Реферат: Социологические идеи Томаса Мора
Реферат: Социологические идеи Томаса Мора
Гуманистический
идеал справедливого, бесклассового общества в "Утопии" Томаса Мора.
Социальный
критицизм и антииндивидуализм Мора.
Физический
и умственный труд в Утопии.
Моральность
и религия в Утопии.
Значение
"Утопии".
Томас Мор (1478 - 1535) происходил из зажиточной семьи
лондонских
бюргеров. Отличался редкой начитанностью в греческих и
латинских
авторов, как и в библейских текстах и произведениях
отцов
христианской церкви. Разносторонний писатель, Мор не
чурался
и политической деятельности - он был некоторое время и
членом
английского парламента, и шефом Лондона, выполняя
дипломатические
поручения.
Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины,
английский
гуманист проникся сочувствием к бедствиям ее народных
масс.
Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом
произведении
с длинным заголовком в духе того времени - "Весьма
полезная,
как и занимательная, поистине золотая книжка о
наилучшем
устройстве государства и о новом острове Утопия...".
Она
была издана при ближайшем участии Эразма Роттердамского,
близкого
друга, посвятившего ему свою "Похвалу глупости",
законченную
в доме Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую
популярность
в гуманистических кругах.
Повествование в ней ведется от имени вымышленного автором
путешественника
Рафаила Готлодея, что сообщило книге
дополнительный
литературный успех в эпоху географических открытий
и
путешествий. Именно такой страной и была объявлена здесь Утопия
-
греческое слово, образованное Мором и обозначавшее буквально
"место,
которого нет" (сам он переводил название этой страны как
"Нигдея",
Nusguama).
Книга состоит из двух частей. Вторая, большая из них и
написанная
сначала, излагает утопийский образ жизни, в то время
как
первая часть, написанная после второй, дает прежде всего
весьма
критическое описание современной Англии.
В дальнейшем Мор стал ближайшим сотрудником короля
Генриха
VШ, который в своих политических расчетах оказывал
известное
покровительство гуманистам, используя их литературные и
политические
таланты. Мор получил рыцарское звание, был
председателем
палаты общин, а в 1629 г. занял высший
государственный,
став лордом-канцлером Англии. Однако судьба его
круто
изменилась, когда Генрих VШ решил стать на путь церковной
реформы,
чтобы завладеть богатствами католической церкви в
Англии.
Мор держался за идею духовного единства
христианско-католического
мира и был противником такой церковной
реформы,
которая один вероисповедный догматизм заменяла другим,
столь
же нетерпимым. Отказавшись присягнуть королю как новому
главе
церкви, лорд-канцлер в 1632 г. покинул свой пост, но был
обвинен
в государственной измене и по приказу короля заключен в
Тауэр.
Через три года король милостиво разрешил отрубить ему
голову
(первоначальный приговор предполагал более мучительную
казнь).
Гуманистическое мировоззрение автора "Утопии" привело его
к
выводам большой социальной остроты и значимости, особенно в
первой
части этого произведения. Проницательность автора отнюдь
не
ограничивалась констатацией ужасной картины социальных
бедствий,
подчеркнув в самом конце своего произведения, что при
внимательном
наблюдении жизни не только Англии, но и "всех
государств",
они не представляют собой "ничего, кроме некоего
заговора
богатых, под предлогом и под именем государства думающих
о
своих выгодах".
Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное
направление
проектов и мечтаний во второй части "Утопии".
Многочисленные
исследователи этого произведения констатировали не
только
прямые , но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии
(прежде
всего евангельские), в особенности же античных и
раннехристианских
авторов. Из всех произведений, оказавших на
Мора
наибольшее воздействие, выделяется платоновское
"Государство".
Многие гуманисты, начиная с Эразма, видели в
"Утопии"
долгожданную соперницу этого величайшего творения
политической
мысли, произведения, существовавшего к тому времени
почти
два тысячелетия.
Если ли не самую характерную, определяющую черту
социально-философской
доктрины, лежащую в основе "Утопии",
составляет
антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни,
мыслимой
в идеальном государстве. Последовательный же
антииндивидуализм
с необходимостью требует отмены частной
собственности.
Максимальное равенство в размерах собственности и
сопутствующего
им уравнения в потреблении - нередкое требование
народно-оппозиционных
движений в эпоху средневековья, получавших
обычно
религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как
активного
сторонника "христианского гуманизма", взывавшего к
первоначальному
христианству с его идеалами всечеловеческого
равенства.
Мор был убежден, что "от правителя, как из какого-нибудь
неиссякаемого
источника, распространяется на весь народ все
доброе
и злое". Таким полулегендарным правителем и был Утоп,
некогда
завоевавший воображаемый остров и заложивший
политические,
социальные и моральные устои основанной им Утопии.
В
утопическом государстве какой-то значительной ценности нет у
всех
его жителей. Ее отсутствие в особенности подчеркнуто тем,
что
здесь нет денег, не играющих никакой роли в его экономической
жизни.
Золото (как и серебро) утопийцы не использовали в быту,
даже
для украшений. Более того, именно из этих металлов здесь
изготовлялись
ночные горшки и другие сосуды для нечистот, а если
и
делались кольца и цепи, то для того, чтобы надеть их как более
тяжелые
и мучительные оковы на тех, кто опозорил себя
каким-нибудь
преступлением и стал в результате его рабом. Так
великий
гуманист выразил свое отвращение к все возрастающей роли
золота,
роли денег, приносивших бесчисленное зло уже в ту эпоху.
Единственное
употребление золота, без чего не может обойтись
утопийское
государство, - это его применение во внешних сношениях
и
тем более во время войн, которые утопийцы вынуждены вести с
соседними
государствами и народами, живущими обычной жизнью.
Но отсутствие частной собственности и денег не могло
стать
следствием простого морально-юридического законодательства,
восходившего
к мудрому и доброму Утопу. Они могли развиться лишь
в
результате всеобщего участия утопийцев в трудовой деятельности.
Понимание
необходимости ее организации как непременного условия,
без
которого невозможна никакая реализация стремлений к
равенству,
и делает Мора первым представителем утопического
коммунизма,
т.к. отсутствие частной собственности и всеобщее
участие
в труде делают утопическое общество социально однородным.
В "Утопии" в первую очередь речь идет о физическом труде,
что
естественно для данной эпохи. Мор подчеркивает необходимость
труда
ремесленников и земледельцев для жизни любого государства и
вместе
с тем указывает на обычное отсутствие у государственных
руководителей
заботы о тех, кто исполняет различные разновидности
такого
труда, не испытывая к ним никакого интереса вследствии
утраты
ими по возрастным и другим причинам способности к трудовой
деятельности.
Великий гуманист, принадлежавший к состоятельным и
даже
правящим классам переходил на позиции трудящихся классов.
Труд в Утопии выступает в двух обычных в ту эпоху
разновидностей
- ремесленной и сельскохозяйственной. Участие как
в
первой, так и во втором обязательно для всех без исключения
утопийцев.
Труд стал здесь не только жизненной, но и моральной
необходимостью.
Этот свободный труд, строго ограничен только
шестью
часами весьма производителен.
Существенная сторона утопической жизни - наличие здесь
рабов,
в которых обычно превращаются тяжкие преступники. Эта
социальная
категория неизвестной численности обречена на самые
тяжелые
и неприятные работы. Наличие данной категории вносит
значительную
поправку в бесклассовость утопийского общества.
Жизнь
же самих утопийцев построена на принципах республиканской
демократии,
тайного голосования, выборности всего начальства и
т.п.
Всеобщий и свободный труд производит здесь такое обилие
продуктов
и вещей, что их оказывается вполне достаточно для
удовлетворения
потребностей всех утопийцев. Среди них нет ни
бедных,
ни богатых, ни тем более нищих, ибо в условиях, когда
"все
принадлежит всем", "хотя ни у кого там ничего нет, все,
однако
же, богаты".
Умственный труд в качестве профессионального не играет в
Утопии
главной роли. В утопии делом чтения и изучения книг
занимается
небольшая категория наиболее одаренных утопийцев в
противоположность
многим государствам, где "еще и теперь наукам
посвящают
себя чурбаны и дубины, а замечательно одаренные умы
пропадают
в удовольствиях" - явный антифеодальный выпад. Именно
из
этой ученой категории, свободной от физического труда,
избираются
различные должностные лица, включая главу государства,
а
также священники. Но все они жестко не противостоят основной
массе
утопийцев. Будучи избавлены от "телесного рабства", в
принципе
каждый утопиец может достичь "духовной свободы и
просвещения",
осваивая различные науки. Для этой цели в
предрассветные
часы даже устраиваются специальные чтения. Тем
самым
и перед любым утопийцем открывается возможность того, что
мы
именуем всесторонним развитием личности.
Но какую бы роль в жизни утопийцев ни играло собственно
интеллектуальное
начало, моральная сторона их жизни более важна.
Автор
"Утопии" считает, что справедливость - "главнейшая опора
государства".
Здесь неоднократно подчеркивается, что человек
представляет
собой высшую ценность, которую нельзя подменить
никаким
золотом. Но вот что касается понимания счастья жителями
Евтопии
(т.е. Страны блаженства - второе название Утопии), то
перед
нами вырисовывается уже достаточно распространенный тогда
гуманистический
идеал антиаскетизма, стремления к наслаждению,
удовольствию
в духе эпикуреизма. Среди удовольствий первое место
принадлежит
здоровью, которому вредит псевдосвященный аскетизм с
его
постами и другими атрибутами. Радости еды и питья должны быть
весьма
умеренными, ориентированными прежде всего на человеческое
здоровье.
Утопийцев отличает принципиальное миролюбие. Сами они по
собственной
инициативе никогда не прибегают к войне, но ведут ее
с
величайшей самоотверженностью, когда она им навязана или когда
им
приходится идти навстречу просьбам того или иного народа,
свергающего
укрепившуюся у них тиранию.
Утопическая жизнь подчиняется не столько юридическим,
сколько
этическим законам. Писанный законов у них очень мало, и
они
настолько просты, что каждый без труда разбирается в них.
Много
законов и не требуется для народа, у которого "все законы
издаются
только для того, чтобы напомнить каждому его долг".
Проблема морали неотделима от проблемы религии. В духе
гуманистического
просветительства Мор различает подлинную религию
и
суеверие, которое многие утопийцы принимают за религию.
Содержание утопийской религии сводится к убеждению в
существовании
единого божественного существа
("родителя"),
разлитого во всем мире и время от времени
напоминающего
о своем существовании посредством чудес,
необъяснимых
при помощи природы и свидетельствующих о
божественном
проведении. Подлинная религия невозможна и без веры
в
бессмертие индивидуальной души, как и в загробное воздаяние. В
Утопии
существует полная веротерпимость, и каждый волен мыслить
бога
в соответствии со своими понятиями. Идея веры требует такого
разнообразия,
лишь бы были соблюдены те общие положения, без
которых
она невозможна.
О глубине гуманистической идеи веротерпимости
свидетельствует
и то, что она распространяется даже на атеистов -
тех,
кто не верит в общерелигиозные положения. В духе своей эпохи
Мор
считает таких людей аморальными, но утопийцы, которым чуждо
всякое
притворство и ложь, не заставляют их скрывать свои
взгляды,
не подвергают их наказанию, хотя и запрещают выступать с
ними
перед толпой.
Главные ревнители религии в Утопии - выборные священники.
Они
явно противопоставлены множеству тогдашних служителей церкви,
ибо
их главная особенность - исключительное благочестие,
безупречная
мораль. Обучая детей и юношество, они ставят
последнюю
выше их интеллектуального развития. Эти жрецы морали
пользуются
среди утопийцев наибольшим авторитетом по сравнению со
всеми
другими должностными лицами.
"Утопия" оказала весьма значительное воздействие на
различных
философов и литераторов эпохи Возрождения.
Слово "утопия" стало нарицательным и означает все то, о
чем
можно помечтать и даже порассуждать, но что при более
глубоком
размышлении оказывается теоретически несостоятельным и
практически
несбыточным.
В истории общества и общественной мысли утопия нередко
служила
формой выражения революционной идеологии. Многие основные
принципы
освободительного движения трудящихся, нравственные и
законодательные
нормы, системы педагогики и образования были
впервые
сформулированы в "Утопии".
Утопия не утратила своей роли в качестве специфического
жанра
литературы. Положительное значение утопии в современную
эпоху
проявляется в двух направлениях: она позволяет
предвосхищать
вероятное отдаленное будущее, которое на данном
уровне
познания не может быть научно предсказано в конкретных
деталях,
и может также предостерегать от некоторых отрицательных
социальных
последствий человеческой деятельности. Эти формы
утопии
стимулировали развитие в социологии методов нормативного
прогнозирования
и сценариев с целью анализа и оценки
желательности
и вероятности предполагаемого развития событий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Мор Т. Утопия. - М.,1978.
2.
Осиновский И.Н. Томас Мор: Утопический коммунизм, гуманизм.
Реформация.-
М.,1978.
3.
Соколов В.В. Европейская философия ХV - ХVП веков.- М.,1984.
4.
Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.
|