Реферат: Старый город Кремль (XIX век)
Реферат: Старый город Кремль (XIX век)
Начало
XIX века стало переломным моментом в судьбе кремлевских сокровищ. В 1806 году
император Александр I подписал указ "О правилах управления и сохранения в
порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей".
В том же году на месте Троицкого подворья и Цареборисова двора начали возводить
специальное здание музея. К 1810 году строительные работы были завершены,
главный фасад музея украсили барельефы на темы отечественной истории, а аттик
был увенчан статуями выдающихся просветителей России. Архитектор И.В. Еготов
сумел не только вписать новое протяженное здание в ансамбль существовавшей
Сенатской площади, но и создать между музеем, Троицкой башней и Арсеналом еще
одну небольшую площадь Кремля, получившую название Троицкой.
Но
сразу разместить музей в новом здании не удалось. В июне 1812 года армия
Наполеона перешла границу России. Отступая, русская армия вынуждена была
оставить Москву. Царская сокровищница была вывезена в Нижний Новгород. Только в
1814 году, после ремонта, в здании архитектора И.В. Еготова был открыт первый
музей отечественной истории, получивший название Московской Оружейной палаты.
Перед широкой публикой предстали древние государственные регалии, троны,
коронационные одежды, золотая и серебряная посуда, личные царские вещи,
старинное оружие, трофеи Полтавской битвы и памятники Отечественной войны 1812
года.
Сожженная,
разграбленная, но непокоренная древняя столица вызвала высокие патриотические
чувства. Появилось стремление не только поднять город из руин, но и бережно
сохранить исторические особенности его застройки и своеобразие архитектурного
облика. В возрождении Москвы приняли участие все ведущие зодчие России. В
Кремле в прежних формах были восстановлены взорванные стены и башни, Арсенал,
Успенская звонница и Филаретова пристройка колокольни Ивана Великого.
Постепенно вернулись к жизни опустошенные и оскверненные кремлевские храмы и
монастыри.
По указу императора Николая I в 1838-1851
годах в Кремле был возведен в "национальном русском" стиле новый
дворцовый комплекс. Он включил Большой Кремлевский дворец, построенный на месте
Зимнего дворца, здание Апартаментов и более удобное и торжественное здание
музея - Московской Оружейной палаты. Архитектор КА.Тон вел строительство в
границах древнего Государева двора с учетом его исторически сложившихся
планировки и застройки. Он сумел композиционно объединить новые здания и
уникальные памятники архитектуры ХV-ХVII веков. Впервые строительству
предшествовала реставрация древних церквей и палат, а архитектурные формы и
декор теремов XVII века в значительной степени определили внешний облик
возводимого дворца. Новые здания образовали ансамбль единственной в Москве
площади, созданной в стиле историзма. Она получила название Дворцовой, или
Императорской. Пространство площади было открыто к Москве-реке и свободно
перетекало в Боровицкую улицу, идущую вдоль бровки холма. В панораме Кремля
дворцовый комплекс создал сильный акцент, утраченный после сноса Запасного
дворца Бориса Годунова. Но при этом он не лишил древнюю Соборную площадь ее
исконной роли композиционного центра всего архитектурно-художественного
ансамбля.
Пространство
к востоку от Соборной площади после сноса приказов оставалось открытым и
получило название Драгунского плаца - места, где в XIX в. проходили смотры
войск. В 1898 году здесь был открыт памятник Александру II. Статуя императора в
полный рост располагалась на пьедестале под сенью высокого шатра. С трех сторон
ее окружала галерея с лестницами - сходами к подножию холма. Памятник
представлял собой масштабное архитектурное сооружение, которое в какой-то
степени вернуло этой части Кремля объемный акцент.
В
конце XIX - начале XX века Московский Кремль все больше осознавался как памятник
истории и культуры. Все чаще сокровища Оружейной палаты, кремлевских соборов и
Патриаршей ризницы участвовали во всероссийских и международных выставках.
Потешный дворец XVII в. по существу стал хранилищем музейных ценностей. А в
1912 году в ведение Комитета по организации музея Отечественной войны 1812года
было передано здание Арсенала. Не хватило нескольких лет мирной жизни, чтобы
этот замысел был осуществлен.
Юбилейным
для России стал 1913 год: триста лет освобождению Москвы от интервентов и
триста лет Дому Романовых. Последняя дата отмечалась особенно торжественно. В
Кремле, в митрополичьих покоях Чудова монастыря, была открыта выставка
памятников искусства XVII века, собранных из многих монастырей и храмов России.
Она имела столь большой резонанс, что в том же году было принято решение о
создании рядом с Кремлем Музея церковной старины и древностей, где
предполагалось разместить сокровища Патриаршей ризницы и библиотеки.
Осуществить эти планы помешала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Сама
же идея продолжала жить, и к 1916 году она приобрела даже более масштабный
характер - превратить весь Кремль в "Акрополь искусств и старины". Но
следующий 1917 год резко изменил судьбу Москвы и Кремля.
|