Реферат: Системы счисления. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
Реферат: Системы счисления. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
Ц е л ь р а б о т ы . Изучение систем счисления, используе-
мых
в вычислительной технике и правил перевода чисел из одной
системы
счисления в другую.
При использовании ЭВМ существенным является знание систем
счисления.
Системы счисления, которыми мы пользуемся в настоящее
время,
основаны на методе, открытом индусскими математиками око-
ло
400 г. н.э. Арабы стали пользоваться подобной системой, из-
вестной
как арабская система счисления около 800 г.н.э., а при-
мерно
в 1200 г.н.э. ее начали применять в Европе и называют де-
сятичной
системой счисления.
Известны другие системы счисления, основанные на тех же
принципах,
что и десятичная,- двоичная, восьмеричная и шестнад-
цатиричная.
Они обычно используются в ЭВМ, поскольку вычисли-
тельные
машины построены на схемах с двумя устойчивыми состояни-
ями.
В настоящей лабораторной работе предлагается изучить ука-
занные
системы счисления, а также методы преобразования чисел из
одной
системы счисления в другую.
О п и с а н и е л а б о р а т о р н о й р а б о т ы
Лабораторная работа представлена обучающей программой, ра-
бота
с которой осуществляется в интерактивном режиме. (Программа
разработана
под руководством доцента кафедры УИТЭС В.М. Дерябина)
Запуск программы осуществляется из директории PEREVOD1,
инициированием
файла maindm.exe
Все действия, которые необходимо выполнить в ходе работы
отражаются
непосредственно на экране, либо их описания могут
быть
получены инициированием меню "Help".
С о д е р ж а н и е о т ч е т а
1.Краткое описание особенностей изученных систем счисления.
2.Результаты преобразования чисел из одной системы счисле-
ния
в другую.
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1.Чем отличаются позиционные системы счисления от непозици-
онных?
2.Как можно объяснить правила преобразования двоичной сис-
темы
счисления в восьмеричную, шестнадцатиричную, двоично-деся-
тичную
и наоборот?
3.В каких случаях преобразование десятичной дроби в двоич-
ную
может быть выполнено за конечное число шагов и почему?
4.Переведите:
101101.101 22 4 2 0 в десятичную систему
47 4 10 7 )
0.14 4 10 0 7 8 0 в двоичную систему
24.31 4 10 7 0
5.Переведите:
87.1 4 10 7 )
78 0 в восьмеричную систему;
1011.102 4 2 7 0
124.6 4 8 7 )
78 0 в двоичную систему;
62.42 4 8 0 70
6.Переведите:
BAD.DAD 416 0 в десятичную систему;
374.971 4 10 7 )
78 0 в шестнадцатиричную
систему;
1011.101101 4 2 7 0
8AF.CB4 416 0 в восьмеричную систему.
Л и т е р а т у р а
1.Чернов В.Г. Математические и логические основы ЭВМ. Мето-
дические
указания к самостоятельной работе студентов.-ВПИ,Влади-
мир 1992-47с.
Текст программы:
unit Unit1;
interface
uses
Windows,
Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,
StdCtrls,
ExtCtrls, Buttons;
type
TForm1 =
class(TForm)
ScrollBar1:
TScrollBar;
ScrollBar2:
TScrollBar;
Shape1:
TShape;
ColorDialog1:
TColorDialog;
Panel1:
TPanel;
Button1:
TButton;
Button2:
TButton;
ComboBox1:
TComboBox;
BitBtn1:
TBitBtn;
procedure
Button2Click(Sender: TObject);
procedure
Button1Click(Sender: TObject);
procedure
ComboBox1Change(Sender: TObject);
procedure
ScrollBar1Change(Sender: TObject);
procedure
ScrollBar2Change(Sender: TObject);
procedure
BitBtn1Click(Sender: TObject);
private
{ Private
declarations }
public
{ Public
declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *.DFM}
procedure
TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
if
ColorDialog1.Execute then
Form1.Color:=ColorDialog1.Color;
end;
procedure
TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
if
colorDialog1.Execute then
Shape1.Brush.Color:=ColorDialog1.Color;
end;
procedure
TForm1.ComboBox1Change(Sender: TObject);
begin
Shape1.Shape:=TShapeType(ComboBox1.ItemIndex);
end;
procedure
TForm1.ScrollBar1Change(Sender: TObject);
begin
Shape1.Width:=ScrollBar1.Position*3;
end;
procedure
TForm1.ScrollBar2Change(Sender: TObject);
begin
Shape1.Height:=Scrollbar2.Position*2;
end;
procedure
TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);
begin
Close;
end;
end.
Внешний вид программы:
|