ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная
форма общественного существования.
КАТЕГОРИИ (от
греч. kategoria - высказывание, свидетельство) - формы осознания в
понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие наиболее
общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его
социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов
деятельности и общественных отношений. 2.динамическая и
целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых
качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности.
МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений,
которое решает основной вопрос философии в пользу первичности
материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает
сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в
противоположность идеализму, принимающему за исходное, первич. сознание,
дух, идею, мышление и т.п.
МАТЕРИЯ - объективная реальность, существ-ая по
своим законам, независимо от сознания.
МЕТАФИЗИКА - от
греч. meta ta physika - 1.то, что идет после физики, трактовавшейся
в древности как учение о природе. В истории философии термин
"МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним философии. В
философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики.
2.метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга,
отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на
абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. 3.наука о
сверхчувственных принципах и началах бытия.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к
материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что
является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых,
как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует
ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.
АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не
может быть окончательно решен вопрос об истинности познания
окружающей человека действительности.
БЫТИЕ -
философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания
объективный мир, материю.
ГИЛОЗОИЗМ (от
греч. hule - материя, вещество и zoe - жизнь) - философское воззрение,
согласно которому всей материи присуще свойство живого, и прежде всего
чувствительность, способность к ощущению, восприятию.
ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются
проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и
реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются
условия его достоверности и истинности.
ДВИЖЕНИЕ -
изменение вообще, способ существования материи, всякое взаимодействие
и смена их состояний.
ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) - философское воззрение,
согласно которому бог является источником начальной энергии мира
(первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.
МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и
построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой
системе.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ -
1.совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих
направление деятельности и отношение к действительности
определенного человека, социальной группы, класса или общества в
целом. 2.система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении
человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также
обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и
установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности,
ценностные ориентации.
МОНИЗМ (от греч. monos - один-единственный) -
философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется
с помощью единой субстанции - материи либо духа.
ОБЩЕСТВО -
1.целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система.
2.совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.
ОБъЕКТ - то, что противостоит субъекту в его
предметно-практической и познавательной деят-ти.
ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в
отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое
всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.
ОНТОЛОГИЯ -
учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий
фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
ПАНТЕИЗМ (от греч. pan - все, theos
- бог) - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет
ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло
через средние века и получило развитие в новое время.
|
ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и
становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод
мышления. Слово "ДИАЛЕКТИКА" впервые применил Сократ, обозначивший
им искусство вести умелый спор, диалог (греч. dialegomai - беседую).
Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к
правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение
противоположностей , борьба идей; перенесенная в последствии в объективный
мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и
разрешение, борение, развитие, движение вперед.
ДУАЛИЗМ -
философское учение, исходящее из признания равноправными, не
свободимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального
и материального.
ИДЕАЛИЗМ -
1.метод, считающий, что существует какая-то объективная реальность,
" мировая душа ", " мировой разум ", являющаяся
первоначалом всего. 2.общее обозначение философских учений, утверждающих,
что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а
материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
ИНДИВИД -
1.единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая
характеристика человека. 2.обозначение единичного в отличии от совокупности,
массы.
ПОКОЙ - состояние движения, которое обеспечивает
стабильность предмета, сохранение его качеств.
В отличии от КАТОЛИЦИЗМА,
признававшего роль человеческого разума в деле толкования священного
писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ отказалась от
использования рациональной логики и не согласилась расширить догматы веры
за счет выведенных из священных текстов логических умозаключений.
ПРАКТИКА -
философская категория, обознач-я материальную сторону
общественно-исторической предметной деятельности людей: преобразования
природы и общества.
РАЗВИТИЕ -
закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных
объектов и систем, имеющих опред-ю направленность.
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - философское воззрение,
признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.
СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - чувство,ощющение) - философское
воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и
сводящее его к сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ
полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по
сравнению с чувственностью.
СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности. Единство психических процессов,
активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего
собственного бытия.
СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят
все вещи, внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и
саморазвивающееся начало.
СУБСТРАТ (от
лат. sub - под и stratum - кладка, постройка, сооружение) основа
единства, однородности различных предметов и различных св-в
отдельного, единич. предмета, вещи и их совок-ти.
СУБЪЕКТ -
носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или
социальная группа), источник активности, направленной на объект.
СУБЪЕКТИВНЫЙ
ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма ; в отличии от
объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне
сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое
его активностью.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ -
философское направление, стремящееся через рефлексию (размышление)
сознания о своих актах и о данном в них содержании выявить предельные
характер-ки человеческого бытия.
ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) -
наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е.
природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.
ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) -
раздел философии, изучающий "теорию чувственного познания".
|
48. Личность и
общество. Понятие личности, ее свободы и ответственности
Чел-к
как обществ-е животное всегда существовал в общ-ве, коллективе. Аристотель
подчеркивал, что чел-к по природе своей есть существо политич-е, сущ-во
обществ-е. В Средневековье индивид был полностью поставлен в зависим-ть от
Бога, кот. вела к смирению и послушанию, заставляла отказаться от себя,
растворяла индивид-ть человеч. личности в служении Богу. Статус полноценной
личности был осознан лишь в эпоху Возрожд-я. Ренессанс воспевал гармонию души
и тела, возвеличивал неиссякаемые возможности личности.
Хрестоматийно
опред. личности вкл. в себя 2 осн. момента: 1) социальную самореализацию
индивида, претендующего быть личностью, его соц. значимость, активность,
целеориентированность; 2) необходимые характеристики соц.-псих-го облика
чел-ка, совокуп-ть социально значимых черт. Личность есть своеобразный
носитель системы ценностей. Она нуждается в самовыражении и может подчинить
себе обстоят-ва.
В
традиц-м и техногенном общ-вах отношение к проблеме автономии личности
различно. Традиц-му общ-ву автономия лич-ти не свойственна,
реализовать лич-ть можно, лишь принадлежа к к.-л. корпорации как элемент
корпоратив-х связей. В техногенном общ-ве отстаивается автономия
лич-ти, позволяющая погружаться в самые разные соц-е общности и культ-е
традиции. Чел-к – активно деятельностное существо. Его деят-ть экстенсивна,
т.е. направлена на преобраз-е и переделку внеш. мира и природы, кот.
необходимо подчинить. Цивилизов-е гражд. общ-во, предполагая автономию лич-ти
и ликвидацию личной зависимости, призвано обеспечить полноценное
существование лич-ти, ее дееспособность и самореализацию.
Совр.
запад. эконом. Ф. Хайек уверен, что свобода лич-ти вкл. в себя
возмож-ть отличаться от других, иметь собств-е цели; Дж. Сорос понимает
свободу как челове-ю способ-ть менять свое положение. Свобода становится
максимальной и фактической в ситуации выбора альтернатив. Идея жесткого
централизов-го контроля противоречит идеалам свободы.
Являясь
осн-й ценностью соврем. цивилиз-го общ-ва, свобода тесно связ. и соизмерима с
ответственностью. Ответ-ть понимается как необход-е условие свободы,
предполагает зависимость и необходимость «держать ответ» за содеянное перед
другими людьми, будущими поколениями, общ-вом и природой. Категория ответ-ти
тесно связана с понятиями «совесть», «кач-во», «профессионализм»,
«обязан-ть», «долг», «справед-ть». А также вкл. в себя такие понятия, как
«вина», «наказание», «санкция».
Сущ-ет
некая универс-я ответ-ть всех за все и конкретное проявление ответ-ти на
уровне единичного. В связи с этим выд-т проблему личной ответ-ти. Чувство
ответ-ти опирается на историч. память, требует от индивида самоконтроля,
ориентирует его соотносить мир реальный и мир должный. Самоотражение в другом
приобретает форму ответ-ти.
-------------------------------------------------------------------------
49. Общественное
и индивидуальное сознание
Обществ.
сознание – это комплексное и
интегративное образование, своеобразный коллектив. ум, кот. не следует
связывать с кач-вом абсолют-й управляемости, контролируемости и
манипулятивности.
Общ.
созн-е вплетено в реальную жизнедеят-ть людей, предполагая осуществление
деят-ти в соотв-и с принятой соц.-нравств-й нормой. Отличит-я особен-ть этого
созн-я – его подчиненность господствующей коллектив. установке. Общ. созн-е
зачастую подавляет индивид-е, исключая работу самосозн-я и рефлексии. В свою
очередь, индивиды, стремясь уйти из-под пресса нормативности общ. созн-я,
ведут двойную жизнь, ориентируясь на двойные стандарты. Идентификация индвид.
и оществ. созн-я связана либо с полным подчинением последнему, либо с
революц-м опровержением и отрицанием существ-х норм и ценностей. Однако не
каждый чел-к способен осознать глав. для своего времени приоритеты и бросить
вызов рутинному сущ-ю.
-------------------------------------------------------------------------
50. Структура
общественного сознания: уровни и формы
Стр-ра
общ. созн-я, кот. составляют
достижения гармонически ориентир-го мировидения, блестящие спонтанные и
интуитив-е подсказки и сама регуляция на основе убеждений, уверенности, веры,
вкл. в себя след элементы: обыденный и теоретич-й уровни общ. созн-я,
обществ-ю психологию и идеологию.
Обыд.
уровень формир-ся стихийно. Это
низкий, но не лишенный здравомыслия прогнозир. уровень. В нем роль картины
мира играет обобщение наиболее типичных, свойств-х данной среде представлений
о жизни, склад-ся навыков, форм отношений и привычек. Огромное влияние на
него оказывает профессиональная ориентация носителя мировоззрения.
Ткоретич.
уровень должен постоянно
способствовать непрерывному обогащению человеч-ва знаниями и ценностями,
помог-ми ориентироваться в любой конкрет. ситуации. Стр-ра данного уровня
вкл. в себя идеалы, ценности и концептуальные модели.
Обществ-я
психология содержит в себе не простое
знание, но и отношение и оценку происходящего, чувства и настроения людей,
пропитана эмоц-м видением мира. Ее особ-ти использ-ся для побужд. к действию
соц. групп, слоев и партий.
Идеология
занята рацион-м обоснованием, науч.
систематиз-ей и лоббированием интересов и целей тех или иных соц. слоев и
общ-ва в целом. Различ. прогрессив-ю, консерват-ю, науч. и ненауч-ю идеологию.
Формы
общественного сознания:
1)
Политическое – совокуп-ть полит. доктрин, концепций, программ,
взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но
оказывает сильнейшее влияние на др. формы обществ-го созн-я, в т.ч. и на
экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших
соц.групп;
2)
Право – совок-ть норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом;
3)
Мораль – совокуп-ть норм поведения, не установленных гос-вом (обеспечиваются
традициями, обществ-м мнением, авторитетом всего общ-ва);
4)
Художественное – духов. деят-ть людей в сфере культ-й жизни, кот.
затрагивает какие-то струны души, волнует, выз-ет раздумья, достав-ет
удовольствие или неудовлетв-е (книги, фильмы, картины, музыка и др.)
5)
Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества.
6)
Наука - научные представления.
Все
формы взаимосвяз. и взаимовлияют друг на друга. Каждая вып-ет собств.
функцию: наука ответ-на за познание; иск-во – за эстетич. воспр. мира; мораль
– за нравств. восприятие; религия напр. на дух. регул-ю человеч. поведения и
т.д.
|
53. Наука как
форма общественного сознания
Наука
– это деят-ть чел-ка по выработке,
систематизации и проверке знаний. Разум-ся, чел-к заним-ся науч. деят-тью не
случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с
проблемами и сложными задачами. Для того, чтобы с ними справиться, чел-ку
необходимы исчерпывающие знания, выработка кот. и явл. ближайшей целью всякой
науч. деят-ти. Получ-е знания позволяют объяснить и понять изуч-е процессы,
осуществить предсказания на будещее в соответств-е практич-е действия.
В
основе науч. познания лежит слож. творч. процесс мыслит-й и
предметно-практич. деят-ти ученого. Общие правила данного процесса, кот.
иногда назыв. методом Декарта, можно сформулировать след. образом:
1)
нельзя ничего принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и
отчетливым;
2)
трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для
разрешения;
3)
начинать исслед-е надо с самых простых и удобных для познания вещей и
постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;
4)
ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать вним-е:
он должен быть уверен, что ничего не пропустил.
2
уровня науч познания: гл. задачей эмпирического уровня явл. описание
предметов и явлений, а основной формой получ-го знания – эмпирич-й (научный)
факт. На теоретич-м уровне происходит объяснение изуч-х явлений, а
получ-е знание фиксируется в форме з-ов, принципов и науч. теорий, в кот.
раскрыв. сущность познаваемых объектов.
-------------------------------------------------------------------------
54. Искусство как форма
общественного сознания
Искусством
принято наз. специфич-ю форму общ-го
сознания и человеч. деят-ти, кот. представ. собой отражение окруж.
действит-ти в худож. образах.
Посредством
создания произв-й иск-ва происходит реализ-я такого вида познават. деят-ти людей
как художественное познание.
Иск-во
зародилось еще в антич. эпоху, однако в этот период иск-во еще не считалось
каким-то особым видом деят-ти. Иск-во представ. собой высшую форму эстетич.
сознания. Оно явл. необход-м элементом общ. созн-я, обеспечивающим его
целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в
будущее.
Предмет
иск-ва – чел-к, его отнош-я с окруж.
миром и другими индивидами, а также жизнь людей в опред. историч. условиях.
Ученые
выд. след-е виды иск-ва:
1.
Архитектура (зодчество) – вид иск-ва, представ. собой систему зданий и
сооружений, формир-х пространств-ю среду для жизни чел-ка.
2.
Живопись – вид иск-ва, произв-я кот. предст. собой отображение жизни
на опред-й поверхности при помощи цвета. Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж,
бытовой, анималистич-й, историч-й.
3.
Скульптура – вид изобразит. иск-ва, произв-я кот. имеют физич.
материальный, предмет. объем и трехмерную форму, размещ-ю в реальном
пространстве.
4.
Декоративно-прикладное иск-во – вид изобр. иск-ва, непосредств. связ-й
с бытовыми нуждами людей (изделия из глины, дерева, камня, стекла, металла).
5.
Литература – вид иск-ва, отраж-й действит-ть в словесно-письм.
обрахах.
6.
Музыка – вид иск-ва, отражающий действит-ть в звуковых худ. образах.
7.
Театр – вид иск-ва, специфич-м средством выражения кот. явл. сценич-е
действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
8.
Цирк – иск-во акробатики, гимнастики, пантомимы, дрес. животных и др.
9.
Балет – вид иск-ва, содерж. кот. раскрыв-ся в танцевально- музыкальных
образах.
10.
Кино – вид иск-ва, произв-я кот. создаются с помощью киносъемки
реальных, спец. инсценир-х или воссозданных средствами мультипликации
событий.
11.
Фотоиск-во – иск-во создания химико-технич-ми средствами зрит-го
образа документ-го значения, художественно выразительного и с достоверностью
запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.
12.
Эстрада – вид иск-ва, вкл. в себя малые формы драматургии, музыки и
хореографии, основные произв-я кот. предст. собой отд. законченные номера.
Иск-во
включено в целостную систему форм обществ. созн-я, куда наряду с ним входят
философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои
функции в едином культурном контексте, возникшем благодаря их взаимосвязям.
-------------------------------------------------------------------------
|