рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социология рефераты

Реферат: Социология

Вопрос № 1

Теории происхождения человека.

Сущ-вует множество теорий о происхождении человека. Впервые человек стал задумываться о своем происхождении очень давно. Каждое племя имело свой тотем (священное животное), от которого, как считалось, они взяли свой род. Но в христианских странах вплоть до 19в подобные предположения считались недопустимыми. Впрочем, смельчаков, рискующих опровергать теорию о сотворении человека Богом из глины на 6 день творения, почти и не находилось. Противники эволюционных идей даже создали особое учение – креационизм, научно обосновывавшее акт божественного творения. Даже сейчас многие считают, что человека сотворил Бог. Среди биологов по этому поводу бытует такая шутка: « 10000 лет спустя существа, населяющие Землю, будут с негодованием отрицать свое происхождение от человека». Как же вопрос о происхождении человека решается современной наукой? Человек разумный относится с семейству людей, подотряду  человекообразных обезьян отряда приматов. Первые приматы появились около 70 млн. лет назад, первые человекообразные обезьяны –34млн лет назад. В последнее время ученые предложили совершенно новый способ определения степени родства любых живых организмов. Они сравнивают насколько совпадает строение ДНК двух животных существ. Этот метод применили к человекообразным обезьянам. После сравнения выяснилось, что человек отличается от шимпанзе всего на 2.5 %, немногим больше от гориллы, а от низших  обезьян- 10%. Но это не значит, что человек произошел от обезьян, считается, что у них был один общий предок. Существует еще множество различных гипотез о происхождении, таких как: много млн. лет назад на землю упал метеорит, на котором была жизнь. Теперь, в результате мутации и изменения существует человек.

Вопрос № 2

Экономика как система. Основные показатели развития экономики.

Экономика – это способ организации деятельности  людей, направленных на создание благ, необходимых им для потребления. Благо-это все, что ценится людьми, как средство удовлетворения своих нужд. Американские специалисты определили 4 типа экономических систем:

X  Традиционная  эк-ка. Старшее поколение передает свои навыки младшему. В традиц. эк-ке никогда не бывает излишек.

X  Плановая  эк-ка. Все производится по плану. Планы считаются приказом. Приказ отдает администрация.

X  Рыночная эк-ка. Эк-ка свободного предпринимательства.

X  Смешанная эк-ка. В этой эк-ке гос-во следит лишь за некоторыми отраслями производства.

Перед каждой экономической системой стоит 3 вопроса: 1) что производить  2)как производить 3) для кого производить

Номинальный ВВП – ценность (в текущих рыночных ценах) общего  конечного продукта произведенного внутри страны в течение данного года и проданного. ВВП = C + Ig + G + Xn , где C – это личные потребительские расходы, Ig – валовые частные внутренние инвестиции, G- это государственные закупки товаров и услуг , Xn –это чистый экспорт.

Реальный ВВП – это номинальный ВВП  с поправкой на инфляции (т.е. деленный на дефлятор ВВП – это отношение реального ВВП к номинальному ).Номинальный ВНП –это  ценность  всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года с помощью факторов производства принадлежащих гражданам данной страны. Способ расчета ВНП такой же как и ВВП. Реальный ВНП – это номинальный ВНП с поправкой на инфляцию. Чистый национальный продукт = ВНП – амортизация.

Билет № 3

Духовная культура, ее формы и разновидности.

 Культурой принято называть совокупность  форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем, а также путем обучения и подражания.  Традиционную культуру принято подразделять на материальную и духовную. Под материальной подразумевают технику, производственный опыт. Подвиды материальной культуры: природные объекты, которые подверглись влиянию человека (рубило древнего человека), искусственно-природные объекты (японский сад камней), синтетически-природные объекты (пластмассы), социально-культурные объекты (шоссейные дороги), социально-материальные объекты (компьютеры, машины).  К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то,  в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание- то, что они значат для личности и общ-ва. В духовной культуре выделяют подвиды: произведения монументального искусства (скульптура), театральное искусство, произведение изобразительного искусства, общественно-психологические явления (обычаи, традиции).

Билет № 7

Науки об обществе и человеке в 20 в.

История, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и другие. История изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследует факты, события и процессы на базе исторических источников и ряд вспомогательных исторических дисциплин. История делится на всемирную и историю стран и народов. Философия исследует  познавательное, социально-политическое, ценностное,  этическое и эстетическое отношение человека к миру. Основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания). Логика, этика, эстетика. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык. Социология- наука об общ-ве как целостной системе и об отдельных социальных  процессах, закономерностях массового поведения людей, отношениях человека и общества. Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Центральной проблемой для этики остается проблема добра и зла. Эстетика - философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. Основной проблемой  является проблема всего прекрасного.

Билет № 8

Глобальные проблемы и противоречия развития современного мира.

Во второй половине нашего столетия человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных. К ним относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами "третьего мира", стабилизация демографической цивилизации на планете. Всё большее значение в последние десятилетия приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возражение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом. Пути решения: по поводу предотвращения войны - надо, как говорил Эйнштейн, изменить отношение друг к другу и предупреждать политиков об опасности катастрофы. Создать миропорядок на принципах: отношение к человеку, как к высшей ценности, отказ от войны как средства решения спорных вопросов, признание права народов самостоятельно выбирать свою судьбу, понимания современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей. ПЕРСПЕКТИВА ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА - в изменениях производственной деятельности человека, его сознания и образа жизни. Научно-технический прогресс может создать безотходное производство, построенное по принципу замкнутого цикла.

Вопрос № 9

Возможности и способности человека, их виды и пути реализации.

Духовность человека имеет прямую связь с развитием человека, как свободного субъекта. Свободный человек- это его самореализация, осуществление и воплощение своего человеческого потенциала, самореализация осуществляется не в вакууме, а в реальной материальной природе, соц. среде, поэтому она подталкивается как на содействие, так и на сопротивление обстоятельствам, в том числе и общественные. Общественное сопротивление-  важное ограничение свободы человеческой деятельности (хочешь, но не можешь, но можешь найти единомышленников). Человек свободен да тех пределов и досколько, до каких и поскольку он может преодолевать эти сопротивления. В этом отношении духовный мир обеспечивает совершенно иные условия его жизнедеятельности. Деятельность человека в области духовной культуры на несколько порядков более свободна, чем реальная производительная деятельность. Другим барьером свободы жизнедеятельности является сопротивление мира общественных отношений. Каждый живет и действует в реальном мире социальных взаимоотношений, множестве самых различных социальных контекстов.  Деятельность человека по каким-либо изменениям в общ-ве вызывает ответную реакцию со стороны множества людей, с которыми он реально связан и чьи интересы он задевает. Эти реакции общ-ва чрезвычайно важны для человека. Они выступают и как побудительные мотивы (похвала), и как своеобразные ограничители его свободы, побуждающие его воздержаться от каких-либо поступков или урезонить их. Духовная жизнь во всей своей глубине открыта только самому субъекту. Что и как Я думаю, как оцениваю других, чем Я терзаюсь, это ведомо только Мне. Если духовный идеальный мир человека абсолютно защищен от внешнего социального мира, значит человек в этом мире не испытывает давления со стороны других людей. Свобода – это не качество деятельности, это глубинное основополагающее кач-во человека, его бытия.

Вопрос № 66

Профессиональный портрет социального работника.

Социальная работа- сложный процесс сложения знаний и умений в области теории управления, эк-ки, политики, социологии, медицины… Ее эффективность зависит от личных особенностей и кач-в  социального работника. В РФ должность соцработника введена в 1991 году. Требования к соцработнику вытекают из его функций: 1. Диагностическая – изучение семьи, общ-ва, определяет ход развития проблемы. 2. Прогностическая –развитие процессов, событий в семье, общ-ве и вырабатывает модели социального поведения. (протесты, митинги, прошения, мирные урегулирования) 3. Правозащитная –использует законы и правовые акты  для оказания помощи населению 4. Организационная 5. Предупредительная 6. Социально-педагогическая –выявляет интересы  в потребностях людей в разных видах деятельности 8. Психологическая- помогает адаптироваться, психологическая помощь. 9. Социально-бытовая –помощь в улучшении быть. Работа соцработника характеризуется 3 подходами при решении проблемы: 1. Воспитательный 2. Адвокативный –выполняет ролевые ф-ции адвоката 3. Осуществляет роль сторонника, посредника, в преодолении апатии… источник уверенности соцработника в его праве оказывать это влияние : 1. Знание и опыт .2. узаконенные полномочия 3. Статус и репутация 4.  кач-ва  идеального человека 5. Хорошее владение информацией. Соцработник должен: 1. Иметь профессиональную подготовку.2. обладать высокой культурой, владеть информацией о политике, эк-ке, культуре 3. Должен уметь предвидеть последствия того или иного шага. 4. Обладать социальной приспособленностью (к разным условиям ) 5. Иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие 6. Эмоциональная устойчивость 7. Уметь принимать решения в неожиданных ситуациях


Вопрос № 12

Социальная стратификация и ее исторические типы.

Социальная стратификация может основываться на определенном уровне жизни людей. Уровень реальных доходов населения зависит от динамики доходов населения и изменения цен на товары и услуги за определенный период. Он может быть исчислен и на душу населения. Уровень жизни- это совокупность условий жизни (труд, быт, досуг) людей, соответствующий достигнутому уровню общественного производства. И обусловлено общественным строем (развитые  и развивающиеся страны). Важным показателем уровня жизни является минимальный потребительский бюджет семьи. Он характеризует минимальный необходимый уровень потребления благ и услуг для обеспечения нормальной жизнедеятельности семьи при данном уровне развития производственных сил. В настоящее время прожиточный минимум включает в себя 10 основных групп  продовольственного питания и рассчитывается по различным регионам, по различным социально-возрастным группам и отдельно в среднем по России. Минимальный потребительский бюджет – не просто величина, это точка отсчета бедности. Чьи доходы ниже предела, те нуждаются в поддержке гос-ва в первую очередь. Знания показателя уровня бедности позволяет:

v  Установить минимальную зарплату, ниже которой работодатель не может оплачивать труд работающих у него людей.

v  Для установления различных пенсий, пособий, стипендий, которые не должны опускать ниже  минимального  уровня.

v  Минимальный прожиточный уровень является основной для установления смет и расходов на содержание граждан в домах для престарелых, инвалидов, детских домах, интернатах, в больницах, тюрьмах. Анализ, проведенный ЦЭНИИС мин экономики РФ по итоговым материалам за 1992 год дает основание утверждать, что по реальным денежным доходам в РФ производится расслоение общ-ва на 4 группы.

1.    .- 36-40 % (населения)- менее 5.5 тыс. руб. в месяц.

2.    –33-35%- 5.5- 15.0

3.    –18-20% - 15.0-16.0

4.    –13-15%- свыше 60 тысяч рублей в месяц.

Согласно исследованиям 1992 в многодетных семьях центральной России на питание уходит около 70.3 % от годового дохода семьи. В условиях рыночной экономики на смену централизованному регулированию уровня жизни приходят новые методы гос. Регулирования уровня жизни: индексация и компенсация. Индексация – это установленный механизм автоматической коррекции доходов., позволяющий частично или полностью возместить рост стоимости жизни. Источники средств , из которых осуществляются выплаты по индексации: 1. Работникам предприятия госбюджнтной сферы- из гос. И местного бюджета. 2. Гражданам, занятых в коммерческой сфере – определяется при подписании коллективного договора. 3. Рабочие общественных организаций- устанавливаются организацией за счет собственных средств. Компенсация- возмещение расходов населения, соц. Групп органами власти в связи с наступившим или ожидаемым повышением цен. Компенсация- это меньшая опасноть с точки зрения провоцирования инфляции, но вместе с ней не создает условий постоянной поддрежки, характерной для индексации.

Вопрос № 13

Деньги и их функция.

Деньги –это общепризнанные знаки оплаты за товары и услуги. Сначала  это были золото и серебро, сейчас – банкноты. Деньгами может являться любая вещь, принимаемая как оплата за товары и услуги. Функции денег:

X  Средства обращения, т.е. инструмент простого и быстрого обмена товаров

X  Мера стоимости, т.е. общепринятый измеритель и показатель рыночной ценности любого товара

X  Средства накопления

Билет № 17

Демократия, формы, признаки. Институты прямой демократии.

В современной науке под демократией понимается политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти. Предпосылки демократии :1.Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов.2.Высокая степень развития общей и политической культуры общества. 3.Многообразие  форм собственности. Признаки демократии:1.Признание народом источником власти и носителем суверенитета .2.Равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни.3.Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание.4.Принцип большинства - именно большиство, а не меньшинство, выражает через институты демократии свою волю. 5.Право меньшинства на оппозицию. 6.Политический плюрализм (партии, движения). 7.Правовое гос-во. 8.Система разделения властей . 9.Гласность в действиях гос органов и должностных лиц. 10.Выборность основных органов власти на основе всеобщего, равного избирательного права. 11.Развитая системы органов местного самоуправления. Выделяют  2 формы демократии - прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии являются выборы и референдумы. К ним можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации. Все институты  непосредственной демократии можно разделить на: 1.имеющие окончательное значение (выборы) 2.имеющие консультативное значение. Представительная демократия подразумевает возможность народа осущ-влять свою власть через своих представителей.

Вопрос № 18

Исторические типы цивилизации, их характерные черты.

Разнообразие общ. Жизни связано с  исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами. И сегодня, как много веков назад, человечество представлено 2 основными типами цивилизаций, уходящими своими корнями в далекое прошлое. Первый тип- традиционные общества. Они берут свое начало В древневосточной цивилизации, где земля, ирригационная система были собственностью общины. Каждая семья имела определённый участок земли, который давался ей во временное пользование. Господствовала экстенсивная технология , направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабливаясь к окружающей среде. Этот тип общ-в, получивший название традиционного, сохранился до наших дней. Он представлен  многими государствами третьего мира., странами Азии и Африки. Среди духовных ценностей главное- установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к целенаправленному преобразованию. Особое значение имеют традиции, обычаи. В целом, ценностно-духовная жизнь ставится выше экономической. Большую роль в этих странах играет религия. Второй тип- западная цивилизация.  Западное общ-во  во многих чертах отличается от традиционного. Данная цивилизация сущ-вует чуть более 300 лет. Требовалось  предельного напряжения физических и  интеллектуальных сил общ-ва, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу. Формировалась и новая система ценностей На первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Безусловную ценность приобрело научное познание. Научные открытия и технические новшества позволили наладить массовое производство. Индустриальный мир стремился к наращиванию объемов, скоростей, мощностей. К середине нашего столетия индустриальная цивилизация превратилась в общ-во массового производства и потребления.

Страницы: 1, 2, 3