Реферат: Религии Индии
Реферат: Религии Индии
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Арии и ведическая
религия 2
Брахманизм 5
Джайнизм 6
Буддизм 8
Индуизм 13
Сикхизм 14
Заключение 17
Список литературы 19
ВВЕДЕНИЕ
Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и
вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций
и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике
повседневной жизни.
В рамках своего реферата я попытаюсь сделать беглый обзор
богатства и разнообразия духовных поисков народов, населяющих Индостан.
В каждой стране есть своя культура и свое знание, а у каждого
человека есть свойственная ему точка зрения, свои представления.
Обычно людям свойственна ограниченность. Знание просветленных
Учителей, таких как Будда и Христос, - выше ограничений, но Учителя передают
Учение людям. Но их понимание не соответствует истинному смыслу Учений. Этим и
объясняется появление разнообразных традиций, школ, учений и религий.
«Если мы осознаем подлинный смысл Учений, то понимаем, что их
цель и основное назначение - раскрыть наше истинное состояние. Но поскольку
Учителя передают Учения в соответствии с той культурой, в которой они учат, то
эта передача осуществляется разными способами.» Так пишет один из
последователей буддизма Чогял Намхай Норбу
Ринпоче.
АРИИ И ВЕДИЧЕСКАЯ
РЕЛИГИЯ
Существует предание о прародине древних ариев, находившейся
на территории нынешней Арктики. Учёные предполагают, что около 28—36
тысячелетий тому назад из-за отклонения оси Земли, вызванного изменением
гравитационных сил Солнечной системы, произошли глобальные перемены климата,
сопровождавшиеся сильнейшими стихийными бедствиями на планете. Существуют
гипотезы, что именно эти события способствовали возникновению легенд о
всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Кстати, в ведических текстах этот миф также
присутствует, только вместо Ноя здесь Ману — прародитель человечества. Гибель
гипотетической Арктиды повлекла за собой массовую миграцию народов в
направлении нынешнего экватора. Согласно гипотезе, существовало четыре основных
направления путей расселения древних ариев. Один из них проходил через
Скандинавию, Приполярье, Валдайскую возвышенность и истоки Волги (Ра). Другая
ветвь ариев сначала расселилась в районе Среднего и Южного Урала, а затем
постепенно сместилась на Ближний Восток. Они создали Авестийскую культуру,
преемниками которой стали персы и другие народы, населявшие эти места.
Ещё одна ветвь достигла Юго-Восточной Азии, где арии
постепенно смешались с дравидами, коренными обитателями этих мест, и создали
могущественное богоцентрическое общество Бхарата-Варша со столицей Хастинапур,
разрушенной впоследствии монголами. Современная столица Индии Дели построена на
её развалинах.
Арии создали удивительную общественную систему варнашрама-дхарма,
согласно которой все люди, в зависимости от способностей и образа жизни,
разделялись на четыре социальные категории (варны) и четыре духовные
категории (ашрамы). Общество по аналогии сравнивалось с телом человека:
брахманы считались головой общества, кшатрии — его руками, вайшьи — его
желудком, а шудры — ногами.
Брахманы — это не жречество, давшее обет поддерживать
застывшие доктрины, а интеллектуальная аристократия, которой доверено
формирование возвышенной жизни народа. Они были учителями, врачами,
астрологами, учёными, настоятелями храмов. Брахманом мог стать лишь тот
человек, для которого процесс познавания, развития и синтеза знаний был превыше
любых других объектов материального мира. У него должен был быть от природы
хорошо развитый интеллект, превосходная память, открытое и доброе сердце.
Честность, терпение, смирение, служение, чистота тела и мыслей были его
необходимыми качествами.
Другой класс общества — кшатрии, были покровителями
учёных брахманов, прирождёнными лидерами, руководителями и воинами. Такие люди
должны были иметь сильное желание управлять. Кшатрий должен был в первую
очередь заботиться о благе своих подданных. Он должен был хорошо знать нужды
людей. Он нёс огромную ответственность за всё общество. Благородство, мужество,
огромная воля, бесстрашие и сострадание к слабым — вот качества кшатрия. Они
должны были защищать граждан от внешних врагов и преступников.
Вайшьи составляли торгово-промышленный класс. В их
задачу входило развитие материальной основы необходимой для земной жизни. Они
контролировали финансовую систему общества, занимались сельским хозяйством,
строительством, производством предметов обихода и торговлей. Эти люди по
природе своей любили материальный достаток. В те времена вайшьи использовали
только достойные методы и презирали мошенничество и обман.
Четвёртый социальный класс — шудры. Они являлись
прирождёнными ремесленниками, любили дело, которое выполняли, были очень
трудолюбивы и вкладывали в него всю душу. О таких людях принято сейчас
говорить, что у них “золотые руки”.
В системе варнашрама-дхарма было развито внимание к
положению любого человека. Никто не относился к некоему привилегированному
классу. Каждый действовал в соответствии со своими способностями и желаниями.
Арии не были завистливы и никогда не пытались изменить своего социального
положения. Они считали это бессмысленным.
Арии являлись носителями ведийской религии. Характерная черта
ведизма - обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Большое
значение имели магические обряды. Арии принесли сложный обряд жертвоприношения
- Яджну, во время которого в жертву богам
приносилось жареное говяжье мясо и алкогольный напиток Сома.
Основой ведического культа
были жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который
выполнялся брахманами - знатокам Вед и
главным исполнителям обрядов.
Наиболее почитаемыми богами
ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома.
Объективное изучение ведизма в
чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения
ведической религии являются ранние части Вед. Веды - это, буквально, книги
знания. Согласно самой ведической традиции, изначально существовала только одна
Веда, полученная непосредственно от Верховного Господа Вишну. Однако около 5
тысяч лет назад, в связи с духовной деградацией человечества, мудрец Вьяса разделил
единую Веду на 4 части, самхиты (сборники): Риг, Сама, Яджур и Атхарва.
1. Ригведа (веда гимнов). Эта часть Вед имела особое значение в развитии древне-индийского
умозрения. Именно в ней сложились такие понятия, как брахман и атман, рита, сатья,
дхарма, карма, мокша, бхава и абхава, майя, авидья и т.п. Тексты Ригведы
декламировались в качестве приглашения принять жертву.
2. Яджурведа (веда
жертвенных формул)
3. Самаведа (веда
напевов). В этой веде описывались священные мелодии
4. Атхарваведа (веда
заклинаний). Атхарваведа позже других частей была включена в канон, поскольку
была связана не с жертвоприношениями, а с домашними ритуалами, лечением
болезней, заклинаниями от злых духов
За Ведами следуют брахманы -
своего рода комментарии к текстам Вед. Особо выделяются араньяки -
тексты-брахманы, предназначенные для отшельников. Заключительный этап Вед
составляют упанишады, трактаты религиозно-философского характера. Эти тексты,
включая Веды, объединены под общим названием Шрути.
В течение многих веков Веды
передавались изустно и хранились в жреческих родах. Эта традиция сохранилась
даже после распространения письменности.
Древне-индийские философские и
религиозные школы четко делятся на признающие и не признающие авторитет Вед.
Школы, признающие авторитет
Вед, называются Астика. Астика (санскр. Асти - он есть, существует),
обозначение древне-индийских философско-религиозных систем и людей, верящих в
существование трансцендентного мира (астипаралока), соответственно в жизнь
после смерти, и признающих авторитет Вед.
К ним относятся: Вайшешика,
Веданта, Адвайта-Веданта,
Вишишта-Адвайта, Йога, Миманса, Ньяя, Санкхья.
Школы, не признающие авторитет Вед, называются Настика, к ним относятся: Адживика, Локаята,
Чарвака. Основным принципом Настики является отрицательное отношение к любым
сверхчувственным принципам: непризнание существования бога-абсолюта и отличной
от тела души (атмана), будущей жизни и т.д. Настика утверждает бытие
индивидуальных объектов, подчиняющихся только закону собственной природы, не
имеющей повторений и аналогий.
БРАХМАНИЗМ
Брахманизм появился на
территории Индии предположительно в XV-XIV веках до н.э. Брахманизм явился
результатом приспособления к ведической религии местных культов индийского
автохтонного населения.
Эта религиозная система
переживала наибольший расцвет на последних этапах развития ведийского периода в
истории Индии, когда появилась достаточно сложная религиозно-философская
ведийская литература и, в первую очередь, Упанишады.
Верховные божества - Брахма,
Вишну и Шива. Большую роль в культе играли анимистические представления и
почитание предков.
В основе философии
брахманизма лежат концепции сансары и кармы, исходящие, в свою
очередь, из добрахманистско-ведических представлений. Концепция сансары
заключает в себе идею родственности всего живого и перехода между его формами,
при этом перерождение возможно не только в образе человека, но и бога, и животного.
Определяющей при этом становится мысль о неуничтожаемости: возникновение и
уничтожение не затрагивают действительной сущности вещей, происходит лишь колебание
внешней оболочки. Таким образом, смерть не несет в себе осознания чего-то
противоестественного, она - лишь неоднократный переход к ее продолжению.
С концепцией сансары
связано понятие об идеале, обязательной частью которого в индийской философии становится
освобождение от пут перерождений, с одной стороны, и отрицание значимости
материальных благ - с другой.
В широком смысле карма
- общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий,
которые определяют характер его нового рождения и существования. В узком смысле
карма - влияние совершенных действий на характер текущего и последующего
существования.
В обоих случаях карма
выступает в качестве невидимой силы. Ясным представляется лишь общий принцип ее
действия, внутренний же механизм всегда остается скрытым. Карма
определяет не только удачные или неудачные условия будущего существования, но и
прогресс или регресс по отношению к главной цели человека - освобождению от пут
бытия и выхода из круга бесконечных перерождений.
В большинстве случаев карма
предстает в виде способа взаимодействия обыденного человеческого бытия и
единого пространства ума. Часто карма вместе с концепцией сансары
представляет собой попытку заменить представление о божественной
предопределенности нравственного порядка идеей естественного космического нравственного
миропорядка.
Брахманизм отличает
сложный ритуал, обрядовая регламентация жизни. Аскетические подвиги
рассматриваются как средство улучшения кармы.
Мифология брахманизма в основном приняла всех божеств
ведийского пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись с явлениями
природы, с которыми их поначалу связывали. Одновременно повышался статус самих
брахманов: «Есть два вида богов – те, что являются богами и те, что поют
славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам – жертвенные
дары, а человеческим богам – учёным брахманам – награду». Брахманы за
совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали соответствующую плату –
золотом, быками, лошадьми и одеждой.
Важнейшими добродетелями брахманизм считал беспрекословное
повиновение брахманам (священнослужителям, жрецам), обожествление царской
власти, выполнение дхармы (закона) своей варны (касты), соблюдение
предписываемых данной варне обрядов. Все это якобы создает благоприятную карму
и ведет к новому, лучшему перерождению, а, в конечном счете, – к слиянию с
высшим абсолютом – богом-творцом Брахмой, ибо все живые существа лишь его
частицы.
По мере развития религиозного мышления жрецы-брахманы
монополизировали практически все сферы жизни древнеиндийского общества. С этого
времени в брахманизме начинается переход от многопланового пантеона Ригведы, в
котором отсутствовал центральный объединяющий образ, к системе, зафиксированной
в Упанишадах, которая сводила все проявления бытия к безличному космическому
абсолюту – Брахману. Но в это время жрецы, о которых в
"Шатапатхабрахмана" говорится, что это "земные боги",
которые сильнее небесных, практически утратили контроль над развитием народных
верований арийских и не арийских племён Индии. Появление в 6 в. до н.э. таких
религиозных систем, как буддизм и джайнизм, развитие философской
мысли – всё это привело к ослаблению брахманизма и поставило перед ним
необходимость реформации. Как следствие такой реформации явилось появление в
кон. 1 тыс. до н.э. индуизма.
ДЖАЙНИЗМ
Изначально учение джайнов развивалось представителями
воинского сословия и некоторыми царями древней Индии. Этих людей называют
“тиртханкарами”. Слово это - санскритское и означает “ведущий через океан”. Под
океаном подразумевается не обычное море, а сама жизнь, значит, “тиртханкар” -
человек, ведущий за собой по жизни. Первым из них джайны считают Ришабху - царя
древнего царства Кошала.
Всего насчитывается 24 “тиртханкара”. Последний и главный -
Махавира Джины (“Великий герой”) - оказал
наибольшее влияние на формирование джайнизма. Он жил в 6 веке до нашей эры. У
него было 11 учеников. Они-то и составили джайнистское учение, собрав и
систематизировав материалы, которые учитель излагал в своих проповедях.
Когда-то священное писание джайнов было утеряно. Тогда в 4
веке они собрались на всеиндийский сбор и воссоздали его. Но одни признали
воссозданные священные тексты, а другие отказались это сделать. Это привело
джайнов к расколу на два течения: “дигамбара” и “шветамбара”. Первая объединяет
людей, живущих практически без одеяний. Представители второй позволяют себе
носить белые одежды.
Само слово “джайн” возникло от “джина”, что значит
“победитель”. “Джинами” называли первых проповедников учения и, в частности,
самого Махавиру. Все они побеждали не какого-то неприятеля, а самих себя,
одерживая победу над собственными помыслами, страстями, поступками.
Джайны считают, что мир не был создан каким-либо божеством, а
существует вечно. Сама же вечность делится на периоды подъема и спада. Во время
спада, чтобы спасти мир от уничтожения, и появляются “тиртханкары”.
Джайны не верят в существование богов, и под Богом понимают
душу, которая ранее находилась в человеческом теле, а затем освободилась от
него. Считается, что если душа во время пребывания на земле в каком-либо облике
будет поддаваться страстям - жадности, гордости, гневу, то затем, отбыв
определенный срок в аду или раю, она снова появится на земле, и вновь будет
страдать уже в новом обличии, которое находится в прямой зависимости от
поведения в предыдущем рождении. Спастись от этой цикличности и навсегда
отделить душу от телесной оболочки, добившись этим полного и подлинного
спасения, человек может лишь тогда, когда подавит свои желания, обуздает
страсти.
Под полным спасением понимается состояние нирваны -
достижение душой вечного блаженства после окончательного оставления телесной
оболочки. Мирская жизнь джайнов недостаточна для достижениями нирваны. Поэтому
тот, кто стремится к ней, обязательно должен стать аскетом.
Путь к аскетизму длинный и непростой. Три года обычный джайн
должен быть послушником и выполнять различные обеты, следующие три года он
изучает религиозные трактаты и лишь после этого становится аскетом. Тот, кто
достиг этого состояния, вернуться назад, в мирскую жизнь, не имеет права.
Аскеты практически лишены всякого имущества. Все их добро
сводится к скорлупе кокосового ореха, которую они используют в качестве миски
для еды, и к опахалу из павлиньих перьев, которым подметают перед собой дорогу
или место, куда садятся. Аскет ведет образ жизни скитальца: в деревне он может
пробыть не более 3 дней, а в городе - не больше недели.
Высшей формой аскетизма у
джайнов является самоумерщвление путем добровольного отказа от пищи. Высшим
подвигом монаха считалась смерть от добровольного голода. Согласно легендам,
таким способом достиг нирваны и сам Махавира. Сейчас такое встречается редко.
Вообще самоубийство джайны осуждают, допуская его как исключение или проявление
высшей святости.
Одним из основных принципов джайнизма является “ахимса” -
непричинение боли, зла, страданий никому другому, пусть даже самому маленькому
существу. . 5 основных обетов: 1. Не
причинять вреда живому 2. Не красть 3. Не прелюбодействовать. 4. Не стяжать 5.
Быть искренним и благочестивым. В этой связи для большинства джайнов присущи
две внешние приметы - марлевая повязка на рту и веник. Повязка должна спасать и
оберегать мелких мошек, которые при отсутствии ее могут случайно залететь в рот
и там погибнуть. Метлой джайны осторожно расчищают перед собой путь, чтобы не
раздавить какую-нибудь букашку. По этой же причине они не пользуются
транспортом, ведь перед колесами нет метлы. Ходить пешком стараются только
днем: ночью опять-таки можно, не заметив, раздавить кого-нибудь. Перед тем, как
пить воду, джайны обязательно процеживают ее через плотную ткань. Пищу едят
только в тот день, когда ее приготовили, ведь за ночь в ней могут появиться
какие-нибудь живые существа.
Исходя из принципа “ахимсы”, джайны не могут быть воинами.
Они не занимаются охотой и не могут позволить себе даже занятие земледелием,
потому что при вспашке и обработке земли, можно причинить вред какому-нибудь
червяку, личинке, находящейся в земле.
Приверженцы джайнизма в основном занимаются торговлей, а ныне
среди них есть учителя, служащие, ювелиры, банкиры. Джайном является крупнейший
финансовый и промышленный магнат Индии Г.Д.Бирла.
Страницы: 1, 2
|
|