рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Учет и реализация готовой продукции рефераты

Реферат: Учет и реализация готовой продукции

Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия или организации.

Финансово-хозяйственная деятельность складывается из:

- формирования источников, необходимых для деятельности. Источники могут быть финансовыми и материальными;

-размещения привлеченных и сформированных средств: создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции.

Метод бухгалтерского учета - ведение учета финансово-хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их выражения.

Задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий необходимой для оперативного руководства и управления, а также ее использования инвесторами, покупателями, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными лицами;

-обеспечение контроля за наличием движения имущества и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

-предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов.

Основные правила ведения бухгалтерского учета.

Основными правилами ведения бухгалтерского учета в РФ (изложены в "Положении о бухгалтерском учете в РФ") являются:

1. Применение системы двойной записи. Это означает, что у каждого счета существует два раздела - дебет и кредит. Каждая финансово-хозяйственная операция отражается в учете по дебету одного счета и кредиту другого.

2. В бухгалтерском учете принят единый план счетов. Последний введен в действие с 1.01.95 г.

3. В учете существуют и применяются активные и пассивные счета. Сущность разделения счетов на активные и пассивные заключается в  объективном отражении специфики тех или иных финансово-хозяйственных операций.

Активными называются счета, которые имеют либо нулевое, либо дебетовое сальдо (например, 01, 51, 50 счета). Счета с дебетовым сальдо находятся в активе баланса. Нарастание по этим счетам идет по дебету, расходование по кредиту счета.

Пассивными называются счета, которые имеют либо нулевое, либо кредитовое сальдо (например, 85,  80 счета).  Они являются зеркальным отражением активных счетов. Сальдо (остаток) по пассивным счетам находится в пассиве баланса.

Кроме активных и пассивных счетов существуют и применяются активно-пассивные счета. Эти счета могут иметь дебетовое, кредитовое, нулевое или оба сальдо одновременно. Примером такого счета может служить 71 счет (расчеты с подотчетными лицами).

4. Ведение аналитического и синтетического учета.

Синтетический учет - это учет в разрезе укрупненных групп однородных операций. Примером регистра синтетического учета является Главная книга.

Аналитический учет - это учет по каждой конкретной операции. Регистрами аналитического учета являются оборотные и разработочные ведомости и таблицы.

5. Документирование хозяйственных операций. Документирование хозяйственных операций производится на основе первичных бухгалтерских документов, фиксирующих факт совершения сделки.

6. Исправление ошибок в бухгалтерском учете допускается одним из трех способов:

- метод зачеркивания - зачеркивается неправильная надпись, рядом пишется правильная и ставится подпись ответственного лица;

- метод красного сторно- рядом с неправильной дописывается правильная надпись красным цветом

- справка и исправительная проводка.

Иные исправления не допускаются.

7. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется в денежном выражении путем суммирования проведенных расходов. Баланс составляется в валюте РФ.

8. Бухгалтерские документы хранятся в установленном законодательством порядке и сроках. Расчеты по заработной плате хранятся 75 лет.

9. Инвентаризация. Существует обязательная инвентаризация и инвентаризация по распоряжению руководства. Обязательная инвентаризация проводится при смене материально ответственных лиц и при проверке кассового остатка. Регулирование расхождения между фактическим наличием и учетными данными производится двумя способами:

-     излишки приходуются;

недостача сверх норм относится на виновных лиц.

К бухгалтерскому учёту предъявляются следующие основные требования:

-сопоставимость планируемых (прогнозных) и учётных показателей;

-достоверность учётных данных;

-оперативность учёта;

-полнота и простота учёта;

-экономичность учёта.

Сопоставимость планируемых (прогнозных) и учётных показателей необходима, прежде всего, для контроля за выполнением планов, прогнозов и заказов, например, по показателям производительности труда, материалоёмкости, себестоимости продукции. Следует, однако, иметь в виду, что по ряду показателей  полной сопоставимости может и не быть, так как в состав фактических затрат на производство продукции могут входить не планируемые, непроизводительные расходы и потери от брака.

Достоверность учётных данных обеспечивается документированием всех хозяйственных операций, правильным осуществлением инвентаризации, денежной оценки, учёта текущих затрат, калькулирования.

Оперативность учета состоит в своевременном представлении учётных данных для управления производством и составления отчётности.

Полнота и простота учета состоит в предоставлении всей учётной  информации, необходимой для управления производством и бизнесом, а также для внешних пользователей, при недопущении излишней информации, исключении дублирования и ненужных показателей. Учётная информация должна быть максимально доступной для руководителей и специалистов организации и её подразделений, учредителей, участников и собственников имущества организации.

Экономичность учёта характеризуется показателями: количества работников предприятия (организации) на одного счётного работника, уровня технической вооруженности работников учёта, определяемого отношением стоимости технических средств по учёту к числу работников, и другими показателями.

Учет выпуска готовой продукции

Изделия, которые прошли все стадии технической обработ­ки и соответствуют установленным стандартам или техническим условиям и сданы на склад, называются готовой продукцией.

Сдачу продукции из производства на склад оформляют накладными, которые выписывают в цехах в двух экземплярах. Один экземпляр передается кладовщику, а другой с распиской в приемке продукции остается в цехе.

В бухгалтерии на основании сдаточных накладных ведут на­копительные ведомости выпуска готовой продукции за месяц.

В конце месяца в ведомости подсчитывают количество выпущенной готовой продукции по видам изделий и оценивают ее по плановой себестоимости. В этой оценке ведется аналитический учет готовой продукции.

Производственную себестоимость готовой продукции по ви­дам изделий или заказам определяют по данным аналитическо­го учета основного производства. Выявленные суммы себестои­мости каждого вида изделий (заказ) проставляют в ведомости выпуска готовой продукции, а потом складывают все эти сум­мы и получают фактическую себестоимость всего выпуска. После этого устанавливают суммы отклонений фактической себестоимости от плановой (экономию или пере­расход) как по видам продукции, так и по всему выпуску в це­лом.

Для сверки данных аналитического учета по счету 20 «Ос­новное производство» с синтетическими счетами рассчитывают себестоимость товарной продукции в таблице № 3 журнала-ор­дера № 10.

Основой расчета себестоимости товарной продукции явля­ются итоговые данные по дебету счетов 20 «Основное производ­ство» и «Транспортно-заготовительные расходы». Их пере­носят на первую строку расчета. Затем записывают суммы кор­рективов по статье «Издержки производства, связанные с неисправимым браком продукции и стоимостью ценных отходов».

После записи сумм коррективов записывают стоимость незавершенного производства на начало и конец месяца и под­считывают фактическую себестоимость товарного выпуска про­дукции основного производства.

По данным ведомости выпуска, сверенной с расчетом себе­стоимости товарной продукции, производят записи в журнале-ордере № 10/1 по кредиту счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с дебетом счета 40 «Готовая продукция».

При необходимости, для обобщения информации о выпущен­ной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных ус­лугах за отчетный период, а также выявления отклонении фак­тической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости исполь­зуется счет 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Счет 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)» — активно-пас­сивный, сальдо не имеет, так как ежемесячно закрывается, ис­пользуется для выявления отклонений фактических затрат от нормативной (плановой) себестоимости выпущенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ. По дебету счета отра­жается фактическая производственная себестоимость при кор­респонденции со счетами: 20 «Основное производство», 23 «Вспо­могательные производства» и др.; по кредиту — нормативная (плановая) себестоимость. Если фактическая себестоимость оп­ределяется по окончании месяца, то по нормативной—в течение месяца, но мере выпуска продукции, оказания услуг, выполне­ния работ, их объем списывается в корреспонденции со сче­тами 40 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 46 «Реализация». Отклонения как разница между оборотами:

а) сторнируются, если нормативные затраты выше фактических (Д-т сч. 40, 45, 46, К-т сч. 37);

6) дополняются записью (Д-т сч. 40, 45, 46, К-т сч. 37).

Предприятие самостоятельно принимает решение об исполь­зовании счета 37, так как фактически эту же роль выполняет счет 40 «Готовая продукция».

Итак, независимо от видов собственности (государственная, частная, смешанная), организационно-правовых форм  (акционерное, арендное, общество с ограниченной ответственностью и др.) или рода деятельности (производство товаров народного потребле­ния, машиностроение, металлургия и пр.) каждое предприятие ориентируется, прежде всего на выбор процесса производства. В процессе производства создаются условия для дальнейшего роста рентабельности или через него предприятие приходит к банкротству (несостоятельности). Поэтому тщательный учет затрат, контроль за соблюдением норм расхода, своевременно произведенные ремонтные работы, маркетинговые услуги, гра­мотное техническое и экономическое управление предприяти­ем — пути достижения необходимых результатов деятельности, чему и способствует бухгалтерская (учетная) информация.

Готовая продукция, ее реализация и задачи учета

Готовая продукция—конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изделия и продукты, полностью за­конченные обработкой на данном предприятии, отвечающие тре­бованиям стандартов и техническим условиям, принятые отде­лом технического контроля и сданные на склад готовой продукции. Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с разработанными плановыми заданиями по ассорти­менту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое вни­мание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества.

В настоящих условиях основное значение придается реализации по договорам-поставкам — важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесооб­разность хозяйственной деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выпол­нять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед поку­пателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое поло­жение предприятия.

Наряду с объемом реализации предприятие планирует сум­му (объем) прибыли. Это возможно потому, что при установ­лении продажных (договорных) цен на продукцию в состав ее включается определенная сумма или процент прибыли (дохо­да). Если количество продукции, подлежащей к реализации по плану, умножить на договорную цену, то получим ее продаж­ную стоимость по плану, а исходя из процента прибыли, рас­считывают плановую сумму прибыли.

Фактическая сумма прибыли определяется в бухгалтерии ежемесячно как разница между продажной стоимостью реали­зованной продукции и ее полной фактической себестоимостью (производственная себестоимость и расходы на сбыт продукции) за минусом суммы НДС.

Поэтому в системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, в задачи которого входят:

систематический контроль за выпуском готовой продукции, состоянием ее запасов и сохранностью на складах, объемом вы­полненных работ и услуг;

своевременное и правильное документальное оформление отгруженной и отпущенной продукции (работ, услуг), четкая  организация  расчетов с покупателями;

контроль за выполнением плана договоров-поставок по объёму и ассортименту реализованной продукции;

своевременный и точный расчет сумм, полученных за реализованную продукцию, фактических затрат на ее производство и сбыт, расчет сумм прибыли.

Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности ра­боты предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хо­зяйственных операций.

Оценка готовой продукции, ее номенклатура

Готовая продукция входит в состав оборотных средств пред­приятия и поэтому, согласно Положению о бухгалтерском уче­те и отчетности, должна отражаться в балансе по фактической производственной себестоимости.

Фактическую себестоимость готовой продукции можно рас­считать только по окончании отчетного периода (месяца). Дви­жение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движе­ния готовой продукции ведется или по плановой производственной себестоимости, или по договорным ценам предприятия, или в розничных ценах.

Плановая цена единицы продукции разрабатывается пред­приятием и обязательно показывается в плане, составляемом на год с разбивкой по кварталам. В конце месяца плановая себе­стоимость должна быть доведена до фактической путем расче­та сумм и процентов отклонений по группам готовой продук­ции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за ме­сяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допу­щенные предприятием, и поэтому характеризуют результаты его работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются сторно—экономия или обычной записью—перерасход. Процент от­клонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца.

При использовании в учете других оценок готовой продук­ции (договорной, оптовой или розничной цен) суммы и процен­ты отклонений рассчитываются в таком же порядке.

Большое значение для правильной организации учета дви­жения готовой продукции имеет разработка ее номенклатуры — перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данным предприятием. За основу его составления берется классифика­ция готовых изделий по определенным признакам, позволяю­щим отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, марка, сорт). Номенклатурный номер может иметь разное количество цифр.

Номенклатурой пользуются следующие службы предприя­тия:

диспетчерская — для контроля за выполнением графика вы­пуска изделий;

цехи — для контроля за ассортиментом выпуска и для выпи­ски накладных при сдаче готовых изделий на склад;

отдел сбыта — для контроля за возможностью выполнения договорных поставок;

бухгалтерия — для аналитического учета и составления сво­док и отчетов.

Документация по движению готовой продукции, ее отгрузке и реализации

Предприятие разрабатывает годовой план выпуска готовой продукции и календарные квартальные, месячные, дневные и почасовые графики выпуска готовых изделий. Диспетчерские службы цехов ведут оперативный учет выполнения графиков, что необходимо для определения ритмичности работы цехов, срывов в работе и их причин. Графики взаимосвязаны со сро­ками отгрузки готовой продукции и позволяют контролировать выполнение договорных обязательств перед покупателями. Вы­пущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется в первичных до­кументах — приемо-сдаточных накладных, актах, ведомостях, планах-картах и др.

Отпуск готовой продукции и ее отгрузка оформляются при­казом-накладной, в который включены два документа:  приказ складу и накладная на отпуск Приказ складу выписывает со­ответствующая служба на основании условий договора с по­купателями с указанием наименования покупателя, его кода, количества и ассортимента продукции (графа/занаряжено), сро­ка отгрузки.

Материально ответственное лицо (кладовщик) комплектует продукцию по каждому приказу и передает экспедитору для отправки, записывая количество в графе «отпущено».

Документ подписывается начальником службы, кладов­щиком и экспедитором. Приказ-накладная оформ­ляется в двух экземплярах: первый передается экспедитору для указания количества отправленных мест, массы груза согласно товарно-транспортной накладной и суммы оплаченного желез­нодорожного тарифа за перевозку продукции до станции поку­пателя; второй экземпляр остается у кладовщика как основа­ние для отпуска. По нему в карточках складского учета в гра­фе «расход» проставляется количество отпущенной продукции, и документ передается бухгалтеру. Экспедитор сдает продукцию транспортной организации, получает квитанцию о приеме гру­за. На следующий день после отгрузки продукции экспедитор обязан приказ-накладную и квитанцию транспортной организа­ции передать в бухгалтерию предприятия для выписки платеж­ного требования на имя покупателя.

Страницы: 1, 2