Реферат: Реклама в Кыргызстане
Реферат: Реклама в Кыргызстане
Введение
Сегодня у всех нас имеются
обоснованные взгляды на то, что такое реклама, и мы также склонны не без
основания иметь собственные мнения и предубеждения по этому поводу. Существуют
многочисленные и разнообразные определения рекламы. Она может быть определена
как процесс коммуникации, как процесс организации сбыта, как экономический и
социальный процессы, обеспечивающие связь с общественностью, или как
информационный процесс и процесс убеждения в зависимости от точки зрения.
Сама
реклама, если говорить простым языком, служит для того, чтобы оповестить
различными способами (иногда всеми имеющимися) о новых товарах или услугах и
их потребительских свойствах, и направлена на потенциального потребителя,
оплачивается спонсором и служит для продвижения его продукции и идей. Реклама
является частью коммуникационной деятельности фирмы, наряду с паблисити и
стимулированием сбыта. Реклама необязательно навязывает товар покупателю.
Иногда она просто заставляет вспомнить последнего конкретную марку или название
товара (услуги) когда он делает свой выбор. В начале потребитель решает своего
представления о ней, стереотипа или сложившегося образа конкретной марки товара
(услуги).
Принято
считать, что само слово реклама происходит от латинских глаголов «reclamo»
(выкрикивать) и «reclamare» (откликаться, требовать). Так как реклама является
очень широким и многогранным понятием, в мировой практике существует множество
определений, по-разному характеризующих ее.
В материалах,
опубликованных в 90-х годах, реклама определяется как:
- информация о потребительских свойствах товаров и
видах услуг с целью создания спроса на них[1];
- специальная форма коммуникации, направленная на
побуждение людей к определенному поведению, служащему целям сбыта;
- информационный механизм экономики[2];
- любая платная форма неличного представления и
продвижения идей, товаров или услуг от имени известного спонсора;
- информация, призванная помочь производителю выгодно
реализовать свои товары, услуги, а покупателю – с пользой приобрести их.
Реклама - это вид
деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которых
является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных
предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими
информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие
на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной
потребительской аудитории.
Реклама нацелена на группу людей
и поэтому она неперсонифицирована. Большая часть рекламы оплачивается
рекламодателями. Компания обычно выступает спонсором рекламы с целью убедить
людей в том, что из ее продукции они извлекут пользу. Подавляющая часть рекламы
призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь новых
приверженцев к товару, услуге или идее. Однако определенные рекламные
объявления, например, связанные с юридическими делами, носят чисто
информационный характер и не призваны убеждать.
Лишь
немногие коммерческие предприятия могут сегодня успешно вести дела без рекламы
в том или ином виде. В крупных фирмах, где есть штатные специалисты и
обеспечена поддержка рекламного агентства, разные функции легко распределить
среди подходящих для их выполнения работников. Многие общенациональные
рекламодатели ежегодно тратят миллионы долларов и охотно рискуют огромными
суммами ради выведения на рынок новых марочных товаров или услуг.
И наоборот,
мелкая фирма должна обеспечить извлечение максимальной выгоды из каждого цента,
выделенного ею на достижение известности. Кстати, на начальных этапах
развития, когда привлечение профессиональных услуг оказывается еще не по
карману, владельцу или коммерческому директору приходится выполнять в миниатюре
все функции, которые в крупных фирмах входят в обязанности экспертов и
сотрудников их рекламных агентств. Ему приходится быть и контактором, и
разработчиком плана использования средств рекламы, и текстовиком, и закупщиком
художественного оформления, и закупщиком места в средствах печатной рекламы, и
контролером за производством исходных материалов для рекламы в прессе, и
специалистом по прямой почтовой рекламе ("директ мейл"), и
управляющим по оформительским работам, и специалистом в других областях.
Наверное,
не много найдется общественных явлений, мнение о которых в нашей стране было бы
столь разноречиво, как о рекламе. С одной стороны, есть немало свидетельств,
что люди нуждаются в ней, даже ищут ее. Многие отрасли народного хозяйства
испытывают настоящую потребность в оперативном оповещении потребителей. И эту
потребность удовлетворяет целая сеть разных по структуре и возможностям
рекламных организаций. А с другой стороны, довольно широко бытует весьма скептическое
отношение к рекламе. К сожалению, сегодняшняя наша рекламная практика вкупе с
качеством некоторых товаров и услуг дают немало поводов и для юмора, и для
скепсиса.
Рекламу можно рассматривать как форму коммуникации,
которая пытается перевести качества товаров и услуг, а идеи на язык нужд и
запросов потребителя. Взаимоотношение это отнюдь не простое. Так, с самого
начала важно помнить, что рекламные объявления, которые мы видим и слышим,
являются конечными продуктами целого ряда исследований, стратегических планов,
тактических решений и конкретных действий, составляющих в своей совокупности
процесс рекламы.
Глава 1. Сущность и значение рекламы в
предпринимательской деятельности
1.1
Нормативно-правовая база
функционирования рекламного дела в Кыргызстане
Нормативно – правовая база
функционирования рекламного дела в КР представлена Законом о рекламе от 24
декабря 1998 года, правилами размещения наружной рекламы и информации в г.
Бишкек от 5 июля 2000 г. и другими актами органами государственной власти и
управления. Рекламная деятельность является новым явлением в рыночной экономике
Кыргызстана и еще требует более детального, содержательного рассмотрения и
изучения данного вопроса на законодательном, доктринальном и профессиональном уровнях.
Закон о рекламе от 24 декабря 1998 года регулирует отношения, возникающие в
процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров,
работ, услуг Кыргызской Республики, включая рынки ценных бумаг, рынки
банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежных средств
физическими и юридическими лицами.
Целями Закона являются
защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и
пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в
заблуждение или нанести вред здоровью, имуществу физических или юридических
лиц, окружающей среде либо нанести вред чести, достоинству или деловой
репутации указанных лиц, а также посягающих на общественные интересы, принципы
гуманности и морали.
Закон применяется и в тех
случаях, если действия, совершаемые физическими и юридическими лицами
Кыргызской Республики за ее пределами в области рекламы, приводят к ограничению
конкуренции, введению в заблуждение физических и юридических лиц на территории
Кыргызской Республики либо влекут за собой отрицательные последствия на рынках
товаров Кыргызской Республики.
Закон распространяется на иностранных юридических
лиц, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства - индивидуальных
предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке, производящих и
распространяющих рекламу на территории Кыргызской Республики.
В соответствии с Законом
отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения
рекламы, также могут регулироваться указами Президента Кыргызской Республики.
Рекламодатель,
рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы,
содержащие рекламу, или их копии, включая все вносимые в них последующие
изменения, в течение года со дня последнего распространения рекламы.
Рекламопроизводитель и
рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан
представлять документальные подтверждения достоверности рекламной информации.
Если деятельность
рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара,
а также при рекламе самого рекламодателя последний обязан представлять
соответствующую лицензию либо ее достоверно заверенную копию, а
рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать их
предъявления.
Рекламопроизводитель обязан
своевременно информировать рекламодателя о том, что выполнение требований
последнего при производстве рекламы может привести к нарушению законодательства
Кыргызской Республики о рекламе.
Если рекламодатель, несмотря
на своевременное и обоснованное предупреждение рекламопроизводителя, не изменит
свое требование (требования) к рекламе либо не представит по требованию
рекламопроизводителя документальное подтверждение достоверности предоставляемой
для производства рекламы информации, либо не устранит иные обязательства,
которые могут сделать рекламу ненадлежащей, рекламопроизводитель вправе в
установленном порядке расторгнуть договор и потребовать полного возмещения
убытков, если договором не предусмотрено иное.
Рекламодатели, рекламопроизводители
и рекламораспространители обязаны по требованию республиканских органов
исполнительной власти и их территориальных органов, в компетенцию которых
входит контроль за соблюдением законодательства Кыргызской Республики о
рекламе, в установленный срок представлять достоверные документы, разъяснения в
устной или письменной форме, видео- и звукозаписи, а также иную информацию,
необходимую для осуществления предусмотренных Законом полномочий.
Рекламодатель обязан указать
срок действия как рекламы, выступающей в качестве приглашения делать оферты,
если в рекламе сообщается хотя бы одно из существенных условий, так и рекламы,
выступающей в качестве публичной оферты.
Если рекламодатель
уклоняется от заключения договора после получения в установленном порядке
акцепта лица, которому адресована публичная оферта, то это лицо вправе
обратиться в суд, арбитражный суд с требованиями о заключении договора или
возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом рекламодателя от
заключения договора.
Государственный антимонопольный орган по
контролю в области рекламы
Государственный
антимонопольный орган и его территориальные органы осуществляют в пределах
своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства
Кыргызской Республики о рекламе, который:
- предупреждает и пресекает
факты ненадлежащей рекламы, допущенные физическими и юридическими лицами;
- направляет рекламодателям,
рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении
нарушения законодательства Кыргызской Республики о рекламе, решений об
осуществлении контррекламы;
- направляет материалы о
нарушениях законодательства Кыргызской Республики о рекламе в органы, выдавшие
лицензию, для решения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании
лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
- направляет в органы
прокуратуры и другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
Государственный
антимонопольный орган и его территориальные органы вправе предъявить иски в
суды в интересах неопределенного круга потребителей рекламы в связи с
нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями
законодательства Кыргызской Республики о рекламе и иски о признании
недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
При предъявлении исков в
суды, арбитражные суды государственный антимонопольный орган и его
территориальные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Государственные органы
исполнительной власти, уполномоченные в соответствии с законодательством
Кыргызской Республики осуществлять в пределах своей компетенции функции по
защите прав потребителей и пресечению недобросовестной конкуренции, вправе
заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями
соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики.
Сотрудники государственного
антимонопольного органа и его территориальных органов в целях выполнения
возложенных функций по контролю за соблюдением законодательства Кыргызской
Республики о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым
документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и
рекламораспространителей.
В случае разглашения
сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат
возмещению государственным антимонопольным органом или его территориальным
органом в порядке, установленном законодательством.
Лица, имеют доступ в
организации, которые осуществляют деятельность, связанную с использованием
сведений, представляющих государственную тайну, в порядке, установленном
законодательством Кыргызской Республики.
Органы саморегулирования в
области рекламы - общественные организации (объединения), ассоциации и союзы
юридических лиц могут:
- привлекаться к участию в
разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных
нормативных правовых актов;
- проводить независимую
экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям
законодательства Кыргызской Республики о рекламе и направлять соответствующие
рекомендации рекламодателям и рекламораспространителям;
- направлять материалы в
органы прокуратуры и обращаться в органы исполнительной власти в случаях
нарушения законодательства Кыргызской Республики о рекламе.
Органы саморегулирования в
области рекламы в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного
круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных
законодательством Кыргызской Республики о рекламе, в установленном порядке вправе
предъявлять иск в суд или арбитражный суд.
При удовлетворении иска в
отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд обязывает
правонарушителя довести решение суда через средства массовой информации или
иным способом в установленный им срок до сведения указанных потребителей.
Физические и юридические
лица (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за
нарушение законодательства Кыргызской Республики о рекламе несут
административную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской
Республики.
Лица, права и интересы
которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в
установленном порядке в суд с иском, в том числе с иском о возмещении убытков,
включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью и
имуществу, компенсации морального вреда, а также публичном опровержении
ненадлежащей рекламы.
Истцы по иску о возмещении
вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, чести, достоинству и
деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Ненадлежащая реклама или
отказ от контррекламы, или непредставление в установленный срок сведений по
требованию государственного антимонопольного органа или его территориального
органа влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа
в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленного Законом.
Ненадлежащая реклама,
совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания
за те же действия, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики
влечет уголовную ответственность.
Заведомо ложная реклама,
совершенная с целью получения прибыли (дохода) и причинившая существенный ущерб
государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и
интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с
законодательством Кыргызской Республики.
Государственный
антимонопольный орган или его территориальные органы за неисполнение в срок
предписаний о прекращении нарушения законодательства Кыргызской Республики о
рекламе и решений об осуществлении контррекламы вправе налагать на
рекламопроизводителей и рекламораспространителей штраф в размере до 5000
минимальных размеров оплаты труда, установленного Законом.
Сумма штрафа, уплаченная
рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем в
соответствии с законодательством Кыргызской Республики, зачисляется в
соответствующие бюджеты в следующем соотношении:
- 70 процентов - в
республиканский бюджет;
- 30 процентов - в местный
бюджет, на территории которого зарегистрировано физическое или юридическое
лицо, то есть рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.
Взыскание штрафа
производится в судебном порядке, если уплата штрафа не произведена добровольно.
Уплата штрафа не освобождает
рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполнения
предписания о прекращении нарушения законодательства Кыргызской Республики о
рекламе или исполнения решения об осуществлении контррекламы.
Рекламодатель,
рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд,
арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или
частично предписания или решения государственного антимонопольного органа или
его территориального органа в соответствии с законодательством Кыргызской
Республики.
Подача указанного заявления
не приостанавливает исполнение предписания или решения государственного
антимонопольного органа или его территориального органа, если судом или
арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения
назначенных актов.
Международные
договоры Кыргызской Республики в области рекламы.
Если международным договором
Кыргызской Республики установлены иные правила о рекламе, чем те, которые
предусмотрены Законом, то применяются правила международного договора.
1.2
Назначение, задачи,
функции и средства распространения рекламы
«Реклама – двигатель
торговли» – эта фраза знакома, наверняка, каждому. Но если вдуматься, то
реклама в более широком смысле является и двигателем прогресса. Ведь большинство
о новых товарах, где применены новые технологии и решения, узнают именно из
рекламы. Соответственно новые товары быстрее получают спрос, а значит,
передовые технологии и производство развивается гораздо более высокими темпами.
Термин “реклама” происходит от латинского “рекламаре”
, что означает откликаться, возражать, выражать неудовольствие. Реклама в
английском языке обозначается термином “advertising” ,
что в переводе с английского означает уведомление и истолковывается как
привлечение внимания потребителя к продукту (товару, услуге) и распространение
советов, призывов, предложений, рекомендаций приобрести данный товар или
услугу. В книгах по рекламе дается большое количество разных определений
рекламы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|