рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Японская экономическая модель рефераты

Аналогичные услуги для иностранных предприятий и их филиалов в Японии оказывает и Японский центр размещения производства. Этот центр, в деятельности которого главное место занимает подготовка соответствующих обзоров и проведение исследований, предоставляет также вторичные гарантии для Организации развития технополисов, которая осуществляет кредитование предприятий, планирующих развернуть свою деятельность в одном из 26 японских технополисов.

Особая система льгот существует для предприятий, занятых осуществлением венчурных проектов. Этими льготами могут пользоваться иностранные инвесторы, желающие обосноваться на японском рынке и обладающие технологиями, которые либо отсутствуют, либо не имеют широкого распространения в Японии.

Кредитные гарантии по такого рода проектам предоставляются Центром венчурного предпринимательства. Объем гарантий достигает 80% суммы кредита или 80 млн. иен для одного проекта, срок гарантии — не более восьми лет, плата за гарантию — 2%. Похожая система кредитных гарантий действует в отношении мелких и средних предприятий, занятых исследованиями и разработками на стыке различных областей знания. В этом случае максимальный объем гарантий составляет 40 млн. иен за один проект и плата за гарантию — 1%.

Параллельно с системой гарантий Центра венчурного предпринимательства действует также система кредитных гарантий, предоставляемых Фондом совершенствования промышленной структуры. Эти гарантии применимы в отношении облигаций и кредитов, используемых в целях приобретения или модернизации оборудования, необходимого для какого-либо нового проекта, а также в целях приобретения оборотных средств, требующихся для обеспечения нормальных условий его осуществления. Максимальный объем гарантии — 1,5 млрд. иен. В 1996 г. норма гарантии была увеличена с 70 до 80% суммарного объема облигаций и кредитов. При этом с 1966 г. Фонд отменил прежнее требование о необходимости обеспечивать дополнительную гарантию со стороны предприятия с надежным капиталом для тех случаев, когда в качестве залога используются права на интеллектуальную собственность. Тем не менее важным условием предоставления гарантии является в этом случае требование о том, что проект должен быть одобрен в соответствии с положениями Закона о временных мерах содействию импорту и привлечению иностранных инвестиций.

Программы льготного финансирования деятельности мелких и средних предприятий осуществляются по линии Японской корпорации кредитования мелких и средних предприятий. Корпорация предоставляет несвязанные и специальные кредиты, в частности для приобретения основных и оборотных средств в сфере розничной и оптовой торговли тем предприятиям, которые стремятся расширить продажу импортных товаров.

Кредиты для закупки оборудования предоставляются в размере до 600 млн.иен по льготной ставке 3,15% за первые 270 млн.иен на срок до пятнадцати (или, в зависимости от обстоятельств, до двадцати) лет с двухлетним льготным периодом. Кредиты на текущие расходы выделяются по той же ставке в размере до 250 млн.иен сроком до пяти или семи лет с льготным периодом в течение одного года или, в зависимости от обстоятельств, трех лет.

Существует также система предоставления кредитных гарантий за счет Ассоциации кредитных гарантий для мелких и средних предприятий Японии в случаях, если по решению глав местных администраций то или иное предприятие признается в качестве участника сделок с зарегистрированным иностранным инвестором. В этих случаях гарантии предоставляются по кредитам на сумму до 2 млн.иен (до 420 млн. иен для кооперативов), гарантии по беззалоговым кредитам ограничены суммой в 20 млн. иен. При этом гарантии по таким кредитам или по кредитам без поручителя ограничены суммой в 5 млн. иен для физических лиц или компаний с числом занятых не менее 5 человек (не менее 2 человек для предприятий сферы торговли и услуг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.) Инвестиционная политика Японии

Япония активно занимается инвистиционной политикой, но на сегодня Япония по сумме привлеченных из-за рубежа средств не входит в число лидеров среди развитых стран, комплекс проблем, связанных с импортом капитала, все больше выдвигается на первый план экономической политики правительства. Задача стимулирования притока прямых иностранных инвестиций в Японию впервые выдвинута в официальных документах в качестве одной из приоритетных.

На конец 1996 г. общий объем аккумулированных в Японии прямых иностранных инвестиций составил 41,8 млрд. долл. В настоящее время в Японии действует около 3000 иностранных компаний, подавляющее большинство которых (60%) составляют мелкие и средние предприятия с числом занятых не более 30 человек и объемом основного капитала, не превышающим 100 млн.иен. Большая часть иностранного капитала инвестируется в машиностроение, химическую промышленность и производство лекарственных препаратов. В последние годы наблюдается тенденция к расширению деятельности иностранных инвесторов в отраслях, связанных с высокими технологиями, — производством компьютерных программ и компьютерных систем, телекоммуникационного оборудования и других современных средств связи. Более 40% всего аккумулированного капитала приходится на США, свыше 30% — на страны Западной Европы. В последние годы приток иностранного капитала в Японию приобрел особенно широкие масштабы. Согласно данным министерства финансов, прямые иностранные инвестиции, объем которых возрастал на протяжении 70-х годов в среднем на 200 млн. долл. в год, в 1985 г. составили 930 млн. долл.,
в 1987 г. — 2,2 млрд., в 1988 г. — 3,2 млрд., и в 1991 г. — 4,3 млрд. долл. Под воздействием роста курса иены и в связи с крахом экономики «мыльного пузыря» объем поступления иностранных инвестиций сократился до 4,1 млрд. долл. в 1992 г. и 3,1 млрд. долл. в 1993 г., затем возрос до 4 млрд. долл. в 1994 г. и несколько снизился (до 3,8 млрд. долл.) в 1995 г.

Несмотря на существенные изменения, происшедшие на рынке иностранных инвестиций в Японии за последние годы, роль иностранного капитала в экономике страны продолжает оставаться незначительной. В этом отношении Япония отстает от других промышленно развитых стран. В 1995 г. на компании с иностранным участием приходилось 1,5% общей выручки от продаж в стране, 0,5% занятых и 12,1% импорта (или 3,4% без учета нефтяного импорта). Объем иностранных инвестиций на душу населения составлял всего 154 долл. по сравнению с 775 долл. в Германии, 2172 долл. во Франции и 2889 долл. в США. По мнению членов японского Комитета по административным реформам, «разительная нехватка прямых иностранных инвестиций в Японии свидетельствует о недостаточной ее привлекательности как арены экономической деятельности»

Впрочем, на взгляд экспертов, в самое последнее время инвестиционный климат в Японии становится более благоприятным. По имеющимся оценкам, у иностранных инвесторов появились определенные технические преимущества над японскими конкурентами, японские потребители начали подвергать сомнению оправданность высоких цен в стране, операционные расходы пошли вниз, японские компании стали проявлять большую заинтересованность в сотрудничестве с иностранцами, ослабли разного рода ограничения на доступ иностранного капитала.

С января 1992 г. для большинства отраслей была введена система, предусматривающая не предварительные, как раньше, а последующие уведомления, направляемые иностранными инвесторами в министерство финансов и министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) при совершении ими сделок, подпадающих под понятие «иностранные инвестиции». Либерализация выразилась и в упрощении и облегчении процедур рассмотрения этих уведомлений. Даже там, где сохранились предварительные уведомления, отсутствие отказа через две недели после их подачи означает, что запрос инвестора удовлетворен.

В то же время доступ иностранных инвесторов в те или иные отрасли регулируется государственными органами, учитывающими интересы охраны национальной экономической безопасности на основе права, закрепленного за ними в Кодексе либерализации движения капитала ОЭСР. Действуя в соответствии с положениями этого Кодекса, разрешающего ограничивать доступ иностранного капитала в отдельные отрасли в силу особенностей национальной экономики по представлении соответствующих обоснований в органы ОЭСР, Япония сохранила старую систему предварительных уведомлений для сельского хозяйства, рыболовства и лесоводства, горнодобывающей промышленности, нефтепереработки, кожевенного производства, воздушного и морского транспорта, трастового управления инвестициями.

Японское законодательство позволяет самостоятельно, без согласования с органами ОЭСР, вводить ограничения для иностранных инвестиций в некоторые области производства и технологий по соображениям национальной безопасности. Решением правительства к таким областям отнесены производство вооружений и военной техники, авиационная промышленность, производство химических веществ двойного назначения, космические исследования, атомная энергетика и др.

Кроме того, на иностранных инвесторов распространяется требование получения специального разрешения (лицензии) соответствующего министерства на занятия бизнесом в таких областях, как банковское дело, страхование, операции с ценными бумагами, коммунальное хозяйство (газоснабжение и электроснабжение). Предпринимательская деятельность в указанных областях регулируется специальными законами, принятыми по каждой отрасли отдельно. Положения этих законов в полной мере распространяются как на деятельность иностранных инвесторов, так и на японские компании.

Существуют и некоторые специальные ограничения. Так, например, законодательство, регулирующее авиационную промышленность и воздушные перевозки, предусматривает, что иностранные предприниматели могут иметь не более 1/3 акций соответствующих японских компаний. Кроме того, число иностранцев в органах управления такими компаниями также не должно превышать 1/3.

Законодательство наделяет правительство правом запрещать или ограничивать инвестиционную деятельность представителей или компаний тех стран, которые в соответствии с принципом взаимности не предоставляют у себя аналогичных условий для деятельности японских инвесторов.

Несмотря на существующие запреты и ограничения, в Японии с 1980 г. не было случаев отказа на нотифицированные инвестиционные заявки. В 1996,  36 компаний подали уведомления об инвестировании в нефтяную промышленность, 3 — в воздушный транспорт, 2 — в производство кожи и кожевенных изделий.

Среди основных законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции, следует отметить Закон о валютном обмене и внешней торговле, который, в частности, определяет понятие «иностранный инвестор», классифицирует виды сделок, относящихся к «иностранным инвестициям», включая сделки, связанные с импортом технологий, а также устанавливает порядок их осуществления и механизм контроля. Имеются также законы, принятые в связи с осуществлением конкретных программ, нацеленных на дальнейшую либерализацию деятельности иностранного капитала в Японии.

Так, в 1986 г. был принят Закон о временных мерах по поддержке строительства особо установленных объектов с использованием возможностей частного сектора. Закон дает право предоставлять широкие льготы тем предприятиям, которые участвуют в строительстве центров по обучению иностранных бизнесменов, офисов, сдаваемых в аренду иностранным предпринимателям, готовящимся начать инвестиционную деятельность в Японии, и т.д. В 1992 г. был принят Закон о временных мерах содействия импорту и привлечению иностранных инвестиций, в результате чего стало возможным значительно расширить деятельность по оказанию различного рода помощи (в том числе в области налогообложения и кредитования) иностранным компаниям, имеющим свои филиалы в Японии.

Руководствуясь положениями законов, правительство разрабатывает и осуществляет конкретные меры, оформляемые, как правило, в виде отдельных решений кабинета министров или целевых программ, реализация которых нередко требует предварительного обсуждения и последующего принятия в парламенте. Текущий контроль осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами, разрабатывающими на основании правительственных решений собственные меры, которые оформляются и издаются в виде приказов, инструкций, циркуляров, рекомендаций, предупреждений, указаний и т.д., до мельчайших подробностей регламентирующих весь процесс деятельности иностранных инвесторов в стране.

Помимо правительственных органов, имеющих прямое или косвенное отношение к вопросам регулирования деятельности иностранных компаний в Японии, существует целая сеть полуправительственных и частных структур коммерческого и полукоммерческого характера, в частности большое число фондов, а также общественных организаций, ведущих многоплановую работу, охватывающую широкий диапазон мероприятий (от финансирования различных коммерческих проектов до оказания содействия в осуществлении различных форм информационной деятельности), которые способствуют в конечном итоге созданию атмосферы, благоприятствующей проникновению иностранного капитала в Японию.

По решению правительства 1 июля 1994 г. был создан Совет по иностранным инвестициям во главе с премьер-министром. В состав совета входят представители ключевых министерств и ведомств, ведающих вопросами регулирования иностранных инвестиций. Задача совета, являющегося совещательным органом, состоит в том, чтобы осуществлять сбор информации по вопросам деятельности иностранных инвесторов в Японии, анализировать состояние и основные тенденции на рынке иностранных инвестиций (в том числе мнения представителей иностранных компаний), готовить обобщающие материалы и представлять рекомендации правительству для принятия решений. При совете создана экспертная комиссия, в состав которой вошли в качестве специальных иностранных членов руководители торгово-промышленных палат США и европейских стран, представители компаний из стран Азии, руководители организаций, представляющих деловые круги Японии, главы органов местного самоуправления, ученые, практические работники министерств и ведомств на рабочем уровне. Совет работает в тесном контакте со службой урегулирования торговых и инвестиционных претензий.

На базе рекомендаций Совета в 1996 г. были, в частности, облегчены условия выдачи иностранным инвесторам специальных удостоверений МВТП, дающих право на получение ряда льгот; увеличен с семи до десяти лет срок для зарегистрированных в МВТП инвесторов, в течение которого они могут погашать из прибыли (без налогообложения этой ее части) убытки прошлых периодов, понесенные в первые три года своей деятельности; отменено обязательное прежде требование МВТП о наличии второго поручителя при предоставлении гарантий по кредитам, предоставляемым зарегистрированным инвесторам по каналам правительственного Фонда совершенствования промышленной структуры.

Важное место в правительственной политике содействия притоку иностранных инвестиций отводится мерам, связанным с предоставлением иностранным инвесторам льгот в области налогообложения и кредитования.

Боґльшая часть указанных льгот может предоставляться только тем инвесторам, которые имеют свидетельства, выдаваемые сроком на один год. Для получения такого свидетельства инвестор должен представлять филиал иностранной компании или учрежденное ею дочернее предприятие, в котором ему принадлежит не менее 1/3 капитала. При этом филиал или дочерняя компания должны заниматься производством, оптовой или розничной торговлей или обслуживанием на территории Японии.

За счет Фонда совершенствования промышленной структуры зарегистрированным инвесторам предоставляются гарантии кредитов в пределах 95% их суммы, но не более 1 млрд. иен сроком на десять лет, включая 3-летний льготный период, по основным фондам и сроком на пять лет, включая 3-летний льготный период, по оборотным средствам. При этом требуется поручительство компании с надежным капиталом, в роли которой обычно выступает родительская компания. Широкий комплекс мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в Японию проводится с 1984 г. по каналам Организации содействия развитию внешней торговли Японии (ДЖЕТРО). Через отделения этой организации, расположенные в каждой префектуре страны, действует система предоставления иностранным инвесторам консалтинговых услуг. Эксперты по инвестициям работают в штате представительств ДЖЕТРО в 12 зарубежных странах. В 1995 г. к работе на постоянной основе приступили советники ДЖЕТРО по вопросам инвестиций в Лос-Анджелесе и Лондоне. ДЖЕТРО регулярно проводит симпозиумы, семинары и выставки, посвященные проблемам иностранных инвестиций в Японии. Создана специальная система постоянно обновляемых компьютерных баз данных, обеспечивающая потенциальных инвесторов информацией по широкому кругу вопросов в режиме реального времени.

В июне 1993 г. на средства Фонда совершенствования промышленной структуры и при поддержке частного сектора была создана действующая на принципах акционерной компании Японская корпорация содействия иностранным инвестициям. Корпорация предоставляет широкий набор услуг для желающих обосноваться на японском рынке иностранных предпринимателей. Она, в частности, выполняет посреднические функции, помогая иностранным бизнесменам в решении бытовых вопросов на первоначальном этапе обустройства и адаптации, оказывает содействие в оформлении документов, необходимых для регистрации и дальнейшей деятельности предприятия, подборе и обучении персонала, установлении контактов с партнерами по бизнесу и т.д.

В целях стимулирования инвестиций в венчурный бизнес создана специальная инвестиционная акционерная компания «Синки дзигё тоси». На инвестиции этой компании имеют право новые предприятия или предприятия, существующие не более трех лет, с капиталом не более 1 млрд. иен. Однако, если предприятие представило заявку на патент или опытную модель, связанную с технологией, необходимой для нового проекта, оно имеет право на получение инвестиций дополнительно в течение пяти лет (до 1996 г. — в течение 3 лет) со дня подачи заявки. Основным условием является одобрение проекта министром внешней торговли и промышленности, а также строго целевое использование вложенных средств для осуществления определенного нового проекта.

Размер максимально инвестируемой суммы составляет 200 млн. иен на один проект, однако фактическая сумма должна быть ниже, так как инвестиционная компания не является самым крупным и единственным держателем акций. В процентном отношении к объему общего капитала размер инвестиций не должен быть больше, чем 30%, если капитал компании не превышает 100 млн. иен, 20%, если капитал компании составляет 100 — 300 млн. иен, и 10%, если объем капитала превышает 300 млн. иен.

В 1980 г. правительством была создана Организация комплексного освоения новых видов энергии и технологий (НЕДО). Ее задачей является оказание содействия развитию новых технологий в Японии. НЕДО осуществляет проекты, открытые для иностранных предприятий. Эти проекты ставят своей целью поднять уровень технологий в Японии путем заимствования технологических возможностей, которыми обладают все страны мира. К числу указанных проектов относятся исследования по таким направлениям, как нелинейные фотонные материалы, сверхзвуковые транспортные системы, передовая технология химической обработки, высокопрочные материалы для агрессивных и высококоррозионных сред, молекулярные образования для функциональной протеиновой системы, квантовые функциональные устройства, производство и применение технологии комплексных углеводородов, новые модели компьютерной программной архитектуры, микромашинная технология, полимеры на силиконовой основе, ультимативная манипуляция атомов и молекул.

В соответствии с вышеуказанным перечнем НЕДО производит отбор заявок на предоставление помощи для тех или иных проектов, формирует совместные международные исследовательские группы. Каждый отобранный проект рассчитан не более чем на три года, под него выделяются средства в пределах 30 млн.иен.

С учетом того, что подавляющее большинство иностранных инвестиций приходится на мелкие и средние предприятия, важное значение для деятельности иностранных инвесторов имеют многочисленные льготы, предоставляемые указанным предприятиям. Правда, эти льготы не распространяются на филиалы иностранных компаний.

Мелкие и средние предприятия пользуются определенными льготами в области налогообложения. В частности, налог на юридических лиц с предприятий с капиталом свыше 100 млн. иен составляет 37,5%, а налог на первые 8 млн.иен годового дохода предприятия с капиталом менее 100 млн. иен — 28%. Применяется также целый ряд других мер, ведущих к фактическому снижению налоговых выплат и тем самым стимулирующих инвестиционную деятельность как японских, так и иностранных предпринимателей в сфере мелкого и среднего бизнеса.

Среди мер, способствующих притоку иностранного капитала через мелкое и среднее предпринимательство, важное место занимает подготовка управленческих кадров для компаний с иностранным участием. Такая подготовка, в частности, осуществляется на базе Института, созданного при Японской корпорации мелких и средних предприятий. Иностранные слушатели, обучающиеся в этом институте, получают субсидию, составляющую 2/3 платы за обучение.

Существует также много программ на региональном уровне, направленных на поощрение предпринимательской деятельности на местах (независимо от того, финансируется такая деятельность японским или иностранным капиталом). Местные администрации предлагают снижение или освобождение от префектуральных или муниципальных налогов в соответствии с местными нормативными актами, а также широкий диапазон мер помощи, в частности, субсидии, кредиты, а также займы для оплаты процентов по кредитам.

В целях содействия региональной занятости и развитию в 30 префектурах действует система предоставления субсидий при размещении на их территориях компаний. Как правило, размер субсидий колеблется от 100 до 200 млн. иен.

Несмотря на предпринимаемые с начала 90-х годов усилия правительства по совершенствованию системы кредитно-финансовых и налоговых льгот в отношении иностранных инвестиций, руководство Совета по инвестициям считает, что «уровень иностранных прямых инвестиций в Японии остается низким в целом, а также по сравнению с японскими прямыми инвестициями за рубежом, что создало огромный дисбаланс внешнего и внутреннего инвестирования. Это связано как с экономическими факторами, такими, как макроэкономический климат, включая рост курса иены, высокие операционные расходы в Японии, в том числе вследствие высоких цен на землю, так и институциональными факторами, такими, как осуществление регулирования на основе законов и ,,административного руководства“».

Необходимость устранения препятствий в сфере регулирования для привлечения инвестиций в Японию ясно осознается в японской академической сфере. Так, по мнению профессора Р.Вакацуги, «сейчас больше всего требуются политика устранения существующих контрпродуктивных для новых участников японского рынка, особенно иностранных компаний, норм государственного регулирования, а также исправление антиконкурентной деловой практики в Японии. Правительственная политика, сосредоточенная на субсидиях... не будет эффективной в плане содействия проникновению иностранных компаний на японский рынок».

Но при всех трудностях, осложняющих деятельность иностранного капитала в Японии, ее рынок, обладающий гигантским покупательным спросом, высокоразвитыми технологиями и квалифицированной рабочей силой, сохраняет свою привлекательность для иностранных инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Япония - маленькая страна. Платность населения высока. Ресурсы ограничены. Природные катаклизмы вызывают чувство опасности. Поэтому у японцев острое чувство необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.

Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового консенсуса.

Можно сказать, что Япония - страна парадоксов. Здесь отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют  уважение к мнению каждого.

Многое в японской промышленной политике определяется своеобразной национальной спецификой и, по-видимому, не может быть полностью воспроизведено в иных условиях. Однако значительная часть того, что проверено и подтверждено практикой этой страны, может быть воспринято в качестве полезного и поучительного опыта. Исследования показали, что изменения в мире сейчас и в первой половине ХХI в. будут идти по пути формирования многополюсного мира. Успех будет иметь только тот, кто впишется в них. По крайней мере пять таких моделей просматриваются очень четко сегодня: североамериканская группировка, включающая США и Канаду, Европейское сообщество с выделением лидирующей роли Германии. Это Япония с регионом Юго-Восточной Азии. Далее - самостоятельная зона Китая, причем широкого понятия - этнического Китая, поскольку он объединяет всех граждан, близких в этническом отношении, в ценностных ориентирах конфуцианства. Это тоже будет крупный регион. Наконец, либо Россия становится центром притяжения и влияния в крупнейшем евразийском регионе, выступая в качестве еще одного из центров притяжения сил и влияния, либо она выпадает из этой системы и ее судьба будет достаточно печальной.Обладает ли Россия потенциалом, достаточным по качеству и уровню для того, чтобы выполнить притягательные функции? Надо здесь учитывать целый комплекс проблем. Например, Россия, располагая крупнейшими научными школами, инженерными школами, блестящей системой постановки высшего образования еще сравнительно недавно, вполне может стать центром притяжения людей и умов. У России есть такие центры притяжения, связанные вовсе не только с богатством наших природных ресурсов. Надо только активнее и эффективнее их раскрывать и реализовывать. И по какому бы пути экономического развития не пошла Россия, я верю что у неё великое будущее, но для этого нам всем предстоит ещё очень серьёзно поработать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы :

 

1. Мировая экономика и международные отнашения

2001 год № 6

 

2. Япония 1988. Ежегодник.-М.:Наука

 

3. Японский парадокс: (Реальности и противоречия

капиталистического         управления)/Б.З.Мильнер, И.С.Олейник, С.А.Рогинко.-М.:Мысль,1985

 

4. Страны   мира:   Краткий   полит.-экон.  справочник.-М.:Политиздат, 1989.

 

5. Япония.  Региональная  структура   экономики./Под ред. В.Я.Выборнова.-М.:Наука, 1987.

 

 6. Роберт А. Маннинг,  По материалам серии статей «Трудно быть богом». - 1998 год.

7. По материалам газеты "Металлы Евразии" - 1998 год

 


Страницы: 1, 2