Реферат: Святки
Реферат: Святки
Санкт-Петербургский
Государственный Университет Растительных Полимеров
Святки
Выполнил ст. гр124
Павлов
Юрий
Санкт-Петербург 2002
Содержание:
История
Святок……………………………………………………………….3
Наши Святочные гадания…………………………………………………….7
Список использованной литературы…………………………………...……14
Святки
(Зимние русалии)
24-25.12 / 7.01
Рождество Христово
(Коляда, Виноградие, Щедровка, Авсень)
Святые вечера
1.01 / 14.01
Св. Василия Великого
("Васильев день", Новый Год)
Страшные вечера
6.01 / 19.01
Крещение (Богоявление)
(Велесов день)
Полагают, что до принятия христианства святки были торжеством
Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) Некоторые производят
это слово от старославянского свиатки - души предков. Святочные обряды в
древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем.
Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося
солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали
древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с
приговорками с гор скатывали горящее колесо.
Болгары называли декабрь коложёг, т.е. месяц возжения
солнечного колеса.
Коляда
лат. calendae - начало месяца (от calendo - сзывать,
выкликать)
коло - круг, колесо (ср. колобок, кольцо, около, околица...)
Римский праздник солнцестояния в честь солнечного бога Митры
назывался Рождеством непобедимого Солнца. У древних англосаксов самая длинная
ночь предшествовала дню рождения Фрейера (Солнца) и называлась Материнской
ночью, т.к. почиталась Матерью Солнца или солнечного года. В Скандинавии святки
- юльский праздник (юль - колесо) - год поворачивается колесом. Уподобляли
колесу и солнце: "жили в лесу, молились колесу" (русская поговорка)
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником
Рождества Христова. Однако у белорусов Рождество до сих пор называется Каледа,
и у всех восточных славян сохранилось колядование - комплекс святочных обрядов.
Многие из этих обрядов пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики
выступали в роли "духов предков", проведывающих своих потомков и
приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.
При колядовании обходили дворы, пели колядки, овсеньки,
щедровки, виноградья, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее
также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с
детьми, носили с собой "вертеп", показывая представления на
евангельские сюжеты. Приведенная ниже схема показывает эволюцию колядования:
Ритуал
Жертвоприношение (козла).
Ряжение.
заклинание солнца.
языческий обряд
обрядовая трапеза (кутья, печенье в виде фигурок скота).
обход дворов с "солнышком".
пение аграрных колядок "кормление Мороза".
христианский обряд
рождественский сочельник.
обход дворов со "звездой".
Христославление аграрные колядки на Васильев день.
Канун Рождества называют сочельником. Церковный устав
предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до
первой звезды", символизирующей рождественскую звезду, возвестившую
волхвам рождество Христа. Слово "сочельник" производят от сочиво -
зерновая постная каша на конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же,
что кутья). Сочиво разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера.
Авсень
(Овсень, Таусень, Баусень)
восход солнца, начало светлой части дня, года;
оусинь - синий, блестящий; "просинец-декабрь";
посев; овёс ("Сею-посеваю, с Новым годом
поздравляю...");
Колядки различались в зависимости от припева:
Авсеньки - припев "Авсень, Авсень!";
Щедровки - припев "Щедрый вечер!" (колядки в
районах, граничащих с Украиной);
Виноградия - припев "Виноградиё краснозелёное!"
(северно-русские колядки, особенно протяжённые). Виноград - символ изобилия.
До Х века новый год на Руси начинался с полнолуния в первые
весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. В Х в. Древняя Русь приняла
христианство, а вместе с этим и применявшееся в Византийской империи
летоисчесление от "сотворения мира", т.е. с 5508 г. до н.э., и начало
года стали отмечать 1 марта (по н.ст. 14 марта - день Евдокии-плющихи). С этого
времени на Руси пользовались юлианским календарём, состоящим из 12 месяцев,
названия которых были связаны с явлениями природы (в разных местах страны -
свои названия). С 1492 г. Новый год на Руси повсеместно стали отмечать по церковному
календарю 1 сентября(14 сентября по новому стилю - Семёнов день; 7000 год от
"сотворения мира"). Спустя 2 века в 1700г. (7208г.) Пётр I
обнародовал указ "лета исчеслять" с 1 января от Рождества Христова 8
дней спустя (т.о. в Российском государстве 1699 г. продолжался 4 месяца:
сентябрь-декабрь). К 20в. Россия на 13 суток отстала от Европы, давно
перешедшей григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв в 1918 г.
декретом Совнаркома был осуществлён переход на григорианский календарь -
"новый стиль". 14 января - день Святого Василия оказался старым Новым
годом.
Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий -
узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12
колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а
кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Гадали с
помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас
подблюдные песни содержат заклинания: "Кому поём - тому добро, тому
сбудется, не минуется" и припевы: "Слава", "Слово
моё", "Ладу", "Свят вечер", "Илею" (от
Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также
снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос.
Были распространены и святочные вечёрки с вечёрочными
поцелуйными песнями, представлениями ряженых (игра в покойника со срамной
молитвой, продажа коня или козы, дед с бабкой и др.) Поцелуйные окончания
вечёрочных песен имели агропродуцирующее значение "Цалуй в уста, чтобы рожь
густа..."
Церковь запрещала во время святок гадания и ряжения,
основываясь на постановлении Шестого вселенского собора: "Прибегающие к
волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да
подлежат правилу шестилетней епитимии. ... пляски и обряды, совершаемые по
старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому
из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить
масок."
Праздник Крещения замыкал двенадцать святочных дней. В этот
день Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало
его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах,
совершается водосвятие, обряд освящения воды в "ердани" - проруби,
сделанной в виде православного креста. Грешивших на святках (одевавших личины,
гадавших) купали в проруби.
НАШИ СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ.
ГАДАНИЕ
ЗЕРКАЛОМ
Сидя в пустой горнице, смотрятся в
зеркало, начиная таким образом: вошедшая в пустую комнату девица, одна, принеся
с собой две свечи, зеркало и чистое полотенце, ставит все на стол и, сев против
зеркала, гадает: «Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать». Минут за
пять перед его приходом зеркало начинает тускнеть, а девушка протирает его полотенцем;
потом неизвестный человек, призрак будущего жениха, приходит и смотрит через
плечо в зеркало, и когда Девушка, рассмотревшая все черты на его лице,
закричит:
«Чур сего места», то в то же время неизвестная особа
исчезает, и с того времени уже девица будет знать своего жениха. Но чурает
только робкая, а не так боязливая не будет чурать, и жених, перестав глядеться,
сядет с нею за стол, вынув из кармана ножичек или перстень, или что другое,
положит на стол, и тогда уже девушка зачурает, и эта положенная вещь остается у
ней добычей, которая после окажется похищенной у жениха.
ПОСРЕДСТВОМ
ОЛОВА, СВИНЦА И ВОСКА
Льют олово, свинец или воск. Растопив хорошенько, загадывают
и выливают в воду; потом, вынув из воды, рассматривают, какое изображение
вышло, по нему и угадывают будущую свою судьбу в жизни.
СЛУШАНЬЕ
ПОД ОКНАМИ
Прежде задумывают, потом подходят к чужому окну и слушают,
что будут говорить, и сравнивают с задуманным то, что услышали и выводят
заключение.
ЧУЖОЕ ИМЯ
Выходят за ворота, спрашивают мимо идущего первого человека о
его имени — и оно покажет, как будут звать жениха; также всматриваются в рост,
одежду, походку и прочее этого человека и делают такие же замечания.
ГАДАНИЕ
СНЕГОМ
Полют снег, бросают в сторону и
слушают, как собака прежде залает в той стороне, куда брошен снег; если грубым
голосом, то быть гадающей за старым мужем; если же тонким, то за молодым.
ПОЛЕНОМ
Ходят в сарай или дровник ночью и берут впотьмах одно полено:
если оно попадется гладкое, то муж будет молодой и гладкий; если же суковатое и
с трещинами, то муж старый и сердитый. Еще есть замечание: если полено попадет
суковатое, то это означает богатство; а если гладкое, то бедность.
КОРМЛЕНИЕ
КУР ПШЕНИЦЕЙ
Снимают с
насеста кур во время' полуночи, давая им счетом зерна пшеницы или чего
другого: если съедят и не оставят одного зерна, то выход замуж будет
благополучен;
ели же останется одно зерно, то это
предвещает бедность. Ставят воду и смотрят: если курица будет пить, то это означает
мужа пьяницу, непьющая же курица предвещает хорошего и непьющего мужа.
СЛУШАНИЕ У СВОЕГО ОКНА
Слушают, у окна сидя, когда лягут все
спать, загадав: «Суженый, ряженый, поезжай мимо окна». Если же через
некоторое время будут слышны едущие, кричащие и свистящие люди, то будет
веселая и хорошая жизнь; когда же проедут тихо то это служит знаком бедности,
больших недостатков и самой скучной жизни.
ГАДАНИЕ ПОЛОТЕНЦЕМ
В полночь вывешивают белое полотенце
из окна, приговаривая следующие слова: «Суженый, ряженый, приди сюда и
утрись». Если же вывешенное полотенце вскоре окажется мокрым, то девушке
скоро быть замужем; если же оно окажется к утру мокрым, то выйдет, но не
скоро; а если и к утру будет сухим, то оставаться ей навсегда незамужней.
ЕЩЕ СЛУШАНИЕ ПОД ОКНАМИ
Ходят в полночь слушать под окнами,
загадав, и когда слышны бывают надгробные песни, то это означает, что девушке
непременно в этот год умереть; если же будут слышны брачные, то девушке в этот
год должно будет непременно приготовляться идти замуж; но если ничего слышно не
будет, а будет тихо и покойно, то девушка во весь своей век замужем не будет.
СОЛЕНОЕ КУШАНЬЕ
Когда должно
ложиться спать, то едят много соленого, что-Ь1 иметь жажду, и ложась
загадывают, говоря: «Суженый, ряженый, приди ко мне и напои меня».
Тогда во сне является тот амыи, за которым быть в замужестве этой
девушке, и поит ее.
ГАДАНИЕ
В БАНЕ
Приходят в баню ночью, часов в
двенадцать; отворив дверь, просовывают туда руку по локоть голую, загадав,
говоря: «Суженый, ряженый, поди ко мне и дай мне руку», — замечая при
том: если означенный суженый подаст руку, будто бы в меху или что-то похожее на
мех, то это означает богатство; если же голую, то бедность.
СВИНЫЕ
ТУШИ
Ходят в сарай, где стоят
свиньи или свиные туши, от которых им слышится голос, по которому и предузнают
будущую свою судьбу.
БРОСАНИЕ
БАШМАКА
Бросают через ворота башмак
на улицу так, чтобы он вертелся, и делают свое замечание так: в которую
сторону башмак ляжет носком, то в той стороне живет жених, за которого
девушка выйдет замуж; если же носком упадет к воротам гадающей, то в этот год
ей замужем не быть.
ОТРАЖЕНИЕ
МЕСЯЦА В ЗЕРКАЛЕ
Ходят на перекресток, взяв с собой
зеркало, которое наводят на месяц, приговаривая следующие слова: «Суженый
мой, ряженый, выйди ко мне и поговори со мной». После чего немедленно
является месяц в зеркале, потом открывается комната, в которой находится жених
гадающей, и делают по тому такое замечание: если потом девушку жених смотрит,
но не в том платье, в каком она видела его во время гадания, то за ним ей не
быть; но если в видимом ею платье, то за него выйдет.
ЕЗДА
НА ЛОШАДИ
Завязывая у лошади глаза, садятся на
нее, и куда эта лошадь сама пойдет, в той стороне и быть в замужестве гадающей
девушке.
ПЕТУХ С КУРИЦЕЙ
Обычно сажают петуха с курицей под
решето, связав их хвосты вместе, потом немного погодя их из-под решета освобождают,
причем смотрят при этом: если петух потащит курицу, то будет властвовать муж
над женой своей; если же курица петуха, то жена должна властвовать над ним.
СЛУШАНИЕ У
ЖИТНИЦЫ
Ходят ночью часу в первом к житнице и прислушиваются у
дверей, и когда слышен будет пересып хлеба, шум от мелющих жерновов, или
другая работа, тогда это предвещает - хорошую и богатую жизнь в замужестве.
ВЫВЕШИВАНИЕ
КЛЮЧЕЙ
Вывешивают за окошко ключи и слушают, и если приходит
неизвестный человек и гремит сильно ключами, то неробкая девушка выходит к
воротам и спрашивает: «Милостивый государь, позвольте спросить, как вас
зовут?» Этот разговор начинают потому, чтобы видеть прохожего хорошо в лицо
и приметить платье, из него также узнают имя и отчество суженого, равно и его
состояние.
ГРЕБЕНЬ
Ложась спать, кладут гребень под голову со следующими
словами: «Голубчик, суженый мой, приди и расчеши мне голову». Он и
является гадающей во сне, расчесывает голову и говорит с ней все откровенно.
ОТГОЛОСОК
Выбегают на двор и кричат. «Ау!» Потом слушают, в какой
стороне отзовется и каким голосом, из чего узнают: в какой стороне, за старым
или молодым будут в замужестве, и какое будут иметь состояние.
СЛЕД НА СНЕГУ
Ложатся навзничь на снег, а поутру ходят осматривать
оставленный след; если он гладок, муж у гадающей будет смирный, ловкий,
ласковый, и будут жить с женой в согласии; если же в полосах, то вздорный и
драчун.
НИТКИ
Сучат нитки и опускают их в воду;
если они будут в воде крутиться, то это предвещает хорошую жизнь; если
же останутся в таком виде, в каком были опущены в воду, то это знак
будущей худой жизни.
ГАДАНИЕ О
ЗАНЯТИИ ЖЕНИХА
Слушают под дверью в надежде узнать,
какого будет мастерства муж: если скрипит что-нибудь, то это означает, что
быть за сапожником; если же слышны хлопанья, то за кучером, и тому подобное.
ЛАЙ СОБАКИ
Выходят на двор и говорят: «Залай,
залай, собаченька, завой серый волк». Потом слушают, в какой стороне лают
собаки, и соображают: если близко, то замужем быть недалеко; если же далеко,
то замужем быть за отдаленным.
ГАДАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ
БЕЛКА
Берут стакан чистого хрусталя, хорошо
вымытый и вытертый и наливают водой, потом, взяв свежее яйцо, прокалывают в
остром конце его дырочку с булавочную головку и выпускают из нее белок в
стакан воды, потом, дав постоять четверть часа, рассматривают, что вышло:
если башни или подобные здания, то жить богато; если же
трава, то означает бедность. Белок в воде принимает разнообразные формы, по
которым можно гадать сколько угодно.
Список использованной литературы:
|