Реферат: Специфика воспитания детей в различных по структуре семьях
·
лица,
которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода.
По
методологии МОТ экономически не активное население включает еще две категории
лиц, не входящие в состав трудовых ресурсов:
·
лица,
получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не
занятые никакой деятельностью;
·
инвалиды,
получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью.
Поскольку
численность экономически активного населения, численность занятых и
безработных связаны аддитивно, динамика этих показателей характеризуется
следующим образом:
Кэ
= КзУз + КбКб0
где
Кэ – коэффициент роста численности экономически активного
населения;
КзУз
– коэффициенты роста численности занятых и безработных; КбКб0
– Уровни занятости и безработицы в базисном периоде.
Предположим,
что по региону имеется следующая информация, приведенная в табл.1
Динамика
численности занятых, безработных и
экономически
активного населения региона (табл.1)
Период
|
Численность,
млн человек
|
Уровень,
%
|
занятых
|
безработных
|
экономически
активных
|
безработицы
|
занятости
|
Базисный
год |
20,0 |
1,5 |
21,5 |
7,0 |
93,0 |
Отчетный
год |
19,0 |
2,0 |
21,0 |
9,5 |
90,5 |
Коэффициент
роста |
0,95 |
1,333 |
0,977 |
1,357 |
0,973 |
В
соответствии с приведенным ранее равенством (9.1) получим:
0,95-0,93+1,333-0,07=0,977.
В
службах занятости среди граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве,
выделяются три группы:
·
работающие,
но желающие переменить место работы или трудится по совместительству в
свободное от основной работы время;
·
студенты,
учащиеся общеобразовательных школ и других учебных заведений, желающие работать
в свободное от учебы время;
·
не
занятые на момент обращения с просьбой о трудоустройстве.
Для
регулирования в регионе уровня безработицы наибольший интерес представляет
третья группа граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве. Большая часть
из них учитывается как официально признанные законодательным путем безработные.
Например, к концу апреля 1996 г. Федеральной службой занятости было зарегистрировано
граждан, не занятых трудовой деятельностью, 3,1 млн человек, а статус
безработного получили 2,8 млн человек, т. е. 90% из незанятых и обратившихся за
помощью в трудоустройстве граждан.
Как правило, уровень безработицы, определенный по данным выборочного
обследования, в 3-6 раз выше, чем уровень, зарегистрированный в службах
занятости: в 1995 г. численность безработных, зарегистрированных в органах
государственной службы занятости, составляла 38,5% общей численности
безработных·. Следовательно, из
каждых 100 безработных, определенных по методологии МОТ, лишь 38 по России (по
некоторым регионам меньше) регистрировались в службах занятости. Различия этих
показателей еще более весомы, если учесть состав безработных по полу (табл. 2).
Существенность различия по полу в доле безработных, зарегистрированных в
службах занятости (последний показатель табл. 9.2), может быть оценена с
помощью F-критерия Фишера:
F = Dфакт:Dост
где Dфакт
и
Dост –
факторная
и остаточная дисперсии на одну степень свободы.
Уровень
общей и зарегистрированной безработицы среди
мужчин
и женщин Санкт-Петербурга в октябре 1994 г. (табл. 2)
Показатель
|
Мужчин
|
Женщин
|
Всего
|
Всего
безработных (в % к экономически активному населению) |
8,7 |
9,6 |
9,2 |
Зарегистрировано
безработных в службах занятости (в % к экономически активному населению) |
1,7 |
3,6 |
2,7 |
Процент
зарегистрированных безработных в службах занятости в общей численности
безработных |
20,0 |
37,5 |
29,2 |
Для
определения этих дисперсий можно использовать следующие формулы, учитывающие
правило сложения дисперсий альтернативного признака:
Dфакт=
Dост=, где
pj
- доля безработных,
зарегистрированных в службах занятости, в общей численности безработных
(отдельно среди мужчин и среди женщин);
- средняя доля
безработных в целом по населению;
nj
- численность безработных - отдельно для мужчин и
женщин;
n
- общая
численность безработных;
k
- число
групп населения по полу.
В
выборочном обследовании в Санкт-Петербурге численность безработных составила:
145 мужчин и 160 женщин (без студентов и пенсионеров). Используя данные
формулы, получим значения факторной и остаточной дисперсий на одну степень
свободы:
Dфакт= – характеризует различия
уровня безработных по полу и среднего уровня безработных по региону;
Dост= –
оценивает вариацию доли безработных внутри региона независимо от пола граждан.
Отсюда
F-критерий составит:
F=
Эта
величина значительно превышает табличное значение при 5% вероятности ошибки,
равное 3,87. Следовательно, состав безработных по полу обусловливает
существенные различия в уровне официально зарегистрированной в службах
занятости безработицы: по данным табл. 2, они составляют 1,9 процентного
пункта. Данные текущей статистики служб занятости о трудоустройстве населения
используются для оценки общей численности безработных в периоды между
обследованиями населения по проблемам занятости. Для расчета численности
безработных в месяцы между двумя обследованиями применяется интерполяция
соотношения численности безработных, полученной по данным обследования, и
численности незанятого населения, учтенной в службах занятости на
соответствующую дату. Методика подобных расчетов может быть разной в
зависимости от принятой концепции интерполяции.
3.
ТРУДОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕНИЯ
В
поисках работы в органы Федеральной службы занятости обращаются как занятые,
так и не занятые трудовой деятельностью граждане. С позиции оценки ситуации на
рынке труда прежде всего определяется численность зарегистрированных службой
занятости граждан, не занятых трудовой деятельностью. Вместе с тем при прогнозировании
состояния рынка труда важна информация и о численности граждан, занятых
трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы, опасающихся
возможного сокращения на своих предприятиях, а потому и обратившихся за
помощью в трудоустройстве.
Статистика
изучает не только численность, но и структуру обратившихся в службы занятости
за помощью в трудоустройстве по категориям граждан:
· занятые
трудовой деятельностью;
· учащиеся;
· не
занятые трудовой деятельностью;
· пенсионеры.
С
ростом экономической нестабильности в обществе может возрастать доля лиц,
занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы.
Соответственно может возрастать и доля пенсионеров, желающих на ниве труда
улучшить свое материальное положение.
Так,
в 1995 г. в России в органы государственной службы занятости обратилось по
вопросу трудоустройства 5,1 млн человек. Из них не занятые трудовой
деятельностью составили 76,9%; учащиеся, желающие работать в свободное от
учебы время, - 16,6%; занятые трудовой деятельностью - 3,3% и пенсионеры - 3,2%·.
Статистика
изучает состав населения, ищущего работу и обратившегося в службы занятости по
полу, возрасту и образованию. В общей численности обратившихся более половины
составляют женщины, при этом наиболее высока их доля среди лиц, не занятых
трудовой деятельностью, а также среди пенсионеров. Из общей численности
обратившихся выделяется молодежь в возрасте до 30 лет. В ее составе также
преобладает доля женщин. Как результат деятельности служб занятости
определяется численность трудоустроенных ими граждан в общей численности обратившихся
в органы службы занятости. В настоящее время наблюдается рост доли
трудоустроенных граждан среди обратившихся в поисках работы в центры занятости,
особенно среди учащихся (табл. 3). Наибольший удельный вес среди
трудоустроенных составляют не занятые трудовой деятельностью граждане как
наиболее нуждающиеся в поддержке лица. Высок процент трудоустройства лодежи: в
1995 г. среди трудоустроенных не занятые трудовой деятельностью составляли
61,4%, а учащиеся - 36,4%.
Информация
о нуждающихся в работе предусматривается в разрезе отраслей и секторов
экономики. Это позволяет изучать предложения рабочей силы: межотраслевое и
межсекторное. Для анализа дифференциации трудоустроенных по секторам экономики
составляется таблица следующего вида (пример табл. 4).
Удельный
вес трудоустроенных граждан в общей численности обратившихся в органы службы
занятости (по данным федеральной службы занятости, %) (Таблица 9.3)
Категория
населения обратившегося по вопросам трудоустройства |
% трудоустроенных среди соответствующих категорий
населения |
% каждой категории населения в общей численности
трудоустроенных |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
Занятые трудовой
деятельностью |
18,4 |
10,0 |
10,5 |
1,5 |
1,0 |
0,8 |
Учащиеся, желающие
работать в свободное от учебы время |
77,9 |
87,8 |
94,9 |
5,7 |
16,5 |
36,4 |
Не занятые трудовой
деятельностью |
39,0 |
30,2 |
34,6 |
91,2 |
80,8 |
61,4 |
Пенсионеры |
17,5 |
12,5 |
18,9 |
1,6 |
1,7 |
1,4 |
Всего: |
38,7 |
32,2 |
43,3 |
100 |
100 |
100 |
Источник: Россия в цифрах: 1995
год. Краткий статистический
сборник/Госкомстат России. - М.:
Финансы и статистика, 1996. - С. 43.
Таблица
№4
Места прежний трудовой деятельности
|
Места трудоустройства с помощью службы занятости
|
Всего трудоустроено
|
Не трудоуст-роено
|
Количество обратив- шихся в службы занятости |
1
|
2
|
3
|
Секторы 1
экономики
2
3
|
|
|
|
|
|
|
|
Среди
секторов экономики выделяются: государственные и муниципальные предприятия и
организации, общественные организации и фонды, совместные предприятия, частные
предприятия, предприятия смешанной формы собственности.
В
настоящее время среди обращающихся в центры занятости чаще преобладают
граждане, работавшие ранее в государственном секторе экономики, что обусловлено
доминированием государственных предприятий в национальной экономике.
Абсолютное большинство из работавших ранее в государственном секторе
трудоустраивается через службы занятости также в государственный сектор. Иными
словами, структура трудоустроенных по секторам экономики мало дифференцирована
по местам прежней трудовой деятельности граждан.
Анализ
структуры предложения рабочей силы по отраслям экономики ведется по таблице
аналогичного вида в которой секторы экономики заменены соответствующими
отраслями. Распределения трудоустроенных и обратившихся за помощью по -(судоустройству
по отраслям экономики позволяют видеть, в какой мере пополнение кадров идет за
счет преимущественно внутриотраслевого притока рабочей силы и за счет
межотраслевого движения кадров. Наибольшими возможностями для трудоустройства
через службы занятости в 1992-1995 гг. обладали лица, работавшие ранее в
торговле и общественном питании, на транспорте, в промышленности,
строительстве, в сфере управления, а наименьшими - уволившиеся из науки и
научного обслуживания. Пополнение кадров за счет преимущественно
внутриотраслевого притока характерно в основном для промышленности.
Межотраслевое движение кадров, трудоустроенных через центры занятости, зачастую
имеет место в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населении и
в управлении.
Связанные
с развитием рыночных отношений структурные преобразования в экономике приведут
к изменению спроса и предложения на рабочую силу не только в отраслевом
разрезе, но и по секторам экономики. Различные организационно-правовые формы
предприятий (государственные, частные, акционерные и др.) предоставляют
неодинаковые возможности решения проблемы занятости: они дифференцированы по
уровню эффективности производства, резервам его роста, доходам работающих, а
соответственно и по перспективам развития.
В
отчете о трудоустройстве граждан фиксируется численность направленных на
профессиональное обучение из числа не занятых трудовой деятельностью и еще не
трудоустроенных, а также численность лиц, получивших консультации: по выбору
профессии, по профессиональному обучению, по перемене места работы, по законодательству о труде и занятости и
другим вопросам.
Статистика
изучает продолжительность поиска работы. С этой целью по карточкам
персонального учета обратившихся за помощью в трудоустройстве может быть
определена общая продолжительность трудоустройства граждан (человеко-дней).
Продолжительность трудоустройства рассчитывается по всем гражданам, трудоустроенным
в отчетном году, исходя из данных о дате снятия с учета по причине
трудоустройства и о дне регистрации обратившегося за трудоустройством. На
основании данного показателя можно определить среднюю продолжительность
трудоустройства граждан за год, используя формулу:
средняя общая продолжительность трудоустрой-
продолжитель-
ства граждан за год (человеко-дней)
ность
трудоуст- = ———————————————————
ройства
граждан общее число трудоустроенных граждан
(дней) в отчетном году
Аналогично
по всем безработным, трудоустроенным в отчетном году, рассчитывается общая
продолжительность трудоустройства безработных (человеко-дней). При этом
продолжительность поиска работы каждого считается со дня регистрации человека
как "безработный" до снятия с учета по причине его трудоустройства.
Далее этот показатель может использоваться для расчета средней продолжительности
трудоустройства безработных в днях (путем деления его на общее число
безработных, трудоустроенных в отчетном году). Для прогнозных расчетов
численности безработных анализируется уровень обращаемости населения в органы
службы занятости. Интенсивность спроса на рабочую силу может быть оценена через
число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного
населения в трудоспособном возрасте, т. е.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|