рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Законодательство Республики Башкортостан в области экологического мониторинга рефераты

Государственные органы, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан[6], в сфере своей деятельности и компетенции:

¨   организуют и осуществляют мониторинг соответствующих объектов природной среды самостоятельно в рамках положений об этих органах;

¨   определяют объекты экологического мониторинга по согласованию Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;

¨   организуют проведение исследований по экологическому мониторингу по взаимосогласованным нормативным и методическим документам, обеспечивающим единство методов, способов и показателей, на основе которых осуществляются сбор и обработка данных состояния объектов экологического мониторинга;

¨   доводят до сведения природопользователей порядок обязательного представления документированных данных экологического мониторинга;

¨   организуют и обеспечивают ведение специализированных банков данных экологического мониторинга;

¨   организуют оценку данных экологического мониторинга на предмет отсутствия сведений, отнесенных законодательством к категории ограниченного распространения;

¨   осуществляют бесплатный информационный обмен с другими уполномоченными государственными органами в области экологического мониторинга;

¨   устанавливают квалификационные требования к персоналу, обеспечивающему ведение экологического мониторинга;

¨   организуют обучение и подготовку специалистов для работы в области экологического мониторинга;

¨   информируют органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления и население о состоянии окружающей среды на территории Республики Башкортостан на основе достоверных данных экологического мониторинга.

Глава V Закона РБ «Об экологической экспертизе» рассматривает регулирование деятельности в области экологического мониторинга. Статья 10 устанавливает обязанности природопользователей в области экологического мониторинга. Так, природопользователи в отношении объектов, подведомственных им и внесенных в Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан, обязаны:

¨   осуществлять организацию и проведение локального мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду за счет собственных средств;

¨   вести локальный мониторинг с использованием утвержденных в установленном законодательством порядке методик, с помощью приборов и средств, обеспечивающих единство измерений;

¨   бесплатно представлять в установленные сроки и в установленных объемах государственным органам, уполномоченным на организацию и ведение экологического мониторинга, и местным органам государственной власти Республики Башкортостан, органам местного самоуправления обязательные документированные данные локального экологического мониторинга.

Статья 11 Закона определяет, что экологический мониторинг на территории Республики Башкортостан проводится в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан.

Безусловно, прогрессивным является закрепление в ст.12. обязательности использования информационных ресурсов экологического мониторинга. В соответствии с положениями данной статьи, информационные ресурсы экологического мониторинга подлежат обязательному использованию органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления при принятии ими решений по вопросам обеспечения социально - экономического развития Республики Башкортостан, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе:

¨   при подготовке прогнозов и разработке программ социально - экономического развития, включая республиканские и местные инвестиционные, экологические и иные программы;

¨   при подготовке градостроительной документации, включая генеральные планы городов;

¨   при приятии решений о строительстве крупных хозяйственных объектов;

¨   при ведении отдельных видов государственных кадастров природных ресурсов;

¨   при подготовке государственных докладов о состоянии окружающей природной среды и ее влиянии на здоровье населения Республики Башкортостан;

¨   при подготовке проектов нормативных правовых актов Республики Башкортостан по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также финансирования мероприятий и программ по оздоровлению окружающей среды и населения, проживающего на территориях с особым экологическим статусом;

¨   при принятии решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий, нарушающих природоохранное законодательство.

Статья 13 Закона определяет цели и порядок создания государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан. В соответствии с указанной статьей, государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан создается с целью регистрации объектов экологического мониторинга, расположенных на территории Республики Башкортостан. Порядок ведения Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан и государственный орган, осуществляющий его, определяются Кабинетом Министров РБ.

Статьи 14-16 рассматриваемого Закона определяют особенности организации и проведения экологического мониторинга в зависимости от правового статуса территории, на которой планируется проведение мониторинга. 

Статья 21 регулирует финансирование работ по организации и ведению экологического мониторинга. Так, финансирование работ по организации экологического мониторинга осуществляется в рамках выполнения соответствующих республиканских целевых и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов. Финансирование работ по ведению экологического мониторинга природопользователями осуществляется за счет природопользователей.

Глава VII Закона РБ определяет ответственность за нарушение законодательства в области экологического мониторинга. Согласно ст.22 рассматриваемого Закона, нарушениями законодательства в области экологического мониторинга являются:

¨   несоблюдение стандартов, норм и правил ведения экологического мониторинга;

¨   сокрытие, несвоевременное представление информации, представление заведомо ложных данных экологического мониторинга, иное несоблюдение порядка обязательного представления данных экологического мониторинга;

¨   невыполнение предписаний уполномоченных государственных органов по экологическому мониторингу и воспрепятствование в осуществлении ими своих полномочий;

¨   несоблюдение правил использования информационных ресурсов, находящихся в системе экологического мониторинга.

Статья 23 устанавливает основания для приостановления производства или видов деятельности по природопользованию при нарушении требований экологического мониторинга.

По объектам, включенным в Государственный реестр объектов экологического мониторинга РБ, на которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экологический мониторинг не ведется или ведется с нарушением установленных требований, государственными органами, уполномоченными на организацию и ведение экологического мониторинга, в пределах их компетенции выносятся постановления о приостановлении производства или видов деятельности по природопользованию.

Основаниями для приостановления производства или видов деятельности по природопользованию являются:

¨   невыполнение в установленный срок предписаний по организации и ведению экологического мониторинга на объектах, внесенных в Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;

¨   представление заведомо ложных или искаженных данных экологического мониторинга, способствующих появлению экологически опасной ситуации;

¨   непредставление государственным органам, уполномоченным на организацию и ведение экологического мониторинга, обязательных данных мониторинга в случаях, когда объект экологического мониторинга находится в экологически опасной ситуации (наличие или риск возникновения залповых выбросов в атмосферу и залповых сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, выбросы и сбросы загрязняющих веществ сверхустановленных лимитов, опасность деградации или резкого ухудшения состояния природного объекта, возрастания заболеваемости и роста смертности населения).

Глава VIII Закона «Международные договоры» была исключена Законом РБ от 06.11.2001 г. N 252-з, как противоречащая федеральному законодательству.

4. Республиканская программа «Создание единой государственной

    информационной системы экологического мониторинга

    в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы

Республиканская программа «Создание единой государственной  информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы» была разработана и принята в рамках выполнения программы «Создание Единой государственной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 1995-2000 гг., как основа функционирования единой государственной системы экологического мониторинга республики.

Анализ работы ведомственных систем и служб мониторинга показал, что каждая их них функционирует в замкнутой системе, практически не обеспечивающей использование результатов проведения мониторинга в практических целях. Как уже было упомянуто выше, отсутствует комплексный подход к изучению влияния различных антропогенных загрязнений на окружающую среду, причин и источников деформации окружающей среды. Практически не изучаются отдаленные по времени последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.[7]

Вследствие этого не удалось создать инфраструктуру, обеспечивающую информационный обмен данными мониторинга, их обобщение и прогноз экологической обстановки.

Перечисленные факторы предопределили необходимость работы по созданию Единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан (далее - ЕГИСЭМ РБ).

При создании ЕГИСЭМ РБ учитываются интересы всех организаций - участников ЕГСЭМ РБ с правом собственности на принадлежащую им информацию. На основе взаимных договоров гарантируется право регламентированного доступа к информации, являющейся собственностью других организаций.

Координация работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию ЕГИСЭМ РБ достигается:

¨   предварительным системотехническим обоснованием всех комплексных и частных проектов;

¨   проведением межведомственной экспертизы, технических заданий и проектов, связанных с разработкой подсистем ЕГИСЭМ РБ;

¨   согласованием содержания и форм представления данных в различных подсистемах ЕГИСЭМ РБ;

¨    организованным и регламентированным обменом данными в информационной сети ЕГИСЭМ РБ со всеми функциональными и специальными системами аналогичного назначения.

При создании ЕГИСЭМ РБ используются современные информационные технологии сбора, хранения, передачи и отображения данных.

Единая государственная информационная система экологического мониторинга в Республике Башкортостан (ЕГИСЭМ РБ) является составной частью Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан (ЕГСЭМ Республики Башкортостан.

ЕГИСЭМ РБ - государственная информационная система для обеспечения органов государственной власти Республики Башкортостан, местных органов государственной власти в районах и городах Республики Башкортостан, юридических лиц и граждан своевременной, регулярной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды, влиянии источников антропогенного воздействия на окружающую среду.

Основу ЕГИСЭМ РБ составляют территориально и ведомственно-распределенные локальные информационные системы получения, сбора, систематизации, хранения и анализа информации.

Целями Программы являются:

¨   обеспечение органов государственной власти, юридических лиц и граждан своевременной, регулярной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, влиянии источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

¨   получение целостной картины состояния окружающей среды и ее воздействия на состояние здоровья населения республики;

¨   разработка комплексного подхода к изучению различных причин и источников деформации окружающей среды;

¨   внедрение механизма учета данных экологического мониторинга при формировании и реализации государственной стратегии развития республики.

Для достижения целей Программы необходимо решить следующие основные задачи:

¨    формирование и совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы функционирования и развития ЕГИСЭМ РБ;

¨    создание единой информационной инфраструктуры и единого информационного пространства по оценке экологических систем на территории республики;

¨    создание государственного реестра объектов экологического мониторинга;

¨         обеспечение доступа к экологической информации органов государственной власти, общественных организаций, населения республики.

Выполнение программы сделает возможным осуществление анализа данных мониторинга окружающей среды и на этой основе позволит своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер, направленных на улучшение состояния окружающей среды..

Программа рассчитана на 5 лет, и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа.

На проводимом в настоящий момент (2001-2002 гг.) первом этапе предусматривается, в основном, осуществить разработку и совершенствование нормативных правовых актов для создания научных, методических, организационных и экономических основ организации информационного взаимодействия участников ЕГИСЭМ РБ, повышения достоверности и сопоставимости данных о состоянии окружающей среды.

Информационные ресурсы ЕГИСЭМ РБ формируются по результатам мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду объектов и территориально обособленных участков окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, недр, почв, лесных и иных природных объектов, особо охраняемых природных территорий), здоровья групп населения, испытывающих негативное воздействие факторов окружающей среды.[8]

В рамках ЕГИСЭМ РБ интегрируются информационные ресурсы субъектов экологического мониторинга:

¨   министерств, государственных комитетов и ведомств, уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга;

¨   местных органов государственной власти в районах и городах;

¨   природопользователей.[9]

5. Заключение

В Республике Башкортостан, одной из первых среди субъектов Российской Федерации, был принят 24 мая 2000 года Закон «Об экологическом мониторинге», ему менее двух лет. Федеральный закон, регулирующий экологический мониторинг, в настоящее время находится ещё в разработке. Примечательно, что единственным разработчиком проекта и инициатором необходимости принятия данного Федерального закона явилась Республики Башкортостан.  

Необходимость принятия Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге» продиктованы изменениями, произошедшими в экономике и общественной жизни Башкортостана за последнее десятилетие. На федеральном уровне принят целый блок нормативных правовых актов, составляющих законодательную основу общества. Значительные изменения произошли и в области охраны окружающей природной среды.

Сейчас на первое место выдвигается необходимость создания эффективной системы охраны природы, способной должным образом обеспечивать вхождение России в этап устойчивого развития. Это предполагает создание современной законодательной базы природоохранной деятельности. 12 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон «Об охране окружающей среды» – базовый нормативный правовой акт экологического законодательства Российской Федерации. 

Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге» является новым шагом в развитии природоохранной деятельности, приближающим нас к современному, то есть соответствующему законодательству передовых государств, механизму правовой охраны окружающей среды. Хотя, конечно, для реализации на практике заложенных в данном законе норм потребуется принятие ряда подзаконных актов, устанавливающих механизмы их реализации.

6.   Нормативная правовая база:

                 (Законодательство Республики Башкортостан

                  в области экологического мониторинга)

1.   Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г. № ВС-13/28 (в ред. от 01.11.2000 г.), ст.71;

2.   Закон Республики Башкортостан от 24 мая 2000 г. N 73-з "Об экологическом  мониторинге" (с изм. и доп. от 6 ноября 2001 г.);

3.   Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 мая 2001 г. N 107 "О комплексной программе "Экологическая безопасность Республики Башкортостан " на 2001-2005 годы";

4.   Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 июня 2001 г. N 134 "О республиканской программе "Создание Единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан" на 2001-2005 годы";

5.   Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 апреля 2000 N 84 "О Государственном комитете Республики Башкортостан по охране окружающей среды";

6.   Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 февраля 2000 г. N 26 "О порядке ведения государственного мониторинга водных объектов Республики Башкортостан";

7.   Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 ноября 1999 г. N 355 "О республиканской программе развития службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Республики Башкортостан на 2000-2003 годы";

8.   Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 июля 1998 г. N 148 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды";

9.    Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 декабря 1995 г. N 441 "Об утверждении Программы создания Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан";

10.        Распоряжение Кабинета Министров РБ от 16 марта 2001 N 214-р «Об утверждении программы подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона Республики Башкортостан "Об экологическом мониторинге";

11.        Государственная программа мониторинга земель Республики Башкортостан на 1993-1995 годы. Утверждена постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 28 июня 1993 г. N 271;

12.  Положение о мониторинге земель в Республике Башкортостан. Утверждено постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 28 июня 1993 г. N 271.

7.       Использованная  литература:

1)   Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Башкортостан в 1999 году, - Уфа, 2000;

2)   Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Башкортостан в 2000 году, - Уфа, 2001;

3)   Экологические программы Республики Башкортостан, - Уфа, 2001;

4)   Бринчук М.М., Экологическое право (право окружающей среды): Учебник.- М.: Юристъ, 2000.- 688 с. 

 


[1] Мерквирт Райнер, «Игра по одним правилам будет способствовать углублению европейской интеграции», ЭкоИнформ, №5,2001.

[2] Статья 63 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

[3] Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 г.

[4] Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Башкортостан в 2000 году, с.215, - Уфа, 2001.

[5] Пункт 3.13 постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 апреля 2000 N 84 "О Государственном комитете Республики Башкортостан по охране окружающей среды".

[6] указаны в п.2 на стр.7 данной работы;

[7] ЕГСЭМ: былое и думы, «Табигат», 15 февраля 2001, №2 (27), с. 1.

[8] ЕГСЭМ: былое и думы, «Табигат», 15 февраля 2001, №2 (27), с. 7.

[9] Экологические программы Республики Башкортостан; - Уфа, 2001, с.63.


Страницы: 1, 2