рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Сборка червячного редуктора рефераты

            Предварительно принимаем арем = 240 мм.

            Расчетная длина ремня определяется по формуле:

Lp = 2apeм + 0,5π(d1 + d2) + (d2 – d1)2 / 4 * арем

Lp = 2 * 240 + 0,5 * 3,14(100 + 200) + (200 – 100)2 / 4 * 240 = 961,7 мм

            Ближайшее стан. значение длины ремня по ГОСТ 12841-80 L = 1000 мм.

            Условное обозначение ремня сечения А с расчетной длиной L = 1000 мм с хордной тканью в тянущем слое.

            Ремень А — 1000Т ГОСТ 12841-80.

            Уточненное значение межосевого расстояния aрем с учетом стандарт, длины ремня L считаем по формуле:

арем = 0,25[(L – ω) + √(L – ω)2 – 2y

где ω = 0,5π(d2 – d1) = 0,5 * 3,14(200 – 100) = 157,1

y = (d1 + d2)2 = (100 + 200)2 = 90000 мм2

арем = 0,25[(1000 – 157,1) + √(1000 – 157,1)2 – 2 * 90000 = 392,8 мм

            Принимаем арем = 392 мм.

            При монтаже передачи необх. обеспечить возможность уменьшения межосевого расст. на 0,01L = 0,01 * 1000 = 10 мм для обеспечения надевания ремней на шкивы и возможность увеличения его на 0,025L = 0,025 * 1000 = 25 мм для натяжения ремней.

            Угол обхвата меньшего шкива опред. по формуле

L = 180° – 57° ((d2 – d1) / aрем)) = 180 – 57((200 – 100) / 392) = 165° 30'

            Коэф. режима работы, учитыв. условия эксплуатации Ср = 1,0.

            Коэф. учит, влияние длины ремня с1 = 0,98.

            Коэф. учит. Влияние угла обхвата с1 = 0,98.

            Скорость ремня:

v = (πd1n1) / (60 * 103) = (3,14 * 100 * 1445) / (60 * 103) = 7,57 м/с

Ро — мощность передав. одним ремнем 1,6 кВт

коэф. числа ремня в передаче сz = 0,9

            Число ремней:

z = (55 * 1) / (1,6 * 0,98 * 0,9 * 0,98) = 3,71

            Принял z = 4

            Определяем силу предвар. натяж. Fo, и одного клинового ремн:

Fo = 850 * Pном * C1 / z * V * Cx * СР = (850 * 5,5 * 0,98) / (4 * 7,57 * 0,98 * 1) = 154,5 Н

            Давление на вал определяется по формуле:

Fa = 2Fo * zsina / 2 = 2 * 154,5 * 4sin165,5 / 2 = 1226 Н

            Ширина шкивов Вш = (Я – 1)у + 2а = (4 – 1)15 + 2 * 10 = 65 мм.

2.3. Расчёт зубчатой передачи редуктора

            Число витков червяка z1 принимаем в зависимости от передаточного числа.

            При и = 15...30 число витков червяка z1 = 2.

            Число зубьев червячного колеса:

z2 = z1 * и = 16 * 2 = 32

            Выбираем материал червяка и червячного колеса.

            Для червяка Сталь 45 с закалкой до твёрдости 45HRC с последующим шлифованием.

            Т. к. материал колеса связан со скоростью скольжения, определяем предварительно ожидаемую скорость скольжения:

Vs = 4,3 * ωи√T2 / 10

Т2 = Р / ω2 = 4,2 * 103 / 4,7 = 897 Нм

            Вращающий момент на колесе:

ω2 = ω1 / и2 * ипep = 151,2 / 2 * 16 = 4,7с-1

Vs = 4,3 * 4,7 * 16 3√1019,10 4 / 10 * = 3,39м/с

            При скорости Vs = 2...5м/с применяют безоловянные бронзы и латуни

            Принимаем БрАЖ9 – 4, отливка в землю σв = 400 МПа, σТ = 200МПа.

            Для червяка допускаемое напряжение [σ]н = [τ]н° – 25Vs

где [σ]н° — 300 МПа при твердости > 45 HRC

[σ]н = 300 – 25 * 3,39 = 215,25 МПа

            Допускаемое напряжение изгиба

[σ]f = KFL[σ]F°

где KFL = 102 / N — коэффициент долговечности

N — общее число циклов перемены напряжений

N = 573ω2Ln;

            Т. к. общее время работы передачи неизвестно, то принимаем N = 25 * 107

KFL = 9√l06 / 25 * 107 = 0,54

[σ]F° = 0,25 * σ + 0,08 σu;

[σ]F° = 0,25 * 200 + 0,08 * 400 = 82МПа

[σ]F° = 0,54 * 82 = 44,28 МПа

            Межосевое расстояние передачи:

aw > 61 3√Т2 * 103 / [σ]Н2 > 61 3√897 * 103 / 215,252 = 166,3 мм.

            Полученное межосевое расстояние округляем в большую сторону до целого числа аw = 180 мм

            Предварительно определяем модуль зацепления:

m = (l,5...1,7)aw / z2 = (l,5...1,7)180 / 32 = 8,4...9,56 мм

            Значение модуля округляем в большую сторону до стандартного ряда т = 10

            Из условия жёсткости определяем коэф. диаметра червяка

q = (0,212...0,25) * z2 = (0,212...0,25) * 32 = 6,78...8

            Полученное значение округляем до стандартного q = 10

            Определяем коэффициент смещения инструмента х:

X = (aw / M) – 0,5(q + z2)

Х = 180 / 10 – 0,5 (10 + 32) = -3

            По условию неподрезания и незаострённости зубьев -1 ≤ Х ≤ +1

            Если это условие не выполняется, то следует варьировать значениями q, z2 или aw.

            Примем q = 8; z2 = 32; aw = 200.

Х = 200 / 10 – 0,5(8 + 32) = 0

Условие выполняется.

            Определяем фактическое значение межосевого расстояния:

aw = 0,5m(q + z2) = 0,5 * 10(8 + 32) = 200 мм

            Определяем основные геометрические параметры передачи:

            Основные размеры червяка

делительный диаметр d1 = qm = 8 * 10 = 80 мм

начальный диаметр dw1 = m(q + 2x) = 10(8 + 2 * 0) = 80 мм

Диаметр вершин витков da1 = d1 + 2Т = 80 + 2 * 10 = 100 мм

Диаметр впадин витков df1 = d1 – 2,4m = 80 – 2,4 * 10 = 56 мм

Делительный угол подъема линии витков y = arctg(z1 / q) = arctg2 / 10 = 11,3099°

Длина нарезной части червяка

в1 = (10 + 5,5 / х / + z1)m + c1

где х – коэф. смещения при х 0 с = 0

в1 = (10 + 2)10 = 120 мм

            Основные размеры венца червячного колеса

делительный диаметр d2 = dw2 = mz2 = 10 * 32 = 320 мм

диаметр впадин зубьев df2 = d2 – 2m(1,2 – х) = 320 – 2 * 10(1,2 – 0) = 296 мм

наибольший диаметр колеса

dam2<da2 + 6m / z1 + 2

dam = 340 + (6 * 10) / (2 + 2) = 355 мм

ширина венца в = 0,355ап = 0,355 * 200 = 71 мм

            Радиусы закруглений зубьев

Ra = 0,5d1 – m = 0,5 * 80 – 10 = 30 мм

Rf = 0,5d1 + l,2m = 0,5 * 80 + l,2 * 10 = 52 мм

            Условный угол обхвата червяка венцом колеса 28

sinδ = e2 / (da1 – 0,5т) = 71 / (100 – 0,5 – 10) = 0,7474

            Угол определяется точками пересечения дуги окружности d' = da1 – 0,5m с контуром венца колеса и может быть равным 90... 120°.

            Проверочный расчет.

            Определяем к.п.д. червячной передачи:

η = tgy / tg(γ ± φ)

где γ — делительный угол подъема витков червяка γ = 13099°

φ — угол трения. Определяется в зависимости от фактической скорости скольжения

vs = uf    ω = d1 / 2cosγ * 103

по табл. 4.9. (  )

иf = 16   d1 = 80 мм

ω2 = ω1(2 * 16) = 151,2 / (2 * 16) = 4,7c-1

ω2 – угловая скорость червячн. колеса

vs = (16 * 80 * 4,7) / (2cos11,3099 * 103) = 3,07м/с

по табл. φ = 1° 30’’...2° 00''

принимаем φ = 2° 00''

η = tg11,3099 / tg(11,3099° + 2000'') = 0,81

            Проверка контактных напряжений зубьев колеса:

σн н/мм3

σн = 340 √Ft2 / (d1d2) * k ≤ [σ]н

где Ft2 = 2T2 * 10 / d — окружная сила на колесе, Н

Ft2 = (2T2 * 103) / 320 = 5356,25 H

k — коэф. принимается в зависимости от окружной скорости колеса

V2 = (ω2d2) / (2 * 103) = (4,7 * 320) / (2 * 103) = 0,752 м/с

            При v2 ≤ 3 м/с        k = l

σн = 340 √5356,25 / (80 * 320) = 155,5 Н/мм2 < [σ]н = 215,25Н/мм

2.4. Предварительный расчет валов редуктора и выбор подшипников

            Крутящие моменты в поперечных сечениях валов: ведомого (вал червячного колеса) Tk2 = T2 = 891 * 103 H мм

ведущего (червяка)

Tk1 = T = T2 / u η = 891 * 103 / 16 * 0,81 = 69,7 * 103 Hмм

            Витки червяка выполнены за одно с валом.

            Диаметр выходного конца ведущего вала по расчету на кручение при [τ]k = 25 МПа

d = 8 * 3√Tk1

d = 8 * 3√69,74 = 32,92 мм

            После округ. принимаем с1 = 34 мм

            Диаметр dП = d + 2tцил = 34 + 2 * 3,5 = 41 мм

            Принимаем dП = 45 мм

            Диаметр буртика dБП = dП + 3r = 45 + 3 * 2,5 = 50 мм.

            Длина посадочного конца вала:

LМБ = 1,5d = 1,5 * 34 = 51 мм.

Округл. до LМБ = 52 мм.

            Длина промежуточного участка:

LКБ = 2dn = 2 * 45 = 90 мм

            Диаметры и длины участков вала колеса d = 6√891 = 56 мм

            Длина цилинд. участка

Lц = 0,15d = 0,15 * 56 = 8,4 мм

принимаем равным 8

            Диаметр dП = d + 2tk = 56 + 2 * 2,5 = 61 мм

Принимаем dП = 60 мм

            Диаметр буртика

dБП = dП + 3r = 60 + 3 * 3,5 = 70,5 мм

Принимаем dБП = 72 мм

            Диаметр dk принимаем равным dБП, т. е. dk = 72 мм

            Длина ступицы колеса lcm = dk = 72 мм

            Длина посадочного конца вала

lМТ = 1,5d = l,5 * 56 = 84 мм

            Длина промежуточного участка

lКТ = 1,2dП = 1,2 * 60 = 72 мм

            Диаметр резьбы

dp = 0,9(d – 0,1lМТ) = 0,9(56 – 0,1 * 84) = 42,84 мм

Принимаем ближайшее ближнее М42 * 3

            Длина резьбы lp = 0,8dp = 0,8 * 42 = 33,6

Округляем, получаем lр = 34 мм

            Выбираем подшипники везде конические роликовые для червяка — 7209 ГОСТ 333-79, для вала колеса — 7212

2.5. Конструктивные размеры корпуса редуктора

Толщина стенок корпуса δ и крышки δ1

δ = 0,04аw + 2

δ = 0,04 * 200 + 2 = 10 мм

δ1 = 0,032aw + 2

δ1 = 0,032 * 200 + 2 = 8,4 мм

Принимаем δ = δ1 = 10 мм

            Толщина фланцев (поясов) корпуса и крышки:

в = в1 = 1,5δ

в = в1 = 1,5 * 10 = 15 мм

            Диаметры болтов фундаментных

d1 = (0,03...0,036)aw + 12

d1 = (0,03...0,036)200 + 12 = 18...19

Принимаем М20

Диаметры болтов d2 = М16 мм и болтов d3 = М12 мм

2.6. Первый этап эскизной компоновки редуктора

            Компоновочный чертеж выполняем в двух проекциях — разрез по оси колеса и разрез по оси червяка. Масштаб 1:1 вычерчиваем тонкими линиями. Примерно по середине листа параллельно его длинной стороне проводим осевую линию; вторую осевую, параллельную первой, проводим на расстоянии аw = 200 мм. Затем проводим две вертикальные осевые линии — одну для главного вида, вторую для вида сбоку. Вычерчиваем на двух проекциях червяк и червячное колесо.

            Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса, принимая зазор между стенкой и червячным колесом и между стенкой и ступицей червячного колеса ~ 15 мм Вычерчиваем подшипники червяка на расстоянии L1 = dам2 = 355 мм один от другого, располагая их симметрично относительно среднего сечения червяка. Также симметрично располагаем подшипники вала червячного колеса. Расстояние между ними замеряем по чертежу L2 = 125 мм.

            В связи с тем, что в червячном зацеплении возникают значительные осевые усилия выбираем конические роликовые подшипники (см. таблица 2).

2.7. Проверка долговечности подшипников

Силы в зацеплении см. рис.3

Условное обозначение подшипников d Д В Т С е
мм кН
7209 45 85 19 21 42,7 0,41
7212 60 110 23 24 72,2 0,35

            Рисунок 3 — Силы в червячном зацеплении и опорные реакции в плоскости xz

            Окружная сила на червячном колесе, равная осевой силе на червяке

Ft2 = Fa1 = 2T2 / d2

Ft2 = Fa1 = (2 * 897000) / 320 = 5606,25 Н

            Окружная сила на червяке, равная осевой силе на колесе

Ft1 = Fa2 = 2T1 / d1

Ft1 = Fa2 = 2 * 69700 / 80 = 1742,5 H

            Радиальные силы на колесе и червяке

Fz2 = Fz1 = Ft2tg20°

Fz2 = Fz1 = 5606,25tg20° = 2040,5 Н

            Применяем правое направление витков червяка

            В плоскости xz

Rx1 = Rx2 = Ft1 / 2

Rx1 = Rx2 = 1742,5 / 2 = 871,25 H

            В плоскости yz

Ry1L1 + Fz1L1 / 2 – Fa1d1 / 2 = 0

Ry1 = Fz1L1 – Fa1d1 / 2 L1 = (2040,5 – 355 – 5606,25 * 80) / (2 * 355) = 388,56 H

Ry2 L1 – (Fz1 L1) / 2 – (Fa1d1) / 2 = 0

Ry2 = (Fz1 L1 + Fa1d1) / 2L1 = 1651,94 H

            Проверка

Ry1 + Ry2 – Fz1 = 388,56 + 1651,94 – 2040,5 = 0

Суммарные реакции:

P1 = Pz1 = √(Rx12 + Ry12);

P1 = Pz1 = т / 871,252 + 388562 = 953,97 Н

P2 = Pz2 = √(Rx22 + Ry22);

P2 = Pz2 = √871,252 + 1651,942 = 1867,97 H

            Осевые составляющие радиальных реакций подшипников

S1 = ePz1 = 0,41 * 953,97 = 391,13 Н

S2 = ePz2 = 0,41 – 1867,61 = 765,72 Н

            В нашем случае S1 < S2

Pal = Fa≥S2 – S1;

тогда Pa1 = S1 = 391,13 H

Pa2 = S1 + Fa1 = 391,13 + 5606,25 = 5997,38 Н

            Рассмотрим левый (первый) подшипник.

            Отношение Pa1 / Pr1 = 391,13 / 953,97 = 0,41 = е

Следовательно осевую нагрузку не учитываем.

            Эквивалентная нагрузка

Рэ1 = РzlVКбКТ,

где по [1, табл. 9.19] для приводов общего назначения:

Kб = l,3;

V = 1;

КТ = 1;

Рэ1 = 953,97 * 1,3 = 1240,16 Н

            Долговечность определяем по более нагруженному подшипнику. Рассмотрим правый (второй) подшипник

            Отношение

Ра2 / Рz2 = 5997,38 / 1867,61 = 5,2 > е,

            Поэтому эквивалентную нагрузку определяем с учётом осевой

Pэ2 = (XPz2V + YPa2)KбKT

Рэ2 = (0,40 * 1867,61 + 1,459 * 5997,38) * 1,3 = 12346,38Н = 12,35 кН

где Х = 0,40; Y = 1,459 см. [1, табл. 9.18] для конических подшипников.

            Расчётная долговечность определяется по формуле:

L = (С / Рэ2)3 = (72,2 / 12,35)3 = 200 млн. об.

Расчетная долговечность, r:

Lh = L106 / 60n

Lh = 200 * 106 / 60 * 722,5 = 5618 r

Где n = 722,5 об/мин — частота вращения червяка

            Ведомый вал.

            Расстояние между опорами (между точками приложения радиальных реакций Р3 и Р4) L2 = 125 мм, диаметр колеса d2 = 320 мм.

            Реакции опор

            Левую опору, воспринимающую внешнюю осевую силу Fa2 обозначим цифрой «4» и при определении осевого нагружения будем считать ее «второй».

            В плоскости xz

Rz3 = Rz4 = Ft2 / 2

Rz3 = Rz4 = 5606,25 / 2 = 2803,13 H

            В плоскости yz

Ry3 L2 + Fz2 L2 / 2 – Fa2 d2 / 2 = 0

Ry3 = (Fa2 d2 – Fz2 L) / 2L2 = (1742,5 * 320 – 2040,5 * 125) / 2 * 125 = 1210,15 H

Ry4 L2 – Fz2 L2 / 2 – Fa2 d2 / 2 = 0

Ry4 = (Fz2 L2 + Fa2d2) / 2L2 = (2040,5 * 125 + 1742,5 * 320) / 2 * 125 = 3250,65 H

            Проверка:

Ry3 – Ry4 + Fz2 = 0

1210,15 – 3250,65 + 2040,5 = 0

            Суммарные реакции:

Р3 = Рr3 = √Rz32 + Ry32

Р3 = Рr3 = √2803,132 + 1210,152 = 3053,2 Н

Pr4 = Pr4 = √Rz42 + Ry42

P4 = Pr4 = √2803,13 + 3250,65 = 4292,35 H

            Осевые составляющие радиальных реакции конических подшипников

S3 = 0,83 е Рr3

S3 = 0,83 * 0,41 * 3053,2 = 1039 Н

S4 = 0,83 е Рr4

S4 = 0,83 * 0,41 * 4292,35 = 1460,7 H

где е = 0,41 — коэффициент влияния осевого нагружения

В нашем случае S3 < S4

Pa3 = Fa≥S4 – S3

Тогда Ра3 = S3 = 1039 Н

Pa4 = S4 = 1460,7 H

            Для левого (с индексом 4) подшипника отношения:

Ра4 / Рr4 = 1460,7 / 4292,35 = 0,34 < е

            Поэтому при подсчете эквивалентной нагрузки осевые силы не учитываем.

            Эквивалентная нагрузка

Рэ4 = Рr4VKбKt

Рэ4 = 4292,35 * 1,3 = 5580 Н

            В качестве опор ведомого вала применены одинаковые подшипники 7212.

            Для правого подшипника:

Ра3 / РrЗ = 1039 / 3053,2 = 034 < е

            Осевые силы не учитываем и определяем эквивалентную нагрузку:

Рэ3 = Рr3VКбKt

Рэ3 = 3053,2 * 1,3 = 3969,16 Н = 3,969

            Расчетная долговечность, млн. об.:

L = (с / Рэ3)3

L = (42,7 / 3,969)3 = 1254 млн. об.

            Расчетная долговечность, r:

Lh = L 106 / 60п

Lh = 1254 * 106 / 60 * 45 = 464761 r

Где п = 45 об/мин — частота вращения вала червячного колеса.

            По ГОСТ 16162-85 минимальная долговечность подшипников для червячных редукторов Lh = 50004, следовательно подшипники выбраны правильно.

2.8. Второй этап компоновки редуктора

            Используем чертежи первого этапа компоновки. Второй этап представлен на листе и имеет целью конструктивно оформить основные детали — червячный вал, вал червячного колеса, червячное колесо, корпус, подшипниковые узлы и др.

            Смазка зацепления и подшипников — разбрызгиванием жидкого масла, залитого в корпус ниже уровня витков так, чтобы избежать чрезмерного заполнения подшипников маслом начиняемым червяком. На валу червяка устанавливаем крыльчатки. При работе редуктора они будут разбрызгивать масло и забрасывать его на колесо и в подшипнике.

            Уплотнение валов обеспечивается резиновыми манжетами. В крышке тока размещаем отдушину. В нижней части корпуса вычерчиваем пробку для спуска масла и устанавливаем маслоуказатель с трубкой из оргстекла.

            Конструируем стенку корпуса и крышки. Их размеры были определены ранее. Вычерчиваем фланцы и нижний пояс. Конструируем крюки для подъема. Устанавливаем крышки подшипников глухие и сквозные с манжетными уплотнениями. Под крышки устанавливаем металлические прокладки для регулировки. Конструкцию червячного колеса выполняем по [1], рис. 109, насаживая бронзовый венец на чугунный центр с натягом. Посадка Н7 / р6 по ГОСТ 25347-82

            Вычерчиваем призматические шпонки:

на выходном конце вала червяка:

b * h * l = 14 * 8 * 40 мм

на выходном конце вала червячного колеса:

b * h * l = 14 * 9 * 80 мм

и под червячным колесом:

b * h * l = 20 * 12 * 80 мм

2.9. Выбор посадок основных деталей редуктора

            Выбор посадок колец подшипников

            Быстроходный вал (вал 2, рис. 1) редуктора устанавливается на конические роликовые подшипники. Внутреннее кольцо подшипника вращается вместе с валом относительно действующей радиальной нагрузки и имеет следовательно, циркуляционное нагружение.

            По таблице 6.5. [2] выбираем поле допуска вала — к6.

            Наружное кольцо подшипника неподвижно относительно радиальной нагрузки и подвергается местному нагружению. По табл. 6.6 [2] определяем поле допуска отверстия = Н7

            Тихоходный вал (вал 3, рис. 1) устанавливается на роликовых подшипниках.

            Внутреннее кольцо подшипника вращается вместе с валом относительно действующей радиальной нагрузки и имеет, следовательно, циркуляционное нагружение. По табл. 6.5 [2] выбираем поле допуска вала к6.

            Наружное кольцо подшипника неподвижно относительно радиальной нагрузки и подвергается местному нагружению. По табл. 6.6 [2] определяем поле допуска отверстия — Н7

            Выбор посадки червячного колеса на вал. Примем, что вращательный момент (табл. 1) передается от колеса к валу соединением с натягом. Для подбора посадки примем материал вала сталь 40 * Н (σТ1 = 750 Н/мм2) Материал колеса — чугун (σТ2 = 280 Н/мм2). Сборка осуществляется нагревом колеса.

            Используем методику подбора посадок с натягом, изложенную в парагр. 3 гл. 5 [2]

            Устанавливаем колесо на вал с натягом к6 через шпонку.

2.10. Проверка прочности шпоночных соединений.

            Призматические шпонки выбранные для редуктора, проверяем на снятие. Проверку проводим для шпонки под колесом.

            Условие прочности

σсм = Ft / Aсм ≤ [σ]cм

где Ft — окружная сила на колесе, Н

Acм = (0,94h – t1) lp — площадь снятия, мм2

Здесь

lр = l – b — рабочая длина шпонки

σсм = 38,3 Н/мм2 < 150 Н/мм2

Т.к. ступицу колеса изготавливаем из чугуна, то значение [σ] см снижаем вдвое:

σсм = 38,3 < 75 Н/мм2

что удовлетворяет проверочному расчёту.

2.11. Уточненный расчёт валов

            Червячный вал проверять на прочность не следует, так как размеры его поперечных сечений, принятые при конструировании после расчёта геометрических характеристик (d1 = 80; da1 = 100 мм; df1 = 56 мм), значительно превосходят те, которые могли быть получены расчётом на кручение. Проверим стрелу прогиба червяка (расчёт на жёсткость).

            Приведенный момент инерции поперечного сечения червяка:

Jnp = πdf / 64(0,375 + 0,625da1 / df1)

Jnp = 3,14 * 56 / 64(0,375 + 0,625 * 100 / 56) = 72 * 104 мм4.

            Стрела прогиба:

f = l1 √Ft1 + Fr1 / 48 E Jnp

f = 0,02 мм

            Допускаемый прогиб [f] = (0,005...0,01)m = (0,005...0,01)8 = 0,04...0,08 мм.

            Таким образом, жёсткость обеспечена, так как f = 0,02 < [f]

            Определение коэффициентов запасов прочности в опасных сечениях вала червячного колеса.

            Построение эпюр моментов вала червячного колеса. Для построения эпюр моментов определяем значение изгибающих моментов в характерных сечениях вала (см. рис. 5).

Рисунок 5 — Эпюры моментов

            Вертикальная плоскость (YOZ):

Сечение 3                            Мх = 0

Сечение 1                            Mx = Ry4 * 86 * 10-3

                                             Мх = 3250,65 * 86 * 0,001 = 279,6 Нм

Сечение 4                            Mx = Fy2 * 47,5 * 10-3

                                             Мх = 5606,25 * 133,5 * 0,001 = 748,4 Нм

Сечение 2                            Мх = 0

            Горизонтальная плоскость (XOZ)

Сечение 3                            Му = 0

Сечение 1                            My = Rz4 * 86 * 10-3

                                             Мy = 2803,13 * 83 * 0,001 = 241 Нм

Сечение 4 (справа)             My = Rz3 * 47,5 * 10-3

                                             Мy = 2803,13 * 47,5 * 0,001 = 133,1 Нм

Сечение 4 (слева)               Мy = 2040,13 * 133,5 * 0,001 – 2803 * 47,5 * 0,001 = -139,2 Нм

                                             МR = М2 = 69,79 Нм

            Осевой момент сопротивления:

W = nd3 / 32 = 3,14 * 603 / 32 = 21195 мм3

Материал вала — сталь 40ХН

            Из таблицы 12.7 [2] определяем допускаемые напряжения для данного материала:

σвр = 920 Н/мм2                               σт = 750 Н/мм2

σ-1 = 420 Н/мм2                               τ = 25Н/мм2

            Опасным сечением является сечение 1 на валу

            Выполняем расчёт сечения 1 на статическую прочность:

Результирующий изгибающий момент

М = √Mx2 + Мy2

М = √279,62 + 2412 = 369,13 Нм

Mk = T = 891

            Эквивалентное напряжение:

σэкв = √M2 + Mk2 / W = 964,4

            Коэффициент запаса прочности по текучести при коэффициенте перегрузки Кп = 2,5 определяется:

SТ = σТ / Кпσэкв

ST = 750 / 2,5 * 964,4<[SТ] [SТ] = 1,2...1,6

            Требование выполнено и задача статической прочности вала Сечении 1 обеспечен.

2.12. Тепловой расчет червячного редуктора

            Цель теплового расчета — проверка температуры масла в редукторе которая не должна превышать допустимой

[t] = 80...95 °C

            Температура масла в корпусе червячного редуктора при непрерывной работе без искусственного охлаждения определяется по формуле:

tм2 = tb + P(1 – η) / Kt * A

где Р — мощность на быстроходном валу редуктора, Вт

P = T2W2 / η = 857 * 4,7 / 0,85 = 4739 Вт

Kt = 9...17B т/м2 град. — коэффициент теплопередачи

Kt = 15

А — площадь теплоотдающей поверхности корпуса редуктора. По табл. 11.6

А = 0,8м2

tb = 20 °C — температура воздуха вне корпуса редуктора

tм = 20 + 4739(1 – 0,85) / 15 * 0,8 = 79,2° < [t]°

Тепловой расчет удовлетворяет.

2.13. Выбор сорта масла

            Смазывание зацепления и подшипников производятся разбрызгиванием жидкого масла. По [1] табл. 10.9 устанавливаем вязкость масла.

            При контактных напряжениях σн = 129 Мпа и скорости скольжения Vs = 6,15м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть приблизительно равна 15 * 106 м2/с

            По [1] табл. 10.10 принимаем масло авиационное МС – 22.

2.14. Сборка редуктора

            Перед сборкой внутреннюю полость корпуса тщательно очищают им и покрывают маслостойкой краской. Сборку редуктора производят в соответствии с чертежом общего вида. Начинают сборку с того, что на червячный вал надевают крыльчатки и конические роликовые подшипники, предварительно нагрев их в масле до 80°...100 °С. Собранный червячный вал вставляют в корпус.

            При установке червяка, выполненного за одно целое с валом, следует обратить внимание на то, что для прохода червяка его диаметр должен быть меньше диаметра отверстия для подшипников.

            В нашем случае диаметр червяка da1 = 100 мм, а наружный диаметр подшипников 7209 85 мм. Поэтому для нормальной сборки устанавливаем стакан.

            В начале сборки вала червячного колеса закладывают шпонку и напрессовывают колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку и устанавливают роликовые конические подшипники, нагретые в масле. Собранный вал укладывают в основании корпуса и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка фланцев спиртовым лаком. Для центровки крышку устанавливают на корпус с помощью двух конических штифтов и затягивают болты. Закладывают в подшипниковые сквозные крышки резиновые манжеты и устанавливают крышки с прокладками.

            Для регулировки червячного зацепления необходимо весь комплект вала с червячным колесом смешать в осевом направлении до совпадения средней плоскости колеса с осью червяка. Этого добиваются переносом части прокладок с одной стороны корпуса на другую. Чтобы при этом сохранялась регулировка подшипников, суммарная толщина набора прокладок должна оставаться без изменения. Ввертывают пробку масло – спускного отверстия с прокладкой и маслоуказатель. Заливают в редуктор масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с отдушиной. Собранный редуктор обкатывают и испытывают на стенде.


Литература

1. Чернавский С.А., Боков К.Н., Черник И.М. и др.— М.: Машиностроение, 1987 — 416 с.

2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование. Учебное пособие для машиностр. спец. техникумов.— Высш. шк., 1990 – 399с

3. Чернилевский В.В. Детали машин и механизмов. Курсовое проектирование.— К.: 1987 г.


Страницы: 1, 2