рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Роман Г. Я. Гриммельсгаузена "Симплициссимус" рефераты

                  Даггое напаавление немежкой понзии бааокко бвпзано  б

           иааажионализмом и мибвикой, поаожденнлми бвааеом пеаед аеалмноб-

           вмо, аазалвом междг бознанием и блвием, междг идеалом и  жизнмо.

           "Поливизебкап и кглмвганап аеакжип, гбгггбленнап в Геамании  об-

           йебввенной кавабваодой Таиджавилевней войнл, бпобоббввгев ииао-

           комг аазвивио мибвики, паовебванвбкой и каволизебкой, как  некого

           иллозоаного баедбвва бпабенип ов невлнобимле гбловий аеалмной об-

           йебввенной жизни". (*5)

                  Родоназалмником немежкой  мибвики  17  века  бзиваов

           Якова Беме, аазаабовавиего гзение о возможнобви непобаедбввенно-

           го обйенип зеловека б богом, о внгваеннем ибвознике ибвинл. Неб-

           мовап на во, зво гзение Беме паизлвало  к  бегбввг  ов  дейбвви-

           велмнобви в миа внгваеннего оплва, оно блгаало  болмиго  аолм  в

           аазвивии немежкой и миаовой дилободии, пвлппбм  пеавой  поплвкой

           паеодолевм ваадижионнлй дгализм аелигиозного бознанип. Длп  ваг-

           дов Беме еаааквеаен живой немежкий пзлк, а не лавлнм, ваадижион-

           нап в нагзной облабви вого ваемени. Ие овлизаев болмиой  инвеаеб

           к бловг, необлзнле, пакие баавненип, випизнле длп понвов бааокко.

                  И, наконеж, побледним нвапом в бвановлении  немежко-

           го бааокко блла вак назлваемап ввоаап билезбкап икола. Ее  женва

           наеодилбп в Баеблавле, нкономизебкой и кглмвганой бволиже  Силе-

           зии. Школа блла паедбвавлена двгмп кагпнлми понвами -  Лоннивей-

           ном и Годманбвалмдаг. Нековоале боваеменнле немежкие гзенле  на-

           злваов нвг иколг  обаазжом  "влбокого"  бааокко.  Однако  аввоал

           "Ибвоаии немежкой ливеаавгал"(*6) бзиваов, зво ввоазебвво нвие

           понвов демонбваиагев паимеа випизного  аазложенип  ливеаавганого

           бвилп. Понвл "ввоаой билезбкой иколл"  пвлповбп  побледовавелпми

           "Пабвгиебкого и жвевозного оадена" и ибпано-венбкой иколл бааок-

           ко, ваадижии ковоале наиболее полно оваажаев ввоазебвво  Годман-

           бвалмдаг. "Его понзип паи внгваенней  беббодеажавелмнобви  овли-

           заевбп каайней доамалибвизебкой изойаеннобвмо: он гаомоздив  ан-

           вивезл, двгбвииип, бвиеи-доамглл, гпаажнпевбп во в  бвиле,  бжа-

           вом до загадознобви, во в доамае безбаежного ваамиаованип вой же

           вемл бменой аазнообаазнле мевадоа." (*7)

                  Таким обаазом, можно  бделавм  влвод,  зво  немежкап

           понзип "влбокого" бааокко овлизалабм беббодеажавелмнобвмо, безл-

           дейнобвмо, бловебной наплйеннобвмо, позви полнлм овбгвбввием ка-

           кие бл во ни блло оаигиналмнле зеав  и  пвлплабм,  по  бгйебввг,

           подаажанием ивалмпнбким и ибпанбким обаазжам.

                  Помимо понзии, в немежкой ливеаавгае  17  века  блл

           ииаоко паедбвавлен жмна аомана б "еаааквеанлми зеавами  анвиаеа-

           либвизебкой нбвевики"(*8), заимбввованнлй из даанжгзбкой ливеаа-

           вгал. Саеди немежкие двоапн блл попглпаен даанжгзбкий ааибвокаа-

           визебкий аоман вбее видов: пабвоаалмнлй, галанвнлй, пбевдоалжаа-

           бкий,  пбевдовобвознлй,  пбевдоибвоаизебкий,   ибвоаико-гобгдаа-

           бввеннлй.

                  Овлизивелмной зеавой нвие аоманов блл,  во-пеавле,

           необлкновенно болмиой обкем,  а  во-ввоале,  заезвлзайнап  блож-

           нобвм божева, наблйенного  огаомнлм  колизебввом  пеаебекаойиебп

           божевнле линий, зво можно обкпбнивм вовбе не бездаанобвмо  авво-

           аов, а бпежидизнобвмо ие егдожебввенной жели. Романибвл  бваеми-

           либм обкпвм желлй миа, оевавивм бвоим опибанием ииаокго  паноаа-

           мг. Понвомг ие бовеаиенно не занимала внгваеннпп жизнм геаоев, в

           нвие аоманае не блло даже намека на аазвивие еаааквеаов и пбиео-

           логизм. Эбвевика бааокко не млблила бебе лобви вне  войн,  поео-

           дов и побед, зво влекло за бобой неизбежное  гбложнение  божева.

           Таевмей еаааквеаной зеавой бааознле аоманов блло  нализие  паоб-

           вааннле гзенле комменвааиев, паимезаний, овбвгплений,  ааббгжде-

           ний об ибвоаии, гобгдаабввенном гбваойбвве и в.п.

                  Из ааибвокаавизебкой баедл аоман побвепенно "пеае-

           козевал"  в  боагеабкго  и  паобвонааоднго,  где  видоизменилбп,

           паеобаазовалбп в бооввевбввии б зивавелмбкими запаобами. Но  вбе


                                    -8-

           обновнле влиепеаезибленнле зеавл он боеаанил. Влбиим добвижением

           аомана  "низового"  бааокко  пвлпевбп  "Симплижиббимгб"    Гаим-

           мелмбгагзена. Но аоман Гаиммелмбгагзена -  паоизведение  бавиаи-

           зебкое, бвоего аода пааодип на жана "влбокого" ааибвокаавизебко-

           го аомана. В нем "бказалобм  аазвивие  аеалибвизебкие  венденжий

           немежкой ливеаавгал". (*9)

           ---------------------------

            *1,*2,*3 - Ибвоаип немежкой ливеаавгал. Т.1.  9-17вв.(под  обй.

                 аед.  Н.И.Балаиова). Изд-во АН СССР, 1962. С.392

            *4,*5  -   вам же, б.395

            *6     -   вам же, б.398

            *7     -   вам же, б.399

            *8     -   вам же, б.400

            *9     -   вам же, б.403


                                   -9-

                                      ГЛАВА 3

                             ПОНЯТИЕ "НИЗОВОГО" БАРОККО

                  Теамин "бааокко" возник давно. Он блвовал в баеде

           егдожников, анвиквааиавов, овелиаов.

                  В боваеменной нагке бгйебввгев двойбввеннлй подеод

           к пониманио веамина "бааокко". По мненио одние иббледовавелей, он

           бвпзан по бвоемг паоибеожденио б поавггалмбким названием жемзгжи-

           нл гаодливой или паизгдливой доамл (perla barroca). В нвом  зна-

           зении блово забво вбваезаевбп в инвенваанле  книгае  и  воаговле

           запибпе б назала 16 века. В  даггом  зназении  веамин  "бааокко"

           гповаеблпл, напаимеа, М.Монвенм, назлвап им аббгаднлй влвод  до-

           казавелмбвва, паизгдливлй  биллогизм  в  беолабвизебкой  логике.

           Именно на нвг нвимологио набвойзиво гказлваев болмиинбвво бовае-

           меннле гзенле.

                  До недавнего ваемени бааокко понималобм озенм гп-

           аойенно: лиим как "безвкгбнлй, безобаазнлй, иезгивбкий"(по  бло-

           вам Б.Каозе) пеаиод, оаиенвиаованнлй на жеаковм и влбиие  бобло-

           вип. Таким обаазом, подзеакивалбп клеаикалмнлй и паидвоано-ааиб-

           вокаавизебкий еаааквеа бааокко, а паопвленип в аамкае нвого бви-

           лп анвидеодалмного паовебва (Яков Беме), идей  нажионалмно-обво-

           бодивелмного движенип (г западнле блавпн) игноаиаовалобм или вл-

           водилобм за аамки бааокко и паипиблвалобм даггим напаавленипм  и

           бвилпм. Создавалобм впезавление, зво бааокко  блло  оваеиено  ов

           ииаокие гмбввеннле и идейнле движений, згждо нааодг или  "бозда-

           валобм в желпе его дгеовного закаепойенип"(*1).

                  Невозможно оваижавм бгйебввование вак назлваемо-

           го низового бааокко  -  кглмвгал  боагеабко-каебвмпнбкой  баедл.

           Однако и паизнаойие его гзенле не единл во мненипе.

                  Чеибкий гзенлй  Ю.Ловман  влдвингл  положение  о

           вом, зво "низовое" бааокко -"одна из доам маббовой кглмвгал". Он

           бзиваев, зво ее нелмзп назлвавм нааодной, побколмкг нва  кглмвг-

           аа боздавалабм не внгваи нааода, а "бвеаег",  длп  него,  вблед-

           бввие зего "бознавелмно бваемилабм к долмклоаизажии бвоие идей и

           нажионализажии занебеннле  извне  егдожебввеннле  паинжипов".  В

           паовивовеб нвомг мненио, А.Моаозов бзиваев, зво "долмклоаизажип,

           ввоажение навгаалибвизебкие нлеменвов  и  декоаавивнле  нааоднле

           мовивов - обйап зеава ливеаавгал и ибкгббвва бааокко" (*2),  не-

           завибимо ов вого, "влбокое" или "низовое" бааокко имеевбп в видг.

                  "Низовое" бааокко, - пииев Моаозов, - не  бозда-

           валобм бвеаег и не бозинплобм бпежиалмно длп нааода, а  возника-

           ло из ввоазебкой поваебнобви нааоднле мабб. Ввоажение  долмклоаа

           в ливеаавгаг ило бнизг, из глгбин  нааодного  бознанип,  оваажап

           билг бопаовивленип нааоднле низов навпзлвавиейбп им бвеаег идео-

           логии. "

                  "Низовое" бааокко ибполмзовало  гововле  егдожеб-

           ввеннле баедбвва и мовивл, заимбввгп ие из "влбокой"  ливеаавгал

           бааокко, подвеагап бложнейией пеаеаабовке, ваанбдоамиагп  и  пе-

           аеобмлблпп. Вбе обновнле зеавл "влбокого" бааокко паибгвбввгов и

           в "низовом": иааажионализм, аивоаизебкое назало, паием  ваамиао-

           ванип, мевадоаизебкий бвилм. Побвопнен мовив напоминанип о бмеа-

           ви, о баеннобви и беббмлбленнобви земного бгйебввованип: в  нпо-

           ег бебконезнле войн и божиалмнле  повапбений  зеловек  згвбввгев

           бебп "йепкой на волнае пеаемензивого бзабвмп"  (*3):  "Я  -  мпз

           паееодпйего бзабвмп, обааз измензивобви и зеажало  непобвопнбвва

           жизни зеловезебкой", - говоаив о бебе главнлй геаой  "Симплижиб-

           бимгба". Как и в ливеаавгае ааибвокаавизебкого бааокко, миа воб-


                                   -10-

           паинимаевбп как веава или как бновидение,  а  зеловек  згвбввгев

           бебп гзабвником вбеобйего мабкааада.

                  В овлизие ов паежиозной ливеаавгал, паоза "низово-

           го" бааокко более ваадижионна и близка к долмклоаг: ее  пеабона-

           жи обваовбп на гаовне обобйенно-випизебкого и  боеаанпов  знази-

           велмнго доло гбловнобви. Эво делаев ие паигоднлми  длп  бозданип

           гаовебкной бавиал. Каждлй пеабонаж пвлпевбп нобивелем  вого  или

           иного наавбввенного казебвва и обваевбп неизменнлм  на  паовпже-

           нии вбего дейбввип.

           ------------------------------------

           *1, *2 - А.Моаозов. Паоблемл еваопейбкого бааокко.// Вопаобл ли-

                    веаавгал, N 12, 1968, б.113

           *3     - А.Моаозов. "Симплижиббимгб" и его аввоа. С.144


                                    -11-

                                     ГЛАВА 4

                    РОМАН "СИМПЛИЦИССИМУС" С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТРАЖЕНИЯ

                               В  НЕМ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

                  Как гже  блло  бказано,  дейбввие  аомана  Гаим-

           мелмбгагзена аазвоаазиваевбп на доне Таиджавилевней войнл. Одна-

           ко, не ее боблвип, а бгдмба геаоев занимаев аввоаа в пеавго озе-

           аедм. Небмовап на во, зво овделмнле  нпизодл  аомана  добвавозно

           паавдоподобно и добвовеано аибгов  каавинл  войнл,  за  ковоалми

           ггадлваевбп лизнлй оплв аввоаа, в обновном "влмлбел вебнив ибво-

           аио и подзинпев ее божевномг аазвивио" (*1).

                  А.Моаозов подзеакиваев, зво  ни  одно  бколмко-ни-

           бгдм зназивелмное ибвоаизебкое лижо на бваанижае аомана не влве-

           дено. Они гпоминаовбп лиим мимоеодом, поддеаживап  обйго  божев-

           нго канвг. Из аеалмно живиие полководжев Гаиммелмбгагзен  гпоми-

           наев лиим одного - импеабкого генеаала дон Веава, да и  во  лиим

           повомг, зво вов паинадлежал к зиблг "лодей низкого званип",  ко-

           воале "зеаез геаойбкго оввагг и добвоевалмное беббвааиие  вобпа-

           аили папмо в гаадбкое и бааонбкое бобвопние" (*2)

                  Пибавелм говоаив  ейе  о  небколмкие  ибвоаизебкие

           лизнобвпе (иведбкий генеаал Швалмганб, полковник Меабме,  комен-

           данв Санв-Андае, генеаал Якоб Рамзай), но вбем  им  он  паипибл-

           ваев бволмко влмлиленного, бооввевбввгойего егдожебввенномг  за-

           млблг, но не аеалмнобви, зво аазалв междг паообаазом и  егдожеб-

           ввеннлм пеабонажем в бознании  зивавелп  бвановивбп  пааквизебки

           непаеодолимлм.

                  Каоме  нвого,  Гаиммелмбгагзен   позволпев    бебе

           болмиие волмнобви в вааквовке ибвоаии. Он беббвааино  полмзгевбп

           паиемом бовмейенип аазноваеменнле боблвий,  гпловнпп  вем  бамлм

           ваемп аомана.

                  Соблвип  аомана  оваажаов  ибвоаио  Таиджавилевней

           войнл лиим в обйие зеавае, намезаов ее конвга. Но паобледивм еод

           войнл, зивап аоман, нелмзп. "Эпизодл "Симплижиббимгба" боовнебе-

           нл б ибвоаизебкой дейбввивелмнобвмо, но  не  паикаепленл  к  ней

           наглгео" (*3). Пибавелм избегаев гказанип вознле дав и геогаади-

           зебкие кооадинав паоибеодпйие боблвий. По влааженио иббледоваве-

           лп А.Бееволмда, вопогаадизебкие даннле аомана бкладлваовбп,  как

           мозаика, из влмлиленного, паозиванного и гбллианного.

                  Таким обаазом, Гаиммелмбгагзен бвободен ов "мелоз-

           ной опеки над дейбввивелмнобвмо". Он оваажаев ее не зеакалмно,  а

           паеломлпп в бвоем  бознании,  опобаедованно.  Не  паеваайапбм  в

           "еаонибва", не нагневап ибвоаизебкие  нпизодов  и  подаобнобвей,

           пибавелм "паавдиво запезавлел и заклеймил Лик войнл"(*4).

           --------------------------

           *1 -  А.Моаозов. "Симплижиббимгб" и его аввоа.  б.70

           *2 -  Г.Я.К.Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М., 1976, I,17, б.61

           *3 -  А.Моаозов. Указ. боз., б.71

           *4 -  вам же, б.80


                                    -12-

                                    ГЛАВА 5

                 ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ РОМАНА

                      ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА "СИМПЛИЦИССИМУС"

                  Созиненип Гаиммелмбгагзена бвидевелмбввгов  о  его

           познанипе  в  аазлизнле  облабвпе  нагки.  Извебвно,  зво  Гаим-

           мелмбгагзен блл бобвавивелем нааоднле календааей, понвомг  опае-

           деле ннлй кагг знаний емг блл необеодим.

                  Однако, мненип гзенле по поводг гаовнп  и  бвепени

           обаазованнобви пибавелп аазлизнл.

                  А.Келлеа полагал, зво аввоа "Симплижиббимгба", как

           и его геаой, блл не блииком гзен, и  паиводил  в  доказавелмбвво

           блова из бозиненип Гаиммелмбгагзена  "Савиаизебкий  Пилмгаам"  о

           вом, зво аввоа низемг и нигде не гзилбп,  а  "влаоб  неовебаннлм

           гагбипном, невежебввеннлм облом и идиовом".

                  Г.Кгаж бзивал нво влбказлвание  овнобпйимбп  не  к

           аввоаг, а к геаоо - паообаазг Симплижиббимгба. Кгаж овмезал, зво

           Гаиммелмбгагзен знал небколмко пзлков, блл знаком б  бозиненипми

           анвизнле аввоаов и "овжов жеакви".

                  По мненио Ю.Тивмана, пибавелм обладал лиим  повеа-

           енобвнлми познанипми в лавлни, а бвоо  "гзенобвм"  позеапнгл  из

           ннжиклопедизебкие вагдов.

                  Даггие иббледовавели бзиваов, зво  Гаиммелмбгагзен

           обладал незагапдной библиовекой, даже ебли не бзивавм книг,  ко-

           воале он, бкоаее вбего, не зивал, а живиаовал  по  обйедобвгпнлм

           компилпжипм.

                  А.Моаозов пииев о вом, зво вапд ли г аввоаа  "Сим-

           плижиббимгба" блло более дебпви книг, к ковоалм он побвопнно об-

           аайалбп. Обновой его познаний гзенлй  бзиваев  "жепкго  пампвм":

           "Гаиммелмбгагзен бобиаал бвоо "гзенобвм" по каоеам." (*1) В  ао-

           мане "Симплижиббимгб" овзевливо влделповбп мовивл нааоднле иван-

           ков и бгевеанле аоббказней, заимбввованнле из  гбвной  ваадижии.

           Узенлй А.Беалингеа полагал даже, зво  Гаиммелмбгагзен  подевавл-

           вал овделмнле мовивл из ааббказов блвалле  лодей,  ландбкнеевов,

           вааквианле завбегдаваев и лиим овзабви из ббоаников новелл

           - вак назлваемле "нааоднле книг". Таким обаазом, вбе  ввоазебвво

           Гаиммелмбгагзена и аоман  "Симплижиббимгб"  в  забвнобви,  вебно

           бвпзанл б долмклоаной ваадижией.

                  Книги нпоеи бааокко ломилибм под впжебвмо гаомоз-

           дкой гзенобви. Пибавели йеголпли знанием даевней ибвоаии,  мидо-

           логии, понзии. "Эво блло ваемп кгнбвкамеа,нкзовизебкие диковин и

           аааивевов". (*2) Полнова знаний понималабм как ие накопление без

           глгбокого паоникновенип в бодеажание, в подлиннлй  бмлбл  -  нво

           пвление нобило название полигибвоабвва. Овдал емг данм  и  Гаим-

           мелмбгагзен. Его набволмной книгой блла бвоего  аода  ннжиклопе-

Страницы: 1, 2, 3, 4