Реферат: Шпоры по истории
Реферат: Шпоры по истории
1)Предмет
и задачи курса в системе эк образования.
Совр.
Концепции высшего обр-я в России предусм. Его гуманизацию и гуманитаризацию.
Перед вузами стоит задача общекультурного и патриотич. Воспитания. В
современной сист. обр-я необх. Уделять внимание гуманитарным наукам.
Социогуманитарная подготовка студентов осущ-ся за счет подбора гуманитарных
дисциплин, дающих общ. Представления об общ-ве, месте в нем индивида (науки:
философия, социология, культурология, социология, история, политология) Знание
всех этих наук должны опираться на историческую подготовку, историч материал,
иначе они стан-ся беспредметными. Любой грамотн. Чел-к должен знать ист-ю
своего отечества, те более экономист. Изучение истории дает возможность
получения системных знаний об общ. Принципах и ос-тях ист. Развития России в
контексте мировой цивилизации. Знание исторического опыта своей страны
необходимо для выбора ориентиров и путей развития в настоящее время
2)
Сущность исторического знания.
Под
историч. Знанием понимается совокупность представлений общ-ва и его соц. Групп
в отдельности, о своем прошлом, о прошлом всего чел-ва. Осмысление историч.
Опыта-необх. усл-е для поиска соц. и нравств. ориентиров в совр. Жизни. Задачи
курса: *изуч-е осн. тенденций мирового разв-я, *осмысление опыта
становления циваилизаций, *поиск путей и альтернатив общ. Прогресса, *изучение
прошлого для познания настоящего и предсказания будущ. Основной целью
предлагаемого курса явл. Формирование полного представления об ист. пути
России, показ становления и развития страны, являющейся цивилизац неоднородным
обществом, а также выявление воздействия на Россию цивилизионноформирующих
центров (Восток и Запад) « Уважение к минувшему – вот черта отличия
образованности от дикости.» А.С.Пушкин. Для того, чтобы познать настоящее надо
познать историю. Предметом изуч-я И. явл. Чел-к как единств творец и носитель
И. *И-повествование, *И-событие, *И-процесс развития, *И-обозначение жизни
общ-ва, законов общего разв-я., *И-прошлое, *И-наука, изучающая прошлое История-
ничто иное как деятельность преследующего свои цели чел-ка. Историч. Сознание
вкл. 4 уровня: *низший(на осн. накопления непоср. Жизн. Опыта, чел-к наблюдает
события своей жизни, стан-ся их участником.), *2-й ур-нь (под вл. Худ. лит-ры,
кино, радио, театра, живописи и т. д.), *3-й ур-нь(на основе собственно
историч. Знаний), *высший ур-нь (форм-е историч созн-я на осн. осмысления
прошлого, выявления тенденций историч. разв-я) И-элемент обществ. Сознания. И-ю
нужно изучать системно. Формирование историч. Знания для сохр-я историч. Памяти
народа. Знание И обесп. Духовное единство донного народа, их нац. Самосознания
(культура, традиции).
3)
Концепции исторического развития в историографии…
Нестор:
«Повесть временных лет.
Субъективистская
методология: историч. Процесс объяснялся действием великих людей(правителей,
полководцев и др.)-приверж.-Карамзин, Соловьев, Ключевский. Карамзин говорил,
что власть- самое главное для развития гос-ва. Соловьев: «История Р-и есть
история страны, кот-я колонизируется», С вел хронологию «от царя до царя»
Ключевск.
Уделял внимание развитию Р-и в контексте мировой истории, но большую роль он
отводил не власти, а народу.
Два
осн. подхода к изуч. Истории – цивилизац. и формац.
Формац.
Подход(Маркс, Энгельс)-материалистич. Объяснение истории Согл.
Марксистско-Ленинск. Точки зр-я, Россия шла по формац. Коридору, но с
отставанием от зап. Европы. Несмотря на существ. Недостатки, эта теория была
единственно приемлимой т. зрения в истор. Науке СССР
Цивилизац.
подход (*школа «Анналов»- Блок, Февр, Бродель *Тойнби, Шпенглер, *Данилевский,
Леонтьев, сорокин)-осн. структурной единицей историч. Процесса явл.
Цивилизация.
Цивилизац.
и формац. Подходы имеют как преимущ-ва, так и недостатки.
4)
Понятие цивилизации.
Стартовый
период разв-я чел-ва –первобытно-общинный строй. Он хар-ся сходством всех сфер
жизни чел-ка. В наст. Время картина мира очень пестра. Соц., политич.,
культурн., экономич. Структуры разл. Стран весьма разнообр.=>мир, народы и
страны развивались неравномерно. Чтобы разобраться во всем этом разнообразии
историками было введено понятие Ц как осн. типологич. единицы истории. Факторы
опр-я Ц: *прир. Среда, *сист. ведения –хоз-ва, *соц. Организация, *религия,
*духовн. Ценности, *политич. Индивидуальность. Ц -сообщ-во людей, объединенных
общ. Духовн. Ценностями, имеющее опр. Черты соц.-политич. Организации,
культуры, эк-ки и психологич. Чувство причастности к этому
сообществу.Менталитет-особенность общественного сознания и поведения того или
иного народа, совокупность опр. Ценностей, особое мировоззрение. Тип
цивилизации = тип развития Сущ мн-во цивилизаций (осн. деление- Вост. И Зап.)
Признаки типа Ц: *общность исторической и полит. Судьбы и экономич. Разв-я,
*взаимопереплетение культур, *общ. Цели и задачи с т . зрения перспектив
развития. 3 осн. типа Ц: *природное сообщество, *циклический тип,
*прогрессивный тип (Зап.) Осн. приверженцы- Тойнби, Шпенглер, журн. «Анналы»
5)
природные сообщества.
К
этому типу разв отн народы, жив в рамках прир годового цикла, жив в гармонии и
единстве с прир. Важн категорией общ-го сознания явл представление о времени и
цели сущ чел общества. Важность ее определ уже тем, что истор есть только там,
где есть время. Эти народы сущ вне истор времени. Отсутств понятие пр, буд, нет
идей о необход изменения правил. Для них сущ лишь время текущее и время
мифическое, в кот живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптир к окруж
среде, видят свою цель, смысл сущ-я: сохранен хрупкого равновесия м/у чел и пр,
т.е. тчательно сохраняют сложив традиции, приемы труда, обычаи. Вся жизнь общ
подчин пр циклу (сезон охоты, сбор плодов). Они ведут кочевой или полукочевой
полуосед обр жизни. Господ община. Гос-ва у них нет ,но без власти нельзя и
властные отнош осущ вожди, т.к. процессы надо регулировать _координ
перекочевок, разреш внутр конфликтов). Здесь нет разв –это замкнут круг в
единстве с пр – сущность данного общ-ва. Самое строж табу на измен. Жизнь
полностью завис от пр от изм пр условий. Разорвать этот замкн круг можно только
извне: пр катоклизмы или встреча с людьми др цив-ий. Всреднем живут 35-37 лет,
в их организме нет фермента для переработки совр продуктом, т.е. на «рельсы» др
цив-ии их перевести невозможно. Ценность в том, что когда чел-во вплотную
подошло и столкнулось с эк проблемами, то опыт этих народов возрос в цене.
6)
феномен востока.
Дан
тип развития сущ в рамках категорий времени. Вост тип разв возник в глуб
древности. Он сущ в рамках истор времени, но представление о врем имеет свои
особенности: время земное и небесное текут одновременно. Неб силы рассм как
часть живой пр, они влияют на чел-ка и наст, и пр и буд сущ одноврем, т.к. на
вост душа считается бессмертной. Хар-ой чертой вост цивилиз явл традиционализм.
Обществ жизнь вост цив построена на принципах коллективизма. Личностное начало
не развито. Личн интересы подчин общим:общинным, гос-ым. Коллектив общин
определял и контролир все стороны жизнедеят. Это общ-во где нет рыночн эк-ки,
оно не рассматривается, но есть богатые и бедные, а собственников нет, т.к тип
гос-ва диспотия, т.е. ограничен, безконтрольн власть. Гос-во здесь предстает
как сила,стоящая над чел. Оно рег всемногообр чел отнош. Глава гос-ва
(фараон,халиф) обл всей полнотой законад и судебн власти). В таком общ-ве
развитие идет циклами. Его истор путь выглядит в виде пружины где каждый виток
–один цикл: как только власть ослабевает идут конфликты- соц взрыв- упадок
власти и ослабл гос-ва – соц катастрофа:бунт народа, нашествие иноземцев. При
таком развитии общ-во имело богатую дух жизнь, высокоразвит науку, культуру.
7)
античный тип об-ва и гос-ва.
Тип
прогрес развития связан с пост измен жизни чел-ка. Больш изм происходят в жизни
одног поколения. Она так резко меняет свое содержание, что быт старшего покел
быстро устарев и отвергается молодыми. Возникает проблема отцов и детей.
Прошлое восприним как материал изучения уроков и новое поколение не
ориентируется на эти уроки. Этот тип разв начал возникать на берегах
Средиземного моря. В ант цив нпервый план входят частно-собственич отн, проявл
господство частного товарного произ-ва, оно ориентир на рынок. Именно здесь
появилась демократия-республ форма правления, впервые возникла и была
обоснована в др Греции-этот фактор один из гл, кот отличал ЕВр от Азии.
Диспотия превращ людей в неорган толпу. Все кто не счит с греками варварами не
заслуживают чел звания. Хар-но, что греко-латинск цив впервые поставила и
решила : нужны хорошие законы. Они должны оранять граждан и соблюдаться как
гражданами так и правителями. Правовое гос-во как теория и практика сущ уже
античности. В антич мире заложены основы гражд общ-ва- право каждого участв в
управлении признания его личных достоинств, прав, свободы. Гос-во не
вмешивалось в частную жизнь. Дем-ия носила огранич хар-ер (рабы, иностр гражд
искл из сфер деят-ти). Антич мир был светским, потому что развитие науки
привело к появлению атеизма. У этой цив не сложилось мощной дух основы.
10)стан
совр евр цив.
В
эк-ки евр стран нач процесс формир нового уклада. Одновр шел процесс первонач
накоплен капит, источник кот стали внутренняя межд торговля, ограбление колоний,
экспуат крестьянства, мелких гор и сельск ремесленников. Товарно-денеж отнош в
15-17вв перераст в рыночн систему хоз-ва. Они проникли во все сферы эк-ки, а с
развит морского судоходства и вел геогр открытиями создают базу для формир мир
рынка. Произ изн в соц структуре общ-ва. Соц перелом феод общ стали рушится.
Нач формир нов общ обостр отнш между соц группами, классами. Утвержд особая
ценность разума, прогресса науки и техники. В экон сфере происх становл кап
отнош. В комплексе факторов приведших к нач переменам в евр общ и способств нов
типу цив развития, важную роль страны два явления в ее культуре: ренесанс и
реформация. Реформ разруш представлен о дух власти церкви, о ее роли между
богом и чел. Главное новшество сост из утвержд что между чел и богом возн
только непосред личные отнош.
12)
модернизац обществ вост типа.
В
19 в в странах вост типа начались реформы, с кот связаны надежды, что вост
впишется в евр стандарты. Процесс модерн не принял широкого масштаба, и вост
страны продолж сущ в век опроб опыте. Дальше всех в реф 19в продвин Япония, кот
не была затронута колонист-ами. Я открывает для себя путь частной предприн
деят, защищен юридически, что спос прон развит страны. 1889г в Я прин
конституц от имени императора. Я стала конституц монархией, в ней обр
парламент. Начало мод обществ вост типа совпало с мир цив криз, идет процесс
проникнов культур, но каждая страна сохр особенности своего цив разв как
происх мод обществ вост типа. Наиболее масштабно мод на В развер после 2 мир
войны. Цель: 1. Ускорение развит, индустриал-ии 2. Общ в т сохр свои
фундаментальные ценности, добиваясь сохр общ-ва. После 2 мир войны продолжился
процесс деколонизации, и каждая из стран В выбирала свой путь мод-ии: сущ 3
пути мод-ии: 1.внедрение и приспособлен элементов прогрессивн типа разв в
полном объеме с сохр или приспособл к собств условиям. Успех мод во многом
зависел от того, что именно после 2 мир войны было заметно обновл з т разв 2.
Внедрение организ-технолог элементов индустриал общества, рыночных отнош при сохр
общ системы 3. Превносятся организ-техн структуры без рынка и демократии. Созд
индустр научн базы, созд высококвал кадры. Этот вар относ прем к соц. На 1-й
план выдвиг тезнократы. Произв ради произв. Нет саморазв обществ, нужен
регулятор-гос-во. Несмотря на то что эл зап типа проникли в эл вост типа,
общ-ва вост типа начин быть менее зависимы от зап. Наметился процесс обратного
проникновен:прогрессивный может быть не только индивид, но и коллектив.
Происходит изм в общ сознании: попытка одухотв зап меркантильную жизнь. Т.о
идет поиск материала для новации.
13)
проблемы ед мир цив.
Цив-я-это
опред ступень в развитии общ-ва. Развитие ее циклами. Представление об истории
как всеобщем процессе имеет широкое распростр. Считается, что такой подход
предполаг выделение явлений фактов, кот стан всеобщими. Совр взгляд дает веские
аргументы в подтверждение этого понимания. рынок, правовое, демокр гос-во,
гражд общ-во. Разн страны стрем освоить эти механизмы, втягиваясь в рын отнош,
внедряя эл-ты демократии. На базе этих мнений появилось утверждение, что
складыв единая мир цив, т.е. цив-ми считаются страны, кот развиваются, скадыв
по зап типу разв-я. Сов экономист Кондратьев говорил и цикличности разв-я
об-ва. Значит, цив-это опред ступень разв общ-ва. Совр-сть дает дополнит
аргументы. Н.т прогресс ведет к сотрудничеству, создает систему информац, связи
тр-та, торговли, об угрозе ядерной, эконом катастрофе, можно теперь говор о
террорист угрозе. Все это дает основание утверждать идею об един чел цив-и.
Аргументы в пользу един мир цив-ии веские, но говорить об един цив-ии
преждевременно. Это скорее всего мечты. Само об-во неоднородно, его истор
невозможно понять. Ее надо знать, понять и правильно оценить. Истор свид-т, что
жизнь многообразно. Разв истор идет по пути усложнения, увелич, многообраз.
Важно понять, что сущ не только европ зап взгляд на истор, но и др совершенно.
В 1992г проходило празднование 500-летия открыт Америки Колумбом под знаком
вступлении народов открытого континента в общеистор жизнь. Однако для истр масс
коренного нас Амер это время восприним как катастрофа крушения их собствен
мира. исто-ии опыт гов, что нельзя перевести об-ва одного типа разв в др-ой,
новый. Личность можно. Она через 2-3 поколения адаптируется в новой среде. Но
сообщества людей –нельзя, оно разруш. Напр индейцы в США. Это гос-во преврат в
высокоразв витрину зап мира. Но индейцы, корен жители- чужие на этом празднике
жизни. Они вымирают. Видимо 21 век увидит больш изменения. Тойнби писал, что
«тезис о единстве цив-ий чвл ложной концепцией». Запад доминирует в эконом и
полит-х планах, но он не смог лишить народы своих исконных собствен-ей.
14)
совр дискуссии о месте Р в мир ист проц.
Среди
известн мир цив рус цив принадлеж особое место. Оно было уготовано ее истор
судьбой и феноменом развития культуры рус народа, впитавшего в себя традиции
зап и вост, а также восприятия культ достижений оседло-землед и кочевого миров
Евраазии. Уже в 18в в отеч истрориографии стояла проблема истрор Р в контексте
мир истр, поднимался вопрос об особом ее развитии. Среди совр историков в ходе
полемики о путях развития Р взгляды раздел-сь. Одни отстаивали общеевроп путь
ее развития, а др-особый, самобытный, кот привел к сложению уник цив.
Славянофилы признавали истор разв Р и ее истор судьбу загадкой. Многие великие
писатели и философы прощлого и нашего столетия (как Достоевский, ссСоловьев,
Бердяев) видели особый божественный путь Р и как место приложения Божьей воли,
а рус народ – как избранный богом. Идея особой миссии рус народа в защите и
сохранении христ-го мира зародиласьна Руси очень рано, еще в правлении Ярослава
Мудрого. Свящ история распадается на 2 эпохи: Ветхого Завета-закона, хранителем
кот был Израиль, и эпохи Нового Завета-т.е. благодати., нести и оберегать кот
должен рус народ. А Рим и Византия рассматрив лишь как связующее звено между
“старым” и “новым”, кот будет лидером на ист арене. В сов время в марксистской
идеологии проблему особого пути развития уникальной цив не рассматривали. В
конц 20в полемика о месте Р в мир цив поднялась на гос уровень. В наст время в
об-ве возраст потребность в правдивом и непредвзятом изложении истории нашей
родины, в освещении осн этапов становл и разв, как одного из крупн гос-в
средневек и совр мира.
15)
вост славяне в древности.
История
ДР-ист первого гос образ рус. В.с. расселились в 6-8в на тер-ии от Карпатских
гор до берега Балтики, от З.Двины до верх Оки и Волги. Гл местом обит славян
–лес,спас от степных кочевников, дающий пищу, топливо. Отл от з.Евр-нет
рассекающих горных систем. Осн занятием было земледелие. В.с. занимались
скот,рыболовств, собир меда. Люди пост передвиг на новые места. Они жили в пост
боевом напряжении. Геогр и климат уловия оказали решающ влияние на быт, хоз.
деят в.с. Сформиров. ментолитет в нач 1 тыс н..э. славяне жили род общинами.
Разв землед и появ избыт продукта давали возн отдельной семье обеспеч свое
самост сущ. На смену род общине приходила община соседская, единство кот
поддерж хоз-ми связями. Во главе стояли старейшины, облад больш властью. С 6в
н.э. у в.с. нач разлож род отношений. Появл неравенства, разв товарообмена
между разн племенами вели к обр соц групп. Род власть конц в своих руках не
только богатство, но и власть. Во главе племени стоял князь, вершающий суд и
расправу с помощью дружины. В 8-9вв идет интенс разв-ие эк-ки, разв торговли,
растут города. В начале 9 в идет пост процесс складыв гос-ности. сложной,
разнообр была религия в.с. Ее истоки уходят в индоевр др верования. Рел наз
язычеством. Во главе: Сварог-бог вселенной, его сыновья. Вся жизнь в.с. юыла связана
с миром сверхьест существ, за кот стояли силы прир. Это был мир фантастики и
поэт он входил в каждодн жизнь каждой славянской семьи.
16)
Проблемы происх древнерусской госуд-ти.
По
поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:
1.
Норманская ( о завоевании Руси
варягами)
2.
Антинорманская
3.
Теория о призвании варягов
Норманская теория
начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.
Суть:1. Восточные славяне
находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва
2.
Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.
Доводы
1.
Слово Русь произошло от
древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.
2.
дружина князя состояла из варягов
и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т
3.
1-е киевск князья были варягами
4.
в «Пов Врем Лет» есть упоминание о
том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.
Антинорманская теория
Суть: вост славане сами
сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав
г-ва
Доводы:
1.
термин Русь они объясняют как
сугубо славянский от др слав племени роксолан
2.
рюрик - не варяг по происхождению,
он выходец из вост пруссии
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|