рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Судебная система ФРГ рефераты

В ходе судебного разбирательства заседатели приравнены к судьям. Они участвуют в вынесении приговора или принятии су­дебного решения наравне с профессиональными судьями, причем голос заседателя равен голосу судьи.

Суда присяжных в его традиционной форме в ФРГ сейчас не существует. Единственная судебная инстанция, сохранившая такое название, это уголовная палата земельных судов, рассматриваю­щая дела по обвинению в особо тяжких преступлениях. С 1975 г. она состоит из трех профессиональных судей и двух заседателей. До этого в нее входили три профессиональных судьи и шесть засе­дателей. Заседатели такого суда не выполняют функций жюри, а являются равноправными участниками судебной коллегии.

Прокуратура ФРГ организационно-связана с судами различных инстанций: федеральная прокуратура во главе с генеральным про­курором федерации состоит при высшем федеральном суде, гене­ральные прокуратуры во главе с генеральными прокурорами — при каждом высшем земельном суде, прокуратуры с оберпрокурорами — при всех земельных судах. Генеральный прокурор федера­ции подчиняется указаниям министра юстиции ФРГ, а генераль­ные прокуроры в землях — министрам юстиции земель.

Принцип гласности правосудия законодательно закреплен в § 169 Закона о судоустройстве, § 52 Закона о трудовых судах, § 55 Положения об административных судах и в других норма­тивных актах. В принципе открытым (гласным) является всякое судебное разбирательство. Однако возможны ограничения. Таковы, в частности, случаи, когда может быть нанесен ущерб обществен­ному порядку, в особенности безопасности государства, затрагива­ются важные общественные или производственные секреты или мо­жет пострадать общественная нравственность.

Гласность по закону исключается при рассмотрении бракораз­водных и семейных дел, а также дел об усыновлении и лишении дееспособности. Доступ в судебное заседание может быть запрещен отдельным лицам мотивированным решением суда. Во всех случа­ях не допускается отстранение общественности при объявлении приговора или решения.

Права органов печати и других средств массовой информации на освещение судебных дел и процессов защищены ст. 5 Основного закона, провозглашающей принцип свободы печати и свободы ин­формации, а также законами о печати, действующими во всех зем­лях ФРГ. Запрещены радио- и телевизионные передачи из зала су­дебного заседания, а также киносъемки в зале.

В течение десятилетий в ФРГ дебатируется проблема реоргани­зации судебной системы в целях ее совершенствования. Каких-ли­бо существенных результатов эти дебаты не принесли. Единствен­ным заметным новшеством в 70-е годы явилось подчинение адми­нистративных и финансовых судов министерствам юстиции феде­рации и земель. В  результате был сделан шаг к централизации управления юстицией и, как отметил министр юстиции ФРГ, к пре­вращению этого ведомства в «министерство правосудия», т. е. центр, в котором сходятся все нити управления юстицией и руко­водства судебной политикой.  

Объединение двух германских государств привело к последова­тельному распространению принципов построения судебной систе­мы ФРГ на пять земель, восстановленных на территории бывшей ГДР.

 

 

2. Судейский корпус

Судья — центральная фигура в системе правосудия. В ФРГ такой статус судьи определен самой Конституцией, которая в ст. 92 уста­новила, что «судебная власть вверяется судьям». Число профессио­нальных судей в ФРГ в три раза больше, чем в США, при мень­шем в три с лишним раза населении. Отчасти это объясняется от­сутствием в ФРГ примирительных форм решения правовых конф­ликтов без участия профессиональных судей, а также тем, что гражданские суды выполняют разнообразные административные функции (например, ведут поземельные книги или торговые реестры).

  

  Следующие данные характеризуют количество судей в ФРГ. Одновременно приводятся сведения о количестве прокуроров и ад­вокатов:

                                                                   1961 г.                 1981 г.

Судьи                                                      11609                   16657

Количество жителей на

одного судью                                            4839                     3659

Прокуроры                                                    2174                       3596

Адвокаты                                                    13787                      30510    



Численность судей выросла почти в полтора раза за два десяти­летия. В Веймарской республике при примерно равном числе жи­телей было в 1925 г. 9361 судьи и на одного судью приходилось 6680 жителей.

Положение судей в главных чертах урегулировано Федераль­ным законом о судьях, вступившим в силу в 1962 г. и действую­щим в редакции 1972 г. Разрабатывавшийся почти 12 лет Закон о судьях не внес вклада ни в разработку реформы юстиции ФРГ, ни в разрешение других, ждущих своего решения проблем юстиции. Он, в сущности, просто обобщил уже действовавшие нормы и пра­вила, создав своего рода свод основных правил формирования су­дейского корпуса, а также прав и обязанностей судьи.

 Закон подчеркивает, что судьи не входят в число обычных чи­новников, а находятся в иных, специфических отношениях с госу­дарством. Такой статус в известной степени гарантирует их независимость от чиновников, работающих в государственном аппа­рате.

Судьей в ФРГ может стать только человек, получивший специ­альное юридическое образование и сдавший требуемые государст­венные экзамены.

С точки зрения срока пребывания в должности существует че­тыре вида судей: назначаемые пожизненно, назначаемые на опре­деленный срок, судьи с испытательным сроком, судьи по поруче­нию. Сам этот перечень свидетельствует о том, что пожизненное назначение судей не обязательно (такого принципа нет и в Кон­ституции), но большинство назначается пожизненно, точнее, до пенсионного возраста, различного в разных землях и для разных инстанций, но не превышающего 68 лет. Судьями на время явля­ются, например, судьи Федерального конституционного суда  на 12лет). Судьи с испытательным сроком и по поручению это ли­ца, готовящиеся к занятию судебной  должности.

Большая часть судей ФРГ назначается правительствами земель или министрами юстиции. В четырех из десяти земель судьи изби­раются комитетами по выборам, состоящими из парламентариев и судей, а затем утверждаются правительствами. Судьи высших фе­деральных судов назначаются Президентом ФРГ по предложению министра юстиции и комитета по выборам судей, в который входят все министры юстиции земель и 11 членов комитета, избранных бундестагом. Судьи ФКС избираются бундесратом и комитетом бундестага по выборам, состоящим из 12 депутатов бундестага.

В западногерманской литературе нередко высказывается мнение в пользу выборности судей, которая понимается как избрание их парламентскими комиссиями. Причем проблема выборности связы­вается не только с техникой формирования судейского корпуса, но и с необходимостью парламентского контроля за судейским право-творчеством.

Отстранение судьи от должности или перевод его на другую должность закон допускает в случаях: организационных изменений, интересов правосудия (например, постоянные конфликты судьи с адвокатурой), неспособности судьи к выполнению служеб­ных обязанностей, а также по решению уголовного, дисциплинар­ного или конституционного суда, признающего невозможность пре­бывания судьи в должности. В случаях, когда судья переводится или увольняется без его согласия в связи с реорганизацией, по мо­тивам неспособности или «в интересах правосудия», он может при­нести жалобу в специальный дисциплинарный суд, состоящий из назначаемых пожизненно судей и имеющей две инстанции ( § 77 Закона о судьях).

В системе продвижения по службе решающей фигурой является министр юстиции земли, который действует с учетом мнения пре­зидента (т. е. старшего судьи) того суда, где работает претендент на новую должность. В некоторых землях делаются попытки ре­шать вопросы должностного продвижения с помощью комитетов по выборам судей (в них наряду с судьями входят парламентарии,  адвокаты и члены правительства земли). И здесь последнее слово ос­тается за министром юстиции.

Под материальной независимостью  в доктрине ФРГ, опираю­щейся на ст. 97 Конституции, понимается невозможность вторже­ния в исполнение судьей его обязанностей со стороны лиц (или уч­реждений), не являющихся по закону участниками судебного раз­бирательства.

Закон о судьях ( § 39) требует от них такого поведения при ис­полнении должности, которое «не ставило бы под сомнение их не­зависимость».

Существенной гарантией материальной независимости служит невозможность привлечения судьи к уголовной или дисциплинар­ной ответственности за содержание его решений, кроме случаев нарушения права, что должно быть доказано в судебном порядке. В такой форме может быть оспорен и ошибочный судебный приго­вор, содержащий суровые санкции. При этом должно быть доказа­но объективное нарушение права и субъективные преступные на­мерения судьи.

Конституция ФРГ в ст. 98 предусматривает возможность от­странения федеральных судей от должности в случаях нарушения ими принципиальных положений Конституции или основ консти­туционного строя. Отстранение от должности в этих случаях может быть произведено Федеральным конституционным судом по хода­тайству бундестага. Пока таких случаев в истории западногерман­ского правосудия не было.

Во всех других случаях судебное решение, принятое с соблюде­нием процессуальных норм, не может быть, по существу, подверг­нуто сомнению никаким формальным решением парламента или правительства. Сделанное однажды правительством ФРГ публич­ное заявление о противоречии решения ФКС закону самим ФКС было квалифицировано как нарушение правительством своей ком­петенции.

Закон о судьях (§ 26) разрешает служебный надзор за дея­тельностью судей, оговаривая, что этот надзор не должен наносить ущерба их независимости. На практике судьи вынуждены считать­ся с указанием президентов судов и тем более министров юстиции. Правда, судья, считающий, что меры служебного надзора посягают на его независимость, может обжаловать их в дисциплинарный суд. Известны случаи обращения судей по такому поводу и в ФКС. Три таких обращения в 1974—1975 гг. успеха не имели.

В высшей степени актуальной является в ФРГ проблема персо­нального комплектования судейского корпуса, социальных связей и политической ориентации судей.

В 1965 г., через 20 лет после разгрома нацизма, в системе юс­тиции ФРГ продолжало работать более 800 судей и прокуроров, причастных к нацистскому террору. Еще через полтора десятиле­тия, когда основная масса судей старшего поколения должны были уйти в отставку хотя бы по возрасту, печать все еще сообщала о нацистах в судебной системе ФРГ.

По данным министерства юстиции ФРГ из 77 тыс. нацистских военных преступников, против которых в ФРГ велось расследова­ние в 1945—1967 гг., понесли наказание менее 8 %. Особой защи­той юстиции пользовалась судейская корпорация. К середине 60-х годов под давлением убедительнейших фактов, представлен­ных западногерманскими гражданами, немецкими или зарубежны­ми организациями, власти ФРГ были вынуждены начать следствие по делу о нацистских судьях и прокурорах в 350 случаях. Но все эти дела, за редчайшими исключениями, были прекращены уже на стадии следствия. Когда дело доходило до судебных процессов, об­виняемые, как правило, оправдывались или отделывались мини­мальными наказаниями,  

Щадящий подход к старым кадрам юстиции отразился в зако­нодательстве и документах высших органов власти ФРГ.  Закон о судьях устанавливал, что судьи и прокуроры, работавшие с 1939 по 1945 г. в уголовной юстиции, могли быть выведены на пенсию по их собственной просьбе. По поводу этой формулировки Закона западногерманский парламент принял решение, которое гласило: «Бундестаг ожидает, что каждый судья и прокурор, кото­рый вынужден считаться с обоснованными упреками относительно его прошлого, связанного с участием в смертных приговорах, осоз­нает свою обязанность подать в отставку, чтобы обеспечить прове­дение четкой грани между прошлым и настоящим». Таким обра­зом, судьба денацификации юстиции ставилась в зависимость от чувства долга нацистских судей и прокуроров.

Формирование судьи нового типа, ощущающего свою связь с началами конституционного строя, преданного демократиче­ским идеалам, стало одной из важных общественных про­блем ФРГ.

Сегодня социальное происхождение большинства западногер­манских судей, их обучение, профессиональная подготовка, систе­ма назначения и продвижения по службе создали прочные связи этой профессиональной группы с господствующими общественными силами. Около 80 % судей ФРГ вышли из семей чиновников, зем­левладельцев, предпринимателей, купцов и лишь 1 % из среды ра­бочих. Более 50 % судей выдвигаются из социальных слоев, пред­ставляющих лишь 5 % населения.

Около 13 тыс. судей, т. е. более трех четвертей всего судейского корпуса, входят во влиятельную организацию в целом консерва­тивного направления — Германский союз судей. Всего лишь около 1000 судей и прокуроров являются членами профсоюза государст­венных служащих. Против судей труднее, чем против обычных чиновников, при­менять правительственные постановления 1972 г. «Об антиконсти­туционных силах на государственной службе» (так называемые за­преты на профессии), так как для отстранения судьи от должности должна быть соблюдена процедура разбирательства в дисциплинар­ном суде. Но по отношению к юристам, впервые претендующим на судебную должность, это постановление может быть применено вполне эффективно. В ФРГ действуют некоторые правила, ограни­чивающие возможности государственных учреждений систематиче­ски запрашивать Ведомство по охране Конституции (тайную поли­тическую полицию) о лицах, находящихся у них в штате. Эти ог­раничения не распространяются, наряду с армией и полицией, так­же на юстицию, как сферу, требующую особого внимания с точки зрения государственной безопасности. Недаром в западногерман­ской специальной прессе появляются публикации об «охоте на не­удобных судей».

Консервативный в целом судейский корпус все же не остается в стороне от демократических движений и инициатив. Критически настроенные судьи участвуют во встречах юристов, выступающих против злоупотребления юстицией, поддерживают деятельность де­мократических союзов юристов, создают свои собственные объеди­нения. Таков, например, собирающийся каждые два года (начиная с 1981 г.) форум «Судьи и прокуроры за мир». Форум поддержива­ет около 5 % западногерманских судей и прокуроров.

3. Суды общей и специальной подсудности

Организация судов общей юрисдикции регламентирована в ФРГ Законом о судоустройстве 1879 г., который действует в редакции 1975 г. с некоторыми последующими дополнениями. Система этих судов состоит из четырех инстанций: участковый суд — земельный суд — высший суд земли — Федеральная судебная палата (Вер­ховный суд).

Компетенция судов общей юрисдикции четко делится на две большие ветви — гражданскую и уголовную, в зависимости от че­го варьируются некоторые судоустроительные элементы, в том чис­ле состав судов.

Что касается гражданских дел, то первой инстанции — участ­ковому суду — подведомственны все имущественные споры на сумму до 5 тыс. марок, а также некоторые споры (например, по договору жилищного найма) независимо от цены иска.

Значительное число гражданских дел рассматривается едино­личным судьей. Решения участковых судов могут быть обжалованы в земельный суд, который является в этих случаях последней инс­танцией, причем обжаловаться могут только иски на сумму более 500 марок. Для всех остальных гражданских дел первой инстанцией слу­жат земельные суды, в которых решение принимают как едино­личный судья, так и коллегия из трех судей (по более сложным категориям дел). Апелляционной инстанцией по решениям земель­ного суда выступает высший земельный суд. Дальнейшее обраще­ние в Федеральную земельную палату возможно только по вопро­сам права при сумме иска, превышающей 40 тыс. марок.

В соответствии с первым законом о реформе семейного права от 14 июня 1976 г. в участковых судах созданы особые отделения по делам семейного права. Основные разбираемые в них дела касают­ся разводов, а также отношений по поводу детей между родителя­ми, расторгнувшими брак. Судья участкового суда рассматривает эти дела единолично.

Вообще для гражданского производства в ФРГ характерна дале­ко идущая специализация. Особые, отделения в судах действуют по делам, возникшим в сфере строительства, сельского хозяйства, со­зданы палаты и сенаты по делам о застройке, судоходству, торго­вые палаты (из судьи и двух заседателей), в земельных судах.

Еще одна специальная область — это так называемая добро­вольная подсудность. Сам термин возник еще в прошлом веке (за­кон 1898 г.) и сегодня не передает содержания данной деятельно­сти судов. Речь идет прежде всего о ведении поземельных книг, торговых регистров, залогах, судебном установлении фактов. Эти дела ведут судьи или их помощники.

Распределение компетенции по уголовным делам между судами общей юрисдикции довольно сложно. В качестве судов первой инс­танции в зависимости от возраста подсудимого и общественной опасности деяния могут выступать восемь судов различного соста­ва — от единоличного судьи до палат, заседающих в составе трех профессиональных судей и двух заседателей. Выбор суда во многих случаях зависит от прокуратуры. Единоличный судья рассматрива­ет дела о преступлениях, наказание за которые не может превы­шать одного года лишения свободы. Дела о преступлениях, за ко­торые может быть назначено наказание до трех лет лишения сво­боды, рассматриваются коллегией из профессионального судьи и двух заседателей. Общее правило формирования уголовного суда можно сформулировать следующим образом: чем сложнее дело, тем больше состав суда и тем больше в нем профессиональных су­дей. В высшей судебной инстанции— федеральной судебной пала­те — дела решают пять профессиональных судей без заседателей.

В особое производство выделены дела о молодежи. Ими занима­ются особые отделения участковых и земельных судов. Лица, со­вершившие проступки и преступления, подпадающие под юрисдик­цию молодежных судов, делятся на две возрастные группы: от 14 до 18 лет и от 18. до 21 года. Судьи должны иметь опыт общения с молодежью; если суд действует с участием двух заседателей, то в качестве одного из них должна выступать женщина; едино­лично судья может принимать решения только о воспитательных мерах относительно правонарушителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4