Реферат: Социальная защита государственных служащих
Реферат: Социальная защита государственных служащих
Введение.
Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях
является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно
связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон
деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава
государственных органов, других государственных организаций. Государственная
служба, прежде всего служение государству, то есть выполнение по его поручению,
за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства
в государственных предприятиях. Закон “Об основах государственной службы в Российской
Федерации” рассматривает государственную службу в более узком смысле, как деятельность
тех служащих, которые составляют “аппарат”, корпус руководителей, специалистов
государственных органов. Такое определение государственной службы позволяет
отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов
в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить государственную
службу и другие виды службы.
Однако необходимо отметить, что, например, в Федеративной Республике Германии
законодательство различает два вида государственной службы. Это чиновники государственных
органов, деятельность которых регулируется в особом порядке и наемные работники,
которые заключают договор о службе1.
Это, прежде всего работники государственного сектора экономики. Таким образом,
здесь
1Государственная служба основных
капиталистических стран. – М. Наука, 1977. с. – 250.
государственная служба рассматривается шире, как работа не только в государственных
органах, но и на предприятиях, учреждениях и тому подобное. Но внутри этого
широкого понимания все равно различают виды государственной службы, в зависимости
от ее специфики. Специфика деятельности служащего в государственных органах
состоит в том, что он не создает непосредственно материальных ценностей, но
обеспечивает условия для материального производства, у него особый предмет труда,
информация, являющаяся и средством воздействия, которую он собирает, обрабатывает,
хранит, создает. Он воздействует на людей, обслуживает их, делает это возмездно,
то есть за определенное вознаграждение и занимает должность (имеет собственный
статус). В связи с этим можно выделить и черты самой государственной службы,
как правового института.
Государственная служба обязана своим возникновением государству. с его возникновением
и развитием стала развиваться и служба, имея своим назначением реализацию задач
и функций государства в разнообразных областях жизнедеятельности общества, являясь
необходимым элементом управления.
Организующая деятельность государства охватывает разнообразные сферы жизнедеятельности
общества, поэтому государственная служба регулируется нормами не только административного
права, но и нормами других отраслей права. Например, статья 4 в пункте 3 Федерального
Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” определяет,
что на государственных служащих распространяется действие законодательства о
труде с особенностями, предусмотренными настоящим Законом1.
Таким образом, государственная служба регулируется частично нормами трудового
права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают
не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых
специальных социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью
их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии, предусмотренные
для всего населения. Поэтому на государственную службу распространяются и нормы
социального права. Таким образом, государственная служба является комплексным
правовым институтом и регулируется не только нормами административного права,
но и нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.).
Усложнение общественных отношений, повышение требований к государству
потребовало необходимость выделения управленческой, организаторской деятельности,
как таковой.
Для выполнения определенных, требующих специальной квалификации
функций общество выделяет относительно устойчивую категорию работников, занятых
этим делом не в качестве общественного, а профессионального управления.
Особенности труда государственного служащего, а именно то, что он не производит
материальных ценностей непосредственно, но помогает государству реализовывать
собственные функции и задачи обязывает государство обеспечивать служащего.
1Федеральный Закон Российской
федерации “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31.07.95г.
№ 119-ФЗ.
Поэтому государственный служащий выполняет возложенные на него обязанности
на возмездной основе. Таким образом, чертами государственной службы являются:
осуществление ее на профессиональной основе за вознаграждение (то есть возмездно),
специально подготовленными для этого работниками - государственными служащими,
урегулированность нормами целого комплекса отраслей права. Государственная служба
является одной из сторон организационной деятельности государства, и содержание
ее составляет практическая реализация функций и задач государства. Исходя из
вышеизложенного, под государственной службой следует понимать профессиональную,
возмездную деятельность специально подготовленных работников (государственных
служащих) по обеспечению реализации функций и задач государства (в лице государственных
органов). Или как определяет Федеральный Закон “Об основах государственной службы
Российской Федерации” в статье 2: “Под государственной службой понимается профессиональная
деятельность по обеспечению исполнением полномочий государственных органов”1.
Государственная служба осуществляется на государственных должностях.
Поэтому должность необходимый элемент государственной службы. Должность - первичная
ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая в распорядительном
порядке. Правовыми актами соответствующего
1 ФЗ РФ “Об основах государственной
службы Российской Федерации” от 31.07.95г. № 119-ФЗ.
органа определяется ее название, место в служебной иерархии (то есть определение
тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное
расписание и единую номенклатуру должностей. Таким образом, должность является
формализованной социальной позицией, она имеет основное значение в правовом
статусе государственного служащего. Должность характеризует организационный
статус, то есть круг полномочий (прав и обязанностей), основные формы их осуществления,
ответственность за их исполнение. Итак, государственная должность это часть
организационной структуры государственного органа, обособленная и закрепленная
в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и др.) с соответствующей
частью компенсации государственного органа, предоставляемой лицу - государственному
служащему в целях ее практического осуществления. Или как определяет закон о
государственной службе, государственная должность - должность в федеральных
органах государственной власти, органах государственной власти в субъектах России,
в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с
установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного
государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение
этих обязанностей.
Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который включает в себя
порядок поступления на службу, прохождение ее (то есть продвижение по должности,
получение соответствующих квалификационных разрядов), увольнение со службы.
Государственная служба строится в соответствии с определенными принципами,
то есть с основополагающими началами, определяющими ее характер. Статья 5 Федерального
Закона определяет следующие принципы: верховенство Конституции и Федеральных
Законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями (принцип
законности), приоритет прав и свобод человека и гражданина и обязанность государственного
служащего соблюдать и защищать их, единство системы государственной власти,
принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную, равный
доступ к службе (то есть в независимости от пола, национальности, социальной
принадлежности, убеждений и так далее), обязательность для государственных служащих
решений вышестоящих органов и руководителей (централизм), принцип единства основных
требований к государственной службе, профессионализм и гласность в ее осуществлении,
ответственность за принимаемые решения, в непартийность и стабильность кадров
государственных служащих.
Необходимость существования
государственной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием
государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных
отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное
общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного
аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того чтобы Российская Федерация
стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения,
необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный
аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных
политических, экономических и социальных реформ.
Все более углубляющиеся преобразования
и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют
его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические,
экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую
роль приобретает государственная служба как социально организующий институт,
как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая
политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и
стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших
задач переходного периода.
Вполне оправдано одной из
приоритетных задач кадровой политики считать создание системы социальной защиты
государственных служащих. Конечно, трудно говорить о социальной защите государственных
служащих в стране, где свыше сорока процентов населения живет за чертой бедности
и нуждается в социальной поддержке государства. Но, по-нашему мнению, актуальность
проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности
государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной
службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим
звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать
права и законные интересы человека в этой стране.
Необходимо отметить, что социальная
защита государственных служащих отличается от социальной защиты населения в
целом. Изучение этой проблемы находится на начальной стадии. Не много на заданную
тему и научных разработок. Потому, пришлось использовать труды коллектива Российской
Академии государственной службы (Романов В.Л., Лытов Б.В., Охотский Е.В., Соколов
В.М. и другие).
Целью настоящей работы
является исследование системы социальной защиты государственных служащих, законодательного
закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты
государственных служащих Российской Федерации.
Объектом исследования являются
государственные служащие, лица, на профессиональной основе осуществляющие должностные
обязанности в, прежде всего, исполнительных, а также законодательных и судебных
органах государственной власти Российской Федерации.
Предметом - социальная защита
служащих органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Раздел 1.
Социальная защита населения и социальная защита государственных служащих в Российской
Федерации
Прежде чем перейти к вопросу о социальной защите государственных служащих,
необходимо понять, что есть социальная защищенность населения вообще.
Понятие “социальная защищенность человека” отражает многообразие связей человека
и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие
и использование их способностей. Однако такой подход возник только недавно.
В период существования командно-административной системы социальная защита понималась
узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального
обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих. Социальная защита в целом в обществе
осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения
общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты государственной
и партийно-хозяйственной номенклатуры вообще не поднималась, так как именно
эта категория и была наиболее социально защищена и с точки зрения престижности
профессии, и с точки зрения удовлетворения основных жизненных потребностей.
Номенклатура имела не только достаточно высокую оплату труда, но и доступ к
другим материальным и нематериальным благам: лучшему медицинскому обслуживанию,
источникам товаров повседневного спроса, комфортным жилищным условиям и тому
подобным.
Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление
значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой
совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических
потребностей. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня
жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как
наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда
все более отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного
спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных,
но и для трудоспособных граждан. Так, в 1990 году минимальная официально установленная
заработная плата в 80 рублей была в 1,5 раза выше уровня прожиточного минимума,
в начале, в начале 1992 года эти показатели сравнялись, а в 1996 году прожиточный
минимум стал превосходить минимальную зарплату на 20%1.
В связи с этим возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основного
источника обеспечения средств существования и создание условий для активного
включения населения в социально полезную деятельность.
Таким образом, эффективная система социальной защиты населения
рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой
защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий
каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел
и мог бы заработать. Ведь именно труд дает достаточные средства для действенной
социальной защиты.
Судьба демократических реформ, укрепление их социальной базы
тесно связаны с развитием института государственной службы. Ведь именно опираясь
на него государство сможет обеспечить экономическое и социальное благополучие
всего населения. “Для успешного решения таких задач, считают зарубежные аналитики
Я.Джейбс и Ст.Синнерстрем, необходимы высококвалифицированные специалисты государственной
службы, политически нейтральные, защищенные законом, действующие во имя интересов
общества, беспристрастные, честные, открытые, умеющие общаться и использовать
информацию, а также эффективно и результативно руководить.
1 Государственная кадровая
политика. – М., 1996. – С.188.
Вместе с тем, констатируют эти авторы, такие цели труднодостижимы из-за нестабильности
положения чиновников.
Создавшийся существенный разрыв в уровне жизни предпринимателей и служащих
в рыночных структурах, с одной стороны, и большинства чиновников - с другой,
явился основанием для суждений о слабой защищенности государственных служащих1.
Но было бы неправильным подходить к социальной защите государственных служащих
аналогично социальной защите всего населения. Дело в том, что здесь существуют
два принципиальных различия.
Отождествлять социальную защиту социально уязвимых слоев населения, живущих
ниже черты прожиточного минимума, нельзя в связи с тем, что нищий чиновник,
перебивающийся “от зарплаты до зарплаты” и самостоятельно не защищенный, не
сможет эффективно защищать других, так как просто не будет достаточно работоспособен
для этого.
Кроме того, социальная защита уязвимых слоев населения рассматривается с точки
зрения удовлетворения первичных потребностей (по А.Маслоу), а социальная защита
государственных служащих - не только первичных, но и вторичных, более существенных
потребностей. Они работают не просто на зарплату, а во имя того, чтобы служить
наивысшим национальным интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких людей -
не главное. И таких работников немало, что подтверждают данные исследований.
1 Государственная кадровая
политика. – М., 1996. – С.213.
Характерна мотивация выбора работы в государственных структурах. Большое число
служащих связывает этот выбор со стремлением реализовать себя в управленческой
сфере (37%) и занять достойное место в обществе (24%). В государственных и муниципальных
органах власти Ростовской области для многих служащих приоритетное значение
имеют такие ценности как уважение людей (92,4%), творческий характер труда и
самореализация способностей (87,3%), репутация (64,4%)1.
Потому социальная защита государственных служащих не должна ограничиваться
их материальным обеспечением, но учитывать их психологию, самоуважение и признание
со стороны коллег, начальства, общества в целом. И в этой связи возникает первоочередная
проблема создания положительного, делового имиджа государственной службы на
основе правдивой и оперативной информации.
Необходимо отметить, что одной из причин отрицательного отношения населения
к государственной службе была и остается проблема льгот и привилегий. Привилегии
являются объективной необходимостью любой управленческой структуры в любом обществе.
Заявления о желании их ликвидировать есть или демагогия, или непонимание основ
управления. В то же время именно привилегии вызывают негативные оценки в общественном
мнении государственной службы. Опыт демократически развитых зарубежных стран
показывает, что этого достаточно легко избежать.
Для нужно, во-первых, чтобы все привилегии были законодательно оформлены...
Во-вторых, оно должны быть известны всем. И, в-третьих, должен быть действенным
и гласным контроль за соблюдением законодательства о привилегиях.
1 Государственная кадровая
политика. – М., 1996. – С.158, 207.
При соблюдении этих условий их негативное влияние на нравственную оценку государственных
служащих значительно снижается”.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|