рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпоры по экономической теории с вопросами рефераты

Любого продавца на рынке интересует выручка с реализации товара. S=PxQ S- доход, P- цена,Q -кол-во реализуемой продукции.

8 ЭЛАСТИЧНОСТЬ спроса- показывает изменение спрос в зависимости  от цены. 3 вида эластичности спроса: 1 эластичный спрол, 2 неэластичный спрос, 3 спрос единичной эластичности.

Эластичный спрос, когда незначительное снижение цены приводит к значительному увеличению спроса в р-те выручка увеличив.

S1=1000*1=1000

S2=500*3=1500

S2>S1

Неэластичный спрос- значительное снижение цены приводит к незначительному увеличению спроса, в р-те общая выручка уменьшается.

 S1=4*10=40

S2=2*15=30

S1>S2

Спрос единичной эластичности- снижение цены приводит к такому же  увеличению спроса в р-те чего общая выручка не изменяется

S1=1000

S2=500*2=1000

S1=S2

Совершенно эластичн спрос- когда незначит изменение цены приводит к бесконечн увеличению спроса.

Совершенно неэластичн спрос- когда спрос не реагирует на изменение  цены.

Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса-

Ed=(% изменения Q)/(%изменения P).

Факторы влияющие на эластичность спроса: 1 кол-во тов заменит у товара, чем болше товаров заменит, тем больлее эластичным явл спрос на тов и наобор.; 2 доля дохода  покупателя  предназначенная для  приобретения данного товара; 3 время, спрос замеряемый на длительном  отрезеке времени будет более эластичным.

9 Эластичность предложения- показыв на какую величину  изменяются предложение в зависимости от цены. 3 вида эластичности предложения: 1 эластичное предложение- когда незначит повышение цены приводит к значит  повышению предложения. 2 незначит предложение- привышение цены приводит к незначит  увеличению предложения. 3 предложение единичной эластичности- увеличение цены приводит к  такому же  увеличению предложения.

 Эластичность предложения измер-

Es=(% изменения Q)/(%изменения P).

Предложение бывает:

1 абсолютно эластичн- незначит увеличен цены приводит к  бескон увеличен предложения.

Абсолютно неэластичное предложение- предложение ни как не откликается на изменение цены.

Факторы влияющ на эластичность предложения: 1 степень взаимозаменяемости факторов пр-ва, используемых в произ-ве нашего товара, 2 время- на длительном отрезке времени предложение более эластично. Три временных отрезка:

1 короткосрочный- производит не успев докупить факторы пр-ва

2 среднесрочный- у производителя достаточно времени, что бы увеличить кол-во факторов пр-ва.

3 долгосрочный период времени- производит могут увеличить кол-во факторов пр-ва, и качественно их усовершенствовать.

10

В экономич науке различ 2 направления по разному объединяющие образов цены: 1 концепция затратного ценообразования: цена формир исходя из затрат на пр0во товара, главную роль играет пр-во, цена – денежное выражение затрат. 2 концепция эффективного ценообразования- в основе цены лежит полезность, главная роль отведена покупателю, цена – денежное выражение полезности.

КОНЦЕПЦИЯ затраченного ценообразования. Теория труд стоимости (В.Петти). Суть: товар- продукт труда для обмена, товар имеет 2 св-ва: 1 потребительная стоимость (полезность), 2 стоимость (труд). Стоимость в денежном выражении- цена. Общим св-вом явл труд.

Величина стоим-ти товара формируется изх обществен необходим затрат труда (ОНЗТ).

На величину стоим-ти товара влияют:1 производит труда (кол-во произведен продукции в единицу времени) = Q – кол-во товара. Увеличение произ-ти труда  уменьшает величину стоим товара. 2 интенсивность труда- затраты раб силы в единицу времени, она уменьш стоим товара. 3 квалификация труда- квалифицир труд более производит.

Закон стоимости- согласно кот на рынке товары продаются в соответствии с затратами ОНТ заключенных в них. 3 ф-ции  з-на стоимости: 1 стимулирует развитие НТП. 2  з-н стоим дифференцирует товаропроизводителей. 3 эффективно распределяет ресурсы.

11 КОНЦЕПЦИЯ эффективного ценообразов. ТЕОР предельной полезности (Минкер). Суть теории: люб экон проблема возник из-за того, что людям необходимо удолетворить свои потребности.

12 Если сущ потребность значит есть ср-во для осуществл потребностей, кот назыв БЛАГАМИ, они бывают: 1 свободные (данные прир) и 2 эк блага (ограниченные по сравнению с нашими потребностями), следовательно редкость  появл благ. В основе цены лежит полезность и редкость блага.

Если блага делятся на части, то кажд послед единица блага имеет меньшую полезность- действ з-н убыв предельной последовательности блага.

Предельная последоват – дополнит полезность, полученная от кажд дополнит  единицы блага.

Анализ: чем  больше мы потребл единиц одного и того же блага, тем выше общая полезность, темп роста замедлен  растет до определенного предела.

 Она лежит в основе кривой спроса.

13 Собственность- как эк-ая категория выражает отношение между людьми по поводу присвоения вещей.

Собственность, как ср-во пр-ва бывает: 1 частная, 2 общественная (когда все члены общ-ва на равных владеют  ср-вами пр-ва, она всегда чья то).

Предпринимательство- форма эк-ой реализации собственности.

 Инструментом предпринимат деят-ти явл предприятие.

Предприятие- учреждение в форме завода, фабрики, магазина и т.д, кот выполняет одну или несколько специфич ф-ций по пр-ву или реализации товаров. Предприятие обычно  самостоят  занимается деят-тью, но она бывает ограничена выполнением законов г-ва. Функционирование любого предприятия невозможно без наличая собственных денежных ср-в, кот образует уставной фонд предприятия. Между размерами предприят  и его эффективностью сущ  зависимость.

Мелкие до 100 чел, средние100-1000, крупные1000 и более

14 Все предприят класифицир по 4-м группам: 1единоличные, 2 партнерства, 3 госуд, 4 АО.

1 единоличные- имеют одного владельца и неограниченное число наемных работников. +  1 легко учредить, т.к нет бюрократич волокиты и расходов на юридич  услуги.2 владелиц сам себе начальник, располагает свободой действия , т.к доход зависит от успешной деят-ти предприят, присутствует стимул.. –  1слабая финансовая база, т.е фин ресурсы ограничены, располагает той суммой кот владелиц имеет на счетах.2 неограничен матер ответственность 3 владелец сам должен выполнять ф-ции по управлению предприятием. 4 они не долговечны, 5 объединяются.

2 партнерство- форма организации бизнеса, при кот 2 и более лица объединяют свои капиталы иполуч прибыль в соответствии с долей вложенного капитала. Бывают «молчаливые», когда только вкладыв капитал, но не участвует в управлении и «активные», когдавкладыв капитал и участв в управлении. + 1 легко учрелить, 2 фин ресурсы менее ограничены, 3 сущ  специализация в управлении. – 1 слабая фин база, 2 неогранич матер ответственность в случае банкротства предприятия, платежеспособный партнер оплачив  долги и за себы и за др. 3 ссоры между управленцами, 4 выход из партнерства ведет к распаду.

Партнерсва эффективны в тех случаях, где не нужен капитал – торговля, сфера обслужив. В крупном пр-ве действ крупн предприят и АО.

3 гос предпр- наход на балансе правит-ва или произ-о распоряжается конкретным  пакетом акций. (51% и более)

4 АО- централизация капитала – предприят, капитал, кот образуется на основе объединения многих индивид капит и личных сбережений путем выпуска акций. Бывают  «закрытого» и «открытого» типа. Закрытые АО- их акции не покуп и не продают, а существ в виде записи в книгах. Открытые АО- акции кот покуп и продают на рынке.

Акция- ценная бумага, кот дает право ее владельцу  на получ некот части дохода АО и на участие в его управлении.

Доход на акцию- дивиденды.

Акции быв: привилегированные и обычные. Привилегированные распростран среди членами трудов коллектива, обеспечив гарантироанный доход в виде дивидендов, когда предприят ликвидир, в первую очередь выкуп акции привилегированные, они не дают право голоса. Обычные акции дают дивиденд + право голоса. Дивиденд может быть, а может и не быть.

Корпорация может выпускать облигацию- цен бумага, кот приносит доход в виде %, % устоичив и гарантированный, владелиц облигации не рискует.

Курс акции- цена по кот покупается и продаются ценные бум.

Учредительная прибыль – прибыль присвоенная учредителями АО = рыночная цена – ее действительная.

Фондные Биржи- основное место купле продажи.

Для контроля над той или иной корпорацией иногда достаточно владеть 5-20 % акций.

+ 1 мощная фин база из-за акций, 2 ограниченная фин ответственность

-      1 налогообложение, 2 акционерам трудно контролировать деят-ть администрации.

15 Издержки- затраты. Предприятие стремится к увеличению дохода от своей деят-ти. 2 источника увеличения дохода: 1 высокая цена, 2сокращение издержек.

Издержки бывают:

1 независящие- кот, не завися от  V производимой продукции, сущ и при 0 V произ-ва (FC)  - постоянные издержки- стоимость оборудов, аренда, %по кредитам, налоги, з/п персоналу.

2 переменные издержки- зависят от V пр-ва продукции VC- сырье, материалы з/п и т.д.

Деление издержек на постоянные и переменные характерно для не короткого отрезка t.

Валовые издержки- (суммарные)- сумма постоянных и переменных издержек (TC).

Для измерения издержек   на произ-во единицы продукции используются категории средних (АС), средних переменных (AVC) и средних постоянных (AFC). Средние издержки (АС)= ТС/Q, AVC= VC/Q, AFC=FC/Q.

Для определения V пр-ва при кот можно получить мах  прибыль служит категория  предельных издержек (MC).

 (MC)- доп затраты на каждую доп единицу продукции, они расчитыв между последними и предыдущ значениями валовых издержек МС2= ТС2-ТС1. Рассмотренные виды издержек относятся к фактическим денежным затратам.  Надо учитывать так же и альтернативные издержки – неявные- они возник из-зи возможности  выбора между  эконмич решениями и показыв сравнительную выгодность принятия наилучшего решения.

Конкуренцию производителей можно определить, как некоторое противоборство за право получения мах прибыли. Для успешного существования в условиях конкуренции фирме необходимо выпускать качественную продукцию и повышать тех уровень. НТП стал главным фактором в конкурентной борьбе.

16 Совершенная конкуренция- ситуация когда однородная продукция производится большим числом фирм, каждая из кот мала для того что бы могла повлиять на уровень рыночных цен. Отличит черты: 1 большое число производит, 2 выпуск одинаков продукции, 3 производители не влияют на цену 4 свободный вход и выход.

+ 1 эффективность распределения ресурсов, исключена концентрация власти в одних руках.

1 в системе свободн конкуренции нет возможности для быстрого темпа тех прогресса. 2 сужает ассртимент потребит выбора 3 маленькие предприят не заботятся о внешней среде.

Реальный рынок имеет эл-ты совершенной и несовершенной конкур, поэтому можно говорить о степени приближенности  к к.л типу рынков. Приближенному к рынку совершенной конкур- рынок с/х продукции, валютн и ЦБ.

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА с совершенной конкур. 

Средние издержки имеют болшое значение для предпринимателя, т.к позволяют определять положение на фирмы на рынке. Любой предприниматель стремится минимизировать средние издержки. Экономисты установили зависимость средних издержек от предельных, когда предельные издержки больше, то средние сокращаются, когда предельные изд больше средних, то средние увелчив. В зависимости от цены на произв благо, фирма может оказаться в трех ситуациях:

1 фирма назыв предельной-если линия цены касается кривой средн издержек в минимальной (. Л).

(.Л) это точка нулевой прибыли. Фирма получ нормальн прибыль (средн по отрасли) кот входит в издержки пр-ва.

2 допридельная фирма- если илния цены выше (.Л), то это прибыльное пр-во, фирма получ кроме нормальной и избыточную прибыль.

3 запредельная фирма- если линия цены наход ниже (.Л), то фирма несет убыток.

Условия получения мах прибыли при соверш конкуренции. Динамика средних издержек характеризует положение фирмы на рынке, но не определяет точки оптимального V произ-ва при кот фирма получ мах прибыль. Для этого сущ категория предельн издержек и предельн дохода.

Пред доход-  это доп доход (MR), полученный от доп единицы продукции и он = последующ значение валового дохода – предыдущего валового дохода. Валовой доход- общий доход кот фирма получ от реализации товара. И он = PxQ. В условиях свободной конкуренции, предельный доход всегда равен цене MR = P

Самый большой валовый доход фирма получ при высокой цене а не при высоком V  пр-ва. Когда пред доход больше чем пред издер, то прибыль увеличив МВ>МС, когда пред доход  меньше чем пред издержки, то прибыль сокращается МВ<МС, следовательно мах прибыль  фирма получ при  равенстве МВ=МС. В условиях соверш конкуренции MR = P, то условием получения мах прибыли при совершен прибыли явл MR = P=МС—правило рынка при совершен конкуренции.

17 Несовершенная конкуренция- на рынке ограниченное кол-во производителей могут влиять на цену, к ней относится чистая монополия, олигополия, монополистич конкуренция  на основе дифференции товара.

Монополия- один продавец. Отрасль  монополизирована, если до 4-х фирм производит 50 и более % продукции данной отрасли.  Отличит черты:1 монополистом явл единственный производитель в отрасли. При этом не сущ отрасли производящей товары заменители, т.к он единственный производитель, он контролирует цены и V произ-ва, при этом предпочтение он отдает монопольной высокой цене, он может создавать искусственный дефицит  товара. Вход и выход из отрасли закрыт.  Любой монополист заинтересован в сохранение монопольного положения. Причины возникновения монополии: фирма контролирует источники сырья, кот не могут  быть добыты в др месте. Фирма снизила издержки пр-ва, что позволило ей установить низкие цены, кот не доступны для др фирм. Т.о фирма овладевает всем рынком сбыта данного товара. Фирма продает товар спрос на кот ограничен территорией. Фирма владеет патентом на пр-во данного продукта. Фирма получает право на реализацию данного товара. Неразвитость рынка. + монополия эффективна там, где нужен  большой капитал и где большой рынок сбыта.

--монополист предпочитает  продавать меньше по более высоким ценам.

Объединения: сначала преобладала горизонтальная интеграция- образование монополистического объединения в рамках одной отрасли (нач ХХ в.) – картели, синдикаты и тресты.

Картель- монополистич объединение, где предприятие сохранило  самостоятельность.

Синдикаты- это монополистич объединение, когда предприятие частично теряют самостоятельность, объединяют коммерческую деят-ть, создавая единые предприятия для сбыта.

Тресты- высшая форма монополистич объединений нач ХХ в, когда предприятия теряют самостоят.

С 20-х годов преобладающей становится вертикальная интеграция- объединение в рамках одной монополии предприятий разных отраслей, возникают концерны и конгломераты.

Концерны- объединения предприятий разных отраслей но связанных между собой технологией.

Конгломераты- объединение среди разных отраслей, кот не связаны между собой, главная их цель- получение доп прибыли.

18 Олигополия -   несколько крупных производителей на рынке, появившиеся в р-те действия антимонопольных законов.

Ее черты: небольшое число компаний олигополистов.   * жидкая олигополия-  2-3 фирмы и * расплывчатая олигополия- от 6 фирм.

Крупные масштабы пр-ва- если олигополии выпускают 60-80% продукции отрасли, то они явл доминирующими. Взаимозависимость фирм олигополистов при принятии решений (они все крупные, то любые действия одной фирмы вызовут  обратное действие у др.). цены меняются крайне редко. Неценовая конкуренция- реклама, маркетинг обслуживание. Предрасположенность фирм к сговорам. Вход на рынок есть, но не свободный- 1 высокая доля капитала, 2 низкие издержки пр-ва, 3 широкий ассортимент, 4 сложность продукта.

+ ни одна из компаний не может стать монополистом.

--сговоры, затраты на рекламу.

19 Монополистическая конкуренция: отличит черты: 1 большое число продавцов и покупателей на рынке, 2 свободный вход и выход на рынок 3 разнородность товаров 4 влияние производителей на цены, 5 развитие рекламы. Особенность: избыток произв мощности.

 20  Поведение на рынке несов конкурен определяется динамикой предел доходов MR и предельн издержек МС, когда MR>MC, то прибыль увеличив, когда MR<MC, то прибыль уменьшается, следовательно мах прибыль фирма полу при MR=MC.

В услов несовершенной конкур  производит может влиять на цену, то  услов получен мах прибыли при несоверш конкур явл MR=MC<R.

Распределение доходов общ-ва: цена на ф-ры пр-ва- это дохд владельца этого ф-ора.

Распределение определяет долю каждого чела в произвед продукте, доходы и уровень благосостояния общ-ва .

Марксистская теор: только труд явл источником стоим товара, ср-ва пр-ва не созд новой стоимости, а только принос свою стоим на готов продукт. ЗЭТ—все факторы пр-ва взаимосвяз, не могут использов  отдельно, в создание стоимости труд, земля и капитал. Спрос на кажд из факторов зависит от  уровня цен на др факторы. Цена на факторы пр-ва зависит от  соотношения спроса и предложения этих факторов. По Кларку  в основе цены любого фактора лежит предел продукт- это  дон продукт получен от  доп единицы фактора пр-ва, при условии, что все остальные факторы постоянны и неизменны, согласно Кларку величина з/п определ предел продуктом. Избыток пред продукта присваивается капиталистом  в виде прибыли и земельной ренты.

Страницы: 1, 2, 3