рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Транспортный налог на примере Москвы рефераты

Наряду с повышением (понижением) ставок ст.361 НК РФ допускается возможность установления различных налоговых ставок в отношении отдельной категории транспортных средств, например автомобилей. Таким образом, в отношении каждой категории транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения, ставки могут различаться в 25 раз.

Законом № 193 также установлены отдельные категории налогоплательщиков:

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, имеющие легковой транспорт;

категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеющие легковой транспорт;

предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, при заключенном контракте с органом управления дорожного хозяйства области и у которых удельный вес доходов от осуществления этой деятельности составляет 70 процентов и более общей суммы их доходов;

профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования;

органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

органы и подразделения управления внутренних дел;

органы, подразделения и предприятия управления исполнения наказаний Министерства юстиции России.

Для получения льгот налогоплательщики должны самостоятельно представить налоговым органам необходимые документы.

Статья 6. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

   ------------------------------------------------------------------

  |Наименование объекта налогообложения         |Налоговая |

  |                           |ставка   |

  |                           |(в рублях)|

  |-----------------------------------------------------+----------|

  |Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой  |      |

  |лошадиной силы):                   |      |

  |- свыше 70 л.с. до 100 л.с. (свыше 51,49 кВт     |   5   |

  |  до 73,55 кВт) включительно             |      |

  |- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт     |   15   |

  |  до 110,33 кВт) включительно             |      |

  |- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт    |   20   |

  |  до 147,1 кВт) включительно             |      |

  |- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт     |   25   |

  |  до 183,9 кВт) включительно             |      |

  |- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)          |   35   |

  |-----------------------------------------------------+----------|

  |Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя     |      |

  |(с каждой лошадиной силы):              |      |

  |- до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно        |   3   |

  |- свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт      |   6   |

  |  до 25,74 кВт) включительно             |      |

  |- свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)           |   20   |

  |-----------------------------------------------------+----------|

  |Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной  |      |

  |силы):                        |      |

  |- до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно       |   6   |

  |- свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт     |   10   |

  |  до 147,1 кВт) включительно             |      |

  |- свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)          |   20   |

  |-----------------------------------------------------+----------|

  |Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой  |      |

  |лошадиной силы):                   |      |

  |- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно       |   6   |

  |- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт     |   10   |

  |  до 110,33 кВт) включительно             |      |

  |- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт    |   15   |

  |  до 147,1 кВт) включительно             |      |

  |- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт     |   20   |

  |  до 183,9 кВт) включительно             |      |

  |- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)          |   25   |

  |-----------------------------------------------------+----------|

  |Другие самоходные транспортные средства, машины    |   6   |

  |и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу    |      |

  |(с каждой лошадиной силы)               |      |

  |-----------------------------------------------------+----------|

  |Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя       |      |

  |(с каждой лошадиной силы):              |      |

  |- до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно       |   10   |

  |- свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)           |   20   |

  |-----------------------------------------------------+----------|

  |Катера, моторные лодки и другие водные транспортные  |      |

  |средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной  |      |

  |силы):                        |      |

  |- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно       |   20   |

  |- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)          |   30   |

  |-----------------------------------------------------+----------|

  |Яхты и другие парусно - моторные суда с мощностью   |      |

  |двигателя (с каждой лошадиной силы):         |      |

  |- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно       |   35   |

  |- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)          |   60   |

  |-----------------------------------------------------+----------|

  |Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной |      |

  |силы):                        |      |

  |- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно       |   35   |

  |- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)          |   60   |

  |-----------------------------------------------------+----------|

  |Несамоходные (буксируемые) суда, для которых     |   20   |

  |определяется валовая вместимость (с каждой      |      |

  |регистровой тонны валовой вместимости)        |      |

  |-----------------------------------------------------+----------|

  |Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие  |   25   |

  |двигатели (с каждой лошадиной силы)          |      |

  |-----------------------------------------------------+----------|

  |Другие водные и воздушные транспортные средства,   |  200   |

  |не имеющие двигателей (с единицы транспортного    |      |

  |средства)                      |      |

  ------------------------------------------------------------------

Статья 9. Налоговые льготы.

От уплаты налога освобождаются:

а) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;

б) лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, - по этим автомобилям;

в) организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, - по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).

В целях применения настоящего пункта к транспортным средствам, освобождаемым от налогообложения, относятся транспортные средства, использующие при перевозке пассажиров по единым условиям единые тарифы за проезд, установленные органами исполнительной власти города Москвы, с учетом предоставления всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Статья 10. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов.

1. За нарушение настоящего Закона налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 2. Контроль за внесением налога в бюджет города Москвы осуществляется налоговыми органами в соответствии с их компетенцией

6.Порядок исчисления налога.

Согласно п.2 ст.362 сумма налога в отношении каждого транспортного средства исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Порядок исчисления налога зависит от статуса налогоплательщика. Налогоплательщик - организация исчисляет налог самостоятельно. Исчисление налога за налогоплательщиков - физических лиц осуществляют налоговые органы. В этих случаях согласно ст.52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии со ст.363 НК РФ налоговое уведомление по транспортному налогу должно быть направлено физическому лицу не позднее 1 июня года (налогового периода). В связи с этим возможны некоторые противоречия, так как в случае смены владельца транспортного средства в течение календарного года налоговый орган не сможет направить в установленный срок требование об уплате. При этом согласно п.4 ст.57 НК РФ обязанность по уплате налога не может возникнуть ранее даты получения налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Напомним, что срок уплаты транспортного налога (или сроки - в случае уплаты суммы налога частями) устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Форма налогового уведомления определяется МНС России.

Сведения о налогоплательщиках должны поступать в налоговые органы от соответствующих регистрирующих органов в течение 10 дней после совершения в отношении транспортных средств регистрационных действий. До 1 февраля года представляется вся информация о транспортных средствах по состоянию на 31 декабря истекшего года. Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ст.129.1 НК РФ.

В случае регистрации или снятия с учета транспортного средства в течение года налог рассчитывается с применением коэффициента:

коэффициент = число полных месяцев нахождения у налогоплательщика : число календарных месяцев

Примечательно, что Закон № 193, так же как и Налоговый кодекс, под «полным месяцем» понимает как месяц регистрации, так и месяц снятия с учета. То есть фактически неполный месяц считается «полным».

Пример 1.  ООО «Автодом» приобрело и зарегистрировало 15 января 2003 года легковой автомобиль мощностью 150 л.с. выпущенный в 1996 году. 20 сентября 2003 года этот автомобиль был продан и снят с учета. Расчет налога будет произведен следующим образом:

Количество лошадиных сил 150 л.с.
Ставка налога 7 руб.
Год выпуска 1996
Коэффициент срока использования 1,0
Количество полных месяцев 9 месяцев (январь-сентябрь)
Коэффициент месяцев нахождения у налогоплательщика 0,75 (9 месяцев:12 месяцев)
Расчет налога 150 х 7 х 1,0 х 0,75
Сумма налога 788 руб.

Пример 2.    ЗАО «Актив» в январе 2003 года купило и зарегистрировало в ГИБДД два автомобиля – «Жигули» и «Волгу». Мощность их двигателей равна:

– у «Жигулей» – 75 лошадиных сил;

– у «Волги» – 130 лошадиных сил.

Первую машину «Актив» снял с учета в ГИБДД в феврале 2003 года. «Волга» принадлежит фирме весь год.

В регионе по транспортному налогу установлены такие же ставки, как в Налоговом кодексе.

Транспортный налог за 2003 год бухгалтер «Актива» рассчитал так.

По автомобилю «Жигули»:

этим автомобилем фирма пользовалась два месяца. Поэтому при расчете налога надо применять специальный коэффициент. Он равен:

2 мес. : 12 мес. = 0,167.

Транспортный налог за 2003 год по «Жигулям» составит:

75 л. с. х 5 руб. х 0,167 = 63 руб.

По автомобилю «Волга»:

этот автомобиль принадлежит «Активу» 12 месяцев. Налог по нему равен:

130 л. с. х 7 руб. = 910 руб.

Всего за 2003 год фирма начислит транспортный налог в сумме:

910 руб. + 63 руб. = 973 руб.

Бухгалтер «Актива» начислил налог так:

Дебет 26  Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»

– 973 руб. – начислен транспортный налог.

Статья 7. Порядок исчисления налога

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

2. Сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Коэффициент рассчитывается с точностью до трех знаков после запятой, а сумма налога определяется в полных рублях; 50 копеек и более округляются до целого рубля, а менее 50 копеек не учитываются.

4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

6. Сведения, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным налоговым органом.

7.Порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии со ст.363 НК РФ уплата налога производится по месту нахождения транспортного средства. Согласно ст.83 НК РФ местом нахождения признается:

1.   для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;

2.   для иных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.

 Если транспортное средство находится не по основному месту регистрации налогоплательщика, то налогоплательщик должен уплачивать налог по месту нахождения транспортного средства. Это соответствует положениям статьи 83 НК РФ, согласно которой «налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению».

Организации уплачивают налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог не позднее 1 июля следующего года.

Статьей 3 Закона "О дорожных фондах Российской Федерации" установлено, что поступления сумм транспортного налога являются источником образования целевых бюджетных средств территориальных дорожных фондов.

Статья 5. Налоговый период.

Налоговым периодом признается календарный год.

Статья 8. Порядок и сроки уплаты налога.

 1. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) после 1 июня года налогового периода налоговые органы не позднее 30 дней с момента получения из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сведений о регистрации транспортного средства и (или) снятии транспортного средства с регистрации направляют налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговое уведомление об установлении (пересчете) налогового обязательства по транспортному налогу.

2. Налогоплательщики, являющиеся организациями, в срок не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по форме, утвержденной в соответствии с положениями статьи 11 настоящего Закона.

3. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в срок не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, получившие налоговые уведомления на уплату налога после 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивают налог не позднее 30 дней с момента получения налогового уведомления.

Местом нахождения транспортных средств в целях настоящего Закона признается:

а) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;

б) для транспортных средств, не указанных в пункте "а" настоящей части, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

4. Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются налогоплательщику в соответствии с порядком, установленным Haлоговым кодексом Российской Федерации.

5. Налог полностью зачисляется в бюджет города Москвы.

8.Налоговая декларация и налоговое уведомление.

Налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию не позднее 1 марта следующего года. Таким образом, у организации, у которой транспортное средство зарегистрировано не по месту нахождения организации, отсутствует обязанность представлять дополнительно декларацию по месту своего нахождения. При этом форма налоговой декларации в соответствии с п.3 ст.31 и п.3 ст.80 НК РФ разрабатывается МНС РФ, поскольку она не утверждена в Законе № 193.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода. Какой же именно год понимается под сочетанием «не позднее 1 июня года налогового периода» неясно. Читая дословно, можно прийти к выводу, что налоговое уведомление вручается в том году, за который предстоит уплатить налог, то есть в текущем году. Однако в уведомлении должна быть указана сумма налога, расчет которой производится с учетом коэффициента количества месяцев нахождения транспортного средства у налогоплательщика. Очевидно, что в июне текущего года этот коэффициент не может быть известен, так же как и сумма налога. Таким образом, следует понимать, что налоговое уведомление должно вручаться не позднее 1 июня следующего года.

Статья 11. Обязательные реквизиты формы налоговой декларации и порядок ее утверждения.

1. Налоговая декларация должна содержать следующие обязательные реквизиты:

а) налоговый период, за который представляется налоговая декларация;

б) наименование налогового органа, которому представляется налоговая декларация, и его код;

в) код причины постановки на учет налогоплательщика;

г) наименование налогоплательщика, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), его адрес, адрес постоянно действующего исполнительного органа и контактный телефон;

д) наименование объектов налогообложения и налогооблагаемая база;

е) наименование объектов, освобожденных от налогообложения в соответствии с настоящим Законом;

ж) ставка налога;

з) сумма налога, подлежащая уплате в бюджет города Москвы.

Налоговая декларация подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика либо уполномоченным представителем налогоплательщика.

2. Утверждение формы налоговой декларации и порядка ее заполнения возлагается на Правительство Москвы.

Правительство Москвы, помимо обязательных реквизитов, указанных в настоящей статье, может устанавливать дополнительные реквизиты налоговой декларации.

9.Учет транспортного налога.

Суммы начисленного транспортного налога у организаций и предпринимателей относятся на расходы, связанные с извлечением дохода:

-    при налогообложении прибыли организации они относятся в составе прочих расходов (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ), в бухгалтерском учете отражаются записью Дебет 91 Кредит 68;

-    при налогообложении доходов предпринимателей суммы налога могут быть учтены в составе профессиональных налоговых вычетов в случае, если такие транспортные средства используются в целях извлечения дохода (п.1 ст.221 НК РФ), и отражаются в разделе VI Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (таблицы 6-2 и 6-3);

-    при применении упрощенной системы налогообложения суммы уплаченного налога относятся в состав расходов, если объектом налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов (пп.22 п.1 ст.346-16 НК РФ).

Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2003 года.

2. Признать утратившими силу:

а) Закон города Москвы от 31 мая 2000 года N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды";

б) Закон города Москвы от 15 ноября 2000 года N 38 "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31 мая 2000 года N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды";

в) статью 2 Закона города Москвы от 24 октября 2001 года N 54 "О ставках налогов на имущество физических лиц".

10.Список литературы.

1.   Коньков Константин Алексеевич, аудитор, член экспертного совета по профессиональному образованию КТИПБ, ст. преподаватель кафедры учета, анализа и финансов КГТУ  "Финансовая газета", № 39, 2002.
2. С. Разгулин, Советник налоговой службы Российской Федерации II ранга.

3.А. Пархачева, Генеральный директор ЗАО Консалтинговая группа «Экон-Профи».             

4.А. Шаронова, ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения   ЗАО Консалтинговая группа «Экон-Профи».              

5. Савицкая эксперт журнала «Практическая бухгалтерия», 10.02.03.

6. Мэр Москвы Ю.М. Лужков, Закон города Москвы "О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ" N 48.


Страницы: 1, 2