рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Вимірювання національного обсягу виробництва і доходу рефераты

Теперь давайте произвольно выберем 1982 г. как базовый, для того Чтобы рассчитать индекс цен для 1990 г. Компоненты валового выпуска в ценах 1982 г. представлены в колонке 5 таблицы 9-6. Из колонок 5 и 3 мы видим, что цены на потребительский товар и на товар, покупаемый правительством были в 1982 г. ниже, чем в 1990 г., цены на инвестиционный товар — выше, а цены компьютерных дисков не изменились. Что еще важнее, так это то, что общая цена (стоимость) объема производства 1990 г. — как показано в нижней части колонки 6 — составила 50 дол. в 1982 г. по сравнению с 64 дол. в 1990 г. Этот факт говорит нам о том, что стоимость объема продукции 1990 г. равнялась бы 50 дол., если бы цены после 1982 г. не изменялись. Чтобы определить индекс цен 1990 г., необходимо разделить стоимость рыночной корзины в ценах 1990 г. (64 дол.) на стоимость аналогичного набора товаров в ценах 1982 г. (50 дол.). Для того чтобы получить индекс цен в общепринятом виде, частное от деления умножается на 100.

Подпись: Индекс цен ВНП 1990 г
Подпись: Х 100


Таким образом,

Подпись: Индекс цен ВНП 1990 г


Теперь мы видим, что индекс цен в 1990 г. равен 128. Этот индекс может служить показателем уровня цен в 1990 г.

Аналогичные шаги необходимо предпринять, чтобы рассчитать индексы цен для каждого года в течение определенного временного периода. Например, индекс цен для базового 1982 г. определяется путем нахождения цены определенного набора

товаров и услуг, произведенных в 1982 г., и сравнения этой цены с ценой аналогичной рыночной корзины в базовом периоде. Однако в этом случае "данный год" и "базовый год" совпадают. Это означает, что:

                      Индекс цен          Цена рыночной корзины 1982 г     

                      ВНП 1982 г   =                                                                                 х 100

                       Цена рыночной корзины 1982 г.

Таким образом, индекс цен ВНП для базового 1982 г. равен 100; мы автоматически устанавливаем индекс цен на уровне 100 для базового года.

Аналогичным образом, если мы хотим рассчитать индекс цен ВНП для 1950 г., мы определяем объем производства в 1950 г. и затем подсчитываем, сколько аналогичный набор товаров и услуг стоил бы в ценах базового года. Например, если цены на продукцию 1950 г. 'в 1950—1982 гг. выросли в 4 раза, ценовая пропорция рыночных корзин будет равна 1/4 (0,25) и индекс цен 1950 г. будет равен 25 (0,25х100).

Если мы рассчитаем индексы цен ВНП для каждого года из ряда лет, то это  позволит нам провести сравнительный анализ уровней указанных индексов. Первый пример. Если индексы цен для 1990 и 1982 гг. равняются соответственно 128 и 100, то мы можем сказать, что уровень цен за период между указанными годами увеличился на 28% (128—100/100). Второй пример. Если, как следует из нашего предыдущего примера, индекс цен для 1950 г. составляет 25, то можно сказать, что уровень цен в 1950—1990 гг. вырос на 412% (128—25/25). Третий пример. Если индекс цен упал со 100 в 1982 г. до 98 в 1983 г., то это говорит о том, что уровень цен снизился на 2% (98—100/100).

Выводы. С помощью индекса цен ВНП можно сравнить цену объема производства каждого данного года с ценой аналогичного объема производства при ценах в базовом году. Набор индексов цен для различных лет позволяет нам сравнивать уровни цен в различные годы. Повышение индекса цен ВНП в данном году по сравнению с предыдущим годом указывает на инфляцию, уменьшение индекса цен указывает на дефляцию.

Приведем конкретные примеры взятые из статистики Украины:

Таблица: Индекс возрастания потребительских цен, Индекс возрастания номинальных и проценты снижения реальных денежных доходов граждан в 1992-1997 годах (в % до декабря предыдущего года[6]

1992 1993 1994 1995 1996 1997*
Индекс возрастания цен % 2077 10256 502 168 139,7 107,6
Индекс возрастания номинальных денежных доходов граждан % 1794 3199 446 158 146,6 133,2*
Изменение реальных денежных доходов граждан -14 -69 -11 -6 +4,8 24

Индекс потребительских цен

Индекс потребительских цен (ИПЦ) является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции: поэтому важно иметь некоторое представление о его характеристиках и ограничениях.

ИПЦ представляет собой один из подходов  к измерению сдвигов в ценах рыночной корзины, состоящей из 300 товаров и услуг, покупаемых городскими потребителями. Индекс представляет показатель, взвешенный на постоянной основе, поскольку состав рыночной корзины фиксирован на уровне базисного периода (1982—1984 гг.).

Подход к расчету ИПЦ, основанный на применении постоянных весов, отличается от техники, используемой при конструировании дефлятора ВНП. При подсчете индекса ВНП состав рыночной корзины меняется год от года. В случае подсчета ИПЦ состав рыночной корзины формируется на уровне базисного года, в предполагается, что он не изменится из года в год. Это предположение основывается на том, что целью ИПЦ является измерение сдвигов стоимости неизменного уровня жизни.

В целом экономисты считают, что ИПЦ завышает уровень инфляции — и, вероятно, весьма существенно. Что из этого следует? Основным последствием этого завышения является то, что оно способствует углублению инфляции, так как доходы большой части людей прямо или косвенно связанны с изменениями ИПЦ. Таким образом, ИПЦ не просто инструмент измерения проблемы инфляции , но, вероятно, и часть самой проблемы!

Приведем статистические данные связанные с влиянием на ИПЦ прироста денежной массы (инвестиций) в Украину за 1992-1996 гг.

График [7]

ИПЦ и прирост денежной массы (инвестиций) в Украину за 1992-1996 гг.

Денежное измерение

Отметим, во-первых, что ВНП измеряет рыночную стоимость годового производства. ВНП является денежным показателем. И самом деле, он должен быть таковым, если нам необходимо сравнивать разнородные по составу наборы товаров и услуг, произведенные в разные годы, и иметь полное пред­ставление об их относительной стоимости.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ДВОЙНОГО СЧЕТА

Для того чтобы правильно рассчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все проду­кты и услуги, произведенные в данном году, были учтены один раз, и не более того. Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок. в резуль­тате отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз. Таким образом, чтобы избежать многократного учета частей продуктов, которые продаются и пере­продаются, при расчете ВНП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исклю­чается промежуточная продукция.

Под конечными продуктами мы понимаем товары и услуги, которые покупаются для конечного пользования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки, или переработки. Сделки, включающие промежуточные продукты, с другой стороны, относятся к покупкам товаров и услуг для дальнейшей обработки или переработки либо для перепродажи. В ВНП включаются прода­жи конечных продуктов, но из него исключаются продажи промежуточных продуктов. Почему? По­тому что в стоимость конечных продуктов уже вхо­дят все имевшие место промежуточные сделки. От­дельный учет промежуточных продуктов означал бы двойной счет и завышенную оценку ВНП.

Поясним это утверждение на примере [8]. Предпо­ложим, что процесс производства шерстяного ко­стюма, до того как он попадет в руки конечного потребителя, включает пять стадий. Как показано и таблице 9-2, фирма А, овцеводческая ферма, по­ставляет предприятию по переработке шерсти, фир­ме Б, шерсть на сумму 60 $  Заработанные фир­мой А 60 $  распределяются и виде заработной платы, рентных платежей, процента и прибыли. Фи­рма Б обрабатывает шерсть и продает ее фирме В, производителю костюма, за 100 $  Что фирма Б делает с этими 100 $? Как отмечалось, 60 $ идет фирме А, а оставшиеся 40 $  используются фирмой Б для выплаты заработной платы, рентных платежей, процента и для покупки ресурсов, необ­ходимых для переработки шерсти. По такой же схеме осуществляются и все последующие сделки. Производитель продает костюм фирме Б, оптовому продавцу одежды, который и свою очередь продает его фирме Д, розничному торговцу, а затем, нако­нец, потребитель, являющийся конечным пользова­телем продукта, покупает костюм за 250 $  На каждой стадии разница между тем, что фирма за­платила за продукт, и тем, что она получает от его продажи, выплачивается и виде заработной платы, рентных платежей, процента и прибылей в обмен на ресурсы, используемые данной фирмой в процессе производства и обращения костюма.

Ключевой вопрос состоит в следующем; какую часть стоимости произведенного костюма следует учесть при определении ВНП. Ответ таков: только 250 $ , то есть стоимость конечного продукта. Если бы мы сложили стоимости всех промежуточ­ных продуктов со стоимостью конечного продукта (в таблице 2 эта сумма равна 710 $) и включили бы полученный результат в показатель ВНП, то мы существенно завысили бы его объем. Налицо был бы двойной счет, то есть учет стоимости конечного продукта, а также стоимостей продаж и перепродаж его различных компонентов в многоступенчатом производственном процессе. Производство и продажа костюма привели к созданию стоимости не в 710 $ , а в 250 $ , которые отражают стоимость производства и доход.

Таблица 9-2[9]. Добавленная стоимость при пятистадийном производственном процессе (гипотетические данные)

(1)

Стадии производства

(2)

Продажная цена материалов или продукции ($)

(3)

Добавленная стоимость

($)

Фирма А, овцеводческая ферма

Фирма Б, шерстеперерабатывающее предприятие

 Фирма В, производитель костюмов

Фирма Г, оптовый продавец одежды

Фирма Д, розничный продавец одежды

  

     0                       

                                            60 (=60-0)

    60

                                             40 (=100-60)

   100

                                             25 (=125-100)

   125

                                             50(=175-125)

    175

                                             75(=250-175)

       0

     250

Общая стоимость продаж        710

 Добавленная стоимость (общий доход)                                250

Чтобы при расчете национального дохода избежать двойного счета, необходимо тщательно сле­дить, чтобы в него включалась только добавленная стоимость, созданная каждой фирмой. Добавленная стоимость есть рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом сто­имость потребленных сырья и материалов, приоб­ретенных ею у поставщиков. Таким образом, напри­мер, мы указываем в третьей колонке таблицы 9-2, что добавленная стоимость, созданная фирмой Б, составляет 40 $ , то есть разницу между 100 $  — стоимостью произведенного ею товара, —  в 60 $ , заплаченными ею за продукцию фирмы А. Сложив добавленную стоимость, созданную всеми пятью фирмами, в таблице 9-2, можно точно под­считать стоимость костюма. Точно так же, подсчи­тывая и суммируя добавленные стоимости, создан­ные всеми фирмами  в экономике, можно определить ВНП, то есть рыночную стоимость общего выпуска.

ВНП ИСКЛЮЧАЕТ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СДЕЛКИ

С помощью ВНП делается попытка измерить объем годового выпуска товаров и услуг в экономике. Для того чтобы достигнуть указанной цели, необходимо со всей тщательностью исключить многие непроиз­водительные сделки, имеющие место в течение каж­дого года. Непроизводительные сделки бывают двух основных типов: (1) чисто финансовые сделки и (2) продажи подержанных товаров.

Финансовые сделки.

Чисто финансовые сделки в свою очередь, подразделяются на три основных вида: трансфертные выплаты из государственного бюджета, частные трансфертные платежи, а такие купля-продажа ценных бумаг.

1. Государственные транс­фертные платежи — включают вы­платы по социальному страхованию, пособия безработным, пенсионерам и ветеранам, которые государство предоставляет определенным семьям индивидам. Основной особенностью государственных транс­фертных платежей является то, что их получатели в ответ на эти выплаты не вносят какого-либо вкла­да в создание текущего объема производства. Та­ким образом, включение их в объем ВНП привело бы к завышению этого показателя для данного года.

2. Частные трансфертные платежи — например, ежемесячные субсидии, получаемые студентами университетов из дома, либо разовые дары от богатых родственников — являются не результатом про­изводства, а актом передачи средств от одного част­ного лица к другому.

3. Сделки с ценными бумагами, то есть купля - продажа акций и облигаций, тоже исключаются из ВНП. Сделки на рынке акций представляют собой не что иное, как обмен бумажными активами. Как таковые, эти сделки напрямую не предполагают увеличения текущего производства. Необходимо, од­нако, подчеркнуть, что изымая деньги из рук тех, по делает сбережения, и передавая их в руки тех, кто использует, некоторые из таких сделок с ценными бумагами могут косвенно подтолкнуть расходование средств, ведущее к увеличению объема производства.

Продажи подержанных вещей.

Основание для исключения сумм продаж подержанных вещей из ВНП представляется весьма очевидным: подобные прода­жи либо не отражают текущего производства, либо включают двойной счет. Например, предположим, что вы продаете свой автомобиль "форд" выпуска 1982 г. знакомому. Эта сделка должна быть ис­ключена при определении объема ВНП, так как она не сопровождалась увеличением текущего объема производства. Включение продаж товаров, произведенных несколько лет назад, и объем ВНП теку­щего года приведет к завышению объема производ­ства в этом году. Аналогичным образом, если вы купили новый "форд" с фабричным клеймом и через неделю продали его вашему соседу, мы как и в пер­вом случае, исключим сделку перепродажи из теку­щего ВНП. Почему? Потому что, когда вы первона­чально купили новый автомобиль, его стоимость была включена в ВНП. Если же мы включим сто­имость его перепродажи, то это приведет к двой­ному счету.

Страницы: 1, 2, 3, 4