Реферат: Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах РФ
Реферат: Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах РФ
Общие положения
1. Настоящее Руководство определяет содержание и организацию психологической
работы в Вооруженных СилахРоссийской Федерации*, а также ее
научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение и
подготовку кадров.
2. Психологическая работа - это система согласованных,
целенаправленных мероприятий винтересах жизнедеятельности войск (сил), по
поддержанию психологической устойчивости личного состава и сохранению
психического здоровья военнослужащих,членов их семей, гражданского персонала
Вооруженных Сил. Она является составной частью морально-психологического
обеспечения деятельности войск (сил).
3. Психологическая работа организуется в соответствии с действующим
законодательством РоссийскойФедерации, приказами и директивами Министра обороны
Российской Федерации, его заместителей и настоящим Руководством.
4. Задачи психологической работы:
изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих,
социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах
ипрогнозирование их развития;
формирование здорового морально-психологического климата в воинских
коллективах;
организация мероприятий психологической работы по обеспечению боевой и
мобилизационной готовности,боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства
(боевой службы), караульной и внутренней служб;
_______________________________
* Далее в тексте настоящего Руководства содержание и организация
психологической работы вВооруженных Силах Российской Федерации, если не
оговорено особо, будет именоваться - психологическая работа, Вооруженные Силы
Российской Федерации -Вооруженными Силами, а Министерство обороны Российской
Федерации - Министерством обороны.
психологический анализ служебно-боевой деятельности, учебного процесса, воспитательной
работы ивыработка мер по повышению их эффективности;
изучение вновь прибывающего пополнения и выработка рекомендаций по
рациональному распределениювоеннослужащих;
организация психологической помощи и психологического просвещения
военнослужащих, членов ихсемей и гражданского персонала Вооруженных Сил.
5. Эффективность психологической работы достигается единством действий и
согласованностьюмероприятий, проводимых командирами (начальниками), штабами,
органами воспитательной работы, медицинской службой.
6. Командир (начальник) - отвечает за руководство и организацию
психологической работы.Ставит задачи подчиненным должностным лицам, органам
военного управления по организации и проведению психологической работы,
поддержанию здорового иуправляемого морально-психологического состояния личного
состава, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и
правопорядка. Осуществляетконтроль за качеством их выполнения. Направляет
психологическую работу в интересах решения поставленных задач.
Он обязан:
формировать и поддерживать у подчиненных высокий уровень
морально-психологического состояния,моральную и психологическую готовность к
защите Отечества, а также качества, необходимые для выполнения воинского долга;
при организации боевой учебы использовать разработанные формы и методы
психологической подготовки;
обеспечивать участие психолога в подготовке личного состава к несению
боевого дежурства (боевойслужбы), гарнизонной, караульной и внутренней служб;
в работе с кадрами опираться на результаты профессионального
психологического отборавоеннослужащих, учитывать их психологические качества,
знания и индивидуальные способности;
сохранять конфиденциальность полученной психологической информации;
принимать меры по укреплению и сохранению психического здоровья
военнослужащих.
Командир (начальник) имеет право:
знакомиться с основными выводамипо результатам психологических исследований,
проводимых психологом;
запрашивать необходимую психологическую информацию из других органов
воспитательной работы.
7. Штабы совместно с органами воспитательной работы обеспечивают
единство планирования исогласованность проведения мероприятий психологической
работы. На основе анализа морально-психологического состояния личного состава
вносят предложенияпо его укреплению и участвуют в их реализации.
8. Органы воспитательной работы отвечают за планирование,
методическое обеспечение,организацию, проведение и качество психологической
работы с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом Вооруженных
Сил.
9. Медицинская служба во взаимодействии с командирами (началь-никами)
и должностными лицамиорганов воспитательной работы участвует в планировании и
проведении психогигиенических и психопрофилактических мероприятий, с целью
сохраненияпсихического здоровья личного состава, а также принимает активное
участие в выявлении военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью.
10. Права военнослужащих при проведении мероприятий психологической
работы.
Военнослужащий имеет право на:
получение доступной квалифицированной психологической помощи;
сохранение в тайне мотивов обращения и результатов психологического
обследования;
получение объективной информации по результатам исследования;
отказ от психологического обследования и участия в психологических
экспериментах.
Организация и содержание психологической работы
11. Общее организационно-методическое руководство психологической работой в
Вооруженных Силахосуществляет Главное управление воспитательной работы
Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Главное управление воспитательной
работы). Главноеуправление воспитательной работы осуществляет взаимодействие по
вопросам психологической работы с военными и гражданскими учебными
инаучно-исследовательскими учреждениями (центрами), анализирует и обобщает опыт
психологической работы, участвует в подготовке, переподготовке и
расстановкекадров психологов, вырабатывает предложения по развитию
материально-технической базы психологической работы. По указанию заместителя
Министра обороныРоссийской Федерации готовит для органов военного управления
предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого
морально-психологическогосостояния личного состава войск (сил), укреплению
воинской дисциплины, по специальным, относящимся к его ведению вопросам .
12. В виде Вооруженных Сил Российской Федерации:
разрабатывают основные направления и задачи психологической работы с учетом
специфики вида ВооруженныхСил Российской Федерации;
планируют и организуют мероприятия психологической работы по обеспечению
выполняемых задач, боевой имобилизационной готовности, подготовки и применения
войск (сил);
разрабатывают мероприятия по поддержанию психологической устойчивости и
готовности личногосостава к выполнению задач по предназначению;
организуют научно-исследовательское и методическое обеспечение психологической
работы;
анализируют состояние психологической работы, обобщают и распространяют
передовой опыт;
готовят для органов военного управления предложения и рекомендации по
поддержанию здорового иуправляемого морально-психологического состояния личного
состава войск (сил), укреплению дисциплины и организованности;
осуществляют подбор, подготовку, переподготовку и расстановку кадров
психологов;
принимают меры по обеспечению психологической работы техническими
средствами, осуществляютконтроль за их использованием по прямому назначению,
готовят предложения по дальнейшему развитию материально-технической базы
психологической работы ввойсках (силах).
13. В военном округе, флоте:
планируют и непосредственно организуют мероприятия психо-логической работы
по обеспечениюзадач боевой и мобилизационной готовности, подготовки и
применения войск (сил);
планируют и организуют мероприятия по противодействию негативному
психологическому воздействию навойска (силы);
анализируют состояние психологической работы в частях (на кораблях), в
соединениях, обобщают ираспространяют передовой опыт;
разрабатывают предложения и рекомендации по поддержанию здорового и
управляемогоморально-психологического состояния личного состава войск (сил),
укреплению дисциплины и внутреннего порядка;
осуществляют взаимодействие с военными и гражданскими учебными и
научно-исследовательскимиучреждениями (центрами), дислоцирующимися на
территории военного округа, флота в интересах психологической работы;
обеспечивают войсковых психологов методическими материалами;
осуществляют подбор и расстановку кадров психологов в войсках округа
(флота), военных комиссариатах;
принимают меры по обеспечению психологической работы техническими
средствами, осуществляютконтроль за их использованием по прямому назначению,
готовят предложения по дальнейшему развитию материально-техни-ческой базы
психологической работы ввойсках (силах).
14. В армии (флотилии), корпусе (эскадре):
планируют и организуют психологическую работу в соединениях и частях (на
кораблях), проводят ее вчастях непосредственного подчинения;
организуют мероприятия психологической работы по обеспечению боевой и
мобилизационной готовности,боевого дежурства и боевой службы;
проводят мероприятия по противодействию негативному психологическому
воздействию на личный составсоединений и частей (кораблей);
организуют изучение и оценку морально-психологического состояния личного
состава, участвуют ввыработке мер по его улучшению, сплочению воинских
коллективов, укреплению воинской дисциплины и организованности;
анализируют состояние психологической работы в соединениях и частях (на
кораблях), обобщают ираспространяют передовой опыт психологической работы;
обеспечивают психологов соединений и частей (кораблей) методическими
материалами;
изучают состояние материально-технической базы психологической работы в
соединениях и частях (накораблях), принимают меры по обеспечению
психологической работы техническими средствами, осуществляют контроль за их
использованием по прямому назначению.
15. В соединении:
проводят мероприятия по разработке и выполнению плана боевой подготовки по
вопросам психологическойподготовки личного состава;
организуют изучение и оценку морально-психологического состояния личного
состава, вырабатывают мерыпо его улучшению, сплочению воинских коллективов,
укреплению организованности и воинской дисциплины;
проводят мероприятия по противодействию негативному психологическому
воздействию на личный составчастей и подразделений;
обеспечивают участие психологов в мероприятиях профессионального
психологического отборавоеннослужащих и их рациональном распределении;
проводят мероприятия по повышению профессионального уровня психологов
частей, обеспечивают ихметодическими материалами;
организуют систему информирования о психологической работе в частях и
подразделениях, анализируюти обобщают полученную информацию, доводят ее в виде
рекомендаций и предложений до командования, начальников родов войск и служб
соединения, распространяютпередовой опыт психологической работы;
оказывают психологическую помощь военнослужащим, членам семей, гражданскому
персоналууправления соединения;
проводят психологическую работу в частях и подразделениях непосредственного
подчинения, где отсутствуетштатный психолог;
изучают состояние материально-технической базы психологической работы в соединениях
и частях (накораблях), принимают меры по обеспечению психологической работы
техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому
назначению.
16. В полку (на корабле 1 ранга) психологическую работу проводит
психолог в соответствии сдолжностными обязанностями и этическими нормами
профессиональной деятельности (Приложение № 1 к настоящему Руководству).
Он подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе; по
специальным вопросам -информирует психолога вышестоящего органа воспитательной
работы.
17. Психологи несут персональную ответственность за качество, обоснованность
и достоверностьпсихологических заключений и рекомендаций.
18. Органы и должностные лица воспитательной работы, обязанности которых не
определены настоящимРуководством, выполняют задачи и обязанности,
предусмотренные для соответствующих органов воспитательной работы видов
Вооруженных Сил Российской Федерации, родоввойск, военных округов (флотов),
армий (флотилий), корпусов (эскадр), дивизий, к которым они приравнены.
19. Психологическая работа в полку (на корабле 1 ранга) организуется и
проводится по направлениям:
изучение индивидуально-психологических особенностей личного состава;
изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах;
психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины, суицидальных
происшествий(Приложение № 16 к настоящему Руководству);
психологическая работа по обеспечению боевого дежурства (службы),
гарнизонной и караульной служб;
психологическая подготовка личного состава;
профессиональный психологический отбор и рациональное распределение
военнослужащих;
психологическое просвещение личного состава;
психологическая помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому
персоналу.
20. Изучение индивидуально-психологических качеств личного состава
проводитсявсеми должностными лицами полка (корабля 1 ранга).
а) При этом решаются следующие задачи:
определение уровня психологической готовности военнослужащих к учебно-боевой
деятельности;
выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости (Приложение №
2 к настоящему Руководству);
индивидуализация воспитательного процесса и повышение эффективности
служебно-боевой деятельности(Приложение № 3 к настоящему Руководству);
комплектование воинских подразделений, подбор военнослужащих на должности
младших командиров всоответствии с их индивидуально-психо-логическими
качествами.
Изучение военнослужащих проводится в составе групп (подразделений) и
индивидуально (Приложение № 4 кнастоящему Руководству).
При изучении личного состава используются разнообразные методы
психологических исследований: анализдокументов, биографический метод,
анкетирование, индивидуальная беседа, психологическое тестирование, наблюдение,
опрос и др. (Приложение № 5 кнастоящему Руководству).
Психолог полка перед прибытием в часть вновь прибывающего пополнения по
указанию командира полка(корабля 1 ранга) проводит инструктивно-методическое
занятие с должностными лицами по методике изучения личного состава.
Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих включает
первичное,углубленное и последующее изучение.
б) Первичное изучение вновь прибывающего пополнения проводится
на пунктах приемадолжностными лицами, психологом части и направлено на общее
знакомство с военнослужащим, оценку его психического здоровья, выявление
свойств и качествличности, определяющих процесс адаптации к условиям военной
службы, нервно-психическую устойчивость.
в) По итогам первичного изучения военнослужащих составляются списки
лиц, подлежащихуглубленному психологическому изучению, а также лиц, нуждающихся
в консультации медицинских специалистов.
г) Углубленное изучение проводится психологом части. Изучению
подлежат: военнослужащие спризнаками нервно-психической неустойчивости,
выявленные на этапе первичного изучения; направленные командирами
(начальниками), офицерами органоввоспитательной работы лица, испытывающие
трудности в адаптации к условиям части, отстающие в боевой подготовке, имеющие
нарушения воинской дисциплины; атакже военнослужащие, самостоятельно
обратившиеся за психологической помощью.
Лица, нуждающиеся в углубленном психологическом обследовании, изучаются с
помощью личностных опросников"НПН-А" (Приложение № 13 к настоящему
Руководству), “Адаптивность” (Приложение № 14 к настоящему Руководству), а
также других психологическихметодик, конкретный набор которых определяется
уровнем профессиональной подготовленности психолога.
Углубленное изучение направлено на целостное изучение личности
военнослужащего и выявлениеконкретных индивидуально-психологических
особенностей, являющихся причиной кризисных состояний на личностном и групповом
уровнях, а также выработкупредложений по их коррекции, индивидуализации
воспитательной работы, обучения.
Заключение о наличии у военнослужащего нервно-психической неустойчивости
подтверждается медицинскимспециалистом.
Сведения о военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью психолог
части заносит в“Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками
нервно-психической неустойчивости” и осуществляет их психологическое
сопровождение, тесновзаимодействуя при этом с медицинской службой части
(Приложение № 6 к настоящему Руководству).
д) Последующее изучение личного состава осуществляется в процессе
повседневнойжизнедеятельности командирами подразделений, их заместителями по
воспитательной работе, психологом и направлено на изучение отдельных качеств
личностивоеннослужащих в интересах решения стоящих задач. В некоторых случаях
последующее изучение личного состава может носить характер
углубленногоизучения.
Психолог части по итогам изучения индивидуально-психологических особенностей
личного составазаполняетсоциально-психологическую карту личности на
военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью (Приложение № 17 к
настоящему Руководству), (при необходимостии на другие категории),
разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия
управленческих решений по формированию здоровогоморально-психологического
климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному
распределению военнослужащих и индивидуализациивоспитательного процесса
(Приложение № 3 к настоящему Руководству).
21. Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских
коллективахорганизуется и проводится психологом части совместно с
командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе.
При этом решаются следующие задачи:
оценка психологических последствий управленческой деятельности органов
военного управления и выработкарекомендаций по повышению ее эффективности;
поддержание здорового морально-психологического климата в воинских
коллективах;
прогнозирование социально-психологических процессов и явлений, выработка
предложений поуправлению ими и др.
Страницы: 1, 2
|