рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Статистическое наблюдение в коммерческом праве рефераты

Реферат: Статистическое наблюдение в коммерческом праве

                                             ПЛАН.


       Место и роль статистического наблюдения в процессе                                                   поступления и обработки информации.

       Две формы организации статистического наблюдения.

       Организация статистического наблюдения.

       Виды статистического наблюдения.

       Способы статистического наблюдения.

       Анализ нормативно-правовой базы статнаблюдения.

       Выводы.

       Список использованной литературы.

 

 

 

Место и роль статистического наблюдения в процессе

                                 поступления и обработки информации.

Получение статистических данных, необходимых для анализа , планирования и управления социально-экономическими процессами, представляет собой сложный многоступенчатый процесс, от уровня научной организации которого решающим образом зависит качество получаемых данных.

Многолетняя практика статистической работы в области коммерческого права выделила в этом процессе следующие основные этапы.

*           1.Разработка методологии и системы показателей для характеристики отображаемого объекта или процесса.

*           2.Организационно-методическая подготовка.

*           3.Сбор данных(наблюдение).

*           4.Сводка и группировка.

*           5.Обработка и анализ.

Статистическое наблюдение во многом определяет успех всей работы.

От того, насколько полными и качественными окажутся собранные данные, зависят во многом и те выводы, к которым придет исследователь. Поэтому статистическому наблюдению всегда уделялось и уделяется большое внимание в статистических исследованиях.

Сбор статистических данных(наблюдение) представляет собой процесс получения первичных данных об элементах исследуемой совокупности и их свойствах, которые становятся далее предметом статистической обработки и анализа.

Основой любого статистического наблюдения является первичный статистический материал - фундамент статистического исследования, а задачей статистического наблюдения является получение достоверной информации.

Две формы организации статистического наблюдения.

Сбор  статистических данных в статистике коммерческого права осуществляется, главным образом, посредством получения отчетности предприятий и организаций, а также путем проведения специального статистического наблюдения.

В первом случае статистические сведения получают от отдельных предприятий, учереждений, хозяйств, министерств и т.п.  по установленным формам в установленные сроки(например Инструктивное письмо Государственной Налоговой службы “О порядке составления и предоставления годовых отчетов по труду за 1994 год и текущих отчетов в 1995 году”;, Постановление Государственного Комитета по Статистике “Об утверждении форм государственной статистической отчетности по финансам”, где указываются бланковые формы составления отчетности по показателям финансовой деятельности предприятий ), таким образом можно определить суть отчетности, как совокупность отчетных документов(отчетов), содержащих систему показателей, которые характеризуют итоги производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за определенный период.

Сведения, предоставляемые в отчетности. могут относиться к разным по продолжительности периодам времени, и в соответствии с этим различают отчетность суточную, декадную, месячную, полугодовую. Обычно все упомянутые виды отчетности , кроме годовой, объединяют одним названием - текущая отчетность.

 В практике коммерческой работы отчетность подразделяется на общегосударственную и внутриведомственную. Общегосударственная отчетность представляется как в вышестоящую организацию, так и в соответствующие органы государственной статистики (Госкомстат). Ведомственная отчетность предоставляется только  в вышестоящие органы статистического управления (например - ИНСТРУКЦИЯ Госкомстата России от 9 декабря 1993 г. N 193  ПО СОСТАВЛЕНИЮ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ О ДВИЖЕНИИ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ: “ Организации  представляют  отчеты  областным,   краевым   и республиканским (республик в составе Российской Федерации) комитетам и  управлениям  статистики  по   месту   нахождения   отчитывающейся организации 8-го числа после отчетного периода.”). Вся информация уголовно-правовой статистики является ведомственной  - сбором информации занимается МВД, которое затем передает срез этой информации в Госкомстат. В МВД же информация поступает из судов, отделов милиции - словом, из учереждений непосредственно занимающихся охраной общественного порядка.

Существует множество различных форм предоставления правовой статотчетности(Отчет о числе осужденных, к которым применена исключительная мера наказания, Отчет о работе государственных нотариальных контор, Отчет о работе постоянных сессий судов по рассмотрению уголовных дел, Отчет о рассмотрении дел об административных правонарушениях и т.д.).

Способом сбора правовой отчетности как правило является передача по каналам государственной связи, хотя в последнее время стали появляться новые способы -  специальные компьютерные сети для получения статотчетности (например о результатах деятельности судебной системы).

Временем предоставления правовой отчетности как правило является срок с 5 по 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Ограничителем выступает 20-е число этого месяца, далее которого уже будут применяться правовые санкции.

Отчетность по способу передачи делится на почтовую и телеграфную.

Информационной базой правовой отчетности служит следующее:

*           Если говорить об уголовном праве, то в этом случае информационная база       будет представлять собой данные о совершенных преступлениях. Если для примера обратиться к письму Государственной Налоговой инспекции по городу Москве от 25 мая 1994 года № 13-10/6008 “О составлении отчетности по форме 2-Н и достоверности сведений отражаемых в графах “Количество материалов, направленных в правоохранительные органы”, то из данного документа видно, что данные о свершенных преступлениях представляют из себя материалы,  направленными  в  правоохранительные  органы: “Под материалами,  направленными  в  правоохранительные  органы, следует понимать заявления,  жалобы, ходатайства и другие письменные обращения,    содержащие    фактические    данные    о    нарушениях законодательных   или   нормативных   актов,   на   основе   которых правоохранительные  органы  в  установленном  нормами  права порядке обязаны принять меры к  правонарушителям  в  соответствии  со  своей компетенцией.”, а также “заявления  о возбуждении уголовного дела,  жалобы на отказ возбудить уголовное дело;  заявления,  содержащие сведения о нарушении законов органами  исполнительной власти,  управления и контроля,  субъектами предпринимательства,  юридическими лицами и гражданами, направляемые в органы налоговой полиции, внутренних дел и прокуратуры для решения ими  вопросов  о  законности  каких  -  либо  действий,   выявления, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений,  принятия мер  в  порядке  прокурорского  надзора  и  т.п.,  а  также   другие материалы, соответствующие изложенным выше требованиям.”

В коммерческом же праве круг экономических явлений, служащих информационной базой для предоставления правовой статотчетности настолько велик, что охватить их все просто невозможно. Приведу несколько примеров: “ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК           ПРЕДСЕДАТЕЛЯМ ПРАВЛЕНИЙ

         РСФСР                  КОММЕРЧЕСКИХ И КООПЕРАТИВНЫХ

                                                БАНКОВ

    Главное управление

      по г. Москве 12 августа 91 г. N 04065                                                                       

    О представлении отчетности(выдержки)

Коммерческие банки должны представлять Управлению по работе с

коммерческими банками следующую отчетность:

 1. Баланс на первое число месяца - в первый рабочий день ме-

сяца, следующего за отчетным; (банки, имеющие в своем составе фи-

лиалы - четвертого числа месяца, следующего за отчетным).

    2. Квартальную оборотную ведомость - третьего числа первого

месяца следующего квартала (шестого числа).

    3. Ежеквартально ведомость остатков по счетам "Прочие дебито-

ры и кредиторы" - третьего числа первого месяца следующего квар-

тала (шестого числа).

    4. Ежеквартально перечни предприятий, организаций, объедине-

ний, внесших паевые взносы на формирование уставного фонда ком-

мерческого банка, с указанием дат и сумм фактически внесенных и

заявленных ими паевых взносов - третьего числа первого месяца

следующего квартала (шестого числа).

    5. Ежеквартально Отчет об операционных и разных доходах и ра-

сходах (форма N 2) - вместе с балансом.

    6. Коммерческие банки, ведущие учет в соответствии с письмом

Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. N 270 - расшифровку остатков

ссудной задолженности и неплатежей по ссудам банка государствен-

ных предприятий и организаций по отраслевому признаку (балансовый

счет 355). Форма 92 в срок до 5 числа каждого месяца.

    7. Расчеты экономических нормативов - вместе с балансом.

    8. Расшифровку отдельных счетов баланса по срокам привлечения

и направления средств (по форме, приведенной в письме Госбанка

СССР от 16 февраля 1990 г. N 270) - вместе с балансом.”

“                        ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ,        ПРЕМЬЕР,       РАСПОРЯЖЕНИЕ

                      4 марта 1993 г. N 368-РП

О СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ   ПО ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМУ                              ПИТАНИЮ

     1. Префектам административных округов г. Москвы:

     1.1. Организовать в муниципальных округах сбор и  представление

в   Информационно   -   вычислительный   центр   (ИВЦ)  Департамента

потребительского рынка и услуг  статистической  отчетности  согласно

утвержденного   перечня  от  предприятий  торговли  и  общественного

питания,  находящихся   на   территории   административного   округа

независимо от форм собственности.

     1.2. Обеспечить   систематический   контроль  за  состоянием  и

дислокацией предприятий торговли и общественного питания, полноту их

учета и достоверность...

     3.2. Обеспечить  сбор  и обработку статистической отчетности по

ведомственным и закрытым системам торговли и общественного питания и

составления  общей  сводной  статистической отчетности по торговле и

общественному питанию по г. Москве.”

                              “     Утверждена   постановлением   Госкомстата России

                                   от 9 декабря 1993 г. N 193

                             ИНСТРУКЦИЯ

        ПО СОСТАВЛЕНИЮ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ О ДВИЖЕНИИ

                    СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ                           

  Отчет по форме  N  1-ИВ  составляют  предприятия,  объединения,

совхозы, колхозы, кооперативы, банки, арендные и другие организации,

независимо от организационно-правовой формы  и  формы  собственности

(включая   совместные   предприятия),   имеющие   на  счетах  банков

иностранную валюту...

     2. В   отчете   приводятся   итоги   всех   валютных   операций

(поступление  и   расход),   произведенных   в   отчетном   периоде,

нарастающим итогом с начала года.

     4. Отчет состоит из  4 разделов:

    Раздел I - Средства в иностранной валюте на транзитных валютных

счетах;

     Раздел II  -  Средства в иностранной валюте на текущих валютных

счетах;

     Раздел III - Средства предприятий  и  организаций  на  валютных

счетах за рубежом;

     Раздел IV   -  Коммерческие  кредиты...”

Отчетность как форма наблюдения характеризуется  следующими основными особенностями:

а) обязательность: каждое предприятие или организация обязаны предоставлять отчетные данные об определенном круге показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке;

б) юридическая сила: формы отчетности являются официальным документом, они подписываются лицом, которое несет ответственность по закону за достоверность содержащихся в отчете показателей и за своевременно и правильно оформленное их представление;

в) документальная обоснованность: все данные статистической отчетности получаются на основе первичной документации, которой оформляются экономические операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля.

Отчетность , как форма статистического наблюдения занимает в статистической практике Российской Федерации ведущее место. Именно через отчетность собирается в органах государственной статистики основная масса сведений о коммерческой деятельности предприятий и организаций, а также об уровне преступности в стране.

Однако круг явлений рыночной экономики настолько велик, что полный охват отчетностью не только затруднителен, но и представляется невозможным. Например, при изучении бюджетов населения невозможно заставить каждую семью отчитываться в своих доходах и расходах, в этом случае проводятся специальные обследования, статистические наблюдения (например, Указ Президента Российской Федерации “Об организации оперативного статистического и информационно-аналитического наблюдения за состоянием торговли, рынков товаров и услуг ”,  или же Отчет, предоставляемый по работе судов по реабилитации лиц, необоснованно репрессированных в 30-е, 40-е и начала 50-х гг.).

Специально организованное статистическое наблюдение используется как органами государственной статистики, так и отдельными учереждениями, организациями, предприятиями.

Сведения, полученные через специально организованное статистическое наблюдение, дополняют собой данные отчетности, позволяют более детально изучать отдельные стороны общественной жизни.

            Таким образом, эти две организационные стороны статистического наблюдения не противостоят друг другу, а дополняют друг друга, делают возможным изучение всех сторон коммерческой деятельности.

            Организация статистического наблюдения[1].

При проведении статнаблюдения рассматриваем два уровня вопросов:

¨    Методологические вопросы;

¨    Организационные вопросы.

К методологическим вопросам относятся вопросы формулирования задачи наблюдения - для органов МВД это как правило сбор полноценной информации о количестве совершенных преступлений, о числе осужденных лиц и т.д., определение объекта и единиц наблюдения - для органов МВД объектом выступает уровень преступности в стране, а единицами наблюдения - количество краж, изнасилований, грабежей, убийств. Устанавливается субъект наблюдения - народный суд, отделение милиции и т.д. Составляются списки единиц, предоставляющих сведения - районные, городские отделения милиции, органы Федеральной службы госбезопасности и т.д.

   Решение организационных вопросов.

В первую очередь необходимо разработать оранизационный план. Это основной документ, в котором отражаются важнейшие вопросы проведения статнаблюдения:

·     Органы наблюдения(органы, непосредственно занимающиеся проведением статнаблюдения - органы МВД - милиция, судебная система);

·     Время наблюдения(включает выбор сезона (необходимо выбрать сезон, в котором изучаемый объект находится в наиболее привычном для него состоянии - например, исследовать уровень преступности в мирное время ), время, к которому относятся данные собранной информации: 1 мес. - срочная статистика, 2 мес. - среднесрочная ст., 1 год - годовая стат-ка, в органах МВД также используются квартальная и полугодовая статистика, критический момент - момент времени по состоянию на который производится регистрация наблюдаемых явлений);

·     Сроки наблюдения(время начала и окончания наблюдения);

·     Порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения наблюдения - особенность правовой статистики заключается в том, что сбором информации занимается МВД(в лице его специализированных органов), причем вся собранная информация засекречена, поэтому сам собой отпадает вопрос о необходимости привлечения каких-либо кадров дополнительно;

·     Порядок проведения наблюдения: выбор вида - в правовой статистике это обычно непрерывное сплошное наблюдение, формы - в органы МВД предоставляется ведомственная отчетность, способа наблюдения - для фактов преступности - документированное) ;

·     Порядок приема и сдачи материалов, получения и представления предварительных и окончательных итогов и др.

 

Виды статистического наблюдения[2].

Об одних явлениях получают сведения, регистрируя факты по мере их возникновения(например, регистрация недвижимости, юридического лица, сделки в присутствии нотариуса, совершение убийств, других преступлений). В других случаях факты регистрируются независимо от того, когда они возникли(например, составление годовой отчетности по труду предприятиями, составление отчетов о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел ).

В соответствии с этим в статистической практике с точки зрения  времени регистрации фактов различают текущее (непрерывное) наблюдение - за работой районного отдела милиции, и прерывное, которое в свою очередь можно подразделить на единовременное , если наблюдение происходит от случая к случаю, по мере необходимости , и периодическое, если оно повторяется через определенные равные интервалы времени(через год, 5 лет, 10 лет и т.д.) - раз в 3 года Госкомстат и МВД проводят совместные исследования о состоянии правонарушений в стране.

Страницы: 1, 2