Реферат: Социология
Реферат: Социология
Вопрос № 1
Теории
происхождения человека.
Сущ-вует
множество теорий о происхождении человека. Впервые человек стал задумываться о
своем происхождении очень давно. Каждое племя имело свой тотем (священное
животное), от которого, как считалось, они взяли свой род. Но в христианских
странах вплоть до 19в подобные предположения считались недопустимыми. Впрочем,
смельчаков, рискующих опровергать теорию о сотворении человека Богом из глины
на 6 день творения, почти и не находилось. Противники эволюционных идей даже
создали особое учение – креационизм, научно обосновывавшее акт божественного
творения. Даже сейчас многие считают, что человека сотворил Бог. Среди биологов
по этому поводу бытует такая шутка: « 10000 лет спустя существа, населяющие
Землю, будут с негодованием отрицать свое происхождение от человека». Как же
вопрос о происхождении человека решается современной наукой? Человек разумный
относится с семейству людей, подотряду человекообразных обезьян отряда приматов.
Первые приматы появились около 70 млн. лет назад, первые человекообразные
обезьяны –34млн лет назад. В последнее время ученые предложили совершенно новый
способ определения степени родства любых живых организмов. Они сравнивают
насколько совпадает строение ДНК двух животных существ. Этот метод применили к
человекообразным обезьянам. После сравнения выяснилось, что человек отличается
от шимпанзе всего на 2.5 %, немногим больше от гориллы, а от низших обезьян-
10%. Но это не значит, что человек произошел от обезьян, считается, что у них
был один общий предок. Существует еще множество различных гипотез о
происхождении, таких как: много млн. лет назад на землю упал метеорит, на
котором была жизнь. Теперь, в результате мутации и изменения существует
человек.
Вопрос № 2
Экономика как
система. Основные показатели развития экономики.
Экономика – это способ организации деятельности людей,
направленных на создание благ, необходимых им для потребления. Благо-это все,
что ценится людьми, как средство удовлетворения своих нужд. Американские специалисты
определили 4 типа экономических систем:
X Традиционная эк-ка. Старшее поколение
передает свои навыки младшему. В традиц. эк-ке никогда не бывает излишек.
X Плановая эк-ка. Все производится по
плану. Планы считаются приказом. Приказ отдает администрация.
X Рыночная эк-ка. Эк-ка свободного
предпринимательства.
X Смешанная эк-ка. В этой эк-ке гос-во
следит лишь за некоторыми отраслями производства.
Перед каждой
экономической системой стоит 3 вопроса: 1) что производить 2)как производить
3) для кого производить
Номинальный ВВП – ценность (в текущих рыночных ценах) общего
конечного продукта произведенного внутри страны в течение данного года и
проданного. ВВП = C + Ig + G + Xn , где C – это личные потребительские расходы, Ig – валовые частные внутренние инвестиции, G- это государственные закупки товаров и услуг , Xn –это чистый экспорт.
Реальный ВВП –
это номинальный ВВП с поправкой на инфляции (т.е. деленный на дефлятор ВВП –
это отношение реального ВВП к номинальному ).Номинальный ВНП –это ценность
всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года с помощью факторов
производства принадлежащих гражданам данной страны. Способ расчета ВНП такой же
как и ВВП. Реальный ВНП – это номинальный ВНП с поправкой на инфляцию. Чистый
национальный продукт = ВНП – амортизация.
Билет № 3
Духовная
культура, ее формы и разновидности.
Культурой
принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности,
закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение
при помощи определенных знаковых систем, а также путем обучения и подражания.
Традиционную культуру принято подразделять на материальную и духовную. Под
материальной подразумевают технику, производственный опыт. Подвиды материальной
культуры: природные объекты, которые подверглись влиянию человека (рубило
древнего человека), искусственно-природные объекты (японский сад камней),
синтетически-природные объекты (пластмассы), социально-культурные объекты (шоссейные
дороги), социально-материальные объекты (компьютеры, машины). К духовной
культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право.
Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и
содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены
данного вида культуры, а содержание- то, что они значат для личности и общ-ва.
В духовной культуре выделяют подвиды: произведения монументального искусства
(скульптура), театральное искусство, произведение изобразительного искусства,
общественно-психологические явления (обычаи, традиции).
Билет № 7
Науки об
обществе и человеке в 20 в.
История,
философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и другие.
История изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
Исследует факты, события и процессы на базе исторических источников и ряд
вспомогательных исторических дисциплин. История делится на всемирную и историю
стран и народов. Философия исследует познавательное, социально-политическое,
ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Основные
разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания).
Логика, этика, эстетика. Основные тенденции современной философии связаны с
осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека,
судьбы человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа
человеческого познания, бытие и язык. Социология- наука об общ-ве как целостной
системе и об отдельных социальных процессах, закономерностях массового
поведения людей, отношениях человека и общества. Этика - философская
дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Центральной проблемой для этики
остается проблема добра и зла. Эстетика - философская наука, изучающая сферу
эстетического как специфического проявления ценностного отношения между
человеком и миром и область художественной деятельности людей. Основной
проблемой является проблема всего прекрасного.
Билет № 8
Глобальные
проблемы и противоречия развития современного мира.
Во второй
половине нашего столетия человечество столкнулось с группой проблем, от решения
которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. Эти
проблемы получили название глобальных. К ним относят в первую очередь следующие:
предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и
его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между
развитыми странами Запада и развивающимися странами "третьего мира",
стабилизация демографической цивилизации на планете. Всё большее значение в
последние десятилетия приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения
распространения СПИДа, наркомании, возражение культурных и нравственных
ценностей, борьба с международным терроризмом. Пути решения: по поводу
предотвращения войны - надо, как говорил Эйнштейн, изменить отношение друг к
другу и предупреждать политиков об опасности катастрофы. Создать миропорядок на
принципах: отношение к человеку, как к высшей ценности, отказ от войны как средства
решения спорных вопросов, признание права народов самостоятельно выбирать свою
судьбу, понимания современного мира как целостного и взаимосвязанного
сообщества людей. ПЕРСПЕКТИВА ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА - в
изменениях производственной деятельности человека, его сознания и образа жизни.
Научно-технический прогресс может создать безотходное производство, построенное
по принципу замкнутого цикла.
Вопрос № 9
Возможности
и способности человека, их виды и пути реализации.
Духовность
человека имеет прямую связь с развитием человека, как свободного субъекта.
Свободный человек- это его самореализация, осуществление и воплощение своего
человеческого потенциала, самореализация осуществляется не в вакууме, а в
реальной материальной природе, соц. среде, поэтому она подталкивается как на
содействие, так и на сопротивление обстоятельствам, в том числе и общественные.
Общественное сопротивление- важное ограничение свободы человеческой
деятельности (хочешь, но не можешь, но можешь найти единомышленников). Человек
свободен да тех пределов и досколько, до каких и поскольку он может
преодолевать эти сопротивления. В этом отношении духовный мир обеспечивает
совершенно иные условия его жизнедеятельности. Деятельность человека в области
духовной культуры на несколько порядков более свободна, чем реальная
производительная деятельность. Другим барьером свободы жизнедеятельности
является сопротивление мира общественных отношений. Каждый живет и действует в
реальном мире социальных взаимоотношений, множестве самых различных социальных
контекстов. Деятельность человека по каким-либо изменениям в общ-ве вызывает
ответную реакцию со стороны множества людей, с которыми он реально связан и чьи
интересы он задевает. Эти реакции общ-ва чрезвычайно важны для человека. Они
выступают и как побудительные мотивы (похвала), и как своеобразные ограничители
его свободы, побуждающие его воздержаться от каких-либо поступков или урезонить
их. Духовная жизнь во всей своей глубине открыта только самому субъекту. Что и
как Я думаю, как оцениваю других, чем Я терзаюсь, это ведомо только Мне. Если
духовный идеальный мир человека абсолютно защищен от внешнего социального мира,
значит человек в этом мире не испытывает давления со стороны других людей.
Свобода – это не качество деятельности, это глубинное основополагающее кач-во
человека, его бытия.
Вопрос № 66
Профессиональный портрет социального
работника.
Социальная
работа- сложный процесс сложения знаний и умений в области теории управления,
эк-ки, политики, социологии, медицины… Ее эффективность зависит от личных
особенностей и кач-в социального работника. В РФ должность соцработника
введена в 1991 году. Требования к соцработнику вытекают из его функций: 1. Диагностическая
– изучение семьи, общ-ва, определяет ход развития проблемы. 2. Прогностическая
–развитие процессов, событий в семье, общ-ве и вырабатывает модели социального
поведения. (протесты, митинги, прошения, мирные урегулирования) 3.
Правозащитная –использует законы и правовые акты для оказания помощи населению
4. Организационная 5. Предупредительная 6. Социально-педагогическая –выявляет
интересы в потребностях людей в разных видах деятельности 8. Психологическая-
помогает адаптироваться, психологическая помощь. 9. Социально-бытовая –помощь в
улучшении быть. Работа соцработника характеризуется 3 подходами при решении
проблемы: 1. Воспитательный 2. Адвокативный –выполняет ролевые ф-ции адвоката
3. Осуществляет роль сторонника, посредника, в преодолении апатии… источник
уверенности соцработника в его праве оказывать это влияние : 1. Знание и опыт
.2. узаконенные полномочия 3. Статус и репутация 4. кач-ва идеального
человека 5. Хорошее владение информацией. Соцработник должен: 1. Иметь
профессиональную подготовку.2. обладать высокой культурой, владеть информацией
о политике, эк-ке, культуре 3. Должен уметь предвидеть последствия того или
иного шага. 4. Обладать социальной приспособленностью (к разным условиям ) 5.
Иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие 6.
Эмоциональная устойчивость 7. Уметь принимать решения в неожиданных ситуациях
Вопрос № 12
Социальная
стратификация и ее исторические типы.
Социальная
стратификация может основываться на определенном уровне жизни людей. Уровень
реальных доходов населения зависит от динамики доходов населения и изменения
цен на товары и услуги за определенный период. Он может быть исчислен и на душу
населения. Уровень жизни- это совокупность условий жизни (труд, быт, досуг)
людей, соответствующий достигнутому уровню общественного производства. И
обусловлено общественным строем (развитые и развивающиеся страны). Важным
показателем уровня жизни является минимальный потребительский бюджет семьи. Он
характеризует минимальный необходимый уровень потребления благ и услуг для
обеспечения нормальной жизнедеятельности семьи при данном уровне развития
производственных сил. В настоящее время прожиточный минимум включает в себя 10
основных групп продовольственного питания и рассчитывается по различным
регионам, по различным социально-возрастным группам и отдельно в среднем по
России. Минимальный потребительский бюджет – не просто величина, это точка
отсчета бедности. Чьи доходы ниже предела, те нуждаются в поддержке гос-ва в
первую очередь. Знания показателя уровня бедности позволяет:
v Установить минимальную зарплату, ниже
которой работодатель не может оплачивать труд работающих у него людей.
v Для установления различных пенсий,
пособий, стипендий, которые не должны опускать ниже минимального уровня.
v Минимальный прожиточный уровень является
основной для установления смет и расходов на содержание граждан в домах для
престарелых, инвалидов, детских домах, интернатах, в больницах, тюрьмах.
Анализ, проведенный ЦЭНИИС мин экономики РФ по итоговым материалам за 1992 год
дает основание утверждать, что по реальным денежным доходам в РФ производится
расслоение общ-ва на 4 группы.
1.
.- 36-40 %
(населения)- менее 5.5 тыс. руб. в месяц.
2.
–33-35%- 5.5- 15.0
3.
–18-20% - 15.0-16.0
4.
–13-15%- свыше 60
тысяч рублей в месяц.
Согласно
исследованиям 1992 в многодетных семьях центральной России на питание уходит
около 70.3 % от годового дохода семьи. В условиях рыночной экономики на смену
централизованному регулированию уровня жизни приходят новые методы гос.
Регулирования уровня жизни: индексация и компенсация. Индексация – это установленный
механизм автоматической коррекции доходов., позволяющий частично или полностью
возместить рост стоимости жизни. Источники средств , из которых осуществляются
выплаты по индексации: 1. Работникам предприятия госбюджнтной сферы- из гос. И
местного бюджета. 2. Гражданам, занятых в коммерческой сфере – определяется при
подписании коллективного договора. 3. Рабочие общественных организаций-
устанавливаются организацией за счет собственных средств. Компенсация-
возмещение расходов населения, соц. Групп органами власти в связи с наступившим
или ожидаемым повышением цен. Компенсация- это меньшая опасноть с точки зрения
провоцирования инфляции, но вместе с ней не создает условий постоянной
поддрежки, характерной для индексации.
Вопрос № 13
Деньги и их
функция.
Деньги –это общепризнанные знаки оплаты за товары и услуги.
Сначала это были золото и серебро, сейчас – банкноты. Деньгами может являться
любая вещь, принимаемая как оплата за товары и услуги. Функции денег:
X Средства обращения, т.е. инструмент
простого и быстрого обмена товаров
X Мера стоимости, т.е. общепринятый
измеритель и показатель рыночной ценности любого товара
X Средства накопления
Билет № 17
Демократия,
формы, признаки. Институты прямой демократии.
В современной
науке под демократией понимается политический режим, основанный на признании
народа источником и субъектом власти. Предпосылки демократии :1.Высокий
уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое
благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного
согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов.2.Высокая
степень развития общей и политической культуры общества. 3.Многообразие форм
собственности. Признаки демократии:1.Признание народом источником власти
и носителем суверенитета .2.Равноправие граждан, равная возможность участия в
политической жизни.3.Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание.4.Принцип
большинства - именно большиство, а не меньшинство, выражает через институты
демократии свою волю. 5.Право меньшинства на оппозицию. 6.Политический
плюрализм (партии, движения). 7.Правовое гос-во. 8.Система разделения властей .
9.Гласность в действиях гос органов и должностных лиц. 10.Выборность основных
органов власти на основе всеобщего, равного избирательного права. 11.Развитая
системы органов местного самоуправления. Выделяют 2 формы демократии - прямую
(непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой
демократии являются выборы и референдумы. К ним можно отнести собрания,
митинги, шествия, демонстрации. Все институты непосредственной демократии
можно разделить на: 1.имеющие окончательное значение (выборы) 2.имеющие
консультативное значение. Представительная демократия подразумевает возможность
народа осущ-влять свою власть через своих представителей.
Вопрос № 18
Исторические
типы цивилизации, их характерные черты.
Разнообразие
общ. Жизни связано с исторической средой существования обществ, которая
складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами,
государствами. И сегодня, как много веков назад, человечество представлено 2
основными типами цивилизаций, уходящими своими корнями в далекое прошлое.
Первый тип- традиционные общества. Они берут свое начало В
древневосточной цивилизации, где земля, ирригационная система были
собственностью общины. Каждая семья имела определённый участок земли, который
давался ей во временное пользование. Господствовала экстенсивная технология ,
направленная главным образом на овладение внешними природными процессами.
Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально
приспосабливаясь к окружающей среде. Этот тип общ-в, получивший название
традиционного, сохранился до наших дней. Он представлен многими государствами
третьего мира., странами Азии и Африки. Среди духовных ценностей главное-
установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к
целенаправленному преобразованию. Особое значение имеют традиции, обычаи. В
целом, ценностно-духовная жизнь ставится выше экономической. Большую роль в
этих странах играет религия. Второй тип- западная цивилизация. Западное
общ-во во многих чертах отличается от традиционного. Данная цивилизация
сущ-вует чуть более 300 лет. Требовалось предельного напряжения физических и
интеллектуальных сил общ-ва, постоянного совершенствования орудий труда,
способов воздействия на природу. Формировалась и новая система ценностей На
первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность
человека. Безусловную ценность приобрело научное познание. Научные открытия и
технические новшества позволили наладить массовое производство. Индустриальный
мир стремился к наращиванию объемов, скоростей, мощностей. К середине нашего
столетия индустриальная цивилизация превратилась в общ-во массового
производства и потребления.
Страницы: 1, 2, 3
|
|