рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социально-экономическое развитие туризма в Адыгее рефераты

Следует отметить, что научный туризм начинает ак­тивно развиваться и в Адыгее. Характерным примером этого служит организованная и проведенная в сентябре 1998 г. Майкопским государственным технологическим институтом совместно с Докучаевским обществом почво­ведов России 1 Международная научная конференция «Слитые почвы: генезис, свойства, социальное значе­ние». В работе конференции приняли участие более 140 человек из разных регионов России, ближнего и дальне­го зарубежья. Помещения для научных заседаний, а так­же проживание и питание участников конференции обеспечивались туркомплексом «Майкоп». Во время ра­боты конференции были организованы научные и позна­вательные автобусные экскурсии.

Часто участники во время проведения научного ме­роприятия знакомятся с достопримечательностями дан­ного города, а после завершения конгресса совершают туристские поездки по стране. Характерной чертой этого вида туризма является то, что участник конгресса тратит во время своего пребывания в стране значительно боль­ше денег, чем обычный турист. Поэтому многие государ­ства стремятся к проведению у себя международных на­учных форумов и встреч. Специально для этого создают­ся крупные конгрессные центры, имеющие залы для за­седаний и средства для размещения посетителей. Неко­торые туристские фирмы целиком и полностью специа­лизируются на обслуживании международных мероприя­тий такого рода.

Участники международных форумов, как правило, ис­пользуют авиатранспорт. Ввиду большого числа сопро­вождающих лиц, научным встречам присущ высокий спрос на двойное размещение. При этом около 10% уча­стников заказывают обслуживание по классу «люкс», а остальные — по первому классу. На некоторых научных встречах предусматривается присутствие студентов и мо­лодых специалистов в качестве ассистентов и наблюдате­лей. Для них обычно размещение и обслуживание орга­низуется не в гостиницах, а в студенческих общежитиях по более низким ценам.

Практически не развит в Адыгее деловой туризм. Рас­тущие потребности мировой экономики влекут за собой рост международных контактов. Поездки представителей деловых кругов в последнее время стали носить массовый характер. Адыгея должна найти возможности для привлечения в республику представителей деловых кру­гов и создания для их приема условий, соответствующих мировым стандартам.

Этнический туризм. Данный вид туризма связан с по­сещением родственников или мест рождения родителей и занимает важное место в международном туристском обмене. За последнее время в этом довольно своеобраз­ном виде туризма произошли некоторые структурные из­менения, отразившиеся на его характере. Если в 70—80-х гг. XX в. основную роль играли путешествия с целью посе­щения родственников или места их рождения, то в 90-х гг. происходит естественное сокращение первого поколения выходцев из других стран, и все большее место начинают занимать представители третьего и четвертого поколе­ний, у которых в значительной мере утеряны прямые родственные связи и в большей степени мотивационную роль играет стремление познакомиться с родиной пред­ков. Это налагает определенный отпечаток на их требо­вания к путешествию, в частности, повышенный спрос на размещение в гостиницах, а не у родственников.

Указанные виды туризма не исчерпывают всего его разнообразия. Можно говорить как об отдельном виде туризма, получившем в нашей стране за последние годы довольно широкое распространение, о так называемых «шоп-турах» — поездках за границу с целью приобрете­ния товаров народного потребления и для последующей их реализации. При кризисе отечественной промышлен­ности деятельность таких туристов—«челноков» примерно на 1/4 наполняет потребительский рынок и в целом с системой сбыта и реализации обеспечивает занятостью около 3 млн. человек.

Как самостоятельный вид туризма можно рассматри­вать так называемый хобби-туризм, который предостав­ляет отдыхающему возможность заняться любимым де­лом среди тех, кто разделяет его интересы и увлечения, во время отдыха или путешествия (автолюбители, спортивные болельщики, поклонники музыкальных кол­лективов и др.). В настоящее время еще мало внимания в республике уделяется специализированному туризму. Специализиро­ванный туризм — это особый вид туризма, предполагаю­щий групповые или индивидуальные поездки людей, ко­торые стремятся к получению новых знаний, посещая памятные места и достопримечательности, имеющие от­ношение к интересующей их теме. В странах Запада он является одним из быстро развивающихся видов туризма. В его основе лежат разнообразные по своей тематике ув­лечения людей — от археологических раскопок до сбора коллекций горных пород, наблюдения за животным ми­ром. Развитие данного вида туризма не требует особых капиталовложений, специализированный туризм может развиваться на базе уже созданной индустрии туризма. Быстрое развитие специализированного туризма является отражением потребности в более содержательном и про­дуктивном использовании времени, проводимого в тури­стских поездках, в культурном, физическом, познава­тельном и духовном отношениях. В настоящее время доля специализированного туризма составляет 2—3 % внутренних и международных туристских передвижений.

Довольно своеобразным является приключенческий туризм. Эта форма отдыха обеспечивает не только пре­бывание туристов в привлекательном для них месте, но и их занятие необычным видом деятельности («охота на медведей в Сибири», «ловля лосося на Камчатке» и т. д.). География и тематика приключенческих туров довольно обширна и разнообразна. Обычно это групповые туры. Специфической чертой такого туризма является получе­ние различных лицензий, которые разрешают охоту, ры­балку, вывоз трофеев. Приключенческий туризм связан с определенным риском, поэтому для обеспечения безо­пасности таких туров необходимы высококвалифициро­ванные инструктора. Данный вид туризма имеет доволь­но высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха.

В Адыгее уже несколько десятков лет развивается приключенческий туризм. Несколько пешеходных марш­рутов проходят через перевалы Главного Кавказского хребта и выходят к побережью Черного моря. В респуб­лике действует конный.туристский маршрут, проходящий по живописному среднегорью республики. Лагонакское нагорье давно привлекает любителей горнолыжного катания удобным подъездом и трассами для катания. Здесь же можно посетить и разнообразные по сложности прохождения карстовые пещеры и полости. Лагонакское нагорье интересно и для дельтапланеристов. В 1981 г. на одном из массивов нагорья состоялся первый чемпионат России по дельтапланерному спорту. Есть перспективы для развития скалолазания и альпинизма. Разнообразные скальные маршруты разных категорий сложности можно найти на массивах горной группы ФиштПшеха-Су и на других участках Лагонакского нагорья.

Наиболее перспективным для Республики Адыгея яв­ляется экологический туризм. Этот вид туризма развива­ется во всем мире самыми быстрыми темпами. Особенно популярен экотуризм у той категории туристов, которым не безразличны проблемы окружающей их среды, а по­знавательный интерес лежит в области экологических проблем территории республики, ее культуры, истории. Большая часть территории заповедника — это слабоизме­ненные или практически не тронутые хозяйственной де­ятельностью районы, которые располагают большим по­тенциалом для развития экологического туризма. В силу исторических и природных особенностей, на территории заповедника возможна организация как однодневных эк­скурсий, так и многодневных экологических походов.

Несколько слов следует сказать и о религиозном (па­ломническом) туризме. Данный вид туризма считается изначальным, историческим. В настоящее время он так­же пользуется спросом и популярностью. Серьезной про­блемой в данном виде туризма является вопрос о подго­товке кадров. Важно, чтобы они могли не только пока­зать исторические и архитектурные достопримечательно­сти, но и были знакомы с духовными и религиозными ценностями.

Республика Адыгея представляет определенный инте­рес для поклонников этого вида туризма. Еще в 1877 г. в среднегорный район горы Физиабго прибыли старцы из Старого Афона, чтобы построить в этой живописной ме­стности православный монастырь. В течение года были построены храм, трапезная, кухня, кельи монахов. В 1883 г. монастырю было присвоено официальное назва­ние «Михайло-Афонская Закубанская общежительская пустынь». В последующие годы на территории монасты­ря были построены: Успенский собор, Преображенский собор, Александровская церковь, странноприимный дом, многочисленные хозяйственные постройки. Хозяйство монастыря было большое и крепкое (27 га земли, кир­пичный и кожевенный заводы, живописная мастерская, иконостасная, столярная, сапожная, кузни, оранжерея, пасека, больница). Монастырю принадлежали сады, дер­жалось много живности: лошади, коровы, птица и др. В 1918 г. имущество монастыря было объявлено народным, а земля и инвентарь конфискованы. В 1924 г. на терри­тории монастыря организуется Дом отдыха трудящихся. В 1927 г. монастырь был закрыт. В настоящее время на его территории сохранились остатки Александровской церкви, странноприимного дома, трапезной. Сейчас здесь находится туристская база «Романтика», откуда на­чинались Всероссийские туристские маршруты к Черно­му морю, а также конный туристский кольцевой марш­рут по предгорьям Адыгеи. Уже в течение нескольких лет решается вопрос о передаче территории монастыря Май­копской и Армавирской епархии. Планируется восста­новление отдельных построек монастыря и восстановле­ние устава монастырской жизни. Это привлечет туристов и отдыхающих и будет способствовать развитию данного вида туризма.

Во всем мире популярны развлекательные туры. Сле­дует сказать, что они очень разнообразны. Их продолжи­тельность невелика — 2—4 дня. В Европе распространены рождественские туры. Программа таких туров состоит в основном из развлечений (посещение праздничных ме­роприятий, ресторанов, концертов и т. д.).

Говоря о современном состоянии туристской отрасли в республике, нельзя не сказать об основных экономи­ческих показателях отрасли. Объем туристских услуг со­ставил 10 млрд. 146 млн. рублей, т. е. вырос на 59% по сравнению с 1996 г. В туристской отрасли сохранено 358 рабочих мест, фонд оплаты труда составил 1740 млн. рублей, он вырос на 16%, по сравнению с тем же 1996 г.  Обслужено туристов 80,4 тыс. человеко-дней, что также больше на 38%, туристские предприятия израсходовали на развитие собственной материальной базы 786,3 млн. рублей.

Таблица 1.

РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ ЗА 1998 год
Предприятие

Доходы

Численность

Обслужено тыс. ч/ дн.

ФОТ

АООТ Адыгеятурист

3071,8 101 40,9 677,6
АООТ Романтика-тур 755,7 21 7,25 35,9

Майкопавтотурист

3155,5 116 22,6 819,6
АООТ Кавказ-тур 304,4 18 2,9 51,3

АООТ Хаджохская турбаза «Горная»

1419 37 24,8 291,2
ИТОГО: 6706,4 293 98,5 1875

Приведенные показатели (табл. 1) роста туристской отрасли в Республике Адыгея в целом говорят о том, что наметилась позитивная тенденция в ее дальнейшем раз­витии, что несомненно положительно скажется на разви­тии всей экономики республики.

3. Современные проблемы туристического рынка Адыгеи

Сложная конъюнктура на отечественном рынке тури­стических услуг заставляет привлекать все возможные ресурсы для того, чтобы туризм стал эффективной отрас­лью экономики.

Республика Адыгея располагает уникальными, весьма привлекательными для туристов природными условиями и развитие туристской отрасли оценивается как одно из наиболее важных, стратегических направлений развития народного хозяйства республики. Правительством Ады­геи разработан и принят к исполнению целый ряд доку­ментов, определяющих принципы государственного регу­лирования туристической деятельности.

Социологические исследования в области проблем ту­ристского рынка выявили ряд проблем, которые связаны с экономическим кризисом современного переходного периода. Дефицит государственных средств привел к значительному сокращению, а порой и прекращению го­сударственных инвестиций в туризм. Материально-тех­ническое обеспечение туристических баз в настоящее время не отвечает современным требованиям, а их ре­конструкция или строительство новых баз очень пробле­матично из-за отсутствия средств.

На экономические проблемы налагаются структурно-организационные. В современных условиях заметно сни­жена роль профсоюзов, молодежных и иных организаций и ведомств, принимавших ранее активное участие в обеспечении социального туризма.

В своем исследовании социологи выделяют и психо­логические проблемы, которые проявляются в том, что в силу сложившейся в предшествующие годы нерыночной психологии, многие государственные чиновники часто ошибочно полагают, что инвестиции в туризм практи­чески не окупаемы. В такого рода психологии многих чиновников «виновна» вся история России, когда туризм воспринимался как нечто чуждое массовому российскому обывателю, как буржуазная прихоть. С другой стороны, и сам массовый российский обыватель плохо приучен к организации своего досуга. Он всегда или воевал, или восстанавливал разрушенное войной хозяйство, или под­нимал целину, или строил БАМ и т. п.

Еще одной из немаловажных проблем является спе­цифическая для Северного Кавказа проблема, без реше­ния которой трудно рассчитывать на приток туристов. Она явилась следствием вооруженных конфликтов в Чеч­не, Северной Осетии, Абхазии. После них многие люди просто боятся приезжать на Кавказ. И хотя от спокой­ной Адыгеи до Чечни и Осетии примерно 700 км, массо­вый турист все-таки опасается здешних маршрутов. Для многих из них Чечня — это весь Северный Кавказ.

Поэтому одной из актуальных задач для развития ту­ризма в Адыгее является развенчание мифа о мнимых «кавказских опасностях». В Адыгее их нет. Понятно, по мере становления в Российской Федерации политиче­ской и экономической стабильности подобные мифы бу­дут развеиваться. Однако и сейчас необходимо приложить пропагандистские усилия для того, чтобы не запу­гивать отечественного туриста тем, чего нет. Кстати, жи­тели прилегающих к Адыгее регионов в гораздо меньшей степени подвержены страхам, вызываемым ложными слухами, по той простой причине, что лучше осведомле­ны о реальной ситуации в республике.

Базовые показатели для контроля за динамикой мест­ного туризма весьма настораживают. Всего 8% постоян­ных клиентов турорганизаций — это мало для республи­ки, обладающей уникальными туристическими возмож­ностями. Задача состоит в том, чтобы увеличить эту цифру в несколько раз. Разумеется, есть целый ряд при­чин, сдерживающих развитие туризма, но есть и огром­ные резервы. Как показало социологическое исследова­ние, более 70% опрошенных в течение года все же быва­ют «на природе». Эти 70% и есть резерв местного туриз­ма в Адыгее. Пусть не все они проведут отпуск, восполь­зовавшись организованным туристическим отдыхом, но они могут посвятить этому один или несколько выход­ных дней, а это вполне реальная перспектива.

Словом, надо соединить тягу людей побывать на при­роде с туристическими услугами, т. е. проинформировать их о том, куда можно поехать, что их там ожидает, пре­доставить на прокат палатки, тенты и т. д. Потенциаль­ный турист должен быть твердо уверен, что отказа ему не будет ни в чем. Особенное внимание следует уделять транспортным услугам. Необходим транспорт «на все случаи жизни»: микролитражный, микроавтобусы, авто­бусы. Это поможет ориентации потенциального туриста, возможно, подтолкнет его к обращению в туристские организации.

Изучение мнения людей о причинах слабого спроса на услуги организованного социального туризма показа­ло: на первое место респонденты поставили дороговизну предоставляемых путевок и услуг (36%); на второе — от­сутствие той или иной информации о предоставляемых туристическими организациями услугах, широкой рекла­мы (19%); на третье — недостаточный уровень комфорта и социально-бытовых условий (13%). Плохое транспорт­ное сообщение с турбазами (9%) и недостаточный уро­вень профессиональной культуры обслуживающего персонала туристских организаций (9%) заняли четвертое место в ряду перечисленных причин.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что по­вышение уровня материального благосостояния не ведет автоматически к пропорциональному росту спроса на ус­луги местных туристических организаций. Это еще раз подтверждает, что заинтересованным в прибылях турис­тическим организациям необходимо заботиться о форми­ровании соответствующей культуры отдыха у населения, о воспитании естественной потребности общения с при­родой, как у детей, так и у взрослых.

Здоровье населения является бесценным капиталом любого государства. Поэтому в государственных масс-ме-диа было бы неплохо поддержать отечественные туристи­ческие организации.

Третья по счету причина нежелания потенциальных потребителей туристических услуг воспользоваться ими — это низкий уровень комфорта (социально-бытовых усло­вий). Вряд ли массовый туризм Адыгеи вдруг возжелает пятизвездочные отели, которых в республике нет, и в ближайшее время не предвидится. Построенные большей частью еще в годы социализма туристические базы были рассчитаны на массовые заезды «представителей трудо­вых коллективов», с общими столовыми и общими меню, примерно одинаковыми номерами, одним и тем же инвентарем и т. д. Сегодня же требования людей из­менились. Кто-то может посчитать «некомфортабельной» общественную столовую и захочет иметь возможность приготовить пищу самостоятельно; кто-то желает боль­шей степени уединения, камерности, а наши базы, как правило, не соответствуют этому желанию. Третьи хотят побродить по туристическим тропам со своими детьми, а им в этом отказывают.

Наконец, четвертая причина, препятствующая массо­вому потреблению туристических услуг,— это прежде всего низкий уровень профессиональной культуры ра­ботников туристической сферы и достаточно плохое на данный момент транспортное обслуживание. Таким об­разом, данные говорят не только о базовых показателях — количество реальных и потенциальных потребителей ту­ристических услуг, но и о тех направлениях становления и развития внутреннего туризма, которые требуют особо­го отношения.

Современные данные показывают: 49% потенциаль­ных потребителей туристических услуг предпочитают от­дохнуть летом, для 30% респондентов «сезон не имеет особого значения», 5—8% желали воспользоваться услуга­ми туристических организаций зимой и в межсезонье.

Такие показатели являются важной основой работы по планированию загрузки турбаз и мест отдыха «внут­ренними» туристами — жителями республики и соседних регионов. Они наглядно свидетельствуют о том, что сфе­ра туризма Республики Адыгея располагает значитель­ным потенциалом, который вполне можно исследовать уже сегодня, не дожидаясь крупных финансовых влива­ний в развитие туристской отрасли.

Очевидно, что хозяйственное использование особо охраняемых природных территорий, могущее повлечь их коренное преобразование или деградацию, будет иметь и весьма неблагоприятные последствия для развития обще­ства. С одной стороны, экстенсивное развитие природо­пользования позволяет товаропроизводителям подменять рост эффективности использования ресурсов и террито­рий, уже вовлеченных в оборот, включением в него но­вых ресурсов и территорий. С другой стороны, сокраще­ние или деградация площадей ООПТ означает разраста­ние зон экологической нестабильности, а затем и эколо­гического неблагополучия. Таким образом, формирова­ние системы ООПТ является необходимым условием ста­новления социально ориентированной экономики. Указ Президента Российской Федерации № 1155 от 2 октября 1992 г. устанавливает, что сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологиче­ской политики Российской Федерации, формулирует цели ООПТ как обеспечение экологической безопаснос­ти и сохранение национального природного наследия на­родов России.


Заключение

Уникальный природный потенциал Республики Ады­гея: плодородные почвы, мягкий климат, большие пло­щади лесных массивов, разнообразие полезных ископае­мых, подземных минеральных и термальных вод — со­здает предпосылки для интенсивного развития турист­ско-рекреационного комплекса.

Туризм — одна из самых перспективных отраслей экономики Адыгеи, т. к. он требует создания разветвлен­ной транспортной инфраструктуры, высококлассных ав­томобильных дорог, эффективных систем связи, произ­водства экологически безопасных продуктов питания, подготовки квалифицированных специалистов сферы об­служивания. В связи с этим происходит переориентация направления социально-экономического развития горной части Республики Адыгея, где в качестве приоритетных экономических ценностей выступают рекреационные ре­сурсы.

В туристской деятельности не должно быть никаких экспериментов с ландшафтами. Расширение туристских мощностей позволительно лишь там, где обязательную силу имеет региональное планирование, и где любые проекты включаются в общие планы экологического раз­вития. Главную привлекательность туризма составляют отнюдь не отели, канатные дороги, подъемники и бас­сейны. В центре внимания находятся эстетические свой­ства ландшафта. Его своеобразие, красота, способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют в дан­ной отрасли решающую роль. Инженерные же сооруже­ния лишь средство достижения цели и служат для того, чтобы удобнее и полнее можно было пользоваться ланд­шафтом.  Совершенно особое значение для Адыгеи имеет реги­ональная политика стимулирования экономики, предус­матривающая разработку и реализацию комплекса при­родоохранных мероприятий, создания транспортных и коммуникационных систем, сети мелких и средних пред­приятий для производства высококачественных товаров и услуг, которые бы занимали небольшую площадь и были безопасны для окружающей среды. Мировая и оте­чественная практика показывают, что именно такие за­ведения работают успешней других и почти не требуют дотаций государства. При этом особая роль принадлежит народным промыслам, поскольку их значение выходит далеко за рамки экономики и простирается в соци­альную и культурную сферы.

Прогноз развития сферы туризма в Адыгее позволяет предположить в перспективе полное рекреационное ос­воение большей ее части, особенно горной и предгорной территории. Это может быть осуществлено только в том случае, если территориально-производственное планиро­вание будет вестись согласованно на всех уровнях — ме­стном, региональном и общегосударственном.

Приоритетной задачей развития туристской сферы республики является укрепление материальной базы су­ществующих на данный момент туристских предприятий, дальнейшая реклама туристских возможностей Адыгеи, реализация целевых программ по развитию туристской отрасли. Кавказский государственный природный биосферный заповедник обладает значительным потенциалом для раз­вития рекреационной эколого-туристской деятельности на отведенных для этого территориях заповедника. Тер­ритория КГПБЗ имеет предпосылки для развития прак­тически всех видов рекреационной деятельности. Осо­бенно благоприятные условия и возможности для заня­тий горным и пешеходным туризмом, скалолазанием, спелеотуризмом. Огромен потенциал для организации экскурсий, особенно биологических и ботанических.


Литература

1. Бочкарева И. В., Шербашина Л. Д. Моя Адыгея. Крае­ведческое пособие.- Майкоп, 1992.- 78 с.

2. Бузаров А. Ш., Варшанина Т. П., Кабаян Н. В. и др. География Республики Адыгея.— Майкоп: Адыг. респ. изд-во, 1995.— 168 с.

3. Веденин Ю. А. Методика определения избирательности си­стем занятий во время отдыха по отношению к природным комплек­сам.— В кн.: Географические проблемы организации туризма и отды­ха. Вып. 1.- М.: Турист, 1975.- С. 16-30.

4. Власов А. А. и др. Туризм. Учеб.-метод, пособие. М.: Выс­шая школа, 1977.

5. Водождоков К. М. и др. Туристическими маршрутами древней Адыгеи.- Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1992.

6. Гезгала Я. Туризм в народном хозяйстве.— М. : Прогресс, 1970.

7. Географические проблемы организации труда и отдыха.-Сборник статей. Вып. 1.— М.: Турист, 1980.

8. Джаримов А. А. Диагностика региональной динамики и рыночной адаптации экономики региона.— Майкоп: Респ. изд-во, 1995.

9. Закон Республики Адыгея о туризме: Принят сессией Законо-дат. Собр. (ХАСЭ) - Парламента Респ. Адыгея 20 июля 1995 г.//Сов. Адыгея.- 1995.- 15 авг.

10. Кабинет Министров Республики Адыгея. Постановление от 26.01. 1998 г. №25. «Об образовании Департамента туризма Мини­стерства печати, информации и общественно-политического прогно­зирования Республики Адыгея».

11. Кабинет Министров Республики Адыгея. Постановление от 25. 01. 1999 г. № 14. «Об упразднении Департамента туризма Мини­стерства печати, информации и общественно-политического прогно­зирования Республики Адыгея».

12. Социально-экологические проблемы юга России. / Отв. ред. А. К. Тхакушинов.- Майкоп: Качество, 1998.


Страницы: 1, 2, 3