рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: США в тихоокеанской войне 1941-1945 гг рефераты

Итак, война с Японией становилась неизбежной. Вопрос состоял лишь в том, когда она разразится. Вполне понятно, что в этих условиях как для США, так и для Англии, приобрела немаловажное значение война в Китае, отвлекавшая и истощавшая главные силы Японии. В то же время с точки зрения американских политиков положение в Китае не могло считаться удовлетворительным.

10 октября морской министр Нокс пригласил адмиралов Старка и Ричардсона на совещание и объявил им высказанное президентом Рузвельтом предположение о том, что открытие Бирманской дороги, назначенное на 18 октября, может повлечь за собой контрмеры со стороны Японии. Нокс считал, что в этом случае США должны прекратить всякую торговлю с Японией и установить патрулирование морских путей между Гавайскими островами и Филиппинами, а также от Самоа до Индонезии. Старк и Ричардсон нашли, что этот план недостаточен, и по указанию Нокса изложили свои предложения в документе, озаглавленном «Диспозиция и действия флота США на случай особой обстановки в западной части Тихого океана».

Этот документ содержал следующие предположения о действиях Японии в связи с открытием дороги Бирма — Китай и план последовательных ответных мероприятий США и Англии: «1. Серьезность создавшейся обстановки осложнена в результате открытия Англией Бирманской дороги. 2. Япония своими действиями или заявлениями демонстрирует, что открытие этой дороги представляет враждебный акт по отношению к ней. 3. Япония предпринимает меры с тем, чтобы вынудить Англию к сотрудничеству с ней. 4. Япония предпринимает агрессивные действия с тем, чтобы обеспечить полное сотрудничество с ней Голландской Индии. 5. Соединенные Штаты объявляют полное эмбарго на поставки в Японию из США и американских владений и прекращают связи с ней. 6. Соединенные Штаты дипломатическим путем и действиями флота прекращают торговлю Японии на японских судах и судах других государств с западным полушарием. 7. Соединенные Штаты оказывают поддержку Англии в западной части Тихого океана, в Австралии, Сингапуре и Голландской Индии с тем, чтобы предотвратить японскую торговлю в южном районе (Южно-Китайское море — Целебесское море). 8. Соединенные Штаты готовы вступить в войну, если предпринятые меры заставят Японию объявить войну. 9. Англия предпринимает меры, направленные на предотвращение агрессии держав оси против западного полушария в западной части Атлантического океана. 10. Положения и решения, высказанные здесь, могут возникнуть 17 октября 1940 г.

Все стратегические планы командования американского флота основывались на предположении, что ему придется отражать агрессию Японии, направленную, в первую очередь, против Филиппин и Гуама. Основные рассматривавшиеся концепции различались тем, что одна из них предусматривала бросок основных сил флота на запад - и, соответственно, генеральное сражение - в первые недели войны. Однако при этом бой должен был произойти вдали от своих баз и вблизи от баз противника. Другая концепция (которой отдавалось предпочтение) предусматривала продвижение "шаг за шагом", с захватом и оборудованием промежуточных рубежей. При этом предполагалось, что генеральное сражение состоится примерно через полгода и, следовательно, американским войскам на Филиппинах придется оборонять архипелаг в течение этого времени (или, что более вероятно, сдать его). Такой концепции наилучшим образом соответствовало бы размещение основных сил флота на Западном побережье США - в хорошо оборудованной и защищенной базе Сан-Диего. В случае войны флот, размещенный здесь, неизбежно оказывался на фланге японских сил при любой попытке их выхода за пределы Филиппино-Малайского барьера, не лишаясь при этом возможности проводить операции против передовых баз противника в океане. Кроме того, базирование флота на Сан-Диего и Норфолк облегчало маневр силами между Атлантическим и Тихоокеанским театрами.

Напротив, базирование флота в Перл-Харборе было необходимо для ведения активных наступательных действий (в том числе и превентивных). Однако в тот момент Соединенные Штаты прибегнуть к такой стратегии не могли - слишком сильны были в Конгрессе позиции изоляционистов. Для президента Рузвельта, сознававшего, что политика изоляции приведет Америку к проигрышу при любом исходе европейской (тогда еще) войны, единственным способом преодолеть сопротивление оппозиции, не расколов страну, было заставить противника напасть первым. И президент провоцировал Германию всеми возможными способами, благо американский закон о нейтралитете позволял это делать. В Великобританию шел поток американских военных грузов.

Японцы, однако, воспользовались разгромом Франции, резким ослаблением Британской Империи и отвлечением внимания США, начав продвижение в Юго-Восточную Азию. Рузвельт, полагая, что отношения с СССР не позволят противнику действовать активно, занял предельно жесткую позицию: нефтяное эмбарго подкреплено ультимативным требованием об очищении Китая.

По мере того как становилось очевидным, что Япония готовит силы, чтобы двинуться на юг, Соединенные Штаты попытались согласовать свои военные планы с планами вероятных союзников. На совещании «авс»[20], состоявшемся в Вашингтоне в начале 1941 года, кроме признания Европейского театра военных действий самым важным, было установлено, что за Тихоокеанский театр в случае войны с Японией ответственность будут нести Соединенные Штаты. Очередная конференция в Сингапуре, состоявшаяся в апреле 1941 года, никаких важных решений не приняла и ограничилась только рекомендациями о взаимной поддержке против возможной агрессии.


2.3 Приготовления США к войне.

Военные события на Тихом океане застали Соединенные Штаты в процессе подготовки к войне, но окончательно еще не готовыми к ней. В 1938 году в соответствии с решениями конгресса комиссия Хэпберна внесла предложение о широкой программе строительства баз на Тихоокеанском театре. За исключением укреплений на острове Гуам, большинство рекомендаций этой комиссии было принято, и к началу войны многие работы уже проводились.

Почти весь флот США длительное время базировался на западном побережье, но весной 1940 года Рузвельт распорядился перевести его в Пирл-Харбор в расчете на то, что это удержит Японию от дальнейших агрессивных шагов. Однако большая часть вновь вступавших в строй кораблей, после того как началась война в Европе, вошла в состав Атлантического флота. Весной 1941 года в связи с необходимостью обеспечить сопровождение конвоев, доставлявших в Европу грузы по ленд-лизу, начальник морских операций адмирал Старк приказал перевести в Атлантику из Тихого океана три линейных корабля, авианосец «Йорктаун», четыре легких крейсера и две флотилии эсминцев. Продукция авиастроительной промышленности также шла преимущественно на Атлантический театр.

В начале февраля 1941 года Атлантическая эскадра была реорганизована в Атлантический флот, а флот, базировавшийся на Пирл-Харбор, стал называться Тихоокеанским. Слабые силы США на Дальнем Востоке, которыми командовал адмирал Харт, главным образом в целях повышения престижа были переименованы в Азиатский флот США. При этом устанавливалось, что командующий одним из этих трех флотов будет являться одновременно и главнокомандующим ВМС США. В момент нападения Японии на Пирл-Харбор командующим Тихоокеанским флотом и одновременно главнокомандующим всеми ВМС США был адмирал Киммел.

В Атлантике страны оси не имели в строю ни одного авианосца, и против сравнительно слабого немецкого флота там была сосредоточена значительная часть английского флота. На Тихом же океане американскому флоту противостоял мощный японский флот. К моменту нападения Японии на Пирл-Харбор американский флот был разделен почти поровну между дву­мя океанами: девять линейных кораблей находилось на Тихом океане и восемь — на Атлантическом, три авиа­носца на Тихом океане и четыре — на Атлантическом. Правда, в Атлантическом флоте не хватало патрульных и эскортных кораблей, но на Тихом океане, даже до катастрофы в Пирл-Харборе, американский флот был слабее японского по всем классам кораблей. Самым неприятным было то, что трем американским авианосцам здесь противостояло 10 японских.

Англичане попытались усилить Сингапур, но кризис на Дальнем Востоке разразился как раз в то время, когда положение на Средиземном море было исключительно тяжелым, когда англичане уже понесли там огромные потери. После продолжительных колебаний адмиралтейство решило направить в Сингапур новый линейный корабль «Принс ов Уэлс», надеясь, что вместе с находившимся там линейным крейсером «Рипалс» он окажет на японцев отрезвляющее действие. К этим двум кораблям должен был присоединиться и новый авианосец «Индомитебл», но, дойдя до Вест-Индии, он получил повреждения, оттого что сел на мель, и к месту назначения не прибыл. Адмиралтейство понимало, что никакого другого авианосца снять с Европейского театра военных действий ему не удастся. Голландцы имели на Дальнем Востоке только легкие крейсера. Было очевидно, что союзники США не смогут существенно изменить соотношение сил на Тихом океане.

В американском флоте на Тихом океане ощущалась острая нехватка во вспомогательных кораблях. Самолетов имелось мало, да и те были в основном устаревшими. Зенитное оружие оставляло желать лучшего как в качественном, так и в количественном отношении, 28-мм зенитные пушки американской конструкции были настолько несовершенными, что американский флот вынужден был использовать иностранные пушки систем Бофорс и Эрликон.

Положение на Дальнем Востоке было еще тяжелее. Филиппины оказались почти полностью окруженными: японцы занимали Формозу, расположенную в 300 милях от Филиппин, остров Хайнань и Индокитай, а также Марианские и Каролинские острова. В июле 1941 года Макартур, являвшийся в то время главнокомандующим филиппинской армией, был назначен одновременно и главнокомандующим сухопутными силами США на Дальнем Востоке. Вслед за этим были приняты срочные меры к созданию воздушных и сухопутных сил, способных защитить Филиппины.

На случай войны с Японией уже давно планировался отход небольшого Азиатского флота США к малайскому рубежу, так как трудно было ожидать, чтобы он мог оказать серьезное сопротивление сильному противнику. Однако увеличение численности армейской авиации на Филиппинах позволяло надеяться, что, пока остров Лусон находится в сравнительной безопасности, флот может продолжить действия из Манилы.


ГЛАВА 3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ

3.1 Япония атакует Перл-Харбор.

«История знает мало примеров, которые бы ярче свидетельствовали об ограниченности военного мышления, чем неожиданное нападение на Перл-Харбор. Нападение продемонстрировало подлость, хитрость и в то же время невероятную глупость одной стороны и невиданную близорукость — другой. Единственная надежда Японии заключалась в войне, которая истощила бы ее врага, в Америке же, большинство населения было против войны, хотя войны желал руководитель государства. Если война станет неизбежной, очевидно, в качестве первого шага для создания условий, при которых могло начаться истощение, следовало заставить руководителя объявить войну, против воли большинства народа. Япония могла добиться  этого, тщательно избегая нападения на какое бы то ни было владение Америки до тех пор, пока Соединенные Штаты сами не совершат прямого акта войны или не объявят войну Японии. Если бы президент Рузвельт пошел по второму-пути и объявил войну Японии, американский народ мог бы истолковать его решение только как готовность таскать каштаны из огня для Британии, то есть спасать Британскую империю. Но такая война, как бы тщательно ее ни маскировали, едва ли пользовалась бы популярностью у американского народа.

Начав без объявления войну с Соединенными Штатами, Япония одним ударом разрешила все трудности, стоявшие перед Рузвельтом, и обеспечила ему поддержку всех американцев. Необъяснимая глупость японцев заключается в том, что, выставив американцев на посмешище всего мира, Япония нанесла удар в большей мере по их чувству достоинства, чем по флоту. Подобно Адаму и Еве, американцы обнаружили, что они голые; в высшей степени неожиданно им открыли глаза, и они вдруг осознали, что жили в мире иллюзий. За пять месяцев перед нападением Америка объявила экономическую войну Японии, которая, учитывая положение Японии, должна была неизбежно привести к вооруженному конфликту. Тем не менее американцы оказались настолько близорукими, что их, как зеленых юнцов, обвели вокруг пальца».[21]

Главнокомандующий японским Объединенным флотом адмирал Ямамото еще в начале 1941 года предложил в случае войны с США напасть на Перл-Харбор, чтобы парализовать флот США и сделать невозможным его вмешательство с фланга, когда Япония будет занята завоеванием «жизненного пространства в южных морях». Детали нападения на Перл-Харбор были разработаны в начале осени 1941 года, а 1 декабря на совещании у императора было принято окончательное решение о вступлении Японии в войну.

Предназначенные для атаки Перл-Харбора силы, которые уже находились в море, когда императорский совет принимал окончательное решение, состояли из шести авианосцев - «Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку» - в сопровождении двух линейных кораблей, трех крейсеров и девяти эсминцев. Корабли шли северным путем, чтобы избежать обнаружения американской воздушной разведкой и уменьшить вероятность встречи с торговыми судами. Еще раньше в море вышли 27 подводных лодок, из которых 11 имели на борту самолеты, а 5 несли на себе сверхмалые подводные лодки, предназначенные для проникновения внутрь гавани Перл-Харбора.

6 декабря японские авианосцы получили последние данные относительно кораблей, стоявших в Перл-Харборе. Авианосцы «Энтерпрайз» и «Лексингтон» находились в море, о чем больше всего сожалел командующий японской авиацией ВМС, который сказал, что он предпочел бы потопить эти два авианосца, чем все восемь линейных кораблей. Однако командующий ударными силами вице-адмирал Нагумо принял решение провести намеченную атаку по плану. В 06.05 7 декабря, когда японские авианосцы находились в 230 милях севернее острова Оаху, Нагумо поднял в воздух первую атакующую группу в составе 183 самолетов, предназначенных для атаки американского флота.

В Перл-Харборе в это время никто даже не подозревал о надвигающейся катастрофе. Предостережение, полученное 27 ноября, указывало только на то, что в Вашингтоне считают возможным продвижение японских сил на юг, то есть к Филиппинам или к Малайе. В соответствии с этим командующий Гавайским военным округом генерал-лейтенант Шорт принял меры только против возможных диверсий, о чем он и доложил в Вашингтон. Адмирал Киммел не получил никакой информации, которая оправдывала бы прекращение проводившихся в то время ответственных учении флота.

Спокойная обстановка воскресного утра была несколько нарушена в 06.45, когда на внешнем рейде Перл-Харбора эсминец потопил сверхмалую подводную лодку, но донесение об этом факте не вызвало сигнала общей тревоги. Фактически это донесение даже не указывало на какую-либо опасность для кораблей, укрытых в гавани. Многие офицеры завтракали, на кораблях готовились к обычной смене вахты, когда над островом появились первые японские самолеты. Их враждебные намерения окончательно обнаружились лишь в 07.55, когда стали падать первые бомбы. Основной удар был нанесен по линейным кораблям, стоявшим к востоку от острова Форд. Несмотря на внезапность налета, американские моряки быстро заняли свои места на боевых постах, но расстроить планы противника им не удалось. За атаками торпедоносцев последовали атаки пикирующих бомбардировщиков. Основные повреждения кораблям были нанесены во время первой атаки, которая закончилась около 08.30. Затем, после короткого перерыва, появилась вторая волна самолетов, состоявшая из 170 бомбардировщиков и истребителей, избравших для атаки корабли, которые еще не были повреждены.[22]

Вскоре после нападения японцев затонул линейный корабль «Аризона», Он получил несколько прямых попаданий торпед и бомб в самом начале атаки; стоявший около его борта небольшой корабль-мастерская «Вестал» не мог обеспечить защиту линейного корабля. Одна бомба взорвалась в носовом погребе «Аризоны». Охваченный пламенем корабль пошел ко дну, унеся собой более тысячи человек экипажа.

Линейный корабль «Оклахома», стоявший вместе линейным кораблем «Мэриленд», в первые же секунды атаки получил три торпедных попадания, сразу дал крен и перевернулся. «Оклахома» был полностью раз рушен, и позднее его подняли только для того, чтобы очистить гавань. Линейный корабль «Уэст Виргиния» стоял с внешней стороны линейного корабля «Теннесси» и также был торпедирован в самом начале атаки. Однако решительные действия экипажа по выравниванию крена путем затопления противоположных отсеков предотвратили переворачивание корабля. Экипаж продолжал борьбу, так как корабль сел на грунт на мелком месте. Стоявший с внутренней стороны «Теннесси» получил два попадания бомб, и ему угрожала опасность взрыва от горящей нефти на «Аризоне», но, к счастью, повреждения этого корабля оказались не столь серьезными. «Мэриленд» отделался только двумя прямыми попаданиями авиабомб.

Линейный корабль «Калифорния» стоял один. Получив попадания двух торпед и одной бомбы, он сел на грунт на ровном киле. Линейный корабль «Невада», также стоявший отдельно, оказался единственным кораблем, способным двигаться. Несмотря на попадание торпеды в носовую часть, он все же дал ход и под градом бомб выбросился на берег, чтобы не затонуть на фарватере. Флагман Тихоокеанского флота линейный корабль «Пенсильвания» стоял в доке, и атаковать его торпедами было невозможно. Он вел по самолетам настолько интенсивный огонь, что те не смогли достать его. В результате он получил только одно попадание бомбы.

Основными объектами нападения японцев были корабли флота, однако они атаковали и аэродромы, расположенные в районе этой базы. Американцы поспешно приняли некоторые меры по защите аэродромов, но стоявшие в тесном строю самолеты все равно понесли потери. В общей сложности флот потерял 80 самолетов, ВВС армии - 231 самолет. После атаки боеспособными осталось всего 79 самолетов. Во время атаки Перл-Харбора японцы потеряли 29 машин, не считая тех, которые разбились при посадке на авианосцы.

Общие потери США в людях составили 3681 че­ловек. Флот и корпус морской пехоты потеряли 2212 человек убитыми и 981 ранеными, армия - 222 человека убитыми и 360 ранеными. С американской точки зрения последствия нападения на Перл-Харбор оказались менее значительными, чем они представлялись в первый момент, и, безусловно, гораздо меньше тех, которые могли бы быть. Старые корабли, потопленные в Перл-Харборе, были слишком слабыми, чтобы вступить в борьбу с новейшими японскими линейными кораблями или сопровождать новые быстроходные американские авианосцы. После того как все эти корабли, кроме «Аризоны» и «Оклахомы», были подняты и отремонтированы, они использовались только для обстрела побережья. Временная потеря линейных кораблей позволила высвободить хорошо обученный личный состав для укомплектования авианосных и десантных сил, в которых ощущался большой недостаток. Не имея линейных кораблей, США были вынуждены целиком положиться на авианосцы, и это оказалось решающим фактором в войне на море.

Сосредоточив внимание на боевых кораблях, японцы не придали значения разрушению складов и мастерских. Они также упустили из виду и склады топлива, расположенные рядом с гаванью, где находилось 400000 т мазута. Эти накапливавшиеся из года в год запасы было бы очень трудно возместить, ввиду того, что США приняли обязательство поставлять топливо, прежде всего в Европу.

3.2 Гуам и Уэйк.

К вечеру 7 декабря адмирал Киммел получил донесение о том, что остров Гуам и атолл Уэйк также были атакованы японскими самолетами. Остров Гуам, расположенный на расстоянии свыше 3000 миль от Гавайских островов и в 1500 милях от Манилы, фактически был беззащитен. Японцы высадили на остров 5000 человек и легко овладели им.

С атоллом Уэйк дело обстояло несколько иначе. Хотя он и находился в пределах радиуса действия японской авиации, базировавшейся на Маршалловых островах, от Перл-Харбора его отделяли всего 2000 миль открытого моря. Более тысячи рабочих на этом маленьком атолле в это время были заняты на строительстве аэродромов и баз подводных лодок. Около 450 морских пехотинцев, имевших десяток 76-мм зенитных орудий и полдесятка старых 127-мм пушек, — вот все, что предназначалось для обороны атолла. 4 декабря авианосец «Энтерпрайз» доставил сюда 12 истребителей F4F «Уайлдкэт».

На рассвете 11 декабря, после того как оборона атолла была ослаблена воздушными налетами японцев с острова Кваджелейн, японские силы в составе трех легких крейсеров и шести эсминцев появились у атолла Уэйк. Когда японские корабли приблизились к острову, артиллеристы морской пехоты открыли огонь из 127-мм орудий, а самолеты-истребители поднялись в воздух. После того как два эсминца противника были потоплены, а два крейсера получили повреждения, японцы отошли, так и не высадив десанта.

Между тем адмирал Киммел разработал план и отдал приказ о посылке помощи гарнизону Уэйка. Авианосец «Саратога» под командованием контр-адмирала Флетчера должен был непосредственно прикрывать идущее пополнение, в то время как два других авианосца составили группу обеспечения. Однако время уже было упущено. «Саратога», недавно прибывший в Перл-Харбор с западного побережья США, закончил прием топлива только к вечеру 16 декабря.-21 декабря он был еще только в 600 милях от атолла Уэйк, но ему потребовалось еще два дня, чтобы пополнить запасы топлива на эсминцах своей группы.

Быстро оправившись от поражения, 23 декабря японцы направили к атоллу новые, более крупные силы под прикрытием трех тяжелых крейсеров. Адмирал Нагумо, вернувшийся с флотом от Перл-Харбора, выделил для этой группы еще два авианосца — «Хирю» и «Сорю», чтобы поддержать высадку десанта. На рассвете 22 и 23 декабря самолеты с этих авианосцев уничтожили оставшиеся на атолле самолеты американцев, а ночью 23 декабря японский десант подошел к берегу, выбрав для высадки такие три пункта, где не могла действовать артиллерия морской пехоты. В то же время японские крейсера начали обстрел острова, оставаясь вне дальности стрельбы 127-мм орудий. После безнадежной борьбы защитники острова вынуждены были сдаться.


[1] 12 ноября 1921г. открылась Вашингтонская конференция. 6 февраля 1922г. подписано соглашение 5 держав – США, Англии, Японии, Франции и Италии – об «ограничении морских вооружений». В нем же было установлено соотношение линейных флотов США, Англии, Японии, Франции и Италии 5:5:3:1,75:1,75. Строительство линейных кораблей прекращалось на 10 лет, а в дальнейшем новые линкоры не должны были иметь водоизмещение более 35 тыс. т. (См.: Яковлев Н. Н. Новейшая история США(1917-1960 гг.). М., 1961. С. 81-83.).

[2] 21 января 1930 г. в Лондоне открылась созванная по инициативе США конференция пяти морских держав: США, Великобритании, Франции, Италии и Японии. Итог признание равенства флотов США и Англии. Соотношение сил США и Японии на море изменилось в пользу Вашингтона. Соотношение Флотов США и Японии устанавливалось: для линейных кораблей, авианосцев и тяжелых крейсеров – 10:6; для легких крейсеров, вспомогательных и более мелких судов – 10:7, а для подводных лодок равенство. (См.: «История США в четырех томах», т. III. М., 1985. С. 195-198)

[3] Переслегин С. Б., Переслегина Е. Б. Тихоокеанская премьера. М., 2001. С. 49.

[4] История войны на Тихом океане. В 5-ти томах. Том 3, с.. 191.

[5] Там же, с.191.

[6] Там же, 193-194.

[7] Там же, с. 197-198.

[8] Хаттори Т. Япония в войне, 1941-1945. СПб., 2003. С. 25.

[9] Там же, С. 26.

[10] Мировая война: Взгляд побежденных, 1939-1945 гг. М., 2003. С. 465.

[11] История войны на Тихом океане. В 5-ти томах. Том 3, с. 206-207.

[12] Протоколы показаний Мацуока на Токийском процессе. (История войны на Тихом океане. В 5-ти томах. Том 3, с. 213).

[13] История войны на Тихом океане. В 5-ти томах. Том 3, с. 213-214.

[14] Воспоминания с. 334-335

[15] Воронцов В. Б. Тихоокеанская политика США 1941-1945. М., 1967. С. 17.

[16] Севостьянов Г. Н. Подготовка войны на Тихом океане (Сентябрь 1939г. – декабрь 1941 г.). М., 1962. С. 261.

[17] Там же, с. 261-262.

[18] Там же, с. 262

[19] Севостьянов Г. Н. Подготовка войны на Тихом океане (Сентябрь 1939г. – декабрь 1941 г.). М., 1962. С. 254-255.

[20] «АВС» - начальные буквы английских слов «American-British-Conversations». Англо-американское штабное совещание открылось в Вашингтоне 29 января и продолжалось до 29 марта 1941 года. Его называли совещанием «АВС», а итоговый» доклад о совещании получил наименование «АВС-1».(Нимиц Ч., Поттер Э. Война на море (1939-1945). Смоленск, 1999. С. 303.)

[21] Цит.: по Фуллер Дж. Вторая мировая война. Смоленск, 2004. С. 161.

[22] Нимиц Ч., Поттер Э. Война на море (1939-1945). Смоленск, 1999. С. 310-311.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5