рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Таможенные органы как органы дознания рефераты

Задержание в уголовно-процессуальном порядке, для общего срока которого отведено 72 часа (статья 106 УПК Украины ), следует отличать от административного задержания с его сроком – 3 часа (статья 125 ТК Украины), которое применяется к лицам, которые совершили нарушение таможенных правил.

О производстве задержания дознавателем, орган дознания уведомляет его семью, если известно ее место жительства.

Дознаватель разъясняет задержанному его права (статьи 21, 431 УПК Украины), о чем указывается в протоколе. Лица, задержанные по подозрению в совершении контрабанды, освобождаются из мест временного заключения, если: не подтвердилось подозрение в совершении преступления; отсутствует необходимость в применении меры пресечения в виде заключения под стражей; закончился установленный законом срок задержания.

Освобождение производится по постановлению органа дознания, прокурора.

Если относительно этого лица, подозрение в совершении контрабанды не отпало, то применяется такая мера пресечения как подписка о невыезде, о чем выносится отдельное постановление.

Меры пресечения – это меры процессуального принуждения, ограничивающие свободу перемещения подозреваемого, применяемые с целью пресечь возможность скрыться от расследования, воспрепятствовать установлению объективной истины, а также продолжить преступную деятельность (статья 148 УПК Украины).

При избрании меры пресечения учитывается кроме обстоятельств, указанных в статье 148 УПК Украины личность обвиняемого, возраст, состояние здоровья, семейное положение (статья 150 УПК Украины).

Виды, содержание и порядок применения мер пресечения определяются статьями 149-163 УПК Украины. Подписка о невыезде состоит в отобрании у подозреваемого письменного обязательства не отлучаться без разрешения дознавателя с места постоянного жительства или с места  временного нахождения (статья 151 УПК Украины).

Если подозреваемый нарушает данную им подписку о невыезде, она может быть заменена более строгой мерой пресечения. Об этом подозреваемому объявляется при отобрании у него подписки о невыезде.

В случае злостного уклонения подозреваемого от явки на вызов, дознаватель в соответствии со статьями 135, 136 УПК Украины, осуществляет относительно этого лица привод, который осуществляется органом внутренних дел по мотивированному постановлению дознавателя или применяет с санкции прокурора такую меру пресечения как заключение под стражу (статья 155 УПК Украины).

Мерами пересечения являются : подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественной организации или трудового коллектива, залог, заключение под стражу, наблюдение командования воинской части (статья 150 УПК Украины).

Заключение под стражу является наиболее строгой мерой пресечения и избирается обычно тогда, когда никакая другая мера пресечения не может обеспечить решение задач уголовного процесса.

Вызов и допрос подозреваемого в совершении преступления производится с соблюдением правил, установленных ст. ст. 134-136, 145, 146 УПК Украины.

Если подозреваемый был задержан или к нему была применена мера пресечения в виде заключения под стражу, допрос производится немедленно, а при невозможности немедленного допроса, не позднее 24 часов после задержания. Подозреваемый допрашивается в месте производства дознания или в месте его пребывания. Допрос – следственное действие, в процессе которого дознаватель получает от допрашиваемого словесную информацию об обстоятельствах события преступления и других фактах, имеющих значение для дела.

Подготовка к допросу складывается из следующих элементов:

а) изучение исходных данных, имеющихся в деле;

б) получение сведений по специальным вопросам, связанным с предметом допроса;

в) изучение личности допрашиваемого;

г) подготовка и определение времени допроса, а также его техническое обеспечение;

д) составление плана допроса[99].

Подозреваемый вызывается на допрос телефоном, телефонограммой или повесткой с соблюдением правил, установленных статьей 134 УПК Украины.

Подозреваемый обязан явиться по вызову следователя в назначенный срок. В случае неявки без уважительной причины, подозреваемый подлежит приводу.

Давать показания – право подозреваемого, а не его обязанность, он не несет уголовную ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

О каждом допросе подозреваемого составляется протокол, с соблюдением требованием статьи 85 УПК Украины.

К участию в допросе подозреваемого могут привлекаться специалист, переводчик и другие лица.

Показания подозреваемого и ответы на поставленные ему вопросы излагаются от первого лица и по возможности дословно. Если вызванный на допрос подозреваемый ограничивается только заявлением, про то, что показания он будет давать в присутствии защитника, в протоколе указывается суть заявления и ее мотивация. Показания подозреваемого подлежат проверке, в том числе путем сопоставлением их с другими доказательствами по делу. (п 4.8. приказа ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.)

В протоколе допроса относительно данных подозреваемого указывается: фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, образование, семейное положение, место работы или должность, место жительства, судимость и другие необходимые по обстоятельствам дела сведения о нем.

Свидетель – незаинтересованное в исходе дела лицо, которому известны сведения, об обстоятельствах, которые подлежат установлению по уголовному делу.

Не могут быть допрошены в качестве свидетеля :

1)   защитник подозреваемого об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника;

2)   лица, которые в силу своих физических или психических недостатков неспособны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания. (статья 69 УПК Украины)

Вызов и допрос свидетеля производится с соблюдением правил, установленных статьями 166-170 УПК Украины.

Свидетель вызывается на допрос телефоном, телефонограммой или повесткой с соблюдением правил статьи 166 УПК Украины.

Лицо, вызванное как свидетель органом дознания, обязано явиться в назначенное время и дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах дела, ответить на поставленные вопросы. Если свидетель не явится без уважительных причин, орган дознания вправе применить к нему принудительный привод через органы внутренних дел в порядке, предусмотренном статьями 135, 136 УПК Украины.

Допрос свидетеля осуществляется в месте производства дознания, а в случае необходимости – в месте пребывания свидетеля. Свидетель допрашивается отдельно в отсутствии других свидетелей.  При этом дознаватель принимает меры, чтобы свидетели, вызванные по одному делу, не могли общаться между собой до окончания допроса, а по возможности и после него. Предметом показаний свидетеля являются фактические обстоятельства, которые они воспринимали непосредственно – видели, слышали и т.п, а также фактические обстоятельства, которые они воспринимали из других источников – со слов другого лица или с какого-либо документа. Эти лица должны также быть допрошены в процессе расследования. Содержание документа, на который ссылается свидетель, подлежит детальной проверке. Не могут быть доказательствами сообщенные свидетелем данные, источник которых неизвестен (статья 68 УПК Украины).

 Перед допросом дознаватель устанавливает личность свидетеля, сообщает ему по какому делу он вызван и предупреждает об обязанности давать показания по этому делу, и также об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний (статья 179 УК Украины) и за дачу заведомо ложных показаний (статья 178 УК Украины), про что делается соответствующая запись в протоколе.

В начале допроса дознаватель выясняет характер отношений между свидетелем и лицом, относительно которого он должен дать показания и предлагает свидетелю рассказать все, что ему известно по делу. После рассказа свидетель отвечает на вопросы дознавателя (статья 167 УПК Украины).

Допрос несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет,  а по усмотрению дознавателю до 16 лет, производится в соответствии с статьей 168 УПК Украины. Свидетели, не достигшие 16 лет об ответственности за отказ, уклонение или дачу заведомо ложных показаний не предупреждаются. На допрос обязательно приглашается педагог, а при необходимости врач, родители и другие законные представители несовершеннолетних.

О допросе свидетеля составляется протокол с соблюдением правил статей 85, 170 УПК Украины. В анкетной части протокола указываются: фамилия, имя, отчество свидетеля, возраст, гражданство, место жительства, образование, место работы, род занятий или должность, а также сведения об его отношениях с подозреваемым. Показания свидетеля и ответы на поставленные вопросы излагаются в первом лице и, по возможности, – дословно.

 Одной из форм использования специальных знаний в судопроизводстве является судебная экспертиза. «Судебная экспертиза – исследование экспертом на основе специальных знаний материальных объектов, явлений и процессов, содержащих информацию об обстоятельствах дела, которые находятся в производстве дознания» (статья 1 Закона Украины «О судебной экспертизе» от 25.02.94 г.)

Вопросы, связанные с производством экспертизы, в уголовном судопроизводстве регулируются статьями 75-77, 196-203 УПК Украины.

Судебные экспертизы, представляет собой следственное действие, направленное на установление фактов, имеющих значение для дела с использованием специальных познаний, применяемых в целях доказывания, проводимого в установленном законом порядке.

Эксперт – незаинтересованное в исходе дела лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями и умениями в определенной отрасли науки и техники, искусства или ремесла[100].

Эксперт дает заключение от своего имени и несет за него личную ответственность. Заключение экспертом – самостоятельный источник доказательств.

Судебная экспертиза может быть назначена только по возбужденному уголовному делу. Производство судебных экспертиз в порядке проведения каких-либо проверок не допускается[101].

Лицо, назначенное экспертом, обязано явиться по вызову и дать правильное заключение на постановленные вопросы. Вопросы, которые ставятся эксперту и его заключения по ним, не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта (статья 75 УПК Украины).

Экспертиза назначается мотивированным постановлением дознавателя (статья 196 УПК Украины).

Кроме данных, предусмотренных статьей 130 УПК Украины, дознаватель в постановлении указывает основания для производства экспертизы, фамилию эксперта или наименование государственного специализированного учреждения, экспертом которого поручается производство экспертизы; вопросы, ставящиеся перед экспертом; перечень объектов, сравнительных и иных материалов, предъявляемых эксперту.

Если экспертиза производится не в экспертном учреждении, эксперту разъясняются его права и обязанности (статья 77 УПК Украины), уголовная ответственность за отказ от выполнения возложенных на него обязанностей (статья 179 УК Украины), за дачу заведомо ложного заключения (статья 178 УК Украины), указываются также сведения о личности эксперта, его компетентности в определенной отрасли знаний.

О выполнении этих действий составляется протокол. В случае необходимости дознаватель вправе вынести постановление об изъятии или отобрании образцов почерка и иных образцов. Образцы сохраняются по правилам хранения вещественных доказательств (статьи 79-81 УПК Украины).

После производства необходимых исследований эксперт составляет заключение. Результат экспертизы и качество заключения эксперта определяются прежде всего качественной подготовкой объектов исследования и других материалов дела, представляемых эксперту. «Дознаватель должен: проанализировать обстоятельства, вызывающие необходимость назначения экспертизы; определить предмет экспертизы (область знаний и общую задачу); правильно и четко сформулировать вопросы, ставящиеся перед экспертом; определить и подготовить объекты, направляемые на экспертное исследование; собрать образцы и иные сравнительные материалы, необходимые для дачи экспертного заключения; составить постановление о назначении экспертизы»[102].

Результаты производства экспертизы оформляются заключением эксперта (статья 200 УПК Украины)

Ознакомившись с заключением эксперта дознаватель вправе допросить эксперта с целью получения разъяснения или дополнения к заключению (статья 201 УПК Украины).

На первоначальном этапе расследования контрабанды обычно назначается довольно ограниченный круг экспертиз, в число которых могут входить товароведческая экспертиза, технико-криминалистическая экспертиза документов, криминалистическая экспертиза письма, трассологическая экспертиза. Также может быть назначена соответствующая экспертиза об определении вида средств и веществ, предметов, которые относятся к предметам контрабанды. Результаты всех рассмотренных экспертиз используются дознавателем в тактических целях, что особенно важно на первоначальном этапе расследования и служат доказательствами по делу.

8.        ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ С ОРГАНАМИ

         ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И С ОПЕРАТИВНО-          

         РОЗЫСКНЫМИ ОРГАНАМИ

Предупреждая, пресекая и расследуя преступления, орган дознания (дознаватель) вступает со следователем в различные отношения, которые в юридической литературе и на практике называются взаимодействием, а установленные уголовно-процессуальным законом способы связи между ними – формами взаимодействия[103].

Термин «взаимодействие» означает взаимную связь двух явлений, взаимную поддержку[104]

Данный термин правильно передает характер отношений органа дознания (дознавателя) со следователем, так как взаимодействие как раз и предполагает взаимную помощь органов предварительного следствия и дознания в процессе расследования уголовных дел, взаимную информацию о ходе и результатах проводимых ими мероприятий и совместную ответственность за раскрытие преступления и изобличение виновных[105].

Взаимодействие органа дознания и следователя имеет теоретические и правовые основания.

Теоретические основания взаимодействия – это положения, объясняющие его смысл и значение. Их уяснения делает взаимодействие более осмысленным и целенаправленным, способствуя тем самым его законности и эффективности. При этом нужно иметь в виду, что в случае закрепления в нормах права теоретические основания приобретают характер правовых.

Теоретическими основаниями взаимодействия являются :

а) общность задач органов дознания и предварительного следствия;

б) одинаковая юридическая сила процессуальных актов органа дознания и следователя;

в) необходимость использования возможностей органов дознания и следователя.

Фундаментом взаимодействия органов предварительного следствия и дознания служат нормы уголовно-процессуального закона, которыми установлены общие для них задачи. Лишь объединяя усилия, названные органы могут эффективно решать эти задачи.

Процессуальные акты органов дознания и предварительного следствия имеют одинаковую юридическую силу. Поэтому следователь вправе давать органам дознания поручения о производстве следственных действий. И, действительно, если бы протоколы следственных действий, выполненных органами дознания, не имели доказательственного значения протоколов, составленных следователями, то не имело бы смысла давать органам дознания поручения о производстве следственных действий.

Умелое сочетание возможностей следователя и органа дознания позволяет успешно решать задачи уголовного судопроизводства.

Под правовыми основаниями взаимодействия органов дознания и предварительного следствия следует понимать предписания законов и подзаконных нормативов актов, которыми определяются задачи и порядок взаимодействия, его организация, права и обязанности органов дознания и следователя.

Непосредственным организатором и руководителем данного взаимодействия является следователь, поскольку предварительное следствие – основная форма расследования. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Таким образом, под взаимодействием органов дознания и предварительного следствия, следует понимать основанную на законах и ведомственных нормативных актах, их совместную согласованную деятельность, направленную на решение задач уголовного судопроизводства при руководящей и организующей роли следователя при четком разграничении компетенции[106].

Цели взаимодействия органов дознания и предварительного следствия могут быть достигнуты наиболее полно тогда, когда соблюдаются выработанные теорией и практикой определенные условия, на которых строится вся совместная деятельность органа дознания и следователя. Большинство авторов к числу таких условий относят: строжайшее соблюдение всеми участниками взаимодействия в своей деятельности законности; организующую роль следователя и его процессуальную самостоятельность во взаимодействии; разделение компетенции следователя и дознавателя, вытекающее из требований закона и специфики их деятельности; комплексное использование сил и средств, которыми располагают следователь и орган дознания; самостоятельность обеих сторон в выборе средств и тактических приемов осуществления мероприятий при решении всех вопросов, возникающих в ходе расследования преступлений; поддержания атмосферы сотрудничества и взаимопомощи; неразглашение данных предварительного расследования[107].

Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства, а также изучение практики и теоретических разработок, имеющихся в юридической литературе, позволяет сделать вывод о наличии процессуальных и непроцессуальных (организационных) форм взаимодействия органов дознания с органами предварительного следствия[108].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11