рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Учет денежных средств на предприятии рефераты

Реферат: Учет денежных средств на предприятии

Московский Государственный Университет

Сервиса

Кафедра «Бухгалтерский Учет»


Курсовая работа

По бухгалтерскому учету

На тему: «Учет денежных средств на предприятии»


Проверил:                                                      Выполнила:

Мун Е. А.                                                       Студентка группы

                                                                        Мзс-21 

                                                                  Павленко Е.В.

 

 

Москва 2001

План работы:

1.        Введение     ................................................................................... 2                                                                

2.        Основная часть   

2.1.     Открытие расчетного счета в банке    ................................... 3

2.2.     Оформление платежных поручений    ................................... 5

2.3.     Порядок получения наличных денег в банке   .................... 8

2.4.     Порядок сдачи наличных денег в банк      ............................ 9

2.5.     Организация расчетов с помощью платежных требований   

2.6.     Применение расчетных чеков    ............................................ 15

2.7.     Расчеты векселями       ............................................................ 16

2.8.     Банковские выписки. Исправление ошибок в расчетах . 18

2.9.     Основные бухгалтерские проводки по расчетному счету 19

2.10.   Порядок ведения кассовых операций    .............................. 20

2.11.   Ведение кассовой книги    ...................................................... 24

2.12.   Учет расчетов с подотчетными лицами    .......................... 25

2.13.   Основные бухгалтерские проводки по учету кассовых операций     ............................................................................... 26

3. Заключение      ............................................................................... 28

4. Список используемой литературы ............................................ 29


-2-

1. Введение

Учет возник вместе с человеческой цивилизацией тысячи лет тому назад. И впервые его шаги имели огромные последствия для истории. Развитие учета было вызвано потребностями жизни, а оно в свою очередь стимулировал рост таких неотъемлемых частей цивилизации, как письменность и математика.

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С этих пор сохранились многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит, котировка и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учета была написана выдающимся итальянским математиком Лукой Пачоли (1445-1515 ), в разделе которой «Трактат о счетах и записях» и был описан способ ведения двойной бухгалтерии.

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений. В ходе работы предприятия происходит  кругооборот хозяйственных средств. В этом кругообороте можно выделить три процесса: снабжение, производство и реализация. В учете эти процессы представлены отдельными хозяйственными операциями. В процессе  снабжения учитываются такие хозяйственные операции, как поступление материалов от поставщиков, оплата транспортных расходов по их доставке, отпуск материалов в производство.  В процессе снабжения учитывается начисление заработной платы, начисление амортизации (износа) и т.д.. В процессе реализации учитываются поступления на расчетный счет выручки от реализации, списание производственной себестоимости, расчет прибыли и отнесение ее на счет «Прибыли и убытки».

Среди всех объектов, обеспечивающих хозяйственную деятельность предприятия, важным является учет денежных средств. Денежные средства  - это сумма наличных денежных средств в кассе предприятия, свободные денежные средства на расчетном, валютном и других счетах в банке, ценные бумаги и прочие денежные средства предприятия. Исходя из определения можно сказать, что операции с этим объектом, являются основой бухгалтерской деятельности.

-3-

2.1.Открытие расчетного счета.                                                                               

Предприятие имеет хозяйственные связи с поставщиками материалов, покупателями продукции или потребителями услуг и находится с ними в расчетных отношениях. Расчетные отношения основаны на обязательствах покупателей оплатить стоимость полученных материальных ценностей, выполненных работ и услуг в установленные сроки, а также на праве поставщика востребовать платеж от покупателя.

Расчетные отношения возникают также с бюджетом страны, с органами, осуществляющими социальное страхование и обеспечение и т.д.

Четкая организация расчетов способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, позволяет предприятию избежать выплаты пени и неустоек.

Основная масса расчетов осуществляется безналичным путем с помощью банковской системы.

Для оформления открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы: заявление на открытие счета, подлинный экземпляр Устава, справка из налоговой о постановке на налоговый учет, “карточки с нотариально заверенными образцами с оттиском печати, копию приказа руководителя предприятия о назначении главного бухгалтера.

На уставе главный бухгалтер банка делает отметку с указанием номера счета и ставит гербовую печать.

На расчетный счет предприятия поступает выручка за реализованную продукцию, аваносовые платежи, ссуды банка, дебиторская задолжность, наличные деньги из кассы и т.д. С расчетного счета производятся безналичные платежи, выдаются наличные деньги на выплату заработной платы, командировачные, хозяйственные и представительские расходы. Выдача наличных денег производится согласно квартальному кассовому плану, который сдается в банк. Банковские работники сверяют с ним заказываемые наличные суммы.

Выдачу денег, а так же безналичные перечисления с расчетного счета банк осуществляет, как правило, на основании приказов владельца расчетного счета или с его согласия на оплату (акцепта).

В исключительных случаях банк производит принудительное списание денежных средств с расчетного счета. Например,  по

-4-

приказам финансовых органов перечисляются просроченные налоги и сборы и т.п. Кроме того, банк может по собственной инициативе

списывать денежные средства, например, за пользование банковским кредитом ( процент за кредит ).

Первичными документами, на основе которых производятся операции на расчетном счете, являются платежные поручения, чеки, объявления на взнос наличными, платежные требования.

Платежное поручение служит для списания указанной в нем суммы с расчетного предприятия на расчетный счет получателя.

Денежный чек является приказом банку о выдачи с расчетного счета указанной в нем суммы наличных денег.

Объявление на взнос наличными выписывается банком при сдаче наличных денег из кассы на расчетный счет.

Платежное требование ранее использовались для взыскания платежа с покупателя.

-5-

2.2 Оформление платежных поручений

Платежное поручение – это поручение банку о перечислении соответствующих сумм поставщиками, финансовыми органам, другим организациям. Бухгалтер печатает его “под копирку” в необходимом количестве экземпляров ( от 3 до 5 в зависимости от того, в каком филиале банка находится расчетный счет ).

Платежное поручение принимается банком от плательщика к исполнению только при наличии средств на расчетном счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.  По договоренности сторон  платежные поручения могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочные платежи совершаются: до отгрузки товара – авансовый платеж,  после отгрузки товара – путем прямого  акцепта товара, при крупных сделках – частичные платежи. Досрочный и отсроченный платежи могут осуществляться в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения договаривающихся сторон.

В нем указываются реквизиты плательщика и его банка, получателя и его банка, в том числе ИНН, БИК, сумма и назначение платежа. Работник банка принимает платежное поручение к исполнению, на последний экземпляр его ставит штамп и возвращает бухгалтеру для отражения этой операции в учете. Отпечатанное платежное поручение действительно в течение десяти дней.

ИНН присваивается органам Госналогслужбы РФ при постановке налогоплательщиков  на учет в налоговом органе и указывается в платежном поручении во всех случаях, когда он присвоен плательщику денежных средств.

БИК указывается для подразделений расчетной сети  Банка России, кредитных организаций и тех филиалов кредитных организаций, которым он присвоен, в соответствии со “Справочником БИК РФ”.

Номера счетов плательщика и получателя денежных средств, а так же номера счетов банков плательщика и получателя, по которым проводятся расчетные операции, проставляются в соотвествующих полях платежного поручения.

В случае, если плательщиком или получателем является кредитная организация, в полях “Плательщик” или “Получатель”  указывается наименование кредитной  организации, в полях “Банк

плательщика” или “Банк получателя” соответственно наименование

-6-

кредитной организации указывается повторно. Значение “Вид платежа” указывается прописью: “почтой”, “телеграфом”, “электронно”.

Плательщиком выступает банк, в котором открыт  расчетный счет предприятия, в этой же части указывается наименование предприятия и номер его расчетного счета.

Ниже мы указываем код, который присвоен нашему банку в Центральном банке Российской Федерации, а в графе “дебет” – шифр расчетного счета банка в ЦБ РФ.

Сумма печатается прописью с заглавной буквы. Ее цифровое значение повторяется в правом верхнем углу.

Внизу подробно указывается назначение платежа, ставится подпись распорядителя средств и главного бухгалтера и печать предприятия.


-8-

2.3 Порядок получения наличных денег в банке.

Предприятие получает наличные деньги из банка через кассира по денежному чеку, выписанному на его имя.

В соответствии с Положением о бухгалерском и отчетности в Российской Федерации, на предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанность кассира может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя предприятия.

Чеки находятся в специальной чековой книжке. Чтобы получить  чековую книжку, следует заполнить соответствующее заявление, в котором указывается фамилия, имя и отчество кассира и дается образец его подписи. Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью предприятия. Согласно этому заявлению кассир получает чековую книжку на 25 или 50 чеков. Чтобы снять наличные деньги со своего расчетного счета в банке, бухгалтер заполняет денежный чек, подписывает его вместе с руководителем и передает кассиру. Кассир предварительно заказывает требуемую сумму оправдательным документом для записей кассовых операций в учетных регистрах.

-9-

      2.4. Порядок сдачи наличных денег в банк

      Наличные деньги, полученные с расчетного счета в кассу,

расходуются по строго целевому назначению (цели, на которые получены деньги, указываются на оборотной стороне денежного чека). Неизрасходованный остаток сдается в кассу. Например, неполученная в срок заработная плата должна быть возвращена на расчетный счета в трех – дневный срок . Сдаются  на расчетный счет деньги,  принятые в кассу в счет взноса в уставной фонд, выручка от реализации продукции наличными

          Сдача денег на расчетный счет оформляется расходным кассовым ордером.

           В банке кассир, сдающий деньги, заполняет «Объявление на взнос наличными». Бланк «Объявления» можно получить у оператора банка.

      Он состоит их трех частей. Верхняя часть остается  в банке,

Средняя часть (квитанция) передается кассиру. Нижняя часть объявления (ордер) тоже возвращается кассиру, но только после проведения банком соответствующей операции и вместе с банковской выпиской.

            На каждой из трех частей проставляются: дата, от кого приняты деньги, банк получателя и получатель, назначение взноса. В правом верхнем углу первой и второй части проставляем номер нашего расчетного счета и сумму цифрами. Та же сумма записывается прописью в следующем порядке. Начинать запись надо вплотную к началу отведенного для ее поля с заглавной буквы. Оставшиеся на поле места следует прочеркнуть горизонтальной линией.

            Третья часть заполняется несколько иначе. В ордере нужно указать код банка-получателя и сумму по кредиту ( у нас на расчетном счете эта сумма пройдет по дебету, а в банке – по кредиту).

-11-

      2.5. Организация расчетов с помощью платежных требований

     Платежное требование выписывается поставщиком при отгрузке  материальных ценностей и сдается в банк для взыскания платежа с покупателей. Такая форма расчетов между поставщиком и покупателем должна быть оговорена при заключении договоров на поставку продукции.

      Расчеты ведутся либо в порядке предварительного акцепта, либо в порядке последующего акцепта. В первом случае платежное требование оплачивается на следующий день после истечения срока акцепта, а во втором случае платежные требования оплачиваются в течении операционного дня по мере их поступления в банк плательщика. Плательщик имеет право заявить полный или частичный  отказ от акцепта. Если указанная в платежном сумма уже перечислена банком, то в день получения заявления об отказе от акцепта она восстанавливается. Поступивший товар принимается покупателем на ответственное хранение (используется забалансовый счет 002) и после получения распоряжения поставщика отгружается в указанный адрес.

      Акцепт может  быть так же положительным или отрицательным. При положительном акцепте плательщик представляет в банк письменное согласие на оплату. При отрицательном – не полученный в установленный срок отказ означает согласие на оплату.

      Банк принимает платежные требования вместе с их реестром с целью контроля со стороны поставщика за их оплатой. Платежное требование принимается при наличии средств на счете плательщика. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течении трех дней.

      В таблице 1 приведены синтетические счета используемые для учета денежных средств (кроме наличных) предприятия.

-12-

Таблица 1

№ счета в плане счетов

Название счета

Актив

Пассив

Рекомендуемая аналитика

51 Расчетный счет

Актив

По каждому банковскому счету
52 Валютный счет Актив По каждому банковскому счету
55 Специальные счета в банках Актив По каждому банковскому счету
56 Денежные документы Актив По видам денежных документов
57 Переводы в пути Актив По видам денежных документов
58 Краткосрочные финансовые вложения Актив По видам вложений и объектам в которые осуществлены эти вложения
06 Долгосрочные фин. вложения Актив По видам вложений и объектам в которые осуществлены эти вложения

      Учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».

Дебет                                             51                                              Кредит


Сальдо начальное

                        Поступление                            Оплата счетов  

                                   денег  от                                   поставщиков

                         покупателей                             и подрядчиков 

    62                 и заказчиков                                                              60

 

Дебет

 

Кредит

 

Страницы: 1, 2