рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Становление государственности в странах Востока рефераты

Но, не смотря на все попытки, Вавилонское царство оказалось весьма не прочным. Все усилия Хаммурапи и его преемников укрепить государство не увенчались успехом. Шумерийский юг, во многом сохранял свою экономическую и культурную обособленность. Степные кочевники на западных границах страны и горные племена восточных районов, по-прежнему угрожали богатым городам Двуречья. Все эти причины привели к крушению Вавилонского царства под ударами касситских            завоевателей.

Усиление царской юрисдикции указывает на оформление прочной государственной власти.

Страна и население. Древневавилонское государство возникло в южной части долины между реками Тигр и Евфрат — в Двуречье (по-гречески Двуречье называлось Месопотамией — Междуречье).

   Разложение первобытнообщинного строя приводит к появлению частного землевладения. Раньше всего в частном владении оказались так называемые высокие поля, т. е. искусственно орошаемые земли, которые требовали значительно большей затраты труда, чем естественно орошаемые земли. Наибольшие участки земли принадлежали родоплеменной знати, а также правителям «городов-государств». [1,29]

Между верхушкой общества и зависимыми людьми, находилась основная масса населения — свободные крестьяне-общинники, жившие территориальными общинами. Община, являлась верховным собственником земли, которая не входила  ни в царское,   ни в храмовое   хозяйства.

Судебная власть в пределах общины с древнейших времен находилась в руках  властей, «старейших и именитых»,  и храмовые суды все больше теряют свое значение.  Появляются нормы процессуального права, которые требуют от судей не просто принимать показания свидетелей, скрепленных клятвой, а лично «исследовать дело». И те, и другие,  могли быть богатыми или бедными, обладать или не обладать рабами и т. п., но в правовом отношении между ними проводилось,  различие. [7,222]

Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.

Патриархальный характер рабовладения, обусловил признание за рабами ряда личных и имущественных прав. Рабы дворца и ушкенумов, могли вступать в брак со свободными женщинами, и дети от такого брака считались свободными; они могли создавать свой дом и приобретать движимое имущество, половина которого после смерти раба переходила его жене для воспитания детей, а другая половина — господину раба (ст.ст. 175 — 176 законов Хаммурапи); рабыня, родившая детей от свободного человека, после его смерти получала вместе с детьми свободу, а если отец таких детей при жизни признал их своими, они имели право на наследование имущества отца наравне с его детьми, рожденными от официальной жены (ст.ст. 170 — 171). [1,30]

Государственный строй. По форме государственного устройства, древневавилонское государство являлось относительно централизованным государством, а по форме правления, древневосточной деспотией.

Власть вавилонских царей не была абсолютной. Им приходилось считаться с богатой торговой знатью, особенно в крупных городах, и делать им значительные уступки. Ряд исторических документов показывает, что три священных города — Вавилон, Ниппур и Сиппар — добились от царя льготных грамот, ограничивающих произвол царской власти при арестах, конфискации имущества и вербовке солдат. Характерно, что с этими льготными грамотами должны были считаться впоследствии ассирийские цари, завоеватели Вавилона.  Царь был верховным руководителем  и религиозного культа. Его власть переходила по наследству. Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которого входили  также  и земли храмов. Осуществляя верховное руководство ирригационным хозяйством и ирригационными работами, царь выступал как «объединяющее единое начало», стоящее над всеми мелкими общинами, как высший собственник, или единственный собственник» всей земли в государстве. В силу этого обстоятельства,  «часть прибавочного труда общины принадлежит более высокой общине, существующей, в конечном счете, в виде одного лица, и этот прибавочный продукт дает о себе знать как в виде дани, так и в совместных работах для прославления единого начала — отчасти действительного деспота, отчасти воображаемого племенного существа, бога».

Центром административного управления являлся царский дворец, и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, одновременно являлись высшими должностными лицами государства. Они руководили ирригационными работами, финансовыми, военными и другими государственными делами. Высшим царским чиновником являлся управитель царского дворца, именуемый в литературе нубанда. Под его руководством находился огромный штат чиновников. В огромном царском хозяйстве был многочисленный штат различных  надсмотрщиков, контролеров, кладовщиков, счетоводов и т. п.

Судебная система. Высшим судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные органы. Царь пользовался, правом помилования преступников.

Судебные функции находились также в руках «наместника» и «рабианума», которые председательствовали в судебных коллегиях. В первом случае коллегия состояла из чиновников, подчиненных «наместнику», а во втором — либо из членов общинного совета, либо

из общинного совета в полном составе в небольших общинах. В больших городах, судебные функции осуществляли специальные «царские судьи», подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие: в соответствии с его инструкциями.

Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были: весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы. [9,4]

Хаммурапи заимствовал ряд положений из известного нам  законодательства более раннего периода (древнешумерийские законы, законы Эшнуны и т. п.). В законах Хаммурапи не было еще разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но уже первый переводчик законов, французский ученый В. Шейл, для удобства пользования сборником расчленил текст на 282 статьи. В сборнике законов можно видеть известную группировку правовых норм. Так, ст.ст. 1 — 5 содержат положения процессуального характера, ст.ст. 6 — 126 посвящены регулированию имущественных отношений, ст.ст. 127 — 195 относятся к семейному и наследственному. праву, ст.ст. 196 — 214 предусматривают защиту личности, ст.ст. 215 — 282 регламентируют условия найма и ряд других отношений. Но такое деление условно, оно не фиксировано самим законодателем, а поэтому и сам сборник нельзя рассматривать как кодекс, характеризующийся систематическим и четким расположением правовых норм по отраслям права  (гражданское, уголовное и т. д.) [3.29]

Уровень развития законодательной техники в древневавилонском обществе был еще сравнительно низким. В законах Хаммурапи много очевидных пробелов, а также казуистических положений, представляющих собой запись отдельных случаев из судебной практики. Так, например, ст. 17 предусматривала вознаграждение за поимку беглого раба в степи, умалчивая, таким образом, о случаях, когда раб схвачен в городе или в каком ни будь другом месте.[1,31]

За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочерёдно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.

  Заново на развалинах далёкого прошлого, правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. Речь идёт не о централизованной эффективной администрации на большой территории – это было в Двуречье со времён Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах),  для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока.

   В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи уже были заметно оттеснены связями административно-территориальными, а вассально-иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников. Соответственно укрепился и институционализировался влиятельный и достаточно многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. Государство Хаммурапи обладало монополией силы, твёрдо опирались на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижения на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно-денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20- 30 % годовых) вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счёт частных собственников. [3,40]

Законы Хаммурапи

    Знаменитые законы Хаммурапи – первый в истории достаточно полный и многосторонний свод правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма чётко определявших права и обязанности населения. В частности, ограничивавших сделки частнособственнического характера. Законы, начертанные на каменном обелиске, состояли из краткого введения, заключения и 282 статей (в самом тексте нумерации статей нет). В которых нашли отражение различные и в большинстве, видимо, опиравшихся на прецеденты судебные казусы, а также многие реальные формы взаимоотношений, анализ которых даёт представление о вавилонском обществе  в. до н. э.

   В судебнике не выделены чётко не только статьи, но и разделы. Однако специалисты вычленяют несколько групп параграфов, посвящённых разным вопросам: общим принципам отправления правосудия; охране собственности царя, храмов и населения; статусу имущества, полученного от царя за службу; операциям с недвижимостью и торговле; семейному праву; наказаниям за телесные повреждения; операциям с движимым имуществом. Статьи о семейном праве, например, свидетельствуют о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта, в котором оговаривались права обеих сторон. Право на семью имели все, включая рабов, дети которых при этом считались полноправными. На развод имели право обе стороны, но за неверность жена наказывалась строже. Приданое жены принадлежало её детям, которые делили между собой наследство после смерти родителей. [1,31]

   В судебнике выделялись три группы людей по их правоспособности: полноправные, мушкенум и рабы. Каждая из них по-разному отвечала за те или иные поступки. Так, за ущерб, нанесённый какому-либо мушкенуму, штраф был меньше, чем за ущерб полноправному. Что же касается раба, то он «стоил» ещё дешевле, а за правонарушения, совершённые им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания. Вообще рабы, если иметь в виду частных, считались собственностью хозяев – беглых ловили, укрывателей наказывали. Но при всём том раб имел определённые права -  на семью, хозяйство, имущество. Что касается мушкенумов, то это были, как упоминалось, зависимые царские люди, которые могли иметь хозяйство нередко рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус. [3,46]

   Наказания за серьёзные преступления были суровыми, часто преступник карался смертью. Основной принцип назначения наказаний – талион, т. е. воздаяние по принципу «око за око», «руку за руку», «сына за сына», «раба за раба». Вообще же чтение всех 282 статей судебника показывает, что лейтмотивом его была защита традиционных прав и имущества собственного, т. е. вавилонского, населения – особенно в тех случаях, когда вавилонянин или его имущество оказывались под угрозой.

Шумеры и вавилоняне были первыми, кто шёл по пути становления государственности, так что их вариант политогенеза и развития форм хозяйства и форм собственности заслуживает особого внимания.

        Разумеется, существовали различные варианты развития, но система, созданная в этом государстве, стала эталонной для государств, кто шёл вслед за ними…

                                                

ГЛАВА III
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА.

Итак, древнеегипетский вариант становления и развития государственности, заметно отличался от месопотамского. Как и в Шумере, первые протогосударства в Египте, возникали в виде объединений вокруг храмов. В Египте, такие сообщества, позже стали именоваться номами, согласно греческому произношению.  [4,28]

 Здесь очень рано и бесследно исчезла община со всеми ее традициями коллективного землепользования. Поглотившее ее государственное хозяйство в период Древнего царства господствовало едва ли не абсолютно, причем документы свидетельствуют о том, что рабочие отряды функционировали и даже перемещались с места на место, по мере надобности, без всяких церемоний, что свидетельствует о казарменно-коммунистическом строе жизни и соответствующих экономических отношениях. Эта казарменно-командная система, в отличие от третьей династии Ура, распространялась, видимо, на все население. [6,52]

   В отличие от Египта, в Вавилонии, неэффективность казарменного коммунизма, в форме труда подневольных на псевдолатифундиях, выявилась достаточно быстро, так что в Вавилонии времён Хамурапи от этой формы хозяйства отказались, раздав царско-храмовые земли служащим в качестве платы, кормления, и всем остальным, включая неполноправных мушкенумов, в виде аренды. Административно-политическая структура такого типа, для формирования стабильно и эффективно функционирующего механизма редистрибуции: параллельно с налогами от общин, казна приобретает и закрепляет за собой храмовые земли и все доходы от них. Такая система, положительно сказывается на ускорении процесса приватизации, что в конечном итоге, ускоряет выход государства на новый уровень развития экономических отношений - рыночный. [7,12]

В отличие, от Месопотамского варианта развития, ситуация в Египте, начала меняться лишь с периода Среднего царства, когда стал заметным процесс приватизации и формирования рынка.  Как и в Вавилонии времен Хаммурапи, процесс приватизации сдержать было уже нельзя, важно было поставить его под контроль. Но если в Вавилонии для этого понадобилась серия судебников, которую венчали законы Хаммурапи, то в Египте отлично обошлись без этого (существуют даже сомнения по поводу того, что здесь вообще когда-либо существовали судебники,— это касается, в частности, и упоминавшихся 40 кожаных свитков).  Законопослушный или, точнее, послушный администрации и привыкший повиноваться палке надсмотрщика египетский производитель и без того был в полном подчинении власти, в первую очередь, жрецов-чиновников в системе царско-храмовых хозяйств.

Период Нового царства был отмечен заметным экономическим внешнеполитическим развитием страны. Египет превратился за счет Успешных войн в империю. Внутриполитические реформы привели к превращению провинций, из полуавтономных храмовых центров во главе с наследственной жреческой знатью в административные подразделения империи, которыми управляли назначенные сверху чиновники, имевшие должностные инструкции. [7,59]

Обильный приток рабов, способствующий обогащению храмов, куда эти рабы в основном направлялись, привёл, было к резкому конфликту между властью, и жречеством (реформы Эхнатона), но конфликт был улажен, и жречество вынуждено было смириться с усилением роли центра. При этом в Вавилонии, такого эксцесса, удалось избежать. Не исключено, что это связано с, относительно,  чёткой системой законодательства. И только  с XVI-XV вв. до н.э., спустя, почти полтора тысячелетия с момента начала египетской государственности, в этой стране серьёзную роль, стал играть рынок.

Словом, если подвести краткий итог, и сделать самые общие выводы, то следует заметить, что египетский вариант развития отличался тотальной вовлечённостью  производителя в систему государственного хозяйства, и в силу этого, крайне замедленными, темпами приватизации.

И более того, развитие частной собственности и рынка шло в позднем Египте, в основном, за чёт контактов с иноплеменниками, вторгавшимися с севера в условиях ослабленности власти центра. [6,54]

Существенно заметить, что изоляция Египта – речь идёт, разумеется, лишь об относительной его изоляции - явно не пошла на пользу его развитию. В этом отношении месопотамский вариант с его динамикой оказался предпочтительнее. [7,60]

 Заключение

Я считаю, что, подводя итоги, следует обратить внимание на динамику исторического развития ранних очагов урбанистической цивилизации, в её шумеро-вавилонском варианте. Административно-политическая структура такого типа благоприятна для формирования стабильно и эффективно функционирующего механизма редистрибуции: параллельно с налогами от общин, казна приобретает и закрепляет за собой храмовые земли и все доходы от них. Увеличение количества храмовых и, позже, царско-храмовых земель в рамках укрупнённых государств Саргона или правителей третьей династии Ура, создаёт условия  для упрочнения сильной централизованной власти, причём этому же способствуют процесс приватизации и появление в рамках социума немалого количества безземельных вчерашних общинников, вынужденных арендовать храмовые и царские земли. Обилие неполноправных арендаторов на царско-храмовых землях времён третьей династии Ура, привело к возникновению здесь, системы псевдолатифундий, с массовым использованием лишённых собственности и находившихся под жёстким контролем администрации невольников, о статусе и образе жизни которых, свидетельствуют массовые документы хозяйственной отчётности, создающие впечатляющую картину коммунистической реформы.

Словом, если подвести краткий итог, и сделать самые общие выводы, то следует заметить, что египетский вариант развития отличался тотальной вовлечённостью  производителя в систему государственного хозяйства, и крайне, замедленными в силу этого, темпами приватизации.

И более того, развитие частной собственности и рынка шло в позднем Египте, в основном, за чёт контактов с иноплеменниками, вторгавшимися с севера в условиях ослаблености власти центра.

Существенно заметить, что изоляция Египта речь, разумеется, лишь об относительной его изоляции - явно не пошла на пользу его развитию. В этом отношении месопотамский вариант с его динамикой оказался предпочтительнее.

БИБЛИОГРАФИЯ:

ИСТОЧНИКИ

1.Законы Хаммурапи «Латстар», г. Одесса

2.Книга мёртвых, глава 125 «Просвещение», г. Москва

ЛИТЕРАТУРА

3. Белецкий М. Р. «Забытый мир шумеров» М.:1980

4. Белявский В. А. «Вавилон легендарный и исторический », 1971

5. Берлев О. «Общественные отношения в Египте, времён Среднего царства»  М.: Просвещение, 1982

6. Васильев В.С. «История Востока», 2001

7.Денисов «Основные черты древнего общества»

8. Дьяконов И.М. «Общественный и государственный строй, Древнего Двуречья».

9. Персиков К.С. «Рабство в Вавилоне в III-IV вв. до н. э.»

10. Соловьёва Т.Н. «Аграрный строй Египта, в период Древнего Царства », 1980


Страницы: 1, 2, 3