Реферат: Социальное страхование и обеспечение
Методические рекомендации по проведению налоговыми органами
документальных проверок полноты и правильности исчисления страховых взносов
даны в письме ГНС РФ от 24.11.98 № ШС-6-07/851 "О Методических рекомендациях
по проведению документальных проверок организаций по полноте и правильности
уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" и в
письме ГНС РФ от 18.09.98 № ШС-6-07/630@.
С 4 января 1999 г. вступил в силу Федеральный закон
от 04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1999 год" (далее Закон), вносящий
кардинальные изменения в определение базы для исчисления страховых платежей в
отдельные фонды и содержащий ряд других принципиально новых норм.
Отчисления в социальные фонды производятся
на основании следующих нормативных документов:
· отчисления взносов в Пенсионный фонд
– на основании перечня выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный
Фонд Российской Федерации (утвержденный постановлением Правительства РФ от
7.05.1997 г. № 546). Разъяснения по применению Перечня – постановление
Правления ПФР от 15.09.1997 г. № 73;
· взносы в фонды обязательного
медицинского страхования - в соответствии с Инструкцией о порядке взимания
взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование;
·
взносы в фонд
социального страхования – на основании Перечня выплат заработной платы и других
выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при
определении среднемесячного заработка для начисления пенсий и пособий по государственному
социальному страхованию;
·
взносы в
Государственный фонд занятости: в соответствии с Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в
Государственный фонд занятости Российской Федерации, действующий с 1 ноября
1999 года. Данный Перечень введен в действие постановлением Правительства РФ
от 26 октября 1999 г. № 1193, принятым во исполнение статьи 11 Федерального
закона от 1 мая 1999 г. № 90-ФЗ «О бюджете Государственного фонда занятости
РФ».
В
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 04.01.99 № 1-ФЗ
"О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования
на 1999 год" установлены следующие тарифы страховых взносов в фонды
социального назначения.
В Пенсионный
фонд Российской Федерации
для
работодателей-организаций — в размере 28 %; для работодателей-организаций, занятых
в производстве сельскохозяйственной продукции, — в размере 20,6 % выплат в денежной
и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям
независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам
гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и
оказание услуг, а также по авторским договорам;
для
индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без
гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также для частных
детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, родовых, семейных общин
коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями
хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6 % дохода от
предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с
его извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения, — 20,6 % дохода, определяемых исходя из
стоимости патента. Для большинства предпринимателей, использующих наемный
труд, тариф платежей с наемных работников установлен в размере 28 % выплат в
денежной и натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем
основаниям независимо от источника финансирования.
Однако для родовых, семейных общин коренных
малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования,
а также для крестьянских (фермерских) хозяйств, использующих наемный труд,
действует тариф платежей с хозяйств в части наемных лиц в размере 20,6 % выплат
в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем
основаниям независимо от источников финансирования.
Кроме того, для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, а
также получающих вознаграждение по договорам гражданско-правового характера,
предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по
авторским договорам, производится удержание в Фонд в размере 1 % выплат, начисленных
в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.
В Фонд
социального страхования Российской Федерации
для работодателей-организаций, а также граждан
(физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, в
размере 5,4 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в
пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.
6 января 2000 года вступили в силу два новых закона (от
2 января 2000 г. № 10-ФЗ и принятый еще 24 июля 1998 года № 125-ФЗ), касающихся
обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний. Теперь предприятия наряду с прежними страховыми
взносами в Фонд социального страхования РФ обязаны уплачивать дополнительные
страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний. Страховые взносы исчисляются по ставкам,
установленным Федеральным законом № 10-ФЗ, в соответствии с классом профессионального
риска предприятия, который присваивается ему согласно Классификатору отраслей
экономики по классам профессионального риска. Этот классификатор был утвержден
постановлением Правительства РФ от 31 августа 1999 г. № 975 и предусматривает
14 классов.
В
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
для работодателей-организаций в размере 1,5 % выплат в
денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем
основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по
договорам гражданско-правового характера, предметом которых является
выполнение работ и оказание услуг.
В фонды
обязательного медицинского страхования
для
работодателей-организаций, а также граждан (физических лиц) - предпринимателей,
осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждение
по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является
выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам — в размере
3,6 %, из них 0,2 % в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Большинство тарифов
платежей в государственные внебюджетные фонды являются унифицированными для
всех отраслей народного хозяйства. Исключение составляют тарифы в Пенсионный
фонд, которые для предприятий, занятых производством сельскохозяйственной продукции,
являются льготными — 20,6 %. Однако опыт показал, что такой порядок (без учета
удельного веса сельскохозяйственной продукции в общем, объеме) оказался
нерациональным. В связи с этим постановлением Правления Пенсионного фонда
Российской Федерации (ПФР) от 09.04.99 № 37 внесены изменения и дополнения к
порядку применения установленного льготного тарифа для колхозов, совхозов и
предприятий, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.
Начиная с 01.01.99 при регистрации в ПФР вновь
созданным организациям, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции
и другими видами деятельности, тариф страховых взносов устанавливается на общих
основаниях в размере 28 % сроком на один календарный год.
При этом следует иметь в виду, что теперь в организациях,
претендующих на установление тарифа в размере 20,6 %, ежегодно производится
Пенсионным фондом документальная проверка. При подтверждении соответствующей
доли сельскохозяйственной продукции в общем, объеме произведенной ими
продукции за истекший год на следующий год им устанавливается тариф в размере
20,6 %.
Если работодатель-организация по итогам отчетного
календарного года не подтверждает наличие необходимой доли дохода от
производства сельскохозяйственной продукции, то на следующий год устанавливается
тариф в размере 28 % и производится доначисление страховых взносов и сумм пени
за предыдущий год.
Следует иметь в виду, что организации, занятые в
производстве сельскохозяйственной продукции и перешедшие на оплату труда по
трудодням с окончательным определением стоимости одного трудодня в конце года,
уплачивают страховые платежи в ПФР ежемесячно в установленные сроки и по
установленным тарифам исходя из аванса (в денежном или натуральном выражении),
начисленного на трудодни. При этом выплаты, начисленные и полученные
работниками в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам (на дату
начисления), действующим на данный продукт (товар, услугу) в конкретной
местности. В конце года с учетом окончательного начисления на трудодни делается
дополнительный расчет платежей.
В соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 02.10.98 № 1146 для сельскохозяйственных
товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса
была разрешена реструктуризация задолженности государственным внебюджетным
фондам Российской Федерации. На основе соглашений, заключаемых с
государственными внебюджетными фондами, оформляется рассрочка на пять лет
погашения задолженности по платежам.
Организации, с которыми государственные внебюджетные
фонды заключили соглашения о реструктуризации задолженности, погашают задолженность
внебюджетным фондам ежемесячно равными долями начиная с 1 января 2000 г.
С рассроченных сумм задолженности взимаются проценты по
обслуживанию сумм долга в размере 5 % годовых. Начисленные проценты подлежат
уплате одновременно с погашением соответствующей части задолженности по страховым
взносам. Реструктуризация задолженности производится сельскохозяйственным
товаропроизводителям, в общей выручке которых не менее 70 % составляет
реализация продукции сельского хозяйства.
От уплаты указанных страховых взносов освобождаются
общественные организации инвалидов и пенсионеров, находящиеся в их
собственности организации, объединения и учреждения, созданные для осуществления
уставных целей общественных организаций, а также организации, уставный капитал которых полностью
состоит из взносов инвалидов, и их количество в общей численности персонала – более
50%, в том числе предприятия, учреждения и
организации, имеющие указанные льготы и подлежащие преобразованию до 1 июля
1999 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если численность работающих инвалидов составляет менее
50 процентов от общей численности работающих, освобождение от уплаты страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяется в части выплат,
начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров независимо от источников
финансирования.
2.2.
Фонд социального страхования (общие положения, задачи, средства фонда, их
формирование и порядок использования, порядок уплаты страховых взносов в Фонд,
управление Фондом).
Общие
положения.
1.
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется Фонд)
управляет средствами государственного социального страхования РФ. Фонд
осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, законами РФ, указами Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ, а также настоящим Положением.
2.
Фонд является специализированным финансово- кредитным учреждением при
Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном
управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственным Фонду
санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней,
других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчёт о его исполнении
утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных
отраслевых отделений Фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения
правления Фонда утверждаются председателем Фонда (п. 2 в ред. Постановления
Правительства РФ от 19.02. 1996 №166).
3.
В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:
§
Региональные отделения, управляющие средствами государственного
социального страхования на территории субъектов РФ;
§
Центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного
социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
§
Филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми
отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Руководство
деятельностью Фонда осуществляется его председателем.
Для обеспечения
деятельности Фонда создаётся центральный аппарат Фонда, а в региональных и
центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.
При
Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых
отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными
органами.
4.
Фонд, его региональные отраслевые и центральные отделения являются
юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие
валютные и иные счета в банках.
5.
Местонахождение Фонда - город Москва.
Задачи Фонда.
Основными
задачами Фонда являются:
§
Обеспечение гарантированных государством пособий по временной
нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учёт в ранние
сроки беременности, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им
возраста полутора лет, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; (в
ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 №1471)
§
Участие в разработке и реализации государственных программ охраны
здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
§
Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
§
Разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и
Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на
государственное социальное страхование; (в ред. Постановления Правительства РФ
от 22.11.1997 №1471)
§
Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов
для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы
среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
§
Сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и
международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства Фонда
Средства
Фонда образуются за счёт:
-
Страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций,
учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
-
Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в
соответствии с законодательством;
-
Страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных
условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному
страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых
взносов в Фонд;
-
Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в
ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих
средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств,
предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
-
Добровольные взносы граждан и юридических лиц; поступление иных
финансовых средств, не запрещённых законодательством;
-
Ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с
предоставлении льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие
чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах
гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других
установленных законом случаях;
-
Прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к
зачёту в счёт страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по
временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций,
предусмотренных законодательством; уплаченных в установленных порядке сумм за
путёвки, приобретённые страхователем за счёт средств Фонда; средств,
возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к
страхователям, и других).
Средства Фонда
направляются на:
-
выплату пособий
по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по
уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
-
санаторно-курортное
лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели
государственного социального страхования, предусмотренные законодательством
(частичное содержание санаториев профилакториев, санаторных и оздоровительных
лагерей для детей и юношества, подведомственных санаторно-курортных учреждений,
лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по
внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и
обратно и другие);
-
создание резерва
для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок
формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или
безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты,
расходования и учета средств государственного социального страхования (далее
именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда
Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации,
Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием
Центрального банка Российской Федерации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|