рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Христианские праздники в Москве рефераты

Реферат: Христианские праздники в Москве

Содержание

Вступление     .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .    2

Рождественские святки    .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .    3

Крещение   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .    6

Широкая масленица    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .    8

Вербное воскресенье и шествие на осляти    .  .  .  .  .   11

Пасха     .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .   14

Благовещение   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   15

Семик честной   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .    15

Троица   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .    17

Иван Купала    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .    18

Заключение    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .    19

Используемая литература  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .     21

Умели русские лиди работать, умели и отдыхать. “Делу - время, потехе - час”, - так еще в старину говорили наши предки. Нередко в тканьповседневной московской жизни вплетались яркие нити праздников.

Торжественный царский выезд, шествие иностранного посольства, царские свадьбы, возвращение войск из удачного похода в древности исредневековье привлекали тысячи праздных зрителей.

Обычай парадных выходов и выездов монарха сохранился и послепетровских преобразований. Императорская власть так же нуждалась в пышныхи многолюдных церемониях.

В XVIII - XIX вв. в народные гулянья превращались именины царицы, которые отмечались в день МарииМагдалины 22 июля и назывались “царским” днем, потому-то царицы в большинстве носили имя Мария.

Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой временгода - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик.

С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие днинеумолкая гудели колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. Вбогатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни многочисленным московским нищим. На Святки (так называлосьпраздничное время от Рождества до Крещения) проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали свое искусство преследуемые властями скоморохи, вызываливзрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.

Кроме общегородских праздников отмечались престольные праздники отдельных церквей. Эти праздники приходились на те дни, когда поцерковному календарю отмечалась память святого, которому была посвящена церковь. Так, отмечаемый 6 мая праздник, посвященный великомученнику ГеоргиюПобедоносцу - покровителю града Московского - проходил в церкви,  построенной в его честь в Царицино.  Церквей в Москве было так много, что почтиежедневно в какой-нибудь из них бывал “престол” (престольный праздник ), благодаря чему появилась пословица: “В Москве каждый день - праздник!”

Некоторые русские праздники за многие столетия не раз меняли сроки. Так, например, празднование Нового года на Руси до середины XIV в. приходилось на 1 марта, затем его перенесли на 1сентября, а в 1700 г. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с елкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а неНовый год.

Рождественские святки

Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем отечестве,а и за границей дни праздненства, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обычно 7 январяследующего года.

Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да иснега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник - Рождество Христово со святками.

Я начала я свой рассказ со святок потому, что нет на Руси ни одного праздника, который бы сопровождался таким богатым выборомобычаев, обрядов, примет и прочего, как во время святок.

На святках мы встречаем странную связь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями оСпасителе Мира.

Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений, описанных в повести НиколаяВасильевича Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главнымдевичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет суженным?” - вотглавный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении “Светлана” Василий Андреевич Жуковский перечислил самыераспространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашус чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в этих гаданиях скрыты народные приметы. “За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”чтобы узнать, в какой стороне живет суженный - на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит  предстояло ей сидеть  ещегод в девках.  “Снег полоть” - подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно и звонко - бытьдевушке скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома.  Если говор слышался веселый, то ижизнь в замужестве  ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. “Кормили счетным курицу зерном” и, наблюдая, как онаклевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели “ярый воск топили”. По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь - квенчанию, ну, а коль напоминает по очертаниям яму или пещеру - жди смерти.

       Подблюдное гадание было одним из самых распространенных. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв егоплатком, “пели в лад песенки подблюдны”.  После каждой такой песенки блюдо встряхивали, кольца перемешивались игадальщица  наугад  вытаскивала одно из них.  К его хозяйке  относилось  содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.

Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой:

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою,

И на том столе стоит

Зеркало с свечою...

Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:

...Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами...

       Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!

       Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домамколядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели особые, рождественнские песенки - колядки. Содержание их было традиционным - славлениехозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение - что-нибудь вкусненькое. Иногда в самих колядкахсодержался намек на это:

Наша-то Коляда

Ни мала, ни велика,

Она в дверь не лезет

И в окно не шлет,

Не ломай, не гибай,

Весь пирог подавай!

       После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства.

       В рождественские дни дети занимались также славлением: ходили по домам с вертепом и Вифлеемской звездой и распевалирождественские песенки. Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвораполучала вкусные подарки.

       Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Игры ряженных - древняя русская скоморошья забава,сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала неотделимой частью многих народных праздников.

       Костюмы и маски ( хари ) ряженных готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехомнаружу шуба - вот и костюм медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала журавля. Парни одевались бабами, девушки - мужиками. И те и другиерядились стариками, циганами, солдатами, различными животными. Особым успехом пользовались группы ряженных - лошадь с седоком, медведь с вожаком, “а при немдеревянная коза”. Лошадь обычно изображали два парня, накрытые длинной попоной. Передний держал на вилах соломенную кобылью голову. На “лошадь” садилсямальчик, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по улицам. Ряженные заходили в дома и веселились как могли: кувыркались,дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости и детворе, ивзрослым.

Крещение

Один из больших зимних праздников - день Богоявления или Крещения Господня.“Крещение” (от слова “крест”) в старославянском и русском текстах Священого Писания соответствует греческому “баптисма” (“погружение”). Ритуальное омовениезнают многие народы. Вода - универсальный символ жизни, но одновременно - и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озер иисточников становится священным актом приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы.

В Священном Писании слово “крещение” впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя (Предтеча), последнего извеликих пророков дохристианской эры. К Иоанну сходились те, кто хотел покаяться в совершенном зле. “Крещение”, которое совершал Иоанн раскрывает смысл действияБога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них.

Христос Сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в очищении и в спасении, ибо был безгрешен. Тем не менее Он принялкрещение для того, чтобы собственным примером показать: путь к богу начинается с очистительного покаяния.

“Богоявлением” этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было явление всех лиц Святой Троицы: Бог Отецсвидетельствовал о Сыне, Сын божий крестился от рук Иоанна, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

На этот большой христианский праздник в Москву со всей России съезжались люди, чтобы увидеть столь яркое зрелище. По свидетельствуполяка Маскевича,  побывавшего в Москве в начале XVII в., в этом праздненстве участвовало 300-400 тыс. человек.

С утра в Кремле собирался народ. Свободным оставался лишь проход от Успенского собора через Тайницкие ворота к Москве-реке. Посторонам прохода выстраивались стрельцы со знаменами и барабанами. В двенадцатом часу с колокольни Ивана Великого раздавался звон, возвещавший овыходе государя из дворцовых покоев. В сопровождении бояр царь спускался с Красного крыльца Грановитой палаты на Соборную площадь. Завидя государя, народпадал на колени и бил ему челом.

Царь шествовал в Успенский собор, совершал молитву и принимал благословление патриарха. Затем от западных врат собора начиналсякрестный ход к Москве-реке. Процессию открывали выборные от стрелецкого войска - несколько сот человек, одетые в кафтаны цвета своих полков: зеленый, синий,белый, желтый, фиолетовый. Стрельцы шли по четыре человека в ряд, вооруженные золочеными ружьями и бердышами. Следом двигался крестный ход - многочисленноедуховенство: митрополиты, архиепископы и епископы, игумены монастырей, до 500 священников и дьяконов с крестами, хоругвями, иконами.

Вслед за духовенством, но от южных врат собора, начиналось царское шествие. Впереди шли дьяки разных приказов в бархатныхкафтанах, за ними - дворяне, стольники в золотых одеждах, далее - думные дьяки, сокольники в дорогих меховых шубах - ведь дело происходило в январе. Околодвенадцати стряпчих несли царские вещи: посох, шапку, кафтан, шубу, полотенце и другие предметы.

Сам царь выходил в полном парадном облачении при всех монарших регалиях: на голове - венец, на груди - крест, в руке - скипетр.Государя, в окружении бояр и думных людей, вели под руки два стольника. В конце длинной процессии ехали пустые сани, на которых царь возвращался во дворецпосле окончания праздника.

На Москве-реке, напротив Тайницких ворот, заранее делали во льду большую прорубь. В нее опускали “иордань” - расписной деревянныйящик с сенью над ним. Снаружи, по углам, “иордань” украшали изображения четырех евангелистов, а внутри - сцена Крещения Господня.

Рядом с “иорданью”, под шатрами, устраивали места для царя и патриарха. Царское место имело вид храма с пятью главами, увенчаннымизолотыми кревтами. Пространство вокруг устилали красным сукном и огораживали металлической решеткой.

По берегу реки вдоль кремлевской стены выстраивались с оружием, знаменами и барабанами стрелецкие и солдатские полки. Все свободноепространство заполняли толпы народа.

Как только царь и патриарх усаживались на свои места, начинался обряд освящения воды. Патриарх погружал крест в “иордань”, а затемсвятой водой кропили народ, войска, знамена полков. Эту же воду несли во дворец и окропляли ею комнаты и иконы. Патриарх трижды осенял царя крестом ипоздравлял с праздником. К его поздравлениям присоединялись бояре, дворяне, духовенство. Когда обряд был закончен, крестный ход в том же порядкевозвращялся  в  Успенский  собор  на  молебен.

Широкая масленица

Но вот и зима подошла к концу.  На пороге весны отмечали еще один веселый  праздник - Масленицу.Известна она еще с языческих времен как праздник проводов зимы и встречи весны.

Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста, поэтому сроки ее празднования  подвижны:от  конца  января - начала  февраля  до  конца февраля -  начала  марта по старому стилю. В это время снег еще толстым слоем покрывает землю, но все чаще выдаюдсяпогожие солнечные деньки.

Название праздника - “Масленица” - не случайно. В церковных книгах Масленица называется “сырной неделей”, потомучто в последнюю неделю перед постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты: сыр, яйца, в том числе масло, которым обильно поливали блины -главное праздничное блюдо, - еще не были под запретом.

На свободных пространствах строились балаганы, раскидывались торговые ряды, устанавливались перекидные качели, устраивалоськатание с ледяных гор. Обязательным было представление с медведями. Народ зазывали на театральные представления.

Все неделю москвичи праздновали масленицу. Каждый ее день имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда -лакомки, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - проводы Масленицы, прощенный день.

В понедельник, первый день праздника, народ усраивал встречу Масленицы. Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее начеловека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали кушаком, а к ногам привязывали лапти. Чучуло - олицетворение Масленицы - возили на санях спричитаниями: “Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умомповеселиться, речью насладиться”. Детвора сбегала с построенных снежных горок с радостными криками: “Приехала Масленица! Приехала Масленица!”

Первый день Масленицы заканчивался традиционной русской богатырской забавой - кулачным боем. Размахнись рука, раззудись плечо!Мужики разбивались на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки. Затем они уступали место парням.  И только в разгар  “сражения”  выходилиопытные бойцы  и  решали  его исход.

Один из способов борьбы назывался “московским” - это, когда один из бойцов, если ему удавалось наклонить противника в сторону,подбивал ему носком правой ноги левую ногу и сбивал его на землю. От этой исключительно московской ухватки в борьбе и пошла поговорка: “Москва бьет сноска”.

Кулачные бои, несмотря на их жестокость, велись по определенным правилам. Запрещалось использовать какое-либо оружие, даже медныйпятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать спасающегося бегством. Тем не менее, разбитые носы, распухшие скулы, выбитые зубы изаплывшие глаза считались обычной платой за это чисто мужское развлечение. Случались и трагические исходы, поэтому в конце XVII в. царь издал два указа о запрете кулачных боев.Однако мера эта не возымела действия. Жестокая потеха бытовала чуть ли не до начала XX в.

Страницы: 1, 2