Реферат: Законодательство Республики Башкортостан в области экологического мониторинга
Государственные органы, уполномоченные на организацию
и ведение экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан[6],
в сфере своей деятельности и компетенции:
¨ организуют и осуществляют мониторинг соответствующих
объектов природной среды самостоятельно в рамках положений об этих органах;
¨ определяют объекты экологического мониторинга по
согласованию Государственного реестра объектов экологического мониторинга
Республики Башкортостан;
¨ организуют проведение исследований по экологическому
мониторингу по взаимосогласованным нормативным и методическим документам,
обеспечивающим единство методов, способов и показателей, на основе которых
осуществляются сбор и обработка данных состояния объектов экологического
мониторинга;
¨ доводят до сведения природопользователей порядок
обязательного представления документированных данных экологического
мониторинга;
¨ организуют и обеспечивают ведение специализированных
банков данных экологического мониторинга;
¨ организуют оценку данных экологического мониторинга на
предмет отсутствия сведений, отнесенных законодательством к категории
ограниченного распространения;
¨ осуществляют бесплатный информационный обмен с другими
уполномоченными государственными органами в области экологического мониторинга;
¨ устанавливают квалификационные требования к персоналу,
обеспечивающему ведение экологического мониторинга;
¨ организуют обучение и подготовку специалистов для
работы в области экологического мониторинга;
¨ информируют органы государственной власти Республики
Башкортостан, органы местного самоуправления и население о состоянии окружающей
среды на территории Республики Башкортостан на основе достоверных данных
экологического мониторинга.
Глава V Закона РБ «Об экологической экспертизе» рассматривает
регулирование деятельности в области экологического мониторинга. Статья 10 устанавливает
обязанности природопользователей в области экологического мониторинга. Так,
природопользователи в отношении объектов, подведомственных им и внесенных в
Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики
Башкортостан, обязаны:
¨ осуществлять организацию и проведение локального
мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду
за счет собственных средств;
¨ вести локальный мониторинг с использованием
утвержденных в установленном законодательством порядке методик, с помощью
приборов и средств, обеспечивающих единство измерений;
¨ бесплатно представлять в установленные сроки и в
установленных объемах государственным органам, уполномоченным на организацию и
ведение экологического мониторинга, и местным органам государственной власти
Республики Башкортостан, органам местного самоуправления обязательные
документированные данные локального экологического мониторинга.
Статья 11 Закона определяет, что экологический
мониторинг на территории Республики Башкортостан проводится в рамках Единой
государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан.
Безусловно, прогрессивным является закрепление в
ст.12. обязательности использования информационных ресурсов экологического
мониторинга. В соответствии с положениями данной статьи, информационные
ресурсы экологического мониторинга подлежат обязательному использованию
органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного
самоуправления при принятии ими решений по вопросам обеспечения социально -
экономического развития Республики Башкортостан, охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности, в том числе:
¨
при подготовке прогнозов и разработке программ социально -
экономического развития, включая республиканские и местные инвестиционные,
экологические и иные программы;
¨
при подготовке градостроительной документации, включая
генеральные планы городов;
¨
при приятии решений о строительстве крупных хозяйственных
объектов;
¨
при ведении отдельных видов государственных кадастров природных
ресурсов;
¨
при подготовке государственных докладов о состоянии окружающей
природной среды и ее влиянии на здоровье населения Республики Башкортостан;
¨
при подготовке проектов нормативных правовых актов Республики
Башкортостан по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности, а также финансирования мероприятий и
программ по оздоровлению окружающей среды и населения, проживающего на
территориях с особым экологическим статусом;
¨
при принятии решений об ограничении, приостановлении, прекращении
деятельности предприятий, нарушающих природоохранное законодательство.
Статья 13 Закона определяет цели и порядок создания
государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики
Башкортостан. В соответствии с указанной статьей, государственный реестр
объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан создается с целью
регистрации объектов экологического мониторинга, расположенных на территории
Республики Башкортостан. Порядок ведения Государственного реестра объектов
экологического мониторинга Республики Башкортостан и государственный орган,
осуществляющий его, определяются Кабинетом Министров РБ.
Статьи 14-16 рассматриваемого Закона определяют
особенности организации и проведения экологического мониторинга в зависимости
от правового статуса территории, на которой планируется проведение
мониторинга.
Статья 21 регулирует финансирование работ по
организации и ведению экологического мониторинга. Так, финансирование работ по
организации экологического мониторинга осуществляется в рамках выполнения
соответствующих республиканских целевых и местных программ за счет средств
соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов. Финансирование работ по ведению
экологического мониторинга природопользователями осуществляется за счет
природопользователей.
Глава VII Закона РБ определяет ответственность за нарушение
законодательства в области экологического мониторинга. Согласно ст.22
рассматриваемого Закона, нарушениями законодательства в области
экологического мониторинга являются:
¨ несоблюдение стандартов, норм и правил ведения
экологического мониторинга;
¨
сокрытие, несвоевременное представление информации, представление
заведомо ложных данных экологического мониторинга, иное несоблюдение порядка
обязательного представления данных экологического мониторинга;
¨ невыполнение предписаний уполномоченных
государственных органов по экологическому мониторингу и воспрепятствование в
осуществлении ими своих полномочий;
¨ несоблюдение правил использования информационных
ресурсов, находящихся в системе экологического мониторинга.
Статья 23 устанавливает основания для
приостановления производства или видов деятельности по природопользованию при
нарушении требований экологического мониторинга.
По объектам, включенным в Государственный реестр
объектов экологического мониторинга РБ, на которых юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями экологический мониторинг не ведется или
ведется с нарушением установленных требований, государственными органами,
уполномоченными на организацию и ведение экологического мониторинга, в пределах
их компетенции выносятся постановления о приостановлении производства или видов
деятельности по природопользованию.
Основаниями для приостановления производства или видов
деятельности по природопользованию
являются:
¨ невыполнение в установленный срок предписаний по
организации и ведению экологического мониторинга на объектах, внесенных в
Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;
¨
представление заведомо ложных или искаженных данных
экологического мониторинга, способствующих появлению экологически опасной
ситуации;
¨
непредставление государственным органам, уполномоченным на
организацию и ведение экологического мониторинга, обязательных данных
мониторинга в случаях, когда объект экологического мониторинга находится в
экологически опасной ситуации (наличие или риск возникновения залповых выбросов
в атмосферу и залповых сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, выбросы и
сбросы загрязняющих веществ сверхустановленных лимитов, опасность деградации
или резкого ухудшения состояния природного объекта, возрастания заболеваемости
и роста смертности населения).
Глава VIII Закона «Международные договоры» была исключена
Законом РБ от 06.11.2001 г. N 252-з, как противоречащая федеральному
законодательству.
4.
Республиканская программа «Создание единой государственной
информационной системы экологического мониторинга
в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы
Республиканская программа «Создание единой
государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике
Башкортостан» на 2001-2005 годы» была разработана и принята в рамках
выполнения программы «Создание Единой государственной системы экологического
мониторинга в Республике Башкортостан» на 1995-2000 гг., как основа
функционирования единой государственной системы экологического мониторинга
республики.
Анализ
работы ведомственных систем и служб мониторинга показал, что каждая их них
функционирует в замкнутой системе, практически не обеспечивающей использование
результатов проведения мониторинга в практических целях. Как уже было упомянуто
выше, отсутствует комплексный подход к изучению влияния различных антропогенных
загрязнений на окружающую среду, причин и источников деформации окружающей среды. Практически не изучаются
отдаленные по времени последствия аварийных
выбросов и сбросов загрязняющих
веществ в окружающую среду.[7]
Вследствие этого не удалось создать инфраструктуру, обеспечивающую информационный обмен данными
мониторинга, их обобщение и прогноз
экологической обстановки.
Перечисленные факторы предопределили необходимость работы по созданию Единой государственной
информационной системы экологического
мониторинга в Республике Башкортостан (далее - ЕГИСЭМ РБ).
При создании
ЕГИСЭМ РБ учитываются интересы всех организаций - участников ЕГСЭМ РБ с правом
собственности на принадлежащую им
информацию. На основе взаимных договоров гарантируется право
регламентированного доступа к информации,
являющейся собственностью других организаций.
Координация работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию ЕГИСЭМ РБ достигается:
¨ предварительным
системотехническим обоснованием всех комплексных и частных проектов;
¨ проведением
межведомственной экспертизы, технических заданий и проектов, связанных с разработкой подсистем ЕГИСЭМ РБ;
¨ согласованием содержания и форм
представления данных в различных подсистемах ЕГИСЭМ РБ;
¨ организованным и регламентированным
обменом данными в информационной сети ЕГИСЭМ РБ со всеми функциональными и специальными системами аналогичного
назначения.
При
создании ЕГИСЭМ РБ используются современные информационные
технологии сбора, хранения, передачи и отображения данных.
Единая
государственная информационная система экологического мониторинга в Республике Башкортостан (ЕГИСЭМ РБ) является составной частью Единой
государственной системы
экологического мониторинга Республики Башкортостан (ЕГСЭМ Республики
Башкортостан.
ЕГИСЭМ РБ -
государственная информационная система для обеспечения органов государственной
власти Республики Башкортостан, местных
органов государственной власти в районах и городах Республики
Башкортостан, юридических лиц и граждан
своевременной, регулярной и достоверной информацией о состоянии
окружающей среды, влиянии источников антропогенного
воздействия на окружающую среду.
Основу ЕГИСЭМ РБ составляют территориально и ведомственно-распределенные
локальные информационные системы получения, сбора, систематизации, хранения и анализа информации.
Целями Программы являются:
¨ обеспечение органов
государственной власти, юридических лиц и граждан своевременной, регулярной и достоверной информацией
о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, влиянии источников
антропогенного воздействия на окружающую
среду;
¨ получение целостной
картины состояния окружающей среды и ее воздействия на состояние здоровья населения республики;
¨ разработка комплексного подхода к изучению
различных причин и источников деформации
окружающей среды;
¨ внедрение механизма
учета данных экологического мониторинга при формировании и реализации государственной стратегии развития республики.
Для достижения
целей Программы необходимо решить следующие
основные задачи:
¨ формирование и
совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы функционирования и развития ЕГИСЭМ РБ;
¨ создание единой
информационной инфраструктуры и единого информационного пространства по оценке экологических систем на
территории республики;
¨ создание
государственного реестра объектов экологического мониторинга;
¨
обеспечение доступа к
экологической информации органов государственной
власти, общественных организаций, населения республики.
Выполнение
программы сделает возможным осуществление анализа данных мониторинга окружающей
среды и на этой основе позволит своевременно
разрабатывать и реализовывать систему мер, направленных на улучшение состояния
окружающей среды..
Программа
рассчитана на 5 лет, и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа.
На проводимом в настоящий момент
(2001-2002 гг.) первом этапе предусматривается, в основном, осуществить
разработку и совершенствование нормативных правовых актов для создания научных,
методических, организационных и экономических основ организации информационного взаимодействия участников ЕГИСЭМ РБ,
повышения достоверности и сопоставимости данных о состоянии окружающей среды.
Информационные
ресурсы ЕГИСЭМ РБ формируются по результатам
мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду
объектов и территориально обособленных участков окружающей среды (атмосферного
воздуха, вод, недр, почв, лесных и иных природных объектов, особо охраняемых
природных территорий), здоровья групп населения, испытывающих негативное
воздействие факторов окружающей среды.[8]
В рамках
ЕГИСЭМ РБ интегрируются информационные ресурсы субъектов экологического
мониторинга:
¨ министерств, государственных комитетов и
ведомств, уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга;
¨ местных органов государственной власти в
районах и городах;
¨ природопользователей.[9]
5. Заключение
В Республике Башкортостан, одной из первых среди
субъектов Российской Федерации, был принят 24 мая 2000 года Закон «Об
экологическом мониторинге», ему менее двух лет. Федеральный закон, регулирующий
экологический мониторинг, в настоящее время находится ещё в разработке.
Примечательно, что единственным разработчиком проекта и инициатором
необходимости принятия данного Федерального закона явилась Республики
Башкортостан.
Необходимость принятия Закон Республики Башкортостан
«Об экологическом мониторинге» продиктованы изменениями, произошедшими в
экономике и общественной жизни Башкортостана за последнее десятилетие. На
федеральном уровне принят целый блок нормативных правовых актов, составляющих
законодательную основу общества. Значительные изменения произошли и в области
охраны окружающей природной среды.
Сейчас на первое место выдвигается необходимость
создания эффективной системы охраны природы, способной должным образом
обеспечивать вхождение России в этап устойчивого развития. Это предполагает
создание современной законодательной базы природоохранной деятельности. 12
января 2002 года вступил в силу Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
– базовый нормативный правовой акт экологического законодательства Российской
Федерации.
Закон Республики Башкортостан «Об экологическом
мониторинге» является новым шагом в развитии природоохранной деятельности,
приближающим нас к современному, то есть соответствующему законодательству
передовых государств, механизму правовой охраны окружающей среды. Хотя,
конечно, для реализации на практике заложенных в данном законе норм потребуется
принятие ряда подзаконных актов, устанавливающих механизмы их реализации.
6.
Нормативная правовая база:
(Законодательство Республики Башкортостан
в
области экологического мониторинга)
1. Экологический кодекс Республики
Башкортостан от 28 октября 1992 г. № ВС-13/28 (в ред. от 01.11.2000 г.), ст.71;
2. Закон Республики
Башкортостан от 24 мая 2000 г. N 73-з "Об экологическом мониторинге"
(с изм. и доп. от 6 ноября 2001 г.);
3. Постановление
Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 мая 2001 г. N 107 "О
комплексной программе "Экологическая безопасность Республики
Башкортостан " на 2001-2005 годы";
4. Постановление
Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 июня 2001 г. N 134 "О
республиканской программе "Создание Единой государственной информационной
системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан" на 2001-2005
годы";
5. Постановление
Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 апреля 2000 N 84 "О
Государственном комитете Республики Башкортостан по охране окружающей
среды";
6. Постановление
Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 февраля 2000 г. N 26 "О
порядке ведения государственного мониторинга водных объектов Республики
Башкортостан";
7. Постановление
Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 ноября 1999 г. N 355 "О
республиканской программе развития службы гидрометеорологии и мониторинга
окружающей среды на территории Республики Башкортостан на 2000-2003 годы";
8. Постановление
Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 июля 1998 г. N 148 "Об
информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения
окружающей среды";
9. Постановление
Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 декабря 1995 г. N 441 "Об
утверждении Программы создания Единой государственной системы экологического
мониторинга Республики Башкортостан";
10.
Распоряжение Кабинета Министров РБ от 16 марта 2001 N
214-р «Об утверждении программы подготовки проектов нормативных правовых актов,
необходимых для реализации Закона Республики Башкортостан "Об
экологическом мониторинге";
11.
Государственная
программа мониторинга земель Республики Башкортостан на 1993-1995 годы.
Утверждена постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 28 июня
1993 г. N 271;
12. Положение о
мониторинге земель в Республике Башкортостан. Утверждено постановлением Совета
Министров Республики Башкортостан от 28 июня 1993 г. N 271.
7.
Использованная литература:
1) Государственный
доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Башкортостан в 1999
году, - Уфа, 2000;
2) Государственный
доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Башкортостан в 2000
году, - Уфа, 2001;
3)
Экологические программы Республики
Башкортостан, - Уфа, 2001;
4)
Бринчук М.М., Экологическое право
(право окружающей среды): Учебник.- М.: Юристъ, 2000.- 688 с.
[1]
Мерквирт Райнер, «Игра по одним правилам будет способствовать углублению
европейской интеграции», ЭкоИнформ, №5,2001.
[2]
Статья 63 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды».
[3]
Утверждено постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.11.1997 г.
[4]
Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики
Башкортостан в 2000 году, с.215, - Уфа, 2001.
[5] Пункт 3.13 постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6
апреля 2000 N 84 "О Государственном комитете Республики Башкортостан по
охране окружающей среды".
[6]
указаны в п.2 на стр.7 данной работы;
[7]
ЕГСЭМ: былое и думы, «Табигат», 15 февраля 2001, №2 (27), с. 1.
[8]
ЕГСЭМ: былое и думы, «Табигат», 15 февраля 2001, №2 (27), с. 7.
[9]
Экологические программы Республики Башкортостан; - Уфа, 2001, с.63.
|