Реферат: Становление оценочной деятельности в РФ
Реферат: Становление оценочной деятельности в РФ
СОДЕРЖАНИЕ |
Стр. |
Введение…………………………………………………………………………………………..
|
……..…3 |
Глава I История
развития института оценки собственности, как элемента государственной
экономической политики России……………………………………………………………………………
|
………..6 |
1.1. Общественно-политические предпосылки становления оценочной
деятельности………………………………………………………
|
………..6 |
1.2. Правовые предпосылки становления оценочной
деятельности…………………………………………………………………..…
|
………10 |
Глава
II Закон «Об оценочной деятельности в
Российской Федерации» от 29 июля 1998г. как основа развития оценочной
деятельности в РФ…………………………………………………………..
|
………19 |
2.1.
Механизм правового регулирования оценки собственности.…………………………………………………………………….. |
………19 |
2.2.
Порядок привлечения оценщика в качестве эксперта в работе судебных
органов………………………………………………………. |
………30 |
2.3.
Оценка собственности в хозяйственной деятельности юридических лиц……………………………………………………………..….. |
………38 |
2.4.
Особенности оценки в сфере банковской деятельности……... |
………61 |
Глава III Актуальные
проблемы оценочной деятельности…………………….
|
………65 |
Заключение…………………………………………………………………………………..….
|
………71 |
Список использованной литературы…………………………………………..……….. |
………74 |
Введение
Оценка как новое
направление рыночной инфраструктуры возникла в связи с необходимостью
разрешения имущественных споров, в которых стороны для определения объективной
стоимости того или иного имущества были вынуждены прибегать к услугам
независимых ценовых арбитров.
Как всегда спрос
породил предложение, и вскоре оценка начала бурно развиваться в современной
России уже не только как прикладная отрасль рыночной экономики, но и как
научно-методическое направление прикладной экономической науки.
В нашей стране в
течение семидесяти с лишним лет профессии оценщик не было, и быть не могло.
Стоимость любого объекта собственности устанавливалась государством раз и
навсегда. Но, объективно, политическая и экономическая ситуация в России,
развивающийся рынок требовали правового регулирования формировавшейся оценочной
деятельности.
Однако в этом
секторе гражданско-правовых отношений неповоротливый федеральный механизм
принятия законов послужил серьезным препятствием к развитию института оценки.
Официально
Министерством труда и социального обеспечения, профессия “оценщик” (эксперт по
оценке) введена в конце ноября 1996 года, и потребуется еще немало времени для
того, чтобы придать этому роду деятельности именно “профессиональный” характер,
создать полноценный законодательный механизм работы экспертов по оценке
собственности.
Правильно
и взвешенно расставить приоритеты в этом плане удалось, пожалуй, лишь в Москве.
Нормотворчество московских властей: мэра, Правительства и депутатов Московской
городской думы намного опередило законодательный процесс по вопросам оценочной
деятельности в других субъектах Российской Федерации.
В 1997 году в
столице уже создана система официальной аттестации и аккредитации оценщиков,
введено лицензирование деятельности по оценке недвижимости на территории
Москвы, работают программы подготовки и аттестации оценщиков, образован и
активно действует консультативный орган — Московский совет по оценке.
В
феврале 1998 года принят Закон “Об оценочной деятельности в городе Москве”, в
июне 1998 года, параллельно с работой в согласительной комиссии Государственной
думы по доработке и принятию федерального закона об оценочной деятельности,
московские специалисты-нормотворцы занимались приведением в соответствие своих
нормативных правовых актов в области профессиональной оценочной деятельности с
нормами закона, но действие некоторых московских актов было приостановлено до
принятия Федерального закона “Об оценочной деятельности”.
Проект
закона Российской Федерации “Об оценочной деятельности” более двух лет
разрабатывался специалистами и экспертами Государственной думы (комитет по
собственности, приватизации и хозяйственной деятельности) и Совета федерации
(комитет по вопросам экономической политики).
В
июле 1998 года, Федеральный закон был принят. Он определяет правовые основы
регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих
Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим
лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.
По
сути дела вступление в действие закона “Об оценочной деятельности”
совершенствует нормативно-правовую базу имущественных отношений, что крайне
необходимо для стабильного развития российского рынка. В этом смысле
исследование истории становления оценочной деятельности, современной правовой
базы и актуальных проблем ее развития представляется в настоящее время весьма
важным.
Целью написания
настоящей работы является изучение правовой среды, в которой происходит оценка
собственности, выявление существующих проблем правового регулирования оценочной
деятельности в Российской Федерации. Постановка этих вопросов, анализ норм
действующего законодательства позволяют выявить целый ряд задач, от
эффективного решения которых будет зависеть не только будущее самого института
профессиональной оценки, но и развитие отношений собственности в России.
Глава
I история Развития института оценки
собственности, как элемента государственной экономической политики России.
1.1.Общественно-политические
предпосылки становления оценочной деятельности.
Оценка в России
имеет свою богатую историю.
Оценка например
недвижимости, как элемент государственной экономической политики, начала
формироваться в России в середине XVIII века в связи с изменением
общественно-экономического строя. Прежде всего, это обуславливалось
необходимостью создания фискального кадастра, то есть описания и оценки
недвижимого имущества для целей налогообложения.
Формирование
системы оценки недвижимости для целей налогообложения происходило в России под
непосредственным влиянием аналогичных работ, уже выполненных в странах Западной
Европы к этому времени. Поэтому, рассматривая те или иные методы, приемы или
теоретические положения оценочной деятельности в России, следует иметь в виду
их аналоги и исторические корни.
Поводом для
создания систем налогообложения недвижимости в большинстве стран служила
неравномерность распределения налогов при переходе от подушного налогообложения
к подоходному. Основу таких систем составляли кадастры, содержащие материалы
описания и оценки недвижимого имущества.
Упоминания о
первых попытках оценки недвижимости для целей налогообложения относятся к XVIII
веку — оценка в Миланском герцогстве (1718-1759) и в Тироле (1771 - 1784). В
начале XIX века кадастровые работы, включающие описание, регистрацию и оценку
недвижимого имущества проводились в большинстве стран Западной Европы. Наиболее
известны по своим описаниям и результатам кадастры Франции (1790-1854), Австрии
(1817-1883), Саксонии (1835-1843), Виртемберга (1820-1873), Пруссии (1861 -
1868).[1]
С отменой
крепостного права в 1861 году в России возникли предпосылки проведения
кадастровых работ, неотъемлемой составной частью которых являлась оценка
недвижимости. Изданное в 1864 году "Положение о земских учреждениях"
предусматривало изменение базы налогообложения и частичный переход на
налогообложение имущества граждан России. Для пополнения государственного
бюджета была сохранена подушная система налогообложения, а для формирования
земского бюджета предметами налогообложения становились "земли,
фабрики, заводы, промышленные и торговые заведения и вообще недвижимые
имущества в уездах и городах, а также свидетельства на право торговли".[2]
Размер налогообложения определялся "доходностью и ценностью облагаемых
имуществ". К 1888 году подушный налог был отменен окончательно.
Задача
определения базы налогообложения для недвижимого имущества потребовала
организации соответствующих мероприятий по изучению свойств недвижимости разных
типов. Работа по учету и оценке недвижимости должна была выполняться на уровне
земских и городских органов самоуправления, поэтому актуальной стала задача по
созданию нового направления статистики для оценочных нужд — провинциальной
оценочной статистики.
С самого начала
своего существования городские и земские управы начали вести учет недвижимых
имуществ. Для определения ценности земель применяли установленную цену выкупа
земли крестьянами, а оценка городской недвижимости производилась на основании
показаний владельцев. С увеличением объема работы в некоторых земствах стали
создавать специальные статистические бюро, в том числе выполнявшие и оценочные
работы.
Следует сказать
несколько слов об отношении общественности к вопросам оценочной статистики.
Выход "Положения о земских учреждениях" вызвала российской
публицистической литературе бурное оживление и обсуждение вопросов
необходимости развития самопознания в провинциях. Начали проходить специальные
статистические съезды в Одессе (1865, 1868), Вильно (1869), Санкт-Петербурге
(1870,1872), Херсоне (1873, 1874). Во многих периодических изданиях появились
статьи о принципах справедливого налогообложения недвижимого имущества. В
"Русском Вестнике" в 1876 году подробно излагались результаты
кадастровых работ в Пруссии (1861-1868).
В это же время,
то есть в 70-80 годы XIX века, начинается постепенное статистическое
исследование недвижимого имущества в отдельных губерниях: Вятской (1874),
Московской и Черниговской (1876), Тверской (1871), Пермской (1876), Тульской и
Новгородской (1878), Харьковской и Тамбовской (1880), Екатеринославской,
Курской, Рязанской и Санкт-Петербургской (1881), Херсонской, Самарской и
Саратовской (1882), Казанской (1883), Воронежской, Орловской, Смоленской,
Таврической (1884), Пермской (1885), Нижегородской (1886). Однако, специально,
для целей оценки, работы проводились только в Черниговской, Херсонской и
Нижегородской губерниях.[3]
Появление новой
отрасли статистики потребовало выделения характерных статистических признаков
для оценки массы индивидуальных имуществ, разработки новых методов сбора
статистических данных и методов их обработки.
Одной из первых
программ, предназначенной для получения оценочных сведений, была
"Программа для статистико-экономического изучения Черниговской
губернии", разработанная Черниговской губернской земской управой в 1876
году. Несомненным является факт, что эта программа явилась своеобразной
исторической вехой, отметившей начало новой науки — оценочной статистики.
Главной
особенностью Черниговской программы была тщательная подготовка и разработка
перечня сведений, необходимых для оценки недвижимости. Вся программа была
разделена на три блока — добывающая промышленность, перерабатывающая
промышленность и торговля, при этом вопросы, входящие в каждый блок охватывали
как общие сведения о социально-экономическом, демографическом состоянии
конкретного селения, так и специальные вопросы о земледелии и землевладении,
промыслах и промышленности, торговле и коммерции, ценах на продукцию,
урожайности, арендных платах за землю, продажных цен и т.д.
В Нижегородской
губернии особенностью статистических исследований для целей оценки земли
являлось то, что в их основе лежали естественноисторические исследования почв,
которые были выполнены основоположником русского почвоведения В.В. Докучаевым.
Составитель первой почвенной карты Европейской России, исследователь
характеристик залегания русского чернозема, В.В. Докучаев вместе с учениками (в
число которых входил известный впоследствии почвовед Н. М. Сибирцев) выполнил
почвенное описание Нижегородской губернии в 15-ти томах. Классификация почв, предложенная
В.В. Докучаевым, опиралась на физико-механические и химические показатели, что
и позволило сформировать основы новой науки.
1.2. Правовые
предпосылки становления оценочной деятельности.
А)
Закон об оценке недвижимого имущества от 8 июня 1893 года.
Когда в
большинстве губерний России земские статистические работы стали выполняться для
целей оценки недвижимости, когда в 1888 году подушный налог был полностью
заменен для бывших крестьян поземельным налогом, у Правительства России
появилась потребность иметь сведения о ценности и доходности основного вида
имущества — недвижимости. Поэтому весьма актуальным на государственном уровне
стал вопрос о принятии единообразного подхода к вопросам оценки, как земли, так
и городской недвижимости.
Имея в виду
будущую реформу земского налогообложения, Правительство России 8 июня 1893 года
издало закон о переоценке всех видов недвижимого имущества в 34 губерниях.
Одновременно с законом были утверждены "Правила оценки недвижимых
имуществ", а 4 июня 1894 года министр финансов Витте утвердил инструкцию
по разъяснению закона.
Для развития
оценки и оценочной статистики принятие этого закона дало новый мощный импульс.
Как и прежде после принятия "Положения о земских учреждениях",
общественность начала широко обсуждать проблемы оценки. В 1894 году на IX
съезде русских естествоиспытателей и врачей в Москве профессор А. И. Чупров
организовал подсекцию статистики при географической секции, на заседании
которой присутствовало 86 статистиков из 16 губерний. Этим было положено начало
регулярным съездам специалистов в области оценочной статистики.
На втором
съезде, который проходил в Киеве в 1898 году в рамках Х съезда
естествоиспытателей и врачей, присутствовало уже 188 человек из 35 губерний и
областей.[4] На
третьем в Санкт-Петербурге (1901) и на четвертом в Москве (1911) съездах
присутствовало уже большое количество гостей, не являющихся специалистами в
области статистики. Предметом обсуждения на съездах были конкретные
методические и практические вопросы, которые возникали по мере продвижения
вперед прикладной науки. Можно достаточно обоснованно утверждать, что в
рассматриваемый нами период лучшие силы русской науки принимали участие в
развитии оценочной статистики.
Организационная
часть закона 1893 года предполагала создание губернских и уездных оценочных
комиссий, состоявших их чиновников и представителей выборных органов, причем
председательствовать в обеих комиссиях должны были соответствующие предводители
дворянства.
Порядок
организации оценки предполагал следующую последовательность действий:
• уездная
земская управа выполняет работу по делению уезда на местности, угодья, разряды,
определяет средние величины расходов и недоборов от пустых площадей в городе, о
процентном отношении дохода от недвижимого имущества к его ценности;
• подготовленные
уездной управой предложения рассматриваются уездной оценочной комиссией,
которая принимает их в качестве основания для оценки и представляет на
рассмотрение уездному земскому собранию;
• на основании
замечаний отдельных землевладельцев и заключения уездного земского собрания,
уездная оценочная комиссия может изменить (что не обязательно) основания для
оценки, после чего их вместе с заключением уездного земского собрания передает
на согласование губернской оценочной комиссии;
• губернская
оценочная комиссия, на которую возлагается роль объединения и согласования
оценочных норм, передает их на согласование губернскому земскому собранию, а
затем на утверждение губернатором.
Таким образом,
главная роль в установлении оценочных норм по закону 1893 года отводилась
уездным оценочным комиссиям, которые лучше знали местные условия. При этом
непосредственно оценкой каждого объекта занимались уездные земские управы,
которые вели поземельные книги и инвентаризационные описи строений, собирали
сведения об арендных платах, определяли доходность и т. д.
Для оценки
стоимости конкретной недвижимости владелец был обязан по требованию земской
управы сообщить сведения о составе, ценности и доходности имущества с
подтверждением соответствующими документами. Декларации владельцев проверялись
данными страховых и кредитных учреждений, сведениями о продажах и арендных
платах. На основании имеющихся материалов земская управа производила расчет
доходности и сообщала о нем владельцу. По окончании работ по оценке составлялась
общая ведомость оценок, которая публиковалась в открытой печати, обеспечивая,
таким образом, контроль общественного мнения.
Б) Закон об оценке недвижимого
имущества от 18 января 1899 года
Как видно из
описания порядка организации оценки в соответствии с законом 1893 года,
устанавливалась полная децентрализация земского кадастра. Первые результаты
оценочной работы показали, что, несмотря на усилия губернских оценочных
комиссий по согласованию и объединению норм оценки, в силу объективных обстоятельств
им это не удавалось. Следствием явилась невозможность создания единообразия
оценки не только в масштабах государства, но даже в масштабах одной губернии.
Именно поэтому 18 января 1899 года был принят новый закон об оценке недвижимого
имущества.
Главным
изменением в организации оценки, в соответствии с новым законом, стала передача
компетентности установления оценочных норм от уездных к губернским оценочным
комиссиям.
Новый порядок
предполагал следующую последовательность действий:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|