В
Калужской области записан рассказ о том, как перед лесным пожаром леший, трубя
в рог, перегонял зверей. И повалили из леса медведи и волки, лисицы и зайцы,
белки, лоси, козы... Всякая лесная живность шла со своей парой и с другими не
смешивалась, а на людей и вовсе никакого внимания не обращала. А за зверьем и
"сам" с кнутом за плечом и с рожком в руках. А величиною он с большую
колокольню будет. Отличительной чертой лешего является его хохот.
Как
же выглядит леший? Обычно у него рога и козлиные ноги, длинные растрепанные
волосы и большая седая борода. Одет он чаще всего в белую рубаху или балахон,
на ногах лапти, а на голове широкая большая шляпа. Рост он меняет в зависимости
от того, где он находится. В лесу он вровень с самыми высокими деревьями, а на
лугу или поляне - он вровень с травой. Леший может явиться в виде зверя, птицы,
жеребца, человека и даже гриба. Он часто пугает людей хохотом, бьет в ладоши,
уносит детей и заводит путников в непролазную чащу.
Большинство
рассказов о лешем сводятся к простому рассказу о встрече рассказчика с нашим
героем. Часто леший принимает облик какого-либо знакомого рассказчика, его
соседа, помещика или, даже, дьякона. Распространены рассказы о том, как леший
под видом старичка подсаживался на телегу или сани, и тогда никакая сила не
могла сдвинуть их с места.
Избавиться
от лешего можно было и именем Господа, и матерной руганью, и выстрелив в него
медной пуговицей, а также рассмешив его.
Рассказы
о похищениях лешим в большинстве случаев имеют счастливый конец. Так, когда
леший похитил девок, они жили у него двенадцать дней, но благодаря помощи
сельского колдуна вернулись домой. В другом рассказе леший в наказание за кражу
овцы уводит сына мужика в лес, где тому приходится жить с
"лешовихой". Или, леший уводит девицу в лес, но служат в церкви
молебен, и девица счастливо возвращается домой. Леший заводит в лес одного парня,
который понравился жене лешего. По ее совету он ничего не ест в доме у лешего и
благодаря этому возвращается. А одну пропавшую девушку обнаружили через
некоторое время сидящей на сосне и беременной.
В
рассказах о договорах с лешим часто встречается сюжет о том, как он пасет за
пастуха его стадо и предсказывает погоду на год вперед. В этих рассказах леший
уже ближе к людям. Он сидит с пастухами или охотниками у костра, ест с ними
кашу и выпивает, с ним можно договориться, задобрить, от него можно откупиться.
К
концу девятнадцатого века ужас в рассказах о лешем сменяется доброй насмешкой.
Леший постепенно очеловечивается. В результате такого смягчения образа лешего
меняется и его внешний облик. К началу XX века относится такая запись о лешем:
"Леший
живет в лесах, в большой избе. Изба укрыта кожами. Леший всегда ходит в
оболочке: в желтом зипуне, опоясан, в красной шапке, молодой, без бороды. Это
скорее человек: живет лешней, ходит с собакой, женат, имеет детей".
Леший
был очень популярен в русском фольклоре и стал героем многих русских народных и
авторских сказок. Но эту тему я рассматривать не буду. Отвечу напоследок лишь
на вопрос, как можно вызвать лешего? Надо в великий четверг ночью сесть в лесу
на старую березу и громко три раза крикнуть:
"Царь
лесовой, всем зверьям батька, явись сюда!"
Тогда
он явится и скажет "все тайное и будущее".
Водяной
Водяной
также является одним из наиболее популярных персонажей русской нечистой силы,
который царствовал в воде. Почти все исследователи отмечают сходство образов
водяного и лешего. Так Вл. Даль писал о водяном следующее:
"Это
нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс
шерстью, не так назойлив и нередко даже с ним бранится".
Но
это не полный портрет водяного. Суммируя данные различных исследователей,
получаем следующую картину: водяной - это безобразный голый старик, косматый,
одутловатый, покрытый тиной, с большой бородой и зелеными волосами. Другие же
исследователи записали, что водяной весь покрыт густой шерстью белого или
зеленого цвета. В некоторых местностях портрет водяного украшается такими
деталями как гусиные лапы вместо рук и ног, хвост, чешуя, рога и т.д. Или руки
у него человечьи, а вместо ног рыбий хвост.
В
Вологодской губернии, например, водяного представляют отнюдь не стариком. Это
"мужик,
очень широкий в плечах, с тонкими ногами; у него небольшие рога, тело покрыто
чешуей, хвост четверти три длиною, пальцы рук и ног очень длинные, с кривыми,
крепкими ногтями, между пальцами перепонки".
Как
видим, отдельный портрет может существенно отличаться от среднестатистического!
У
белорусов водяной это или
"огромный
старик с зелеными волосами и бородой из водорослей",
или
же
"черное,
обросшее волосами человекоподобное существо с рогами, хвостом и когтистыми
лапами".
Водяной
является хозяином водной стихии: морей, рек и озер. Он повелитель и покровитель
рыб и других водных существ. К человеку водяной относится, как правило,
враждебно. Он может напугать или даже утопить купающихся, утягивая свою жертву
в глубину, может разогнать всю рыбу или выпустить ее из невода, разорвав его,
может прорвать плотину или сделать еще какую-нибудь пакость. Даже там, где
водяные вроде бы сжились с людьми, они иногда могут так расшалиться, что
напугают человека насмерть или, даже, утопят его.
Водяной
мог покровительствовать только лишь рыбакам, мельникам и пчеловодам, и то
изредка. Водяного было принято задабривать рыбой, причем первой, табаком (!),
новыми лаптями, медовыми сотами и т.п. Бросали петухов, бараньи головы,
различных дохлых животных и даже живых лошадей. Дары приносились или весной,
или осенью, а при постройке мельницы или плотины - обязательно. Совершались
также и возлияния водяному. А о мельниках почти во всех местностях ходили
слухи, что они колдуны и связаны с различной нечистой силой.
Рассказов
о водяном собрано значительно меньше, чем о лешем. Так Вл. Даль отмечал, что из
всех опрошенных мужиков только один рассказывал о водяном как очевидец.
Остальные же знали, что где-то есть водяной, но Бог весть где. Тогда как лешего
встречало множество людей.
Живут
водяные обычно в омутах, особенно около мельниц. Любят пьянствовать и посещать
шинки, где играют в кости. Могут украсть коров или лошадей. На зиму водяной
уходит в свое подземное жилище.
Часто
водяного изображают царем, живущим в морской пучине в роскошном дворце из
хрусталя и золота. Его окружают многочисленные жены и злые красавицы дочери,
русалки и водяные меньшего ранга. Морской царь любит повеселиться и созывает в
свой дворец утонувших музыкантов, которых заставляет играть, а сам пляшет под
их музыку вместе со своими приближенными, несмотря на свой почтенный возраст.
Такая пляска вызывает сильное волнение на реках и озерах, а на море
сопровождается бурей. Кладовые дворца наполнены золотом и другими сокровищами,
которые упали на дно вместе с затонувшими кораблями.
С
таким водяным встречался и былинный герой Садко. С образом Садко связаны
представления о том, что водную стихию можно успокоить, исполняя специальные
напевы. Эти представления живы у поморов и до сих пор. Но главное для водяного
все-таки дары и уважение. Правда, к концу XIX века дары стали становиться
скромнее. В Новгородской губернии при постройке мельницы под водяное колесо
бросали шило, мыло и голову петуха. В Вологодской губернии рыбаки для получения
хорошего улова бросали водяному худой сапог с портянкой (жадные люди; на месте
водяного я бы обиделся и показал им улов). В Орловской губернии мельники лили
водяному водку и бросали кусочки хлеба и крошки. Так и во всех вариантах былины
о Садко его путешествие к морскому царю связано с неуплатой ему положенной
дани.
При
широкой распространенности веры в водяного, как уже говорилось, достоверных
случаев о встречах с ним, в отличие от лешего, записано на удивление мало.
Когда же происходит встреча с водяным?
Чаще
всего это происходит при купании или нырянии. Но водяной может схватить свою
жертву в тот момент, когда человек пьет воду из реки, озера или, даже, колодца.
Встреча с водяным неизбежна, если человек будет подсматривать за купанием
дочерей водяного или морского царя. Бывало, что водяного удавалось случайно
поймать сетью в виде большой рыбы, тогда уже водяному приходилось откупаться.
Водяной может придти на звуки музыки или на девичьи гуляния, если они в шутку
позовут водяного. Но водяной может и сам обратиться к мужикам, чтобы ему
одолжили сани или телегу для перевозки его пожитков, или чтобы прогнать чужого
водяного. Утопленница может стать женой водяного, а утопленник может жениться
на его красавице-дочери. От водяного можно откупиться дарами или можно
заключить с ним договор о взаимных обязанностях.
Но
все эти случаи происходили где-то и кем-то, а реальных случаев столкновения с
водяным записано очень мало. Так один крестьянин в Вологодской губернии якобы
сам видел водяного и спасся от него молитвой. Он так описывал водяного:
"Сам
черный, вид его наподобие человека, но только глаза красные, большие - с
ладонь, нос - как сапог, не меньше".
В
другой раз водяной схватил этого же мужика за руку, отчего у него долго
сохранялся отпечаток пятерни водяного, но и в этот раз мужику удалось
отмолиться.
Любимой
рыбой водяного является сом. Он разъезжает на соме верхом, а, кроме того, сом
приносит водяному утопленников. Поэтому сома в народе часто называют чертова
лошадь.
Из
всего вышесказанного видно, что с водяным без особой нужды встречаться не
стоит. В отличие от лешего, живых свидетелей встреч с ним не так уж и много.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abhoc.com/
|