Реферат: Военная психофизиология
Реферат: Военная психофизиология
Перспективы современной военной
психофизиологии
Ведение боевых действий в современных условиях предъявляет высокие
требования к морально-психологическому ипсихофизиологическому состоянию военнослужащих.
Повышенное внимание к совершенствованию процедур прогнозирования успешности
профессиональнойдеятельности военных специалистов по психофизиологическим
показателям в первую очередь объясняется потребностью современной армии в
наличии боеспособныхвоинских формирований и сохранении здоровья военнослужащих.
Последние данные свидетельствуют, что боеспособность частей и подразделений на
65% обусловленафункциональным состоянием и психофизиологическими резервами
организма военнослужащих и только на 35% зависит от технических средств ведения
войны[Новиков В.С., Литвинцев С.В.,1995]. Следует особо подчеркнуть, что
изучению психофизиологического состояния молодого пополнения в настоящее время
уделяетсяповышенное внимание практически во всех армиях мира.
Среди военнослужащих, участвовавших в боевых действиях на территории
Северного Кавказа и выведенных на отдых в 1995 г., в71% случаев наблюдался
высокий уровень ситуационной тревожности, 17% комбатантов нуждались в
психиатрическом наблюдении по поводу имевшихся у нихпограничных
нервно-психических расстройств. Указанные реакции быстрее всего развивались у
лиц, имевших изначально низкий уровень нервно-психическойустойчивости и
психической саморегуляции [Литвинцев С.В.,1996]. Таким образом, особое значение
профессиональный психологический отбор приобретает при оценкебоеспособности
военнослужащих, направляемых в районы современных боевых действий.
Целью настоящего исследования явилось изучение профессионально важных
качеств молодого пополнения Окружного учебного центраЛенВО, определяющих
успешность деятельности военнослужащих во время ведения боевых действий. Были
использованы методики: многоуровневый личностный опросник“Адаптивность” с
дополнительной шкалой для исследования военно-профессиональной направленности,
методика “ДАП-2” для определения склонности к девиантным формамповедения,
методика “КОС– 2” для исследования развития коммуникативных и организаторских
качеств и методика “Локус– контроля” для исследованияинтернальности–
экстернальности. Кроме того, во внимание принималась экспертная оценка
командирами подразделений профессиональных качеств
военнослужащих(дисциплинированности, успешности освоения специальности,
установки на военную службу).
В результате исследования получены следующие данные. У 31 % обследованных
выявляются признаки девиантного поведения, около19 % имеют низкий уровень
военно-профессиональной направленности, около 6% отнесены к группе с
суицидальной предрасположенностью. Достоверная зависимостьотмечалась между
экспертной оценкой военно-профессиональных качеств военнослужащих и их
военно-профессиональной направленностью, достоверно высокимуровнем личностного
адаптационного потенциала и склонностью к интернальному типу поведения
(самоконтроль, умение принимать решения и активно влиять наситуацию).
Выводы: профессионально важными качествами военнослужащих, определяющими
успешность боевой деятельности, являютсявыраженная военно-профессиональная
направленность, высокий уровень личностного адаптационного потенциала,
склонность к интернальному типу поведения.
|