рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Явление Ницше рефераты

Различия этих типов определяются различием моральных ценностей. Для морали "хозяев" характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и самой жизнью. Мораль "рабов", напротив, есть мораль полезности. Малодушный, мелочный, унижающийся человек, с покорностью выносящий дурное обхождение ради своей выгоды - вот представитель морали "рабов", на какой бы высокой ступени социальной лестницы он ни находился. "Рабская" мораль жаждет мелкого счастья и наслаждения; строгость и суровость по отношению к самому себе - основа морали "хозяев".

«Человек имеет цель внутри себя; цель его - жизнь». Эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы – "хозяева", люди, представляющие собой "совершенство" прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам  и т. д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всякий имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его природе.

            Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том, что некоторые из них слабы от природы, другие же – сильны, опять-таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные ("хозяева") - ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые ("рабы") - ценят то, что в большей мере обусловлено их слабостью - сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п. «Некогда, хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, покорность, смирение - все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стала и продолжает оставаться рабская мораль».

            В оценке существующей и прославляемой ныне морали Ницше хотел занять беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал, «…все идет так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно тут плохо: даже хозяева начинают подчиняться этой морали». Однако Ницше не мог удержаться на этой объективной, беспристрастной позиции, так как ощущал себя принадлежащим к расе "хозяев" и признавал их мораль не только более высокой, но и единственно достойной этого понятия.

            Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные Ницше существующей в обществе морали, то, вероятно, их можно свести к некоторому общему знаменателю и выразить в виде следующих трех  предположений:

во-первых, о всеобщем равенстве;

во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу других;

в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая якобы не требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.

Основанная на этих предположениях мораль, казалось бы, вполне закономерно должна включать в себя принципы справедливости, альтруизма, любви к ближнему, сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над материальными, преимущество  общественного  блага  перед  личным и т.п. Оглянитесь вокруг!!!

            Собственная моральная позиция Ницше, позиция "хозяина", далеко не соответствует этой - господствующей и по ныне в обществе морали. Ее краеугольными камнями служат:

во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность;

во-вторых, свобода сильного - свобода принадлежит только тому, кто имеет достаточно силы, чтобы "завоевать" и отстоять ее;

в-третьих, неравенство - люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них.

Естественно, этим устоям соответствуют и принципы морали. Справедливость в том виде, как ее сейчас понимают - есть ложь. Истинная справедливость: «Каждый имеет столько, сколько заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни», основана отнюдь не на равенстве: «Равенство - есть признак упадка». Ложным является и принцип полезности - назначение жизни состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и только это имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма, значит «если и может у кого-либо быть великая цель, то она важнее благополучия ближнего». И дело не в любви к ближнему - уважения и поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие - это наиболее "сильные". Кроме того, требование альтруизма есть не что иное, как эгоизм, но только эгоизм – "слабого". Не видит Ницше каких-либо достоинств и у принципа милосердия - оно есть пустая трата энергии на "слабых" и "вырождающихся". Требованием жизни должно быть не спасение и даже не помощь "слабым". Лозунгом, достойным подлинной жизни является: «Падающего - толкни!», который, по Ницше, не является инструкцией для вышибал! Здесь он, прежде всего, критикует христианство, но только то христианство о котором сказал: «Что отрицал Христос – все, что сегодня называется христианским!», и которое считает религией "рабов". Христианская религия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. Человек свободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей лицемерная каста жрецов ради достижения собственной власти. Вывод Ницше: не свержение строя, порождающего несвободу, а возрождение идеала сильной и свободной личности - идеала времен Античности и Возрождения, отказ от культа слабости и униженности, покаяния, жертв и самопожертвования, навязанного религией лицемерия. То же и в случае с принципом общественного блага: «Только великие индивидуальности имеют ценность», а что касается "масс", то они могут представлять интерес только как "дурная" копия великого, как сила сопротивляющаяся ему, или как орудие в его руках.

            Кроме всего прочего, существующая мораль, считает Ницше, базируется на ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может почитать природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам, несовместимым с их природой. Она говорит об альтруистических поступках, свободе воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не может. Есть только ложь, но наибольший вред существующей морали состоит в том, что она культивирует "посредственность" и тем самым разрушает единственную ценность - жизнь.

Главная заслуга Ницше в том, что он предпринял и осуществил переоценку всех ценностей: «все то, что обычно признается ценным, на самом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью; нужно все поставить на свои места: истинные ценности - на место ценностей мнимых». В этой переоценке ценностей, по существу составляющей основу философии Ницше, он встал «по ту сторону добра и зла». Обычная мораль, сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в рамки, противоположные стороны которой составляют представление о добре и зле. Их пределами исчерпываются все формы существующих моральных отношений. Что касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченная этими рамками, есть ложь. Подлинно духовный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границ у которого нет, а не между добром и злом существующей морали. Именно в этом контексте Ницше называет себя первым имморалистом.

Разумеется, речь идет не об отдельных поступках, противоречащих требованиям общечеловеческой совести, не о преступниках в обычном смысле этого слова, а о морали как системе установленных взглядов, представлений, предписаний, требований и т.п. Просто, у Ницше иной критерий добра и зла. Следовательно, по сравнению с предшествующей традицией взглядов, позиция Ницше характеризуется так, что если вся европейская философская традиция претендовала на создание или перестройку этики, не посягая при этом на саму мораль, то Ницше претендует на создание не только новой этики, но и новой морали.

Ни один из философов прошлого - ни Платон, ни Аристотель, ни Августин Блаженный, ни Фома Аквинский, ни Кант - не заходил столь далеко: каждый из них претендовал на создание лишь новой этики как философии морали, но не самой морали. Иными словами они стремились концептуализировать мораль своего времени, выявить ее основные черты, фундаментальные новоположения и показать вытекающие из них следствия, занимая позицию стороннего созерцателя. В отличие от них, Ницше - провозгласил мораль, которая своим фундаментом имеет жизнь как первую и абсолютную ценность. Соответственно ее движущий механизм включает не только размышление и осмысление, сколько инстинктивные реакции, которые в наибольшей мере развиты у Сверхчеловека - созданного философией Ницше идеала человека. Его еще нет, и не может быть, в нашей реальности, но залогом его появления служат те единицы, которые - научившись правильно читать Ницше смогут постичь его истины и, поднявшись вслед за ним на высоту «6000 футов над уровнем человека», станут жить жизнью провозвестников «молнии - из темной тучи человечества».

«ВОКРУГ  ТВОРЦОВ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВЕРТИТСЯ МИР; ОН ВРАЩАЕТСЯ НЕСЛЫШНО… И МЫ, ТЕ, КТО МЫСЛИТ И ЧУВСТВУЕТ, ЕДИНСТВЕННЫЕ, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО И ПОСТОЯННО ДЕЛАЕТ НЕЧТО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ: ВЕСЬ ПОСТОЯННО РАСТУЩИЙ МИР ЦЕННОСТЕЙ, КРАСОК, ВЕСА, ПЕРСПЕКТИВЫ, ЛЕСТНИЦЫ УТВЕРЖДЕНИЙ И ОТРИЦАНИЙ. НАЙДЕННЫЕ НАМИ ПОЭТИЧЕСКИЕ ВЫМЫСЛЫ СТАНОВЯТСЯ РУКОВОДСТВОМ ДЛЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ, ПРИЗВАННЫХ ПРЕВРАЩАТЬ ИХ В ПЛОТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ДАЖЕ В ПОВСЕДНЕВНОСТЬ…  Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО НЕ ИЩЕТ В НЕБЕСАХ, ЗА ЗВЕЗДАМИ, ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОГИБНУТЬ И ПРИНЕСТИ СЕБЯ В ЖЕРТВУ, ТОГО, КТО ПРИНОСИТ СЕБЯ В ЖЕРТВУ ЗЕМЛЕ, ЧТОБЫ КОГДА-НИБУДЬ, ОНА СТАЛА ЗЕМЛЕЙ СВЕРХЧЕЛОВЕКА.

ЧЕЛОВЕК - ЭТО КАНАТ, ПРОТЯНУТЫЙ МЕЖДУ ЖИВОТНЫМ И СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ, ЭТО КАНАТ НАД ПРОПАСТЬЮ. ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТОМ, ЧТО ОН МОСТ, А НЕ ЦЕЛЬ, И ЛЮБВИ В НЕМ ДОСТОЙНО ЛИШЬ ТО, ЧТО ОН ПЕРЕХОД И УНИЧТОЖЕНИЕ. ЧЕЛОВЕК ПОГИБНЕТ И ПРИДЕТ НА ЕГО МЕСТО СВЕРХЧЕЛОВЕК…  Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО ЖИВЕТ РАДИ ПОЗНАНИЯ И СТРЕМИТСЯ ПОЗНАВАТЬ ВО ИМЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИЛ НЕКОГДА СВЕРХЧЕЛОВЕК.

БРАТЬЯ МОИ, ОСТАВАЙТЕСЬ ВЕРНЫМИ ЗЕМЛЕ ВСЕЙ СИЛОЙ СВОЕЙ ЛЮБВИ. ПОДОБНО МНЕ ВОЗВРАЩАЙТЕ ЗЕМЛЕ ЗАБЛУДИВШУЮСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ, И ПУСТЬ ОНА ДАЕТ ЗЕМЛЕ СВОИ СИЛЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СИЛЫ».

Ф. Ницше


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО - ТВАРЬ ДРОЖАЩАЯ?

Многие прикидывались белокурыми бестиями, хотя бестиальности в них не хватало и на одну морскую свинку.

Р.  Хух

Духовное совершеннолетие человека сигнализируется неким кризисным переживанием в самом эпицентре его эгоистичного Я. Он осознаёт, что всё его формирование протекало до сих пор как бы без его личного ведома и участия. Прирученный, с ранних лет, мощным традиционным аппаратом навыков, норм и ценностей (воспитание, образование, мораль, религия, наука), он с какого-то момента начинает ощущать это опекунство - как бремя и личную несвободу. В этот момент, ему в руки попадает библия Ницше и этот индивид, вследствие своей духовной бедности, начинает буквально воспринимать все призывы Заратустры, не приложив при этом, и капли старания, чтобы за силою фраз увидеть подлинный смысл изречений, а не саму силу. И вот - новоиспеченный "фюрер", возомнив себя «белокурой бестией», уже мчится утолить жажду своего эгоизма и желания власти.

В русской литературе, эта проблема освещена особенно ярко, в романе Достоевского «Преступление и наказание»: «Мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...»

            Вот основные элементы особого аспекта сознания индивида, желающего утвердить себя в качестве "сверхчеловека", находящегося «по ту сторону» нравственных норм и моральных законов, значимых - по его мнению, лишь для "обыкновенных" людей, но отнюдь не для "избранных": искреннее убеждение в полнейшем отсутствии "высшей правды", возникающее при виде несправедливостей, творящихся вокруг, к тому же, усиленное личными бедами и переживаниями, приводят к стремлению утвердить эту "правду" самому, на свой страх и риск. Или, иначе говоря, вывод о том, что "правды нет - и выше", полученный на основе констатации факта отсутствия ее на "земле", рождают стремление установить "свою" правду, взамен отсутствующей - как на земле, так и на небе; размышления о том, как бы осчастливить человечество, утвердив среди людей "свою" правду, приводят к осознанию того, что кое-какая правда меж людишками все-таки обретается. А значит, с одной стороны, есть Я со своей правдой (разумеется, "высшей"), а с другой – обыватели, с их кое-какими "правдёнками", не выдерживающими - строгого логического анализа; к примеру, тоже «не убий» - попирается на каждом шагу, а потому гроша ломанного не стоит. И вот тут "высшая" (самоличная) правда сталкивается с общечеловеческими "правдёнками", и Я прикидывает, в какой мере можно принести их в жертву, облагодетельствовав этим все  человечество. Однако! Подобные метафизические опыты, производимые в целях утверждения абсолютности своей "правды", при чем для того, чтобы понять, кто есть Я, на самом-то деле –  осуществляются не над самим собою, а над "другими"!

Вот приблизительная формула того, как появляются эти "высшие натуры", "господа будущего", с их желанием устанавливать различие между - непременно гениальным Я и обязательно бездарными - "другими", привыкая смотреть на этого последнего как на материал истории и объект разнообразных импровизаций. И вот, они уже пытаются подражать "сверхчеловеку" - также, но по своему, возвращаясь к диким зверям (но отнюдь не к их невинной совести), и уже как реальные торжествующие чудовища - идут с устроенной ими ужасной "смены" убийств, поджогов, разгромов и насилия над всем живущим с гордостью и душевным равновесием - уверенные, что поэты теперь надолго будут иметь тему для творчества и прославления.

Практически единственно возможной формой правления подобной "аристократии" является организация типа фашистской. И хотя  такая организация неизбежно вызовет оппозицию и, вероятно, как уже не раз доказала история, будет побеждена в войне, - она вскоре станет ни чем иным, как полицейским обществом, где правители живут в постоянном страхе быть убитым, а герои заключены в концентрационные лагеря и психиатрические клиники.  В таком обществе доверие и честность подорваны завистью, а предполагаемая "аристократия" вырождается в кучку алчных трусов.

            Кровавый след, который оставили в истории нелюди, возомнившие себя «сверхчеловеком», еще долго будет потрясать умы потомков. Но не сам Ницше вдохновил их, а учения его воинствующих лжепоследователей, то есть их интерпретация его идей до крайности исказившая великие мысли философа, доводя их до абсурда, и превращая самого мыслителя в шовиниста и человеконенавистника. К примеру, идеологи «германо-фашистского мифа», в свое время, ухватившись за рассуждения Ницше и истолковав их на свой манер, объявили войну "слабым", то есть тем, кого следовало бы по их мнению, поработить, или уничтожить ради процветания высшей расы истинных арийцев, а чтобы допропорядочных граждан не мучила совесть, каждому унтер-офицеру вручили тщательно подобранный "цитатник" Ницше – на, дескать, почувствуй себя "сверхчеловеком".

Ницше, действительно видел прообразы сверхчеловека в римском, арабском, германском дворянстве, в гомеровских героях, в скандинавских викингах. Оценивая моральные качества, Ницше называл, идеалом, близким к сверхчеловеку - Цезаря, Макиавелли, Наполеона. Однако, возникновение сверхчеловека он не связывал с какой - либо из существующих рас! Сверхчеловек – это высшая гармония, сочетающая в себе не только физическое совершенство, но и  высокие моральные и интеллектуальные качества, а так же  врождённые благородство и аристократизм. Кроме того, сверхчеловек является членом высшего класса не в силу своего рождения, а предназначен к этому  внутренней природой. А это означает, что сверхчеловек  настолько "выше" современного человека, что образует абсолютно новый, особый биологический тип человека будущего. Поэтому - возможность появления сверхчеловека, может дать отнюдь не оружие, а осознание необходимости  подняться над прежним уровнем развития, и не ради произвола и господства над другими, а ради нового бытия, к которому нынешний человек, по сути своей, еще просто не готов! Таким образом, философия Ницше находилась в полном противоречии не только с идеологией и практикой фашизма, но и не соответствует идеям любых форм проявления массового сознания.

Заглянув в кошмарную бездну грядущего, Ницше ужаснулся от открывшегося ему там. Он - почувствовав, что наступающий век несет с собою нечто ужасное, как ни кто, призывал к вознесению в мир истинной и чистой свободы интеллекта. Он знал, что старая эпоха умирает, а в ее предсмертных конвульсиях родятся страшные тоталитарные режимы. «Грядет время, когда будут вести борьбу за господство над землей, и ее будут вести во имя фундаментальных философских учений» Яркий пример того, что профессор не бредил: национал-социализм в Германии и большевизм в России.

Впереди новое тысячелетие - век дракона, а значит мудрости, но предсказание Ницше остается в силе, а по сему - идеям Фридриха Ницше суждено быть не столько философским наследием, сколько ареной политических битв.

P. S.

Упорное нежелание homo sapiens быть разумным, слепо подчиняясь своим идолам, привело не только к исполненному жалости, но при этом безучастному созерцанию Христа на кресте, а Ницше в дурдоме, но и идиотизму, уже погубившему великое предназначение учений Христа, и вновь сыгравшему злую шутку с очередным "спасителем".

Вот они описанные Ницше "добрые" люди, не боящиеся воевать даже с самой природой, и осуждающие все и вся кроме собственной глупости. Именно те, кто уже однажды испохабил великую добродетель, фанатично повинуясь проповедям попов, бездумно цитирующих библию, и по этой причине привык подставлять под удар хозяйского сапога, не только обе щеки, но и задницу, искренне считая себя при этом истинными христианами, которые следуют слову божьему! Именно они так же фанатично повинуясь уже земным идолам, столь же бездумно воплощяющих идеологию алчных политиков, наоравшись на митингах - шли резать друг друга полагаясь на кажущуюся незыблимость довольно краткосрочных политических идеалов.

И вот результат - все попытки этих богопослушных граждан достучатся до "небес" привели не то чтобы к отсутствию "манны небесной", а вообще к отсутствию результата. Причина - простое не понимание или не желание понять, что вместо стенаний: "Господи спаси!", с протянутыми вверх руками, им нужно было лупить себя по башке с криком типа: "эй, кто-нибудь дома есть?". И не пришлось бы в угоду барским амбициям снимать с себя последнюю рубашку! И не пришлось бы гонятся по всему миру за "бритоголовыми". И не было бы ни Вальпургиевой ночи со "староверами", ни Гулага с Халокостом. Так нет же вместо того чтобы разобраться в себе - человечеству пришло в голову (и вполне серьезно!) обвинить стрелку барометра - в наступлении урагана.

Отсутствие реакции неба в ответ безумиям творимым на земле, а так же появление науки как меры всех вещей привели некоторых бывших образцовых прихожан под знамена атеизма, а значит к транспаранту типа: "извинить бога может только то, что он - не существует", то есть они не то чтобы не простили Богу нежелание обратить на них внимание, а попросту уничтожили его – не подразумевая, что Бог, в сущности, это их же совесть. И так, раз Бога нет то напрашивается вывод: "Ура ребята - все позволено!"; значит ни кто не контролирует сознание, ведь закон только регулирует действия; и под лозунгами типа: "Не боги горшки обжигают" или "Человек – царь природы", прогрессивная часть человечества ринулась становиться богами, с неутомимым усердием добиваясь экологических катастроф и неизлечимых болезней.  Но этого мало и устав от трудов "праведных", эти цари - создали массовую культуру, которая смогла бы развлечь их, а значит отвлекла от умственной деятельности, что в сущности направлено на полную деградацию разума и личности – по определению. И вот тут погрязнув в грехе и разврате, задыхаясь от созданных им же средств к самовыражению (насилие, наркотики и т. п.) человечество вновь заговорило о нравственности. Кто-то глядя на бессилие науки в объяснении сверхестественного вновь побежал каяться, а кто-то нахватавшись цитат Ницше начал выращивать Сверхчеловека, причем не в своей душе (о которой забыл вместе с богом), а в реальном мире, с реальным освобождением себя от морали вообще! Причем чисто по человечески (слишком по человечески) либо примерив маску "белокурой бестии", естественно с реальной войной против слабых и неугодных, либо попытками подыскать подходящего царя, естественно с полной самоотдачей и слепым поклонением оккультным гербам.

Из всех уроков прошлого человечество выделило и зафиксиравало в монументах только те, которые имели самые ужасные и кровавые последствия, причем навешав ярлыков с обвинениями куда угодно кроме себя. Так может хватит искать новых "царей"? Может стоит прислушаться к голосу разума? К примеру хотя бы попытаться адекватно оценить причины "войны", в которой насмерть бился полуживой мыслитель с ложью тысячелетней истории человечества.

Главной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни. Никто до и после него с такой прозорливостью не смог  предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида, причем сам индивид рассматривался как бесконечно становящаяся ценность, как прогресс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие, а отсюда и неприятие им любой социальной системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное - личность, ее индивидуальность и неповторимость.

Кроме того, одним из аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали. Отмечу, что здесь Ницше говорил о христианстве - исконно нашем, доморощенном, слишком человеческом, то есть напрочь оторванном от истинного предназначения учений самого Христа. Для Ницше христианство стало символом зависимого, униженного, смиренного, а стало быть "несчастного" сознания. Внемлите же! Ведь эта точка зрения немецкого мыслителя весьма актуальна для России сегодня, в связи с весьма распространенным мнением о том, что религия едва ли не единственная нравственная спасительница страны, дескать только она способна дать человеку подлинный подъем духа; только она "скрепляет нацию"; она "наиболее действенное средство массового воспитания морали", так как она "дает общедоступное представление о нравственности, без которого мораль не существует". Трудно сказать, что больше в этом признании: реальной потребности в массовом воспитании ("творцов"), или все же потребности в воспитании "масс", исполненной снисходительной заботы о рабочей силе (о "твари"), которая только благодаря религии сможет стать нравственной? Ницше верил в возможности самого человека ("творца" в человеке) - единственного творца самого себя и своей истории. Читайте Ницше! - но осторожно! – взрывоопасность его учения, все так же, если не более, актуальна для нашего времени - с его огромными запасами средств для уничтожения жизни на планете. И только (подчеркиваю) вооружившись добродетелями правильного чтения можно понять, что Ницше заставляет - думать, сравнивать, размышлять, а не зовет на баррикады! И тогда, услышав голос разума - своего разума, победить наконец "тварь" внутри себя!


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

            БОЛЬШЕ - ПОЛЕ БИТВЫ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК                                                                                                               3

ЛИЧНОСТЬ ФРИДРИХА НИЦШЕ

КАК СТАНОВЯТСЯ СОБОЙ                                                                                                                          6

РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ                                                                                                                                  9

ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА                                                                                                                      15

КАК ФИЛОСОФСТВУЮТ МОЛОТОМ                                                                                                      18

УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ

ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА – СВЕРХЧЕЛОВЕК                                                                                                   22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ДРОЖАЩАЯ ТВАРЬ?                                                                                                28

P. S.                                                                                                                                                                         29


ЛИТЕРАТУРА

Фридрих Ницше   Сочинение в 2-х томах  / Под ред. К. А. Свасьян /

            Издательство «Мысль», Москва 1990 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5