Реферат: Система социальной защиты в условиях рынка
Реферат: Система социальной защиты в условиях рынка
ТЕМА: " "
Содержание:
Введение.
Глава 1.Сущность
социальных проблем в рыночной экономике.
1.1.Причины появления
социальных проблем.
1.2.
Задачи государства в
рыночной экономике по решению вопросов
социальной защиты
населения
Глава
2.Система социальной защиты населения в условиях рынка.
2.1. Государственная
система социальной защиты.
Глава 3. Организация
социальной защиты в современной России.
3.1.Социальная защита в
Советский период.
3.2. Система социальной
защиты в современной России и их решение.
Заключение.
Список литературы.
Идеи Экономистов… имеют гораздо
Большее
значение, чем принято думать.
В действительности только они и
правят миром.
Джон Мейнард Кейнс
ВВЕДЕНИЕ.
Всякая наука имеет свой объект познания. Это в полной мере относится и к
экономической науке. Характерная особенность последней состоит в том, что она
является одной из древнейших наук. Истоки экономической науки уходят в глубь
веков, туда, где зарождалась колыбель мировой цивилизации - в страны Древнего
Востока V-III вв. до н.э. Позднее экономическая
мысль получили развитие в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель ввел термин
"экономия" (от греческого Oikonomia- управление
домашним хозяйством), от которого и произошло более позднее - "
экономика". В раннее средневековье христианство объявило простой труд
святым делом, стал утверждаться важнейший принцип: кто не трудится, тот не
ест.
Как наука экономика возникла в XVI-XVII вв. Ее
первым теоретическим направлением стал меркантилизм, который субстанцию
богатства общества и личности видел в деньгах, а деньги сводил к золоту.
В XVII в.
появилось новое название экономической науки - политическая экономия, которое
просуществовало более трех веков. Новое направление этой науке дали физиократы,
которые утверждали, что источником богатства является не обмен, а
земледельческий труд. Основоположником классической политической экономии
явился шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), выпустивший в 1776 году
свою знаменитую книгу " Исследование о природе и причинах богатства народов".
Его учение заложило основы теории стоимости и рыночной экономики в целом.
Дальнейшее развитие учение А.Смита получило в работах немецкого философа и
экономиста Карла Маркса (1818- 1883), создавшего теорию научного социализма в
своем многотомном сочинении "Капитал".
Современная экономическая наука в наши дни получила более распространенное
название - экономическая теория, а в англо-
американской
литературе- "Экономик с". Термин "экономик с" впервые ввел
английский экономист Альфред Маршал(1842- 1924) в своей книге "Принципы
Экономикс".
В овременной экономической науке, взятой в ее концептуальном теоретическом
аспекте, наблюдается синтез старой классической школы и трех новых направлений:
1. Кейнсианское
направление, названное в честь его основателя английского экономиста Джона
Мейнарда Кейнса (1883- 1946).
2. Неоклассическое
направление.
3. Институционально-социологический
подход к решению проблем хозяйственной жизни.
Современная экономическая теория изучает поведение как хозяйствующих субъектов
на всех уровнях экономической системы в процессах производства, распределения,
обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения человеческих
потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.
Технический прогресс, быстрые увеличения производственных мощностей и жизненого
уровня, одного из самых высоких в мире, являются стртегическими направлениями
динамического развития экономики. Однако этот долговременный экономический
рост не был равномерным, а прерывался периодами экономической
нестабильности.
Глава 1.Сущность социальных проблем в рыночной
экономике.
Научный и технический прогресс впервые начали
сближаться в 16-18 веках, когда мануфактурное производство , нужды мореплавания и
торговли
потребовали теоретического и эксперементального
решения практических
задач.
Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века, всвязи с развитием
машинного производства , что было обусловлено изобретением Д. Уаттом. парового двигателя. Наука и техника начали
взаимно
стимулировать друг друга , активно влияя на все
стороны жизни общества, радикально преобразуя не только материальную , но и духовную жизнь людей.
Двадцатый век человечество встретило с новыми
видами транспорта :
самолетами, автомобилями, огромнейшими параходами и
все более быстрыми паровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отдаленной
глубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых стран. Но в то же время в колониях
сохранялась ужасающая нищета и отсталость, да впрочем, в метрополиях
все было далеко не так благополучно. Всвязи с развитием техники и транспорта мир познал
что такое безработица и кризис перепроизводства , засилье только что
появившихся монополий. К тому же, ряд государств ( к примеру Германия ) не успели к разделу колоний , и начало крупномасштабных
войн было лишь вопросом времени . Научно-технический прогресс встает на службу
военно-промышленному комплексу. Создаются все более разрушительные виды вооружений, которые сначала были
опробованы в локальных конфликтах ( таких как русско-японская война ) , а затем применены во время
Первой Мировой Войны .
Первая Мировая произвела
огромный переворот в общественном сознании.
Всеобщий оптимизм начала хх века под влиянием ужасов
войны, понижения уровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода и голода сменился на
тяжелый пессимизм.
Рост преступности,
числа самоубийств,
падение значения духовных ценностей - все это было свойственно не только
Германии,
проигравшей
войну, но и
странам-победительницам .
Массовое рабочее движение, вызванное требованием
перемен после войны и революцией в России, привело к небывалой до
этого демократизации.
Однако вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия . Неправильная экономическая
политика приводит многие страны мира сначала к биржевому , а затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности
этот кризис не имел себе равных : в США за 4 года производство сократилось на треть, а каждый четвертый стал
безработным . Все это привело к
очередному всплеску пессимизма и разочарования. Демократическая волна
уступила место тоталитаризму и росту государственного вмешательства. Фашистские режимы, установившиеся в Германии и
Италии, увеличив число военных
заказов, избавили свои страны от
безработицы, чем завоевали огромную
популярность в народе. Униженная Германия увидела в Гитлере лидера, способного поднять страну с
колен. Окрепший Советский Союз
также начал активную милитаризацию и был готов ликвидировать унизительные
последствия Брестского мира. Таким образом, очередной глобальный конфликт был неизбежен.
Вторая Мировая Война была самой разрушительной в
истории человечества.
В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75
миллионов человек,
то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствия еще долго будут влиять на жизнь
последующих поколений, но,
как это не пародоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-1 и первой
атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму , именно с изобретения
разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитии человечества.
1.1.Причины
появления социальных проблем.
Демографическая
статистика дает возможность оценить качество трудового потенциала ко второму
десятилетию XXI века. Ведь люди которые будут жить в то время уже родились, их
здоровье, интеллектуальный потенциал, в принципе, сложились. Нельзя оставлять
проблему демографии за "закрытыми дверьми". От того, какое решение
будет сейчас принято для нее, зависит состояние нашего общества, и как
следствие этого, состояние нашей экономики в будущем. На данном этапе мы
"пожинаем плоды" прошлых "ответственных" решений. И поэтому
не стоит сейчас допускать ошибок. К примеру, говоря о трудовом и
интеллектуальном потенциале нашего государства, можно сказать, что в стране
сформировались каналы утечки умов, что, кстати, абсолютно не отслеживается
статистически. Отслеживается лишь этническая эмиграция (около 100 тыс. человек
в год). Не отслеживается поток трудовой (контрактной) эмиграции. По оценкам, в
нем где-то одна треть специалистов высшей и высочайшей квалификации из сферы
науки. Этот поток почти в три раза больше, чем канал этнической эмиграции. Это
прямая угроза интеллектуальной и экономической безопасности России.
Каков социально-экономический ущерб от утечки умов
прежде всего из науки? По оценкам специалистов, - это несколько десятков
миллиардов долларов в год, включая затраты на образование и упущенную выгоду.
По иным оценкам до 50 млрд. долларов в год.
1.2.
Задачи
государства в рыночной экономике по решению вопросов социальной защиты
населения
Для обеспечения защиты
населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке
установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции
предоставления социальной поддержки.
Анализ мирового опыта
позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения.
Государственная социальная помощь лицам, которые в силу
нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно
материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного
института защиты являются государственный, региональные и муниципальные
бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика
данного института защиты социально-алиментарные недоговорные отношения
государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими
необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному
социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после
проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого
сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное
(по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за
потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или
места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников
(иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов
обязательного социального страхования. Определяющие характеристики
социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это
означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е.
предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность
страхователей и застрахованных. Добровольное личное (коллективное)
страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное
обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих работников (иногда
в их пользу – работодателей), организованные на принципах и с помощью
механизмов личного страхования. Определяющие характеристики - наличие
страхового договора самоответственность граждан. Корпоративные системы
социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская
и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных
услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства предприятий.
Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых
средств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг) является обязательное
социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на
производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального
страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели
социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю
государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат
на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.[1]
Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из
основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный
обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное
обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты
трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца
безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от
продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы
(которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты
трудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек
получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц),
финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования
являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии
самих застрахованных. Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение
можно разделить на социальное страхование и социальную помощь.
Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае
некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Характерной
чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой
помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом
социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем
индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного. Тем
самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным
принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной
ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов,
хотя и снижает последствия социального риска. Социальный риск-это риск
внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб
многим лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование,
суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:
Осуществляется
частными компаниями (добровольное);
Осуществляется
государством (принудительное);
Для развитых стран
общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на
случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих
направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых
частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все
варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной
помощью. Между социальной помощью и общественным страхованием:
То и
другое предполагает перераспределение доходов
То и
другое связано со сложившимися в обществе представлениями о справедливости.
То и
другое имеют поля пересечения.
Но также имеются и отличия,
одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем
другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости
его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное
накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому там, где страхование и
социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию.
Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении
размеров выплат возможны четыре альтернативных подход:
- помощь
всем покупателям выплачивается в одинаковом размере;
- помощь
ориентирована на индивидуальную обеспеченность;
- размер
помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на
величину страховых взносов получателя;
- величина
помощи зависит от потребностей получателя.
Одинаковый размер помощи для всех получателей -
наиболее простой в организационном отношении вариант. Этот способ оказывается,
однако непригодным, если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к.
размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того,
одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальной
обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то,
что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и
исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все
системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой
степени зависят от финансового положения государства. Все три принципа
организации социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой
свое определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать
с максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и
попечительства. Характерной чертой попечительства является финансирование
за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения
построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке
государственных финансов.
Существенное
значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основных
критериев здесь два:
- социальные гарантии должны
обеспечивать минимально достаточный уровень жизни;
- социальные пособия не
должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения;
Первый критерий определяет
минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.
К примеру, в России пособие
по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (3 мес. - 75%, след. 4
мес. - 60%, в дальнейшем - 45%), по истечении года - минимальная заработная
плата. 1
Страницы: 1, 2, 3, 4
|