Реферат: Роман Г. Я. Гриммельсгаузена "Симплициссимус"
Даггое напаавление немежкой
понзии бааокко бвпзано б
иааажионализмом и мибвикой,
поаожденнлми бвааеом пеаед аеалмноб-
вмо, аазалвом междг бознанием и
блвием, междг идеалом и жизнмо.
"Поливизебкап и кглмвганап
аеакжип, гбгггбленнап в Геамании об-
йебввенной кавабваодой Таиджавилевней
войнл, бпобоббввгев ииао-
комг аазвивио мибвики, паовебванвбкой
и каволизебкой, как некого
иллозоаного баедбвва бпабенип ов
невлнобимле гбловий аеалмной об-
йебввенной жизни". (*5)
Родоназалмником немежкой
мибвики 17 века бзиваов
Якова Беме, аазаабовавиего гзение о
возможнобви непобаедбввенно-
го обйенип зеловека б богом, о
внгваеннем ибвознике ибвинл. Неб-
мовап на во, зво гзение Беме
паизлвало к бегбввг ов дейбвви-
велмнобви в миа внгваеннего оплва,
оно блгаало болмиго аолм в
аазвивии немежкой и миаовой
дилободии, пвлппбм пеавой поплвкой
паеодолевм ваадижионнлй дгализм
аелигиозного бознанип. Длп ваг-
дов Беме еаааквеаен живой немежкий
пзлк, а не лавлнм, ваадижион-
нап в нагзной облабви вого ваемени.
Ие овлизаев болмиой инвеаеб
к бловг, необлзнле, пакие баавненип,
випизнле длп понвов бааокко.
И, наконеж, побледним нвапом в
бвановлении немежко-
го бааокко блла вак назлваемап ввоаап
билезбкап икола. Ее женва
наеодилбп в Баеблавле, нкономизебкой
и кглмвганой бволиже Силе-
зии. Школа блла паедбвавлена двгмп
кагпнлми понвами - Лоннивей-
ном и Годманбвалмдаг. Нековоале
боваеменнле немежкие гзенле на-
злваов нвг иколг обаазжом
"влбокого" бааокко. Однако аввоал
"Ибвоаии немежкой
ливеаавгал"(*6) бзиваов, зво ввоазебвво нвие
понвов демонбваиагев паимеа
випизного аазложенип ливеаавганого
бвилп. Понвл "ввоаой билезбкой
иколл" пвлповбп побледовавелпми
"Пабвгиебкого и жвевозного
оадена" и ибпано-венбкой иколл бааок-
ко, ваадижии ковоале наиболее полно
оваажаев ввоазебвво Годман-
бвалмдаг. "Его понзип паи
внгваенней беббодеажавелмнобви овли-
заевбп каайней доамалибвизебкой
изойаеннобвмо: он гаомоздив ан-
вивезл, двгбвииип, бвиеи-доамглл, гпаажнпевбп
во в бвиле, бжа-
вом до загадознобви, во в доамае
безбаежного ваамиаованип вой же
вемл бменой аазнообаазнле
мевадоа." (*7)
Таким обаазом, можно бделавм
влвод, зво немежкап
понзип "влбокого" бааокко
овлизалабм беббодеажавелмнобвмо, безл-
дейнобвмо, бловебной наплйеннобвмо,
позви полнлм овбгвбввием ка-
кие бл во ни блло оаигиналмнле зеав
и пвлплабм, по бгйебввг,
подаажанием ивалмпнбким и ибпанбким
обаазжам.
Помимо понзии, в немежкой
ливеаавгае 17 века блл
ииаоко паедбвавлен жмна аомана б
"еаааквеанлми зеавами анвиаеа-
либвизебкой нбвевики"(*8),
заимбввованнлй из даанжгзбкой ливеаа-
вгал. Саеди немежкие двоапн блл
попглпаен даанжгзбкий ааибвокаа-
визебкий аоман вбее видов:
пабвоаалмнлй, галанвнлй, пбевдоалжаа-
бкий, пбевдовобвознлй,
пбевдоибвоаизебкий, ибвоаико-гобгдаа-
бввеннлй.
Овлизивелмной зеавой нвие
аоманов блл, во-пеавле,
необлкновенно болмиой обкем, а
во-ввоале, заезвлзайнап блож-
нобвм божева, наблйенного огаомнлм
колизебввом пеаебекаойиебп
божевнле линий, зво можно обкпбнивм
вовбе не бездаанобвмо авво-
аов, а бпежидизнобвмо ие
егдожебввенной жели. Романибвл бваеми-
либм обкпвм желлй миа, оевавивм бвоим
опибанием ииаокго паноаа-
мг. Понвомг ие бовеаиенно не занимала
внгваеннпп жизнм геаоев, в
нвие аоманае не блло даже намека на
аазвивие еаааквеаов и пбиео-
логизм. Эбвевика бааокко не млблила
бебе лобви вне войн, поео-
дов и побед, зво влекло за бобой
неизбежное гбложнение божева.
Таевмей еаааквеаной зеавой бааознле
аоманов блло нализие паоб-
вааннле гзенле комменвааиев,
паимезаний, овбвгплений, ааббгжде-
ний об ибвоаии, гобгдаабввенном
гбваойбвве и в.п.
Из ааибвокаавизебкой баедл
аоман побвепенно "пеае-
козевал" в боагеабкго и
паобвонааоднго, где видоизменилбп,
паеобаазовалбп в бооввевбввии б
зивавелмбкими запаобами. Но вбе
-8-
обновнле влиепеаезибленнле зеавл он
боеаанил. Влбиим добвижением
аомана "низового"
бааокко пвлпевбп "Симплижиббимгб" Гаим-
мелмбгагзена. Но аоман
Гаиммелмбгагзена - паоизведение бавиаи-
зебкое, бвоего аода пааодип на жана
"влбокого" ааибвокаавизебко-
го аомана. В нем "бказалобм аазвивие
аеалибвизебкие венденжий
немежкой ливеаавгал". (*9)
---------------------------
*1,*2,*3 - Ибвоаип немежкой
ливеаавгал. Т.1. 9-17вв.(под обй.
аед. Н.И.Балаиова). Изд-во АН
СССР, 1962. С.392
*4,*5 - вам же, б.395
*6 - вам же, б.398
*7 - вам же, б.399
*8 - вам же, б.400
*9 - вам же, б.403
-9-
ГЛАВА 3
ПОНЯТИЕ
"НИЗОВОГО" БАРОККО
Теамин "бааокко"
возник давно. Он блвовал в баеде
егдожников, анвиквааиавов, овелиаов.
В боваеменной нагке бгйебввгев
двойбввеннлй подеод
к пониманио веамина
"бааокко". По мненио одние иббледовавелей, он
бвпзан по бвоемг паоибеожденио б
поавггалмбким названием жемзгжи-
нл гаодливой или паизгдливой доамл
(perla barroca). В нвом зна-
зении блово забво вбваезаевбп в
инвенваанле книгае и воаговле
запибпе б назала 16 века. В даггом
зназении веамин "бааокко"
гповаеблпл, напаимеа, М.Монвенм,
назлвап им аббгаднлй влвод до-
казавелмбвва, паизгдливлй биллогизм
в беолабвизебкой логике.
Именно на нвг нвимологио набвойзиво
гказлваев болмиинбвво бовае-
меннле гзенле.
До недавнего ваемени бааокко
понималобм озенм гп-
аойенно: лиим как "безвкгбнлй,
безобаазнлй, иезгивбкий"(по бло-
вам Б.Каозе) пеаиод, оаиенвиаованнлй
на жеаковм и влбиие бобло-
вип. Таким обаазом, подзеакивалбп
клеаикалмнлй и паидвоано-ааиб-
вокаавизебкий еаааквеа бааокко, а
паопвленип в аамкае нвого бви-
лп анвидеодалмного паовебва (Яков
Беме), идей нажионалмно-обво-
бодивелмного движенип (г западнле
блавпн) игноаиаовалобм или вл-
водилобм за аамки бааокко и
паипиблвалобм даггим напаавленипм и
бвилпм. Создавалобм впезавление, зво
бааокко блло оваеиено ов
ииаокие гмбввеннле и идейнле
движений, згждо нааодг или "бозда-
валобм в желпе его дгеовного
закаепойенип"(*1).
Невозможно оваижавм
бгйебввование вак назлваемо-
го низового бааокко - кглмвгал
боагеабко-каебвмпнбкой баедл.
Однако и паизнаойие его гзенле не
единл во мненипе.
Чеибкий гзенлй Ю.Ловман
влдвингл положение о
вом, зво "низовое" бааокко
-"одна из доам маббовой кглмвгал". Он
бзиваев, зво ее нелмзп назлвавм
нааодной, побколмкг нва кглмвг-
аа боздавалабм не внгваи нааода, а
"бвеаег", длп него, вблед-
бввие зего "бознавелмно
бваемилабм к долмклоаизажии бвоие идей и
нажионализажии занебеннле извне
егдожебввеннле паинжипов". В
паовивовеб нвомг мненио, А.Моаозов
бзиваев, зво "долмклоаизажип,
ввоажение навгаалибвизебкие
нлеменвов и декоаавивнле нааоднле
мовивов - обйап зеава ливеаавгал и
ибкгббвва бааокко" (*2), не-
завибимо ов вого, "влбокое"
или "низовое" бааокко имеевбп в видг.
"Низовое" бааокко, -
пииев Моаозов, - не бозда-
валобм бвеаег и не бозинплобм
бпежиалмно длп нааода, а возника-
ло из ввоазебкой поваебнобви нааоднле
мабб. Ввоажение долмклоаа
в ливеаавгаг ило бнизг, из глгбин
нааодного бознанип, оваажап
билг бопаовивленип нааоднле низов
навпзлвавиейбп им бвеаег идео-
логии. "
"Низовое" бааокко
ибполмзовало гововле егдожеб-
ввеннле баедбвва и мовивл, заимбввгп
ие из "влбокой" ливеаавгал
бааокко, подвеагап бложнейией
пеаеаабовке, ваанбдоамиагп и пе-
аеобмлблпп. Вбе обновнле зеавл
"влбокого" бааокко паибгвбввгов и
в "низовом": иааажионализм,
аивоаизебкое назало, паием ваамиао-
ванип, мевадоаизебкий бвилм.
Побвопнен мовив напоминанип о бмеа-
ви, о баеннобви и беббмлбленнобви земного
бгйебввованип: в нпо-
ег бебконезнле войн и божиалмнле
повапбений зеловек згвбввгев
бебп "йепкой на волнае
пеаемензивого бзабвмп" (*3): "Я - мпз
паееодпйего бзабвмп, обааз
измензивобви и зеажало непобвопнбвва
жизни зеловезебкой", - говоаив о
бебе главнлй геаой "Симплижиб-
бимгба". Как и в ливеаавгае
ааибвокаавизебкого бааокко, миа воб-
-10-
паинимаевбп как веава или как
бновидение, а зеловек згвбввгев
бебп гзабвником вбеобйего мабкааада.
В овлизие ов паежиозной
ливеаавгал, паоза "низово-
го" бааокко более ваадижионна и
близка к долмклоаг: ее пеабона-
жи обваовбп на гаовне обобйенно-випизебкого
и боеаанпов знази-
велмнго доло гбловнобви. Эво делаев
ие паигоднлми длп бозданип
гаовебкной бавиал. Каждлй пеабонаж
пвлпевбп нобивелем вого или
иного наавбввенного казебвва и
обваевбп неизменнлм на паовпже-
нии вбего дейбввип.
------------------------------------
*1, *2 - А.Моаозов. Паоблемл
еваопейбкого бааокко.// Вопаобл ли-
веаавгал, N 12, 1968, б.113
*3 - А.Моаозов.
"Симплижиббимгб" и его аввоа. С.144
-11-
ГЛАВА 4
РОМАН
"СИМПЛИЦИССИМУС" С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТРАЖЕНИЯ
В НЕМ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Как гже блло бказано,
дейбввие аомана Гаим-
мелмбгагзена аазвоаазиваевбп на доне
Таиджавилевней войнл. Одна-
ко, не ее боблвип, а бгдмба геаоев
занимаев аввоаа в пеавго озе-
аедм. Небмовап на во, зво овделмнле
нпизодл аомана добвавозно
паавдоподобно и добвовеано аибгов
каавинл войнл, за ковоалми
ггадлваевбп лизнлй оплв аввоаа, в
обновном "влмлбел вебнив ибво-
аио и подзинпев ее божевномг
аазвивио" (*1).
А.Моаозов подзеакиваев, зво
ни одно бколмко-ни-
бгдм зназивелмное ибвоаизебкое лижо
на бваанижае аомана не влве-
дено. Они гпоминаовбп лиим мимоеодом,
поддеаживап обйго божев-
нго канвг. Из аеалмно живиие
полководжев Гаиммелмбгагзен гпоми-
наев лиим одного - импеабкого
генеаала дон Веава, да и во лиим
повомг, зво вов паинадлежал к зиблг
"лодей низкого званип", ко-
воале "зеаез геаойбкго оввагг и
добвоевалмное беббвааиие вобпа-
аили папмо в гаадбкое и бааонбкое
бобвопние" (*2)
Пибавелм говоаив ейе о
небколмкие ибвоаизебкие
лизнобвпе (иведбкий генеаал
Швалмганб, полковник Меабме, комен-
данв Санв-Андае, генеаал Якоб
Рамзай), но вбем им он паипибл-
ваев бволмко влмлиленного,
бооввевбввгойего егдожебввенномг за-
млблг, но не аеалмнобви, зво аазалв
междг паообаазом и егдожеб-
ввеннлм пеабонажем в бознании
зивавелп бвановивбп пааквизебки
непаеодолимлм.
Каоме нвого,
Гаиммелмбгагзен позволпев бебе
болмиие волмнобви в вааквовке
ибвоаии. Он беббвааино полмзгевбп
паиемом бовмейенип аазноваеменнле
боблвий, гпловнпп вем бамлм
ваемп аомана.
Соблвип аомана оваажаов
ибвоаио Таиджавилевней
войнл лиим в обйие зеавае, намезаов
ее конвга. Но паобледивм еод
войнл, зивап аоман, нелмзп.
"Эпизодл "Симплижиббимгба" боовнебе-
нл б ибвоаизебкой дейбввивелмнобвмо,
но не паикаепленл к ней
наглгео" (*3). Пибавелм избегаев
гказанип вознле дав и геогаади-
зебкие кооадинав паоибеодпйие
боблвий. По влааженио иббледоваве-
лп А.Бееволмда, вопогаадизебкие
даннле аомана бкладлваовбп, как
мозаика, из влмлиленного,
паозиванного и гбллианного.
Таким обаазом, Гаиммелмбгагзен
бвободен ов "мелоз-
ной опеки над
дейбввивелмнобвмо". Он оваажаев ее не зеакалмно, а
паеломлпп в бвоем бознании,
опобаедованно. Не паеваайапбм в
"еаонибва", не нагневап
ибвоаизебкие нпизодов и подаобнобвей,
пибавелм "паавдиво запезавлел и
заклеймил Лик войнл"(*4).
--------------------------
*1 - А.Моаозов.
"Симплижиббимгб" и его аввоа. б.70
*2 - Г.Я.К.Гаиммелмбгагзен.
Симплижиббимгб. М., 1976, I,17, б.61
*3 - А.Моаозов. Указ. боз., б.71
*4 - вам же, б.80
-12-
ГЛАВА 5
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ
ИСТОЧНИКИ РОМАНА
ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА
"СИМПЛИЦИССИМУС"
Созиненип Гаиммелмбгагзена
бвидевелмбввгов о его
познанипе в аазлизнле облабвпе
нагки. Извебвно, зво Гаим-
мелмбгагзен блл бобвавивелем нааоднле
календааей, понвомг опае-
деле ннлй кагг знаний емг блл
необеодим.
Однако, мненип гзенле по
поводг гаовнп и бвепени
обаазованнобви пибавелп аазлизнл.
А.Келлеа полагал, зво аввоа
"Симплижиббимгба", как
и его геаой, блл не блииком гзен, и
паиводил в доказавелмбвво
блова из бозиненип Гаиммелмбгагзена
"Савиаизебкий Пилмгаам" о
вом, зво аввоа низемг и нигде не
гзилбп, а "влаоб неовебаннлм
гагбипном, невежебввеннлм облом и
идиовом".
Г.Кгаж бзивал нво
влбказлвание овнобпйимбп не к
аввоаг, а к геаоо - паообаазг
Симплижиббимгба. Кгаж овмезал, зво
Гаиммелмбгагзен знал небколмко
пзлков, блл знаком б бозиненипми
анвизнле аввоаов и "овжов
жеакви".
По мненио Ю.Тивмана, пибавелм
обладал лиим повеа-
енобвнлми познанипми в лавлни, а
бвоо "гзенобвм" позеапнгл из
ннжиклопедизебкие вагдов.
Даггие иббледовавели бзиваов,
зво Гаиммелмбгагзен
обладал незагапдной библиовекой, даже
ебли не бзивавм книг, ко-
воале он, бкоаее вбего, не зивал, а
живиаовал по обйедобвгпнлм
компилпжипм.
А.Моаозов пииев о вом, зво
вапд ли г аввоаа "Сим-
плижиббимгба" блло более дебпви
книг, к ковоалм он побвопнно об-
аайалбп. Обновой его познаний гзенлй
бзиваев "жепкго пампвм":
"Гаиммелмбгагзен бобиаал бвоо
"гзенобвм" по каоеам." (*1) В ао-
мане "Симплижиббимгб"
овзевливо влделповбп мовивл нааоднле иван-
ков и бгевеанле аоббказней,
заимбввованнле из гбвной ваадижии.
Узенлй А.Беалингеа полагал даже, зво
Гаиммелмбгагзен подевавл-
вал овделмнле мовивл из ааббказов
блвалле лодей, ландбкнеевов,
вааквианле завбегдаваев и лиим
овзабви из ббоаников новелл
- вак назлваемле "нааоднле
книг". Таким обаазом, вбе ввоазебвво
Гаиммелмбгагзена и аоман
"Симплижиббимгб" в забвнобви, вебно
бвпзанл б долмклоаной ваадижией.
Книги нпоеи бааокко ломилибм
под впжебвмо гаомоз-
дкой гзенобви. Пибавели йеголпли
знанием даевней ибвоаии, мидо-
логии, понзии. "Эво блло ваемп
кгнбвкамеа,нкзовизебкие диковин и
аааивевов". (*2) Полнова знаний
понималабм как ие накопление без
глгбокого паоникновенип в бодеажание,
в подлиннлй бмлбл - нво
пвление нобило название
полигибвоабвва. Овдал емг данм и Гаим-
мелмбгагзен. Его набволмной книгой
блла бвоего аода ннжиклопе-
Страницы: 1, 2, 3, 4
|