рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Традиционализм и его влияние на систему государственного управления в Японии рефераты

Черты абсолютистского правления сёгунат приобретает лишь в XVII-XVIII веках, когда при третьем сёгунате Токугава (1603-1867) происходит ужесточение методов управления, создаётся полицейский аппарат, земли феодалов («даймё» - «большое имя») конфискуются государством.

Новый сёгун проделал целенаправленную и кропотливую работу, в результате которой император был полностью изолирован от политической жизни. Его авторитет в этой сфере больше сёгуну был не нужен. И, хотя император уже давно не обладал реальной властью, Иэясу Токугава (основатель новой династии сёгунов) на всякий случай перенёс место пребывания своего правительства в Эдо, и город стал не только административно-политическим, но и культурным центром страны[22]. В 1869 году Эдо переименован в Токио[23].

В это время наиболее законченные формы приобретает сословное деление, скреплённое законом и властью сёгуна, выраженное формулой «си-но-ко-сё»: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы. В дворянском сословии самураев имелось две группы – высшая и низшая. У самураев была одна важная привилегия – они и только они могли занимать административные и военные должности. Исключительно самурайским занятием была военная служба[24]

Эпоха Токугава (1603-1867) была эпохой внутреннего мира. Такого длительного периода без войн, который воцарился в Японии с приходом к власти дома Токугава, не знала ни одна другая страна[25].

Императоры несколько раз предпринимали попытки свергнуть власть сёгунов и вернуть себе всю полноту власти в стране. Это окончательно удалось лишь в 1868 г. в ходе Реставрации Мэйдзи, когда понятия «сёгунат», «бакуфу» и титул сёгун стали достоянием истории[26].

Этому предшествовало складывание целого клубка противоречий во внутренней жизни страны. 

Обрабатываемая площадь с начала XVIII века практически не расширялась, оставаясь на одном и том же уровне (2,9-3,0 млн. тё[27]). Прирост населения также был предельно низок – с начала XVII до середины XIX века – 0,01% в год. Наиболее ярким свидетельством активно идущего вызревания в экономике Японии предпосылок капиталистического способа производства, вступавшего в противоречие со способом феодальным, было неизменное увеличение количества мануфактур. В первой половине и XIX века в стране возникло более 180 новых мануфактур, что превышало общую цифру за два предшествующих столетия[28].

Кризис экономический был дополнен кризисом социальным. Выражением его в 1837 году стало восстание Хэйхатиро из-за спекуляций рисом в условиях голода и из-за бездействия и невмешательства сёгуна в решение этого вопроса.[29] Показателем социального кризиса стало то, что это восстание нашло отклик по всей стране и среди совершенно разных социальных групп – городских низов, крестьянства и самураев. Это восстание носило антибуржуазный характер.

Проявление политического кризиса стала неудача сёгуната в попытке укрепить феодальные порядки. В декабре 1841 года сёгуном был издан указ о роспуске монопольных гильдий, фактически означавший установление свободного рынка. Это встретило сильное сопротивление со стороны торговцев и ростовщиков, к тому же состояние рынка полностью вышло из-под контроля, и сёгун был вынужден уйти в отставку. В 1851 году этот указ был официально отменён, что свидетельствовало об ослаблении позиций класса феодалов и усилении активности буржуазных слоёв.

Однако важнейшей причиной реставрации власти императора стал внешнеполитический провал сёгуната.

8 июля 1853 года в бухту Урага южнее столицы вошла американская эскадра коммодора Перри. После передачи письма сёгуну, Пери пообещал вернуться, что и сделал на следующий год, когда и состоялись переговоры. 31 марта был подписан первый договор. Американские корабли получили право захода в японские порты, где они могли по бартеру приобретать продовольствие, топливо и другие товары. В это же время подобный договор был заключен в Японии с российским вице-адмиралом Путятиным. Договоры с Англией и Голландией и Россией устанавливали предельно низкие таможенные пошлины, что привело к неконтролируемому влиянию на рынке иностранных торговых компаний.

Угроза потери своей независимости становится в Японии ускоряющим импульсом национального движения, развитие которого происходит по мере всё большего осознания самураями необходимости возрождения и единства страны, создания сильного централизованного государства, способного обеспечит себе независимое, самостоятельное существование. Единственный путь к этому – проведение буржуазных реформ.

Начавшаяся в Японии в конце 60-х годов XIX века борьба между сторонниками сёгуна и императора была связана не с тем, проводить или не проводить реформы, настоятельная необходимость которых стала очевидной, а с тем – кто их будет проводить. Лозунги устранения власти сёгуна и восстановление власти императора, имеющей традиционное религиозное обоснование, становятся той общей идейной платформой, на которой и происходит объединение реформаторских сил. Показательна и религиозная окраска антисёгунской идеологии: буддизму – религии сёгуна противопоставляется древняя религия японцев синто – обожествляющая императора[30].

Дальновидные самурайские круги видели в императорском престоле, в культе императора единственно надёжную пору в деле консолидации перед внешней угрозой. Не случайно именно в это время в Японии восстанавливается  «тэнноизм» (от слова «тэнно» - «Сын Неба» - древнего названия японского императора) как сложное многоплановое явление, получившее название «императорский путь», несущее политический, идеологический, религиозный и мировоззренческий смысл, ставшее объединительным началом, которое выработало у японцев особое чувство национальной общности.

1868 год ознаменовал начало важного переломного этапа в истории Японии. События этого года получили название «реставрации Мэйдзи». Их первым политическим результатом стало свержение сёгуна и восстановление власти японского императора в форме абсолютной монархии. Первым актом нового правительства стало введение специального летоисчисления по названиям периодов правления того или иного императора. Это было предпринято для упрочения в глазах населения политической и религиозной власти императора. Западные державы не вмешивались в этот конфликт, познав разрушительность народного движения в Китае.

Возникает вопрос: почему же не получилось свергнуть сёгуна и посадить на престол другого военного правителя, как это было с двумя предыдущими сёгунскими династиями? Дело в том, что сёгунская система исчерпала себя и возникла острейшая необходимость в создании сильной самодержавной власти. Сёгунат тоже был абсолютистской системой, однако у него не было прочных корней по сравнению с императорской властью. За императорской властью стояла ощущение легитимности - идея божественного происхождения, что почти никогда не говорили о себе сёгуны[31]. Нарождающемуся монополистическому капиталу нужен был император, что и произошло.

Таким образом, в ходе этой «революции сверху» были решены две задачи – общенациональная задача защиты страны от потери ею суверенитета и скорее контрреволюционная по отношению к народному движению задачу перевода этого движения из русла революционной борьбы в русло реформ. Главным итого развития Японии на данном этапе стало возрастание роли императорской власти как консолидирующего начала японской нации.


Влияние традиционализма на систему управления Японией по конституции 1889 года.

События предшествующего периода были временем формирования миропонимания японской нации. Основой этого убеждения являлась власть императора. Именно она была критерием легитимности того или иного сёгуна. Законодательное оформление традиционная точка зрения на императора получила в ходе т.н. «Реставрации Мэйдзи» и последующего принятия первой японской конституции.

Обещание созвать в 1890 г. парламент, прозвучавшее в императорском указе от 12 октября 1881 г., заметно оживило политическую обстановку в стране. В самые кратчайшие сроки были сформированы политические партии — либеральная и конституционных реформ. Они отражали в основном интересы помещиков, средней части буржуазии, мало связанных с правительственными сферами и надеявшихся добиться хоть небольшой, весьма умеренной либерализации существовавшего строя, при котором в правительстве доминировала клика выходцев из княжеств Сацума и Тёсю. Примечательно, что, в отличие от европейских стран, политические партии в Японии были сформированы не после, а до появления парламента.

В 1882 г. за рубеж была отправлена правительственная миссия во главе с одним из наиболее консервативных деятелей Ито Хиробуми для изучения конституционного опыта европейских стран. Через полтора года Ито вместе со спутниками вернулся на родину и, затворившись на своей загородной вилле, в полном секрете от общественности начал работу над проектом Конституции Японии[32].

Он исходил из принципа, что, так как в Японии нет «объединяющей религии», подобно западному христианству, то центром конституционного правления должна стать императорская династия, олицетворяющая государство и нацию. За образец им был выбран самый реакционный вариант — Конституция Пруссии. Но прежде чем проект был предложен на рассмотрение правительства и императора, пришлось провести некую подготовительную работу, чтобы исключить возможность хотя бы малейшей радикализации планируемого парламента.

Во-первых, либерализм выборной нижней палаты было решено изначально ограничить безусловным консерватизмом верхней, назначаемой. Для этого в 1884 г. в стране был создан институт пэров и установлены аристократические титулы (князь, маркиз, граф, виконт и барон), которыми наделялись бывшие даймё, придворная знать и некоторые наиболее ревностные сторонники трона.

Во-вторых, произошла реорганизация правительства по европейскому образцу. Первый кабинет министров Японии, возглавленный Ито Хиробуми, состоял из 10 человек — премьера и 9 министров (8 из них были выходцами из консервативных кругов). Кроме того, из Токио власти выслали около шестисот представителей оппозиции. Наиболее радикальные из них были посажены в тюрьму[33].

Подготовка Конституции Мэйдзи была закончена лишь к 1888 г. Проект решили не выносить на широкое обсуждение, как этого добивалась оппозиция, а рассмотреть на Тайном совете, созданном при императоре и состоявшем из 12 представителей бывшей феодальной аристократии, в основном из княжеств Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн. Тайный совет возглавил все тот же Ито Хиробуми, отказавшийся ради этого от поста премьер-министра. Около полугода Тайный совет за закрытыми дверями занимался шлифовкой текста Конституции. Наконец в ноябре 1888 г. она была зачитана императором во дворце в присутствии членов правительства, высших сановников и иностранных представителей. И лишь 11 февраля 1889 г. во исполнение обещания император «дарует» своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам[34].

Дата для этого была выбрана не случайно. 11 февраля Япония отмечала Кигэнсэцу — памятную, но весьма условную дату восшествия на престол в 660 г. до н.э. легендарного императора Дзимму. Само появление в Японии Конституции, предусматривавшей открытие парламента, конечно же, можно рассматривать как событие почти революционное. Хотя при ближайшем рассмотрении оказалось, что если император и поступился своими правами в пользу народа, то крайне незначительно. Основным принципом, пронизывающим всю систему Конституции Мэйдзи, является принцип суверенитета династического монарха (династия «непрерывна на вечные времена») — императора, имеющего божественное происхождение (статьи 1, 3, 4). В Конституции император был провозглашен священным и неприкосновенным. Он наделялся важными прерогативами, руководил Вооруженными силами, устанавливал мир и объявлял войну, распускал нижнюю палату парламента для выборов, имел право введения чрезвычайного положения, при котором его приказы, минуя парламент, становились законами. А вот права подданных, например свобода слова, переписки, печати, собраний и союзов, были прописаны в Конституции гораздо скромнее, с постоянной оговоркой: «...в пределах, установленных законом»[35].

Столь же урезанными были и возможности, открывшиеся перед будущими парламентариями. По своей структуре парламент был определен двухпалатным. Верхняя палата пэров состояла из членов императорской фамилии, титулованной аристократии и финансовой знати. Влиятельность ее была гораздо выше, чем у нижней палаты представителей. По избирательному закону право выбирать в нижнюю палату предоставлялось мужчинам старше 25 лет, платившим не менее 15 иен прямого налога и проживавшим в своем округе не менее полутора лет. То есть вводились цензы половой, возрастной, имущественный и оседлости. Это открывало допуск к избирательным урнам лишь для одного из каждых ста жителей страны. Конституция определила также права кабинета министров и назначаемого императором Тайного совета, ответственных только перед троном и никак не зависящих от парламента[36].

Они могли собираться на заседания не по собственному усмотрению, а лишь по повелению императора. За парламентом не признавалось право проводить расследования или давать оценки ответам правительства на парламентские запросы. Император мог издавать обязательные для исполнения указы по любому поводу, не консультируясь с парламентом. Нижняя палата имела право законодательной инициативы. Ее согласие требовалось для принятия бюджета. При неполучении согласия мог действовать бюджет предыдущего года, что говорит о слабости влияния этой ветви власти. О силе императорской власти говорит отсутствие в Конституции понятия «вотум недоверия».

Конституция ограничила компетенцию судов общей юстиции рассмотрением гражданских и уголовных дел, то есть административные дела были вне их компетенции.

Конституция предусматривала создание Тайного совета — высшего консультативного органа при императоре[37].

Иными словами, в Японии сохранялась традиционная самодержавная монархия. 1 июля 1890 г. в стране прошли первые парламентские выборы. Несмотря на существование различных цензов и ограничений, более половины из 300 избранных в нижнюю палату депутатов принадлежали к антиправительственной оппозиции — Либеральной партии и Партии конституционных реформ. В палату пэров было назначено 250 ее постоянных и временных (на срок 7 лет) членов[38].

Конституция Мэйдзи определила более чем на полстолетия основные принципы правления Японией, лейтмотивом внутренней политики стало полное подчинение императору. Установленная в результате победы императора в гражданской войне 1863-1867 годов она не могла быть иной. Наличие острейших противоречий между уровнем развития общества и существующими формами его организации диктовали необходимость принятия такого документа.

Из-за постоянной тяги к сохранению традиционной организации общества время для планомерных - "мягких" - преобразований было упущено. Соответственно требовались кардинальные изменения практически во всех сферах - экономической, социальной и политической.

И здесь уже имеет место специфика - не попытка изменения существующей системы, а укрепление существующего строя, структур власти при регулировании и регламентации их связей с новыми явлениями и формами в жизни общества. Особо следует отметить, что лозунгом реформ был "возврат к старине", к временам начала династии (довольно типичный для Японии случай, когда переход к новому опирается на традиционное). Однако в эту систему не на первый взгляд не вписывается цель реформ времен Мэйдзи - "модернизация". Реально же потребность в этом была вызвана необходимостью скорейшего усиления страны с целью сохранения независимости Японии. Таким образом, опять же возникает типично японский вопрос о "традициях", стремлении "не потерять лицо"[39].

Конституция эпохи Мэйдзи, во всяком случае, внешне, во многом была обусловлена стремлением как можно быстрее догнать Запад. Представляется возможным утверждать, что реформы проводились ради сохранения основ социума, во имя поддержания традиций. При таком подходе к вопросу можно говорить, что и вся в целом "модернизация жизни" во времена Мэйдзи состояла, прежде всего, в активнейшем формировании (как по необходимости, так и из искреннего стремления) нового общества ради сохранения базовой сущности его устоев. Это был призыв к эволюции ради опять же возврата к "золотому веку", но на качественно новом уровне, причем в данном случае речь шла о ценностях куда более древних (не о XVII веке). Скорее здесь имела значение традиционность как таковая, подчеркивалось значение "корпоративного" социума, корпорации-социума для Японии[40].

Таким образом, конституция 1889 г. носила формальный характер при чрезмерном значении императора. Крайняя консервативность сочеталась в ней с крайней прогрессивностью. Восприятие "западного" парламентаризма было инновацией, но и с оборотной стороной. Было пожертвовано малым и найдена возможность компромисса, не уступив при этом в главном: сохранив национальные традиции, специфику - своего рода средство для усиления влияния страны в новом, изменившемся мире.

 


Глава 2. Традиционализм и современная Япония.

2.1. Печать традиционализма на некоторых ветвях политической системы Японии.

2.1.1. Традиции на промежутке с 1889 по 1947 год и причины принятия новой Конституции.

После принятия Конституции 1889 года она стала основным государственным законом Японии, не встретив сильного сопротивления со стороны народных масс. Дело было в готовности Японии «вернуться к старине», что и отражала Конституция в виде провозглашения божественного происхождения императора.

Страницы: 1, 2, 3, 4