рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака рефераты


ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  -  неповторимый  способ  жизни,   индивидуальная   форма  общественного существования.

     КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria - высказывание,  свидетельство)  -  формы  осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека  к  миру,  отражающие  наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

     ЛИЧНОСТЬ -  1.человеческий  индивид  в  аспекте  его  социальных  качеств,  формировавшихся  в  процессе  конкретных  видов  деятельности  и   общественных  отношений.    2.динамическая    и    целостная     система     интеллектуальных  социально-культурных и морально-волевых  качеств  человека,  выраженных  в  его  сознании и деятельности.

     МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает  основной  вопрос  философии  в  пользу  первичности  материи,  природы,  бытия,  физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое,  субъективное как свойство материи в противоположность  идеализму,  принимающему  за исходное, первич. сознание, дух, идею, мышление и т.п.

     МАТЕРИЯ  -  объективная  реальность,  существ-ая   по   своим   законам,  независимо от сознания.

  

  МЕТАФИЗИКА  -  от  греч.  meta  ta  physika  -  1.то,   что   идет   после  физики, трактовавшейся в древности как учение о  природе.  В  истории  философии  термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним  философии.  В  философии  марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который  рассматривает как неизменные и независимые друг от друга,  отрицает  внутренние  противоречия как источник развития, базируется  на  абсолютизации  определенных  сторон, моментов в процессе познания. 3.наука о  сверхчувственных  принципах  и  началах бытия.

ОСНОВНОЙ  ВОПРОС  ФИЛОСОФИИ  - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления  к материи, природе, рассматриваемый с  двух  сторон:  во-первых,  что  является  первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как  относится  знание о мире к самому миру,  или,  иначе,  соответствует  ли  сознание  бытию,  способно ли оно верно отражать мир.

АГНОСТИЦИЗМ  -  философское  учение,  согласно  которому  не  может   быть  окончательно  решен  вопрос  об   истинности   познания   окружающей   человека  действительности.

     БЫТИЕ -  философское  понятие,  обозначающее  существующий  независимо  от  сознания объективный мир, материю.

     ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hule - материя, вещество и zoe - жизнь) - философское  воззрение, согласно которому всей материи присуще  свойство  живого,  и  прежде  всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию.

     ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел  философии,  в  котором  изучаются  проблемы  природы  познания  и  его  возможностей,  отношения  знания  и  реальности,  исследуются  всеобщие  предпосылки  познания,  выявляются  условия   его   достоверности   и  истинности.

     ДВИЖЕНИЕ  -  изменение  вообще,  способ  существования   материи,   всякое  взаимодействие и смена их состояний.

     ДЕИЗМ (от лат. deus - бог) - философское  воззрение,  согласно  которому  бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии  уже не вмешивается в течение земных событий.

МЕТОДОЛОГИЯ -  система  принципов  и  способов  организации  и  построения  теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

     МИРОВОЗЗРЕНИЕ  -   1.совокупность   принципов,   взглядов   и   убеждений,  определяющих  направление   деятельности   и   отношение   к   действительности  определенного  человека,  социальной  группы,  класса  или  общества  в  целом.  2.система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к  окружающей его действительности и к самому себе, а  также  обусловленные  этими  представлениями основные жизненные позиции и  установки  людей,  их  убеждения,  идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

     МОНИЗМ (от греч. monos - один-единственный)  -  философское  воззрение,  согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции  - материи либо духа.

     ОБЩЕСТВО  -  1.целостный  механизм,  открытая  динамическая  развивающаяся  система. 2.совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.

     ОБъЕКТ - то, что противостоит  субъекту  в  его  предметно-практической  и  познавательной деят-ти.

     ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна  из  основных  разновидностей  идеализма;  в  отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой  мира  некое  всеобщее  сверхиндивидуальное духовное начало.

     ОНТОЛОГИЯ - учение  о  бытии  как  таковом;  раздел  философии,  изучающий  фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

    

     ПАНТЕИЗМ (от греч. pan - все, theos - бог) - отождествление мира и бога:  все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение  зародилось еще в древности, прошло через средние века  и  получило  развитие  в  новое время.

ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии  бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "ДИАЛЕКТИКА"  впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог  (греч. dialegomai - беседую). Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей,  постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она  там,  где столкновение противоположностей , борьба идей; перенесенная в последствии в  объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление  и  разрешение, борение, развитие, движение вперед.

     ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее  из  признания  равноправными,  не  свободимыми  друг  к  другу  двух  начал  -  духа  и  материи,   идеального   и  материального.

     ИДЕАЛИЗМ  -  1.метод,  считающий,  что  существует  какая-то   объективная  реальность, " мировая душа ", " мировой разум ", являющаяся первоначалом всего.  2.общее обозначение философских учений, утверждающих, что  сознание,  мышление,  психическое, духовное первично, основоположно, а материя,  природа,  физическое  вторично, производно, зависимо, обусловлено.

     ИНДИВИД  -   1.единичный   представитель   человеческого   рода,   родовая  биологическая характеристика человека. 2.обозначение единичного  в  отличии  от  совокупности, массы.

ПОКОЙ - состояние движения, которое  обеспечивает  стабильность  предмета,  сохранение его качеств.

     В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого разума  в  деле  толкования священного писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ отказалась  от  использования рациональной логики и не согласилась расширить  догматы  веры  за  счет выведенных из священных текстов логических умозаключений.

     ПРАКТИКА  -  философская  категория,  обознач-я  материальную   сторону  общественно-исторической предметной деятельности людей: преобразования природы  и общества.

     РАЗВИТИЕ - закономерное,  целостное,  необратимое,  структурное  изменение  материальных объектов и систем, имеющих опред-ю направленность.

     РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - разум) - философское воззрение,  признающее  разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

     СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - чувство,ощющение) - философское  воззрение,  выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к  сумме элементов  чувственного  познания.  СЕНСУАЛИСТЫ  полагают,  что  мышление  принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.

     СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения  объективной  действительности.  Единство  психических  процессов,  активно   участвующих   в  осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество,  из  которого  состоят  все  вещи,  внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало.

     СУБСТРАТ (от лат. sub - под и stratum - кладка, постройка, сооружение) ­­­основа  единства,  однородности  различных  предметов   и   различных   св-в  отдельного, единич. предмета, вещи и их совок-ти.

     СУБЪЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид  или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

     СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из  основных  разновидностей  идеализма  ;  в  отличии от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо  реальности  вне  сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто  полностью  определяемое  его  активностью.

     ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление,  стремящееся  через  рефлексию  (размышление) сознания о своих актах и  о  данном  в  них  содержании  выявить  предельные характер-ки человеческого бытия.

     ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo - люблю и  sophia  -  мудрость)  -  наука  о  всеобщих закономерностях, которым  подчинены  как  бытие  (т.  е.  природа  и  общество), так и мышление человека, процесс познания.

     ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos -  чувствующий,  чувственный)  -  раздел  философии, изучающий "теорию чувственного познания".

48. Личность и общество. Понятие личности, ее свободы и ответственности

Чел-к как обществ-е животное всегда существовал в общ-ве, коллективе. Аристотель подчеркивал, что чел-к по природе своей есть существо политич-е, сущ-во обществ-е. В Средневековье индивид был полностью поставлен в зависим-ть от Бога, кот. вела к смирению и послушанию, заставляла отказаться от себя, растворяла индивид-ть человеч. личности в служении Богу. Статус полноценной личности был осознан лишь в эпоху Возрожд-я. Ренессанс воспевал гармонию души и тела, возвеличивал неиссякаемые возможности личности.

Хрестоматийно опред. личности вкл. в себя 2 осн. момента: 1) социальную самореализацию индивида, претендующего быть личностью, его соц. значимость, активность, целеориентированность; 2) необходимые характеристики соц.-псих-го облика чел-ка, совокуп-ть социально значимых черт. Личность есть своеобразный носитель системы ценностей. Она нуждается в самовыражении и может подчинить себе обстоят-ва.

В традиц-м и техногенном общ-вах отношение к проблеме автономии личности различно. Традиц-му общ-ву автономия лич-ти не свойственна, реализовать лич-ть можно, лишь принадлежа к к.-л. корпорации как элемент корпоратив-х связей. В техногенном общ-ве отстаивается автономия лич-ти, позволяющая погружаться в самые разные соц-е общности и культ-е традиции. Чел-к – активно деятельностное существо. Его деят-ть экстенсивна, т.е. направлена на преобраз-е и переделку внеш. мира и природы, кот. необходимо подчинить. Цивилизов-е гражд. общ-во, предполагая автономию лич-ти и ликвидацию личной зависимости, призвано обеспечить полноценное существование лич-ти, ее дееспособность и самореализацию.

Совр. запад. эконом. Ф. Хайек уверен, что свобода лич-ти вкл. в себя возмож-ть отличаться от других, иметь собств-е цели; Дж. Сорос понимает свободу как челове-ю способ-ть менять свое положение. Свобода становится максимальной и фактической в ситуации выбора альтернатив. Идея жесткого централизов-го контроля противоречит идеалам свободы.

Являясь осн-й ценностью соврем. цивилиз-го общ-ва, свобода тесно связ. и соизмерима с ответственностью. Ответ-ть понимается как необход-е условие свободы, предполагает зависимость и необходимость «держать ответ» за содеянное перед другими людьми, будущими поколениями, общ-вом и природой. Категория ответ-ти тесно связана с понятиями «совесть», «кач-во», «профессионализм», «обязан-ть», «долг», «справед-ть». А также вкл. в себя такие понятия, как «вина», «наказание», «санкция».

Сущ-ет некая универс-я ответ-ть всех за все и конкретное проявление ответ-ти на уровне единичного. В связи с этим выд-т проблему личной ответ-ти. Чувство ответ-ти опирается на историч. память, требует от индивида самоконтроля, ориентирует его соотносить мир реальный и мир должный. Самоотражение в другом приобретает форму ответ-ти.

-------------------------------------------------------------------------

49. Общественное и индивидуальное сознание

Обществ. сознание – это комплексное и интегративное образование, своеобразный коллектив. ум, кот. не следует связывать с кач-вом абсолют-й управляемости, контролируемости и манипулятивности.

Общ. созн-е вплетено в реальную жизнедеят-ть людей, предполагая осуществление деят-ти в соотв-и с принятой соц.-нравств-й нормой. Отличит-я особен-ть этого созн-я – его подчиненность господствующей коллектив. установке. Общ. созн-е зачастую подавляет индивид-е, исключая работу самосозн-я и рефлексии. В свою очередь, индивиды, стремясь уйти из-под пресса нормативности общ. созн-я, ведут двойную жизнь, ориентируясь на двойные стандарты. Идентификация индвид. и оществ. созн-я связана либо с полным подчинением последнему, либо с революц-м опровержением и отрицанием существ-х норм и ценностей. Однако не каждый чел-к способен осознать глав. для своего времени приоритеты и бросить вызов рутинному сущ-ю.

-------------------------------------------------------------------------

50. Структура общественного сознания: уровни и формы

Стр-ра общ. созн-я, кот. составляют достижения гармонически ориентир-го мировидения, блестящие спонтанные и интуитив-е подсказки и сама регуляция на основе убеждений, уверенности, веры, вкл. в себя след элементы: обыденный и теоретич-й уровни общ. созн-я, обществ-ю психологию и идеологию.

Обыд. уровень формир-ся стихийно. Это низкий, но не лишенный здравомыслия прогнозир. уровень. В нем роль картины мира играет обобщение наиболее типичных, свойств-х данной среде представлений о жизни, склад-ся навыков, форм отношений и привычек. Огромное влияние на него оказывает профессиональная ориентация носителя мировоззрения.

Ткоретич. уровень должен постоянно способствовать непрерывному обогащению человеч-ва знаниями и ценностями, помог-ми ориентироваться в любой конкрет. ситуации. Стр-ра данного уровня вкл. в себя идеалы, ценности и концептуальные модели.

Обществ-я психология содержит в себе не простое знание, но и отношение и оценку происходящего, чувства и настроения людей, пропитана эмоц-м видением мира. Ее особ-ти использ-ся для побужд. к действию соц. групп, слоев и партий.

Идеология занята рацион-м обоснованием, науч. систематиз-ей и лоббированием интересов и целей тех или иных соц. слоев и общ-ва в целом. Различ. прогрессив-ю, консерват-ю, науч. и ненауч-ю идеологию.

Формы общественного сознания:

1) Политическое – совокуп-ть полит. доктрин,  концепций,  программ,  взглядов и  представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает  сильнейшее  влияние на др. формы обществ-го созн-я, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц.групп;

2) Право – совок-ть норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом;

3) Мораль – совокуп-ть норм поведения, не установленных гос-вом (обеспечиваются  традициями, обществ-м мнением, авторитетом всего общ-ва); 

4) Художественное – духов. деят-ть людей в сфере культ-й жизни, кот. затрагивает  какие-то  струны  души,  волнует,  выз-ет  раздумья,  достав-ет  удовольствие или неудовлетв-е (книги, фильмы, картины, музыка и др.) 

5) Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества.

 6) Наука - научные представления.

Все формы взаимосвяз. и взаимовлияют друг на друга. Каждая вып-ет собств. функцию: наука ответ-на за познание; иск-во – за эстетич. воспр. мира; мораль – за нравств. восприятие; религия напр. на дух. регул-ю человеч. поведения и т.д.

53. Наука как форма общественного сознания

Наука – это деят-ть чел-ка по выработке, систематизации и проверке знаний. Разум-ся, чел-к заним-ся науч. деят-тью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того, чтобы с ними справиться, чел-ку необходимы исчерпывающие знания, выработка кот. и явл. ближайшей целью всякой науч. деят-ти. Получ-е знания позволяют объяснить и понять изуч-е процессы, осуществить предсказания на будещее в соответств-е практич-е действия.

В основе науч. познания лежит слож. творч. процесс мыслит-й и предметно-практич. деят-ти ученого. Общие правила данного процесса, кот. иногда назыв. методом Декарта, можно сформулировать след. образом:

1) нельзя ничего принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

3) начинать исслед-е надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;

4) ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать вним-е: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

2 уровня науч познания: гл. задачей эмпирического уровня явл. описание предметов и явлений, а основной формой получ-го знания – эмпирич-й (научный) факт. На теоретич-м уровне происходит объяснение изуч-х явлений, а получ-е знание фиксируется в форме з-ов, принципов и науч. теорий, в кот. раскрыв. сущность познаваемых объектов.

-------------------------------------------------------------------------

 54. Искусство как форма
общественного сознания

Искусством принято наз. специфич-ю форму общ-го сознания и человеч. деят-ти, кот. представ. собой отражение окруж. действит-ти в худож. образах.

Посредством создания произв-й иск-ва происходит реализ-я такого вида познават. деят-ти людей как художественное познание.

Иск-во зародилось еще в антич. эпоху, однако в этот период иск-во еще не считалось каким-то особым видом деят-ти. Иск-во представ. собой высшую форму эстетич. сознания. Оно явл. необход-м элементом общ. созн-я, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет иск-ва – чел-к, его отнош-я с окруж. миром и другими индивидами, а также жизнь людей в опред. историч. условиях.

Ученые выд. след-е виды иск-ва:

1. Архитектура (зодчество) – вид иск-ва, представ. собой систему зданий и сооружений, формир-х пространств-ю среду для жизни чел-ка.

2. Живопись – вид иск-ва, произв-я кот. предст. собой отображение жизни на опред-й поверхности при помощи цвета. Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, анималистич-й, историч-й.

3. Скульптура – вид изобразит. иск-ва, произв-я кот. имеют физич. материальный, предмет. объем и трехмерную форму, размещ-ю в реальном пространстве.

4. Декоративно-прикладное иск-во – вид изобр. иск-ва, непосредств. связ-й с бытовыми нуждами людей (изделия из глины, дерева, камня, стекла, металла).

5. Литература – вид иск-ва, отраж-й действит-ть в словесно-письм. обрахах.

6. Музыка – вид иск-ва, отражающий действит-ть в звуковых худ. образах.

7. Театр – вид иск-ва, специфич-м средством выражения кот. явл. сценич-е действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

8. Цирк – иск-во акробатики, гимнастики, пантомимы, дрес. животных и др.

9. Балет – вид иск-ва, содерж. кот. раскрыв-ся в танцевально- музыкальных образах.

10. Кино – вид иск-ва, произв-я кот. создаются с помощью киносъемки реальных, спец. инсценир-х или воссозданных средствами мультипликации событий.

11. Фотоиск-во – иск-во создания химико-технич-ми средствами зрит-го образа документ-го значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

12. Эстрада – вид иск-ва, вкл. в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произв-я кот. предст. собой отд. законченные номера.

Иск-во включено в целостную систему форм обществ. созн-я, куда наряду с ним входят философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникшем благодаря их взаимосвязям.

-------------------------------------------------------------------------


Страницы: 1, 2