Реферат: СНГ: позиция Узбекистана
Реферат: СНГ: позиция Узбекистана
Приобретение Узбекистаном государственной независимо-сти и
переход к рыночной экономики обусловили необходи-мость развития внешне
экономической деятельности республики и интеграции ес в мировое хозяйство.
Одним из направлений этого процесса является развитие прямых
и многосторонних отношений со странами образующими Содружество Независимых
Государств (СНГ). Это Со-дружество было создано 21 декабря 1991 года. В
Алма-Ате одиннадцать руководителей независимых государств подписали декларацию
о взаимодействии участников Содружества. СНГ представляют следующие государства:
Азербайджанская Рес-публика, Республика Армения, Республики Беларусь, Респуб-лики
Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации,
Республики Таджикистан, Туркмени-стан, Республики Узбекистан
и Украины.
Узбекистан поддержал идею Содружества, вошсл в состав его
учредителей.
22 декабря 1993 года в Минске, подписан Устав СНГ, в
ко-тором определены принципы и цели Содружества, где подчср-кивается, что эта
организация проводит свою деятельность на основании общепризнанных принципов
международного права. Цели Содружества, определенные Уставом предусматривают
сотрудничество в экономической, политической, экологической, гуманитарной,
культурной и иных областях; создание общего экономического пространства; обеспечение
прав и основных свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами международного
права и документами СБСЕ; Сотрудничество между государствами - членами в
обеспечении международного мира и безопасности и
осуществлении разоружения; содействие граждан государств в свободном общении,
контактах и пере-движении в сотрудничестве; взаимная правовая помощь и
со-трудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и
конфликтов между государствами Содру-жества (ст. 2 "Устава СНГ"). Для
понимания правовой природы СНГ важное значение имеет положение Устава о том,
что Содружество не является го-сударством и не обладает наднациональными
полномочиями. Наличие у Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер
деятельности при уважении суверенитета государств- членов позволяет говорить о
нсм, как о международной, государственной организации.
Для государств Содружества многосторонние и двухсторонние
договорные отношения на основе равноправного партнерства являются естественным
процессом. В основе этого процесса "лежат не только территориальная
близость и экономическая сопря-жснность стран Содружества, но и глубокие
исторические корни, культурные и духовные связи, общность судеб народов на протяжении
большого исторического периода".
В книге Ислама Каримова "Узбекистан на пороге ХХ1
века" подчсркивается, что необходимо при этом отмечать подлинную
интеграцию от "искусственно" насаждаемой политической интеграции "вопрос
заключается не в том, чтобы выбирать между независимостью и интеграцией, а в
том, чтобы гармонизировать эти два направления".
Очень спорным выглядит идея так называемой "углублснной
интеграции стран СНГ". СНГ превращается в ряд субрегиональных
полити-ческих альянсов и экономических межгосударственных блоков. Формирование
ориентированных на Россию группировок Союза Белоруссии и РФ, Сообщества Белоруссии,
Казахстана, Киргизии и России, а также, Восточноевропейской (Украина, Молдавия)
оси и совершенно новый - ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) без
участия Росси -это в большей мере вынужденные действия вла-сти, чем
закономерные следствия продуманной
политики новых государств. Для Узбекистана однозначно
неприемлемы такие Союзы и Сообщества, так как они ограничивают свободное
сотрудничество со всеми заинтересованными государствами доброй воли.При
подобных интеграционных процессах возникает озабоченность возвращения к старой
империи,
то есть потери государствами суверенитета и независимости.
Это, прежде всего, относится к образованию надгосударственнх структур, которые
наделяются правом "принимать решения прямого действия, то есть
обязательные к исполнению всеми органами и организациями, через голову соответствующих
легитимных органов каждой отдельной страны-участницы Договора".
"Сколько требует себе полномочий соответствующая надгосударственная
структура Сообщество, ровно
столько же полномочий и прав теряет каждое отдельное
сегодня, суверенное государство. Это истина, отрицать которую
невозможно".
Узбекистан придерживается утверждснного устава СНГ, в рамках
которого возможно углублять экономическую и финансовую интеграцию,
цивилизованно решать вопросы платежей, снятия барьеров на пути экономической и
гуманитарной интеграции. И для этого вовсе не обязательно подписывать договоры
и входить в различные Союзы, которые носят, прежде всего, геополитический
характер. Навряд ли подобные договоры, политические альянсы помогут решить
внутренние кризисные ситуации в странах Содружества. "Ведь сегодня стало
совершенно очевидно, что основная причина кризисной ситуации в экономике
государств на постсоветском пространстве - это,
прежде всего, ломка изжившей себя идеологии тоталитарной,
командно-административной,центрально-распределительной системы, переход к новым
рыночным отношениям, к свободной экономике, которыми живст сегодня весь
мир".
Часто причина неработающих предприятий во многих странах
Союза не в разорванных связях, а в неумении приспосабливаться к новым условиям
хозяйствования. Такие предприятия не могут найти сбыт своей продукции, у них
нет средств для поддержки и развития производства.
Отсюда видно, что надо быстрей реформировать экономику,
совершенствовать механизмы расчстов, элементарно навести у себя необходимый
цивилизованный порядок.
При интеграционных процессах нужно учитывать мировой опыт
(пример Европейского Союза, АСЕАН, АТЭС), но необходимо иметь ввиду и ту особую
ситуацию, которая имеет место на постсоветском пространстве.
Как показывает опыт Европейского Союза подлинная интеграция
достигается десятилетиями – это результат большого пути, пройденного
государствами-участниками.
Интеграция подобная Европейскому Союзу возможна между
странами имеющие стабильные,основательные демократические общественные
государственные структуры, сформировавшие прочные рыночные и правовые
законодательные нормы, механизмы и инфраструктуру по их реализации.
Страны, входящие в Европейский Союз, располагают примерно
равным, достаточно высоким экономическим потенциалом. Нет государств, которые
бы имели явно выраженные преимущества по своему развитию. Рассматривая вопрос
об односторонних и многосторонних связей в рамках СНГ и, прежде всего Узбекистана
со странами Содружества необходимо учитывать следующие факторы.
1. Страны Содружества встали на путь рыночных
преобразований, в ходе которых
происходит изменение в отношениях собственности, формируются
инсти-туты рыночной
инфраструктуры, а также новые механизмы го-сударственного
регулирования в экономике. Вместе с тем в странах СНГ эти процессы идут с
различной степенью интен-сивности и находятся на разных этапах своего
осуществления. Например, одним из основных направлений изменения форм
собственности, является разгосударствление и приватизация. В
структуре приватизированных предприятий наибольший удель-ный вес приходится на
предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживанию
населения. Доля этих пред-приятий в общем, числе приватизированных составляет в
Бело-руссии, Казахстане и Молдавии - 48 - 50 %, Кыргызстане и Рос-сии - 57 - 59
%, на Украине - 66, в Грузии - 79, Узбекистане - 85 %. Сложность переходного
периода, различные условия эко-номического развития, обеспеченность ресурсами,
темпы ре-форм, платсжный и торговый дисбаланс не могут, не отразится на
динамике интеграционных и экономических процессов.
2. Образование подобной международной организации, типа СНГ,
не имеет, пожалуй,
исторического прецедента, так как в него во-шли государства
раннее составляющие части
(республики) еди-ного государства, государства, которое
строило свою политику на основе единого народно-хозяйственного комплекса с
учстом не только экономической целесообразности, но и политических интересов.
Этим определяется определснный дисбаланс в обще-ственном
разделении труда. Тяжслую промышленность разви-вали в
Прибалтике и в Белоруссии, а сырьс для нес доставляли из Сибири, Казахстана и
Средней Азии, что не было выгодно не первым регионам ни последним. После
распада СССР и провоз-глашения республиками независимости некоторые страны
ока-зались монополистами в добыче и производстве важных видов сырья и
продукции.
Так, на долю Росси приходилось более 90% общесоюзной добычи
нефти (включая газовый конденсат), бо-лее 75% газа, около 91% деловой
древесины, более 80% полима-териалов и бумаги. На долю Украины - 65-68%
общесоюзного производства стали готового проката, стальных труб, а Узбеки-стан
производил более 60 % хлопка.
Именно природные, струк-турные факторы, сложившиеся в
процессе специализации, кон-центрации и размещении производства являются
важнейшими предпосылками взаимодействия государств в рамках СНГ, и именно эти
факторы вносят ряд противоречий в функционирование данной международной
организации.
Безусловно, множественность участников СНГ,
разнона-правленность их интересов и
многослойность решаемых ими политико-экономических проблем
сказываются на развитии ре-гиональных и локальных производственных связей.
Продолжаются поиски новых форм межгосударственных
отношений. Это проявляется, прежде всего, в создании финан-сово-промыщленных
групп (ФПГ) или (МФПГ) в том числе и на межгосударственном уровне. Создание
подобных групп позволяет концентрировать ин-вестиционную, техническую, структурную,
маркетинговую и финансовую политику на наиболее важных направлениях. Основная
цель их создания состоит в укреплении нацио-нального экономического потенциала стран-участниц
и СНГ в целом, освоение новых рынков. МФПГ должны обеспечивать интенсивную
рыночную циркуляцию произведснной продукции и финансовых
ресурсов.
Базовым документом по созданию межгосударственных ФП Г
является
"Соглашение о содействии в создании и развитии
про-изводственных, коммерческих,
кредитно-финансовых и сме-шанных транснациональных
объединений", подписанное
прави-тельствами государств - участников СНГ. На основе
этого со-глашения были подписаны договора о формировании МФПГ между
правительствами Росси, Белоруссии, Казахстана, Узбеки-стана, Кыргызстана и
Таджикистана. Эти государства приняли также собственные положения по ФПГ.
Формирование финансо-промышленных групп опирается на
объективный характер интеграционных процессов в экономике. Либерализация
хозяйственной жизни, функционирование фон-дового рынка открывает новые
возможности перелива капитала в привлекательные сферы деятельности.
Финансово-промыш-ленные группы могут объединяться не только
в мощные хозяй-ственные структуры, но и наибольшие предприятия, банки и прочие
хозяйственные структуры. Ключевой проблемой форми-рования межгосударственных
финансово-промышленных групп в экономическом
пространстве СНГ сегодня являются принятие общих законов и
правил и обработка механизма контроля за их выполнением.
В современных интеграционных процессах главной движу-щей
силой является научно-технический процесс. Поэтому при-нятому ещс 3 ноября 1995
года Соглашение о создании общего научно-технического пространства государств -
участников СНГ и всему научному и техническому сотрудничеству госу-дарств
придастся приоритетный характер. В странах СНГ кон-центрируются основные
технологические связи многих приори-тетных узбекистанских предприятий. По этой причине
в отно-шениях Узбекистана с Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Украиной определяется
курс на постепенную реструктуризацию существующих товарооборотов, а именно:
создаются условия для развития прямых связей с по-ставщиками
и потребителями в рамках общего экономи-ческого пространства;
необходимо эффективно использовать рынки СНГ для продвижения
новой продукции в соответствии с техни-ческой и структурной политикой страны;
сокращать недопустимо высокую зависимость Узбеки-стана от
России энергоносителей, товаров народного по-требления, стройматериалов за счст
импортозамещения и частичного распределения этих поставок по иным источ-никам
импорта.
Вместе с тем, на сегодня главным партнсром Узбекистана во
внешней торговле остастся Россия. Начиная с 1992 года меж-государственный обмен
между Узбекистаном и Россией осуще-ствляется на основе двусторон-них соглашений
о торгово-эконо-мическом сотрудничестве. В перечень взаимных поставок на
правительственном уровне включились объсмы наиболее важ-ной для обоих государств
продукции. Для создания благоприят-ных условий такие по-ставки освобождались от
уплаты тамо-женных пошлин.
Отношения между Узбекистаном и Россией складываются не
всегда однозначно, это, прежде всего, касается торговли хлопком-волокном, а,
следовательно, и проблемой текстильной промышленности. В последние годы
значительная часть экспортируемого из Узбекистана в Россию хлопка-волокна оформляется
посредст-вом бартерных соглашений и клиринговых операций. Подобные отношения не
выгодны для Узбекистана, поскольку затрудняют движение реальных финансовых
средств в отрасли-производи-тели и в подразделении агропромышленного комплекса,
обслу-живающие
хлопкоперерабатывающие и хлопкосеющие пред-приятия. Кроме
того, импортирующие организации, не заинтересо-ванные в предоставлении
хлопка-волокна
текстильным пред-приятиям России, в целях обеспечения
быстрого оборота средств экспортируют его в третьи страны (так в 1996 году
Рос-сия до 70 % полученного из Центральной Азии хлопка-волокна экспортировала в
США, став для его производителей, в том числе и Узбекистана, торговым
конкурентом на мировом рынке).
Тем не менее, Узбекистан не может без серьсзного
экономического и социального ущерба
отказаться от экспорта в Российскую Федерацию хлопка-волокна,
удельный вес которого в экспорте в эту страну доходит до 50 %. При отсутствии
оборотных средств позиции текстильной промышленности России стали
бесперспективны. Возникла прямая угроза вымирания этой отрасли со всеми
тяжслыми социальными последствиями не только для занятых в ней, но и для производства
хлопка-волокна, традиционно обеспечивающих ес сырьсм. Для решения возникшей
проблемы необходимо не только развитие в республике перерабатывающей хлопок-волокно
отрасли, но и приобретение узбекской стороной ряда текстильных и швейных предприятий
России, то есть надо создавать единую структуру (кластер), которая
охватывает,как и узбекистанских производителей, так и потребителей их продукции
прямо выходящих с конечным товаром на рынок. Приобретение Узбекистаном
текстильных и швейных предприятий России может реализоваться через создание
совместных предприятий. Узбекистан получит возможность распоряжаться не только
финансовыми средствами за поставляемое сырьс, но и долей прибыли за реализацию
готовой продукции. Рассмотренный аспект интеграционных процессов на примере
хлопковых и текстильных отраслей показывает очевидные преимущества такого
взаимодействия. Это будет способствовать стабилизации экономик обеих стран,
усилению конкурентного характера экономической среды, развитию
научно-технической деятельности, улучшению инвестиционной обстановки. В
кооперации
с финансово-промышленными группами могут в дальнейшем
получить свос развитие многиенаправления малого и среднего бизнеса.Отношения
Узбекистана с Россией постоянно совершенствуются. Как известно 5-7 мая 1998
года Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов побывал в Москве с
государственным визитом по
приглашению Президента Российской Федерации Бориса Ельцина.
Во время этого визита было подписано Соглашение о сотрудничестве в области
совместного создания серийного производства и поставок самолстов ИЛ - 76 МФ и
ИЛ - 76 ГФ, а также обеспечения эксплуатации и модернизации ИЛ - 76 и ИЛ - 78.
В первой половине октября этого года во время официального
визита в Ташкент Борис Ельцин и Ислам Каримов предполагают подписать соглашение
об углублении экономического сотрудничества на десять лет.
28 мая 1998 года Президент Республики Узбекистан Ислам
Каримов принял прибывшего в нашу страну Исполнительного секретаря СНГ Бориса Березовского.
Ислам Каримов приветствуя гостя с прибытием в нашу страну,
выразил удовлетворением его лением на эту ответственную должность, на которую
он был избран на Московском саммите глав государств СНГ.
Пришло время пересмотра ным потенциалом для устойчивого и
динамичного экономического развития. Участники Содружества накапливают опыт
взаимодействия в современной хозяйственной жизни, и на его пространстве
объективно формируется экономическое и политическое объединение суверенных
государств. Объективный характер интеграции определяется общностью
исторических, географических, экономических и других факторов. По оценкам
Европейского банка реконструкции
и развития (ЕБРР), после семи лет "непрерывного падения
экономических показателей
постсоветский регион выходит из полосы кризиса, и
положительные тенденции здесь обозначились в 1997 году". В частности,
замедлились темпы спада ВВП, покупательной способности национальных валют,
экспорта товаров и услуг. По мнению аналитиков ЕБРР, наиболее высокие темпы
экономического роста, устойчивое увеличение ВВП в 1998 году будут характерны
для Узбекистана, Киргизии, Азербайджана и Грузии.
СНГ - молодое объединение, и многие процессы согласования
взаимных интересов только
формируются. Разработка и внедрение положений сближения
экономических условий долгосрочного сотрудничества на многосторонней основе
позволяет повысить эффективность, действенность Содружества.
Список используемой литературы:
1 Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы
безопасности, условия и
гарантия прогресса. - Ташкент, 1998 год.
2 Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических
реформ. - Санкт -
Петербург, 1995 год.
3 Газета "Народное Слово" - Ташкент.
4 Журнал "Экономист" 3.98 - Москва.
5 "Рынок, деньги и кредит" 6.97 - Ташкент.
|