рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Субъекты мирового хозяйства рефераты

НАФТА

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли  (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских ТНК, так как достигнутый уровень  срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. К этому же  подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90-х гг.: ЕС резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии стремительно

экономическое сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед США задачу активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций на мировом рынке.

Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить потенциалы США и Канады с важнейшим фактором конкурентоспособности – низкими издержками производства, характерными для условий Мексики. В частности, один час рабочего времени в Канаде в 1993 г. Стоил 5,75 долл., в США – 4,5 долл., а в Мексике – 50 центов. В первую очередь намечалась либерализация товарообмена с Мексикой, так как в канадо-американской торговле  барьеры к моменту подписания соглашения о НАФТА уже были устранены.

Соглашением предусматривается либерализация внешнеэкономических отношений, демонтаж таможенных барьеров и организация единого континентального североамериканского рынка для свободного движения  товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы, разделяющие три государства. В первую очередь намечено освободить от ограничений торговлю готовыми изделиями. Уже в 1994 г. Пошлины во взаимной торговле промышленными ипродовольственными товарами были снижены на 65%. На рынках энергоресурсов, сельскохозяйственных  товаров, автомобилей и текстиля предусмотрена  плавная либерализация.

В течение  15 лет намечено ликвидировать  почти все торговые и инвестиционные барьеры и подойти к слиянию  трех национальных рынков, сформировав  зону свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%. Кроме того предусматривается принятие тремя странами аналогичных законов в области окружающей среды и по труду. Соглашение носит строго императивный характер – невыполнение принятых аналогичных законов влечет за собой наказание виновных штрафами или определенными санкциями. Правда, по состоянию на 1 января 1998 года в рамках НАФТА еще не были созданы наднациональные органы управления, регулирующие ход сотрудничества, - Экономическая комиссия, Совет министров, суд и т.д.

По своему экономическому потенциалу северный и южный партнеры по НАФТА многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10% от ВВП США, а Мексики – 5%. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА на предоставляет Мексике такой поддержки.

Тем не менее, по оценкам  экспертов, участие в НАФТА позволит Мексике сократить период реформирования своей экономики и достижение уровня развитых стран с 50 до 10-15 лет. Самый большой выигрыш от вступления в НАФТА Мексика получает в виде стремительного роста поступлений иностранного капитала, в первую очередь из США. По объему прямых иностранных инвестиций,  имеющих первостепенное значение для развития производства, в середине 90-х гг. Мексика оказалась на первом месте в Латинской Америке. Если в 1986—1991 гг. в страну поступало в среднем за год 3,1 млрд долл., то после 1994 г. этот показатель не опускался ниже 8 млрд долл. С оживлением инвес­тиционной деятельности в стране повысился уровень оплаты труда - в среднем в реальном исчислении в 1997 г. на 29% по сравнению с 1990 г.

Возрастающую роль в развитии обрабатывающей промышлен­ности Мексики играют «макиладорас» — предприятия по обра­ботке и сборке поступающих в Мексику из США материалов и комплектующих.

В то же время участие в НАФТА налагает на Мексику целый ряд обязательств. По сельскохозяйственным продуктам она за­ключает двусторонние соглашения с США и Канадой в отдель­ности. Чтобы облегчить доступ высокотехнологичной продукции северных партнеров на свой рынок, Мексика полностью отменила прежнюю 20%-ную пошлину на компьютеры американского и ка­надского производства. Пошлина на аналогичную продукцию из третьих стран сохраняется: она будет постепенно снижаться до 3,9%. Это поможет северным партнерам вытеснить с мексикан­ского рынка дешевую японскую и южнокорейскую технику.

В течение 10 лет Мексика должна отменить большинство ог­раничений на импорт автомобилей, что сулит американским экс­портерам резкое расширение их сбыта. Кроме того, с 1994 г. в Мексике введен закон, расширяющий возможности иностранных инвесторов. Во многих отраслях промышленности и сельского хо­зяйства иностранцам разрешается вкладывать капиталы «в любых пропорциях». Правда, долевое участие иностранцев в разведке и добыче энергоносителей и радиоактивных руд, транспортной и коммуникационной инфраструктуре пока ограничено.

Со временем Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях. Когда это произойдет, американский и канадский финансовый капитал сможет взять в свои руки контроль над приблизительно 1/3 мек­сиканского страхового рынка.

Деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды: ожидается значительное расширение американского экспорта и связанное с этим увеличение числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику позволит снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность многих изделий американской промышленности. В долгосрочном плане с помо­щью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают на рас­ширение своего экономического участия в Латинской Америке с целью завоевания рынков сбыта, создания новых рабочих мест на своих предприятиях, повышения конкурентоспособности и прибыли.

Канада рассчитывает с помощью НАФТА расширить рынки сбыта, сократить издержки производства и повысить прибыль­ность новых высокотехнологичных отраслей (компьютеры, теле­коммуникации и т.д.). Кроме того, формирование либерализован­ного рыночного пространства континентальных масштабов будет стимулировать приток в Канаду прямых и портфельных инвести­ций из третьих стран, главным образом из стран — членов ЕС и Японии.

МЕРКОСУР

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской Америки следует отнести Южноамерикан­ский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн человек и более 1 трлн долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки.

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тариф­ных ограничений во взаимной торговле между четырьмя страна­ми, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, коор­динация политики в области промышленности, сельского хозяй­ства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

Для руководства процессом интеграции были созданы надна­циональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней тор­говли, таможенное регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая политика, наземный и мор­ской транспорт, промышленные технологии, сельское хозяйство и энергетика. Предпринимаются меры по созданию специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между страна­ми-участницами.

Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг. увеличился почти в четыре Раза, в то время как суммарный экспорт государств — участников Интеграционной группировки в третьи страны за этот период возрос немногим более, чем на 30%. При этом доля внутри блокового экспорта в общем объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%. Расширение взаимных внешнеэ­кономических связей в рамках МЕРКОСУР распространяется и на иностранные инвестиции из третьих стран. Например, япон­ская корпорация «Тойота моторз», вложившая в сооружение авто­мобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн. долл., на­мерена выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пика­пов в год. Половину этих автомобилей намечено вывозить в Бра­зилию в обмен на комплектующие изделия, производимые бра­зильскими предприятиями.

Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутри региональной торговле к первоначально намеченному сро­ку — 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в установ­ленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из тре­тьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности — производст­ва компьютеров и телекоммуникационного оборудования. В част­ности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за введение импорт­ных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию элек­тронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машино­строения на уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся технологической зависимости от Брази­лии и Аргентины, были за минимальные пошлины.

Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. На пути дальнейшего развития странам — участницам этой группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономи­ческих потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных ме­ханизмов с регулирующей ролью государства в условиях специ­фики латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием кор­пораций США.

АСЕАН и АТЭС

В Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время функ­ционирует ряд интеграционных объединений, наиболее значи­тельными из которых являются АСЕАН и АТЭС.

АСЕАН

Эта группировка была создана в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин (в настоящее время членами АСЕАН являются также Мьянма, Бруней, Лаос и Вьетнам, а в перспективе в нее должна войти и Камбоджа) с целью содействия социальному и экономическому развитию стран-членов, сотруд­ничества в промышленности и сельском хозяйстве, проведении научно-исследовательских работ. В 1976 г. на первом совещании руководителей стран — членов АСЕАН были приняты Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация АСЕАН, являющиеся основными документами, которыми руко­водствуется Ассоциация в своей деятельности. Декларация АСЕАН провозглашает, что страны-члены будут выступать с общей позиции по важнейшим вопросам и проблемам региональ­ных и мировых экономических отношений[17].

Высшим органом АСЕАН является конференция глав госу­дарств и правительств, которая собирается один раз в три года, а центральным руководящим органом — ежегодная встреча ми­нистров иностранных дел. Постоянный комитет состоит из ми­нистра иностранных дел страны, являющейся председателем АСЕАН в данный период, и послов остальных пяти государств. На регулярных встречах министров экономики стран — членов АСЕАН принимаются решения по вопросам экономического со­трудничества. Встречи других министров (образования, энергети­ки, здравоохранения, науки и технологии, юстиции, охраны ок­ружающей среды) готовятся соответствующими комитетами. Функционирует и несколько специализированных учреждений АСЕАН, таких как Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Секретариат АСЕАН возглавляет генеральный секретарь, который сменяется каждые три года.

Каждое государство — член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координа­ции текущей работы и подготовки решений Ассоциации. Один­надцать комитетов, состоящих из руководителей дипломатичес­ких представительств государств-членов, поддерживают внешние связи АСЕАН в столицах третьих стран: Бонне, Брюсселе, Ва­шингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Париже, Сеуле, Токио. АСЕАН как единая организация имеет официальные отношения с другими странами и торгово-экономичес­кими группировками. Россия в последние годы значительно ук­репила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится около 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран — членов СНГ).

В целом в сфере экономики планируется создание зоны сво­бодной торговли АСЕАН к 2008 г., а также углубление сотрудни­чества через распространение его на такие сферы, как безопас­ность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение. В области по­литики предполагается создание региона мира, свободы и ней­тралитета, углубление сотрудничества, особенно с Австралией, Ка­надой, ЕС, Японией, Южной Кореей и США.

Кризис 1997—1998 гг. наложил отпечаток на развитие стран — членов АСЕАН. Совершенно очевидно, что существуют структур­ные проблемы, накладывающие определенные ограничения на темпы роста. Однако, по мнению специалистов МВФ и Мирового банка, торможение развития имеет здесь преимущественно не структурный, а временный, циклический характер. В связи с этим главные страны — члены АСЕАН на конференции во Вьетнаме в декабре 1998 г. обсудили и наметили несколько реальных путей выхода из современного кризиса. Первый представляет собой фи­нансовую помощь со стороны Японии (в размере 30 млрд. долл. из организованного Японией для этих целей фонда содействия структурным реформам). Реально им пока смогли воспользовать­ся Малайзия и Таиланд, получившие по 1,85 млрд. долл.

АТЭС

Эта организация была учреждена в 1989 г. как межправитель­ственный форум, объединяющий 18 государств региона (Австра­лию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию; Маршалловы Острова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Южную Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Фи­липпины, Чили), а затем 21 государство (в АТЭС вошли Вьетнам, Перу и Россия). Хотя АТЭС формально имеет консультативный статус, фактически в рамках его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и фи­нансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых мини­стров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются Комитет по торговле и ин­вестициям, Экономический комитет и рабочие группы (по ин­вестициям, научным исследованиям в промышленности и техно­логиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ре­сурсов, энергетическому сотрудничеству, торговой и инвестици­онной статистике, сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму, а также группа по малому и среднему предприниматель­ству) и Фонд образования.

В 1993 г. (в Сиэтле, США) состоялась первая встреча лидеров стран — членов АТЭС, в ходе которой выявились серьезные рас­хождения по поводу неравномерности распределения благ от раз­вертывающихся в регионе интеграционных процессов. По оцен­кам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных доходов стран-членов на 2%, однако выгоды по­лучат прежде всего наиболее конкурентоспособные страны[18].

На совещании в верхах в 1994 г. (в Богаре, Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли и либера­лизации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных барьеров будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ/ВТО. Од­нако в целом Богорская декларация характеризуется большой рас­плывчатостью. В ней, в частности, говорится, что «те страны, ко­торые не готовы участвовать в снятии барьеров в торговле и ин­вестиционной сфере, могут присоединиться к этим мерам на более поздних стадиях». Другим недостатком этой декларации яв­ляется отсутствие четкой градации между развитыми и развива­ющимися государствами.

С учетом нерешенных проблем возможны три варианта раз­вития АТЭС в ближайшие годы. Согласно первому варианту дан­ная организация будет следовать по пути, начертанному в Богорской декларации. Однако из-за ее расплывчатости сохраняются возможности для обхода и фактического невыполнения достиг­нутых договоренностей.

Второй (наиболее вероятный) вариант закрепит за АТЭС роль Форума для обсуждения проблем экономических взаимоотноше­ний в бассейне Тихого океана. Однако в этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В таких условиях возрастет значение других, более целенаправленных региональ­ных группировок, например, АСЕАН.

Третий вариант не исключает возобладания протекционист­ских настроений в США и Западной Европе, что будет препятст­вовать быстрой либерализации мировой экономики и угрожать раздроблением глобальной системы экономических связей на ре­гиональные блоки. В Азии в этом случае особое значение приоб­ретет формирование зоны свободной торговли в АСЕАН или рас­ширение сотрудничества в рамках АТЭС, но главным образом между ее азиатскими участниками.

В последние годы наблюдается быстрый рост доли Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мировой экономике. На его стра­ны уже приходится около 60% мирового производства ВВП. Опе­режающими темпами расширяются внутрирегиональная торговля и инвестиционные потоки. Если в 70-е гг. географически страны АТР ориентировались во внешней торговле на Европу и другие расположенные вне региона страны, то уже в 80-е и 90-е гг. на­блюдается резкий рост взаимной торговли между азиатско-тихоо­кеанскими странами и расширение внутрирегиональных связей (удельный вес АТР в мировой торговле увеличился до 40%).

В своем стремлении сохранить эту динамику, своевременно адаптироваться к воздействию технологических и финансовых факторов мировой экономики многие развивающиеся страны АТР встают на путь экономических реформ, включая изменение регулирующей роли государства, преобразования в банковской сфере, либерализацию внешней торговли и иностранных инвестиций.

4.1.Основные показатели, характеризующие страны в мировом хозяйстве.

Мировое хозяйство, являясь  целостной системой, состоит из различных частей, подсистем, которые имеют определенную общность и отличия. В своем развитии подсистемы преследуют не только общие цели глобальной системы, но и решают свои присущие им задачи. В этом отношении  на них воздействуют закономерности двоякого  рода – внутренние и внешние.

Для выделения подсистем мирового хозяйства применяют целый ряд критериев:

·     Характер социальной структуры хозяйства;

·     Уровень экономического развития;

·     Тип экономического роста;

·     Уровень и характер внешнеэкономических связей.

1.Одним из важнейших критериев выделения экономических подсистем выступает социально-экономическая структура хозяйства, основывающаяся на формах реализации собственности. Формы реализации собственности выступают важным фактором развития мирового сообщества, оказывающее влияние на формирование общественных отношений. Различные формы собственности отражают различные ступени в разделении труда, а отношения друг к другу. Экономическая реализация собственности проявляется прежде всего в условиях соединения средств производства с рабочей силой, при этом важную роль  играют конкретные организационно-правовые формы предприятий и хозяйственной деятельности. Собственность на средства производства определяет не только  характер  экономических взаимосвязей между людьми в процессе производства, но и потребления. Она показывает, в каком качестве в этом процессе выступает личный фактор производства, каковы степень и характер развития рыночных отношений.

Той или иной социальной структуре экономики присуща определенная последовательность в развитии отдельных сфер хозяйства. С изменением этой последовательности происходит смещение приоритетов в структуре воспроизводства, включая распределение национального  дохода, поэтому социальная структура хозяйства в известной мере влияет  на формирование целей определенных периодов развития подсистем.

2.распространенным  критерием определения подсистемы выступает уровень экономического развития, который в общем характеризуется объемом ВВП, на душу населения. Уровень развития также включает степень индустриализации хозяйства (перевод производства на машинную основу) и структуру производства, которые являются важными условиями роста национального дохода. Современный этап индустриализации характеризуется широким использованием информационной техники и технологии, дающими большую экономию овеществленного труда, так же как и предыдущие технические сдвиги.

Структура промышленного производства состоит из средств производства и предметов потребления. В индустриальных странах важное место занимает производство  потребительских товаров длительного пользования, а уровень производства средств производства и предметов потребления примерно равны.

По мере повышения уровня экономического развития сокращается расход сырья и энергии и вместо натурального сырья во все большей степени используются материалы промышленного, в основном химического происхождения.

По уровню национального дохода на душу населения страны делятся на несколько групп:

·     Страны с высоким уровнем национального дохода на душу населения – свыше 9 тыс. долл.  Это выше 30 стран. В их число входят большая часть стран Западной Европы (за исключением Албании, Греции и Югославянских республик и др.), США, Канада, Япония, а также Израиль, Южная Корея, Сингапур, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты;

·     Страны со средним уровнем национального дохода на душу населения – от 750 до 8,5 тыс. долл. В эту группу входят свыше 80 стран. Это Греция, ЮАР, целый ряд латиноамериканских стран, в числе которых Венесуэла, Бразилия, Уругвай, Тринидат и Тобаго и др. К ним примыкает большая группа государств стран Центральной и Восточной Европы, отдельные страны Азии и Африки. Они в свою очередь делятся на две подгруппы – выше среднего (17 стран) и ниже среднего уровня дохода;

·     Страны с низким уровнем дохода, в которых ВВП на душу населения не превышает 750 долл. Это около 60 государств, в том числе Индия, Китай, Пакистан, население каждой из них превышает 100 млн. чел. Эта группа включает 6 бывших республик СССР (центральноазиатские, Азербайджан, Молдавия). Эту группу занимают Эфиопия, Танзания, Сомали, ЦАР, Сьерра-Лионе.

4.   Немаловажным критерием определения подсистем мирового хозяйства выступает тип экономического развития, выражающий не только количественные изменения в производстве товаров и услуг, но и определенные качественные сдвиги.

·     При экстенсивном типе развития экономический рост достигается за счет количественного увеличения факторов производства при неизменной технической основе, что приводит к практически неизменной эффективности производства.

·     Интенсивный тип  экономического развития базируется на увеличении масштабов выпуска продукции путем качественного совершенствования факторов производства. Это предполагает совершенствование средств и предметов труда, повышение квалификации рабочей силы, улучшение организационных параметров производства, благодаря чему прирост производства обеспечивается преимущественно за счет увеличения общественной производительности труда.

В реальной действительности нет «чистых» типов экономического развития, тем не менее применительно к отдельным подсистемам можно говорить о преимущественно экстенсивной или преимущественно интенсивной формах производства, сменяющих друг друга в течение послевоенных лет. Так, развитие экономики  индустриальных стран до середины 60-х годов по многим признакам относится преимущественно к экстенсивному, а в последние 20 лет – преимущественно к интенсивному пути развития.

4. Характеристика и место подсистем в мировом хозяйстве неразрывно связаны с ролью в национальных хозяйствах внешнего сектора, который находит свое выражение в экспорте и импорте товаров и услуг, движении капитала. Он затрагивает направления, меру и формы участия страны в международном разделении труда. Мировой уровень развития производительных сил, интернационализация производства исключает возможность эффективного ведения хозяйства в рамках замкнутых комплексов. Международный обмен обеспечивает приток недостающих или более дешевых потребительских и капитальных товаров и услуг, а также доступ к дополнительным рынкам сбыта. К основным показателям, характеризующих роль внешнеэкономических связей, относятся экспортные и импортные квоты товаров и услуг, товарная структура внешней торговли, характер участия в международном движении капитала, технологии, рабочей силы, степень открытости (интернационализованности) хозяйства.

Открытость экономики обычно рассматривается в функциональном и организационном, институциональном аспектах. Функциональный подход определяет степень вовлеченности страны в международное разделение труда или зависимость национального воспроизводства от внешнеэкономических связей. На практике функциональная открытость оценивается чаще всего размерами экспортной и импортной квот, т.е. отношением экспорта и импорта к ВВП.

Институциональная открытость измеряется уровнем либерализации торгового и валютного режимов страны. Принимается в расчет значение торговых субсидий, косвенных налогов, валютных, лицензионных и других ограничений.

Под открытой экономикой понимается такое хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве, а внешнеэкономические связи усиливаются, при этом внешнеторговый оборот достигает такого уровня, когда он начинает стимулировать или тормозить общий экономический рост. Считается, что он начинает оказывать стимулирующее и тормозящее влияние на хозяйство с того момента, когда он достигает уровня около 25% к ВВП (Y)

(Χ+IM)/Y=0,25

другим критерием открытого характера экономики является коэффициент эластичности внешнеторгового оборота по отношению к ВВП.

Коэффициент эластичности спроса на импорт по доходам свидетельствует, насколько возрастает импорт в случае увеличения ВВП на 1%. Коэффициент эластичности спроса на экспорт показывает зависимость между темпами роста экспортной продукции данной страны и ВВП государств, импортирующих эту продукцию. Разумеется, чем больше «откликается» экспорт на рост экономической активности в мире, тем лучше это для экономики страны-экспортера. Коэффициент эластичности экспорта или импорта больше единицы свидетельствует об увеличении открытого характера экономики, коэффициент, меньший единицы, - о его уменьшении.

Открытость экономики связана с влиянием участия страны в международном разделении труда на формирование структуры ее производства. В хозяйстве более или менее замкнутого характера структура производства зависит, с одной стороны, от имеющихся в стране капитала и ресурсов, с другой – от структуры внутреннего спроса. Для открытой экономики характерно, что международное разделение труда влияет на принятие решений, касающихся формирования внутренней структуры производства.

5. Весьма важным признаком выделения подсистем выступает величина их экономического потенциала, зависящая не только от уровня развития, но и масштаба производительных сил, численности населения, размеров территории, наделенности природными ресурсами. Поэтому такие страны, как Китай, Индия, не без основания выделяются рядом исследователей в отдельные подсистемы.

На основании, прежде всего первого из рассмотренных критериев в мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем. Наиболее крупными подсистемами, или метасистемами, являются три группы национальных экономик:

·     Промышленно развитые (капиталистические) страны;

·     Страны с переходной экономикой (в прошлом социалистические или страны с централизованным планированием экономики);

·     Развивающиеся страны.

Фактически из этих трех групп стран единой подсистемой являются промышленно развитые страны.

Международные организации не имеют единых подходов к определению подсистем мирового хозяйства. ООН и МВФ выделяют вышеназванные подсистемы мирового хозяйства, но их состав различается. Так, статистика ООН включает в развивающиеся страны Южную Корею, Сингапур, которые достигли высокого уровня развития и имеют сходную с Западными странами социально-экономическую структуру экономики.

Исследователи Мирового банка основным критерием выделения групп стран считают уровень ВВП на душу населения.

Заключение

В этой работе мы рассмотрели субъекты современного мирового хозяйства. На данный момент ими являются:

1. На микроэкономическом уровне: юридические лица и физические. Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.

От того, насколько эффективно работает предприятие, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственная,  региональная, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления.

2, На макроэкономическом уровне: отдельные международные организации, транснациональные корпорации, отдельные региональные интеграционные группировки. Все международные  экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК). Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании – резидента другой страны – обычно приходится более 10% акций или их эквивалента. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. наблюдается беспрецедентный размах внешнеэкономической деятельности (международных экономических операций), в которой ТНК являются торговцами (коммерсантами), инвесторами, распространителями современных технологий и стимуляторами международной торговой миграции. Они во многом  определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологии (знаний).

Роль и место государства международных экономических отношениях определяется комплексом показателей. К ним относятся:

1.   соотношение объема внешней торговли страны с ее ВВП;

2.   величина внешнеторгового оборота, экспорта и импорта на душу населения;

3.   показатель объема внешних инвестиций на душу населения;

4.   уровень и качество жизни населения;

5.   отраслевая структура национальной экономики;

6.   производство основных видов продукции на душу населения (производство электроэнергии, выплавка стали, производство автомобилей, одежды, обуви, продуктов питания и т. д.).

Субъекты мирового хозяйства и их взаимосвязь – ­это и есть вся система мировой экономики.

Использованная литература

1.   А.С. Булатов Мировая экономика – М.: Юристъ, 2002 – 734 с.

2.   И.В. Сергеев Экономика предприятия - М.: Финансы  и статистика, 2003 – 335 с.

3.   А.С. Булатов Экономика. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001 – 896 с.

4.   В.К. Ломакин Мировая экономика. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – 728 с.

5.   Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения – М.: Юристъ, 2002 – 366 с.

6.   Семищев А.С. Микроэкономика – М., Санкт Петербург: Питер 2002 – 448 с.

7.   Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика – М.: Инфра-М 2001 – 384 с.


[1] И.В. Сергеев Экономика предприятия - М.: Финансы  и статистика, 2003 стр.6

[2] Там же - стр.7

[3] Мировая экономика/под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002, с.340

[4] Там же – с.340

[5] Мировая экономика/под ред. Проф. А.С. Булатова.- Юристъ, 2002, с.344

[6] Мировая экономика/под ред. А.С. Булатова. – Юристъ,2002, с.348

[7] Мировая экономика/под ред. А.С. Булатова. – Юристъ, 2002, с.354

[8] Там же, с.354

[9] Мировая экономика/под ред. А.С. Булатова – Юристъ, 2002, с.356

[10] Мировая экономика/под ред. Булатова – Юристъ, 2002, с.358

[11] Мировая экономика/под ред. А.С. Булатова – Юристъ, 2002, с.370

[12] Там же, с.371

[13] Мировая экономика/под ред. А.С. Булатова – Юристъ, 2002, с.276

[14] Мировая экономика/под ред. А.С. Булатова – Юристъ, 2002, с.300

[15] Там же, с.312

[16] Мировая экономика/под ред. А.М. Булатова – Юристъ, 2002, с.314

[17] Мировая экономика/под ред. А.С. Булатова – Юристъ, 2002, с.321

[18] Мировая экономика/под ред. А.С. Блатова – Юристъ, 2002, с.322


Страницы: 1, 2, 3, 4