рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Региональные особенности регулирования цен (на примере Хабаровского края) рефераты

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий на транспорте, к которым относятся железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов осуществляется Министерством по антимонопольной политике (МАП). К регулируемым услугам относятся погрузочно-разгрузочные работы, складские операции, буксирные работы, а также сборы, связанные с пользованием аэровокзалами, обеспечением авиационной безопасности и обслуживанием пассажиров.

МАП имеет также право устанавливать тарифы на определенные виды услуг и почтовые связи. К регулируемым видам услуг отнесены: пересылка писем, почтовых карточек, бандеролей, денежных переводов, передача телеграмм, предоставление услуг междугородной и местной телефонной связи, а также некоторые другие виды услуг по перечню, определенному постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. №1559.

Распространяется государственное регулирование и на продукцию оборонного значения, и на рынок драгоценных камней и металлов. Министерство финансов утверждает порядок определения цен на драгоценные металлы и изделия из них, которые закупаются или продаются из Гохрана. Прейскурант на драгоценные камни определяется экспертным путем, учитывая цены на мировом рынке, и утверждаются Минфином по согласованию с Минэкономики.

При регулировании деятельности субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий применяются следующие методы:

-     ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их уровня

-     определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности обеспечения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Учитывая высокий уровень монополизации отечественной экономики, государством введено регулирование цен по продукции, вырабатываемой предприятиями-монополистами в целях ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечения условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Предприятия-монополисты включаются в специальный государственный реестр РФ предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. В реестр заносятся предприятия, являющиеся монополистами по производству конкретных групп и видов продукции определенного качества и ассортимента. Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов, включенных в государственный реестр РФ объединений и предприятий- монополистов, осуществляется на основании постановления Правительства РФ №576 от 11.08.92 г. «О государственном регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов 1992-1993 г.».

Объектом регулирования в данном случае являются цены на продукцию (товары и услуги) предприятий, занимающих более 35% соответствующего рынка. Субъектами регулирования выступают: МАП РФ, в функционирование которого входит формирование реестра и доведение до заинтересованных предприятий информации о занесении в реестр или исключении из него, территориальные органы МАП, выявляющие предприятия, являющиеся монополистами на местном рынке, а также Департамент цен РФ, местные органы ценообразования, осуществляющие выбор метода регулирования и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.

Если предприятие-монополист включено в реестр, оно контролируется по той номенклатуре продукции, по которой является монополистом. Контроль и регулирование осуществляется по следующим показателям: цена, рентабельность, объем производства в натуральном выражении, спрос на рынках сбыта, качество.

Сведения о локальных монополиях включаются в региональный раздел Государственного реестра. Например, непосредственно в Хабаровском крае реестр предприятий-монополистов содержит более 200 хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (по состоянию на 23 декабря 1999 г.). В реестр входят такие предприятия, как ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», имеющий 100% рынка по передачи тепловой энергии, водоснабжению и канализации отходов в районе своего расположения (53 здания) и 50,9% рынка Хабаровского края по автомобильному бензину; 000 «Компания «Дальний Восток», занимающая 100% рынка края по реализации туристических и экскурсионных услуг российским туристам, выезжающим за рубеж в Венесуэлу, Гонконг, Новую Зеландию, Тайвань, Мексику, Вьетнам, Мальдивы, Фиджи, Испанию, Аргентину; ОАО «ДальЖАСО», обслуживающая 99,5% рынка Хабаровского края услугами страхования грузов при транспортировке. В основном в реестре содержатся предприятия, являющиеся монополистами в сфере предоставления услуг теплоэнергии, электрической связи и производству и реализации хлебобулочных изделий.

Предприятия-монополисты реализуют свою продукцию по регулируемым и свободным ценам. Если на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги применяется государственное регулирование цен, то предприятия-монополисты реализуют такую продукцию по регулируемым ценам. На остальную продукцию применяются свободные рыночные цены.

Основные методы регулирования определены в Положении о порядке регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов от 29.12.91. и сводятся к следующему:

1) установление фиксированных цен на продукцию (товары и услуги);

2) установление предельного уровня цен. Предельный уровень цены – это максимальный уровень, выше которого цена не может подниматься. Установление предельного уровня цены равносильно их «замораживанию». Чтобы заинтересовать производителей выпускать товары ниже установленного предельного уровня, устанавливаются льготы по налогам и другим платежам в бюджет;

3) установление предельных надбавок (коэффициентов) изменения цен. Имеет не очень широкое применение в настоящее время;

4) установление предельного уровня рентабельности и размера торговой надбавки. Данные методы получили наибольшее распространение.

Государственное регулирование цен на продукты (товары, услуги) предприятий-монополистов путем установления предельных цен и предельных коэффициентов повышения цен осуществляется по номенклатуре в соответствии с постановлением от 12.08.92 г. «О перечнях продукции (товаров, услуг) предприятий-монополистов реализуемой по государственным регулируемым ценам». По остальной продукции применяются предельные уровни рентабельности. Применение предельного уровня цен не исключает декларирования повышения свободных цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов, которое осуществляется в соответствии с Порядком декларирования свободных цен и тарифов.

В условиях перехода к рынку как свободные, так и регулируемые цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Однако, если предприятие-монополист принимает решение о повышении свободных цен, оно обязано объявить об этом в форме декларации и зарегистрировать новый размер цены, а также дату ее введения в действие в соответствующих органах ценообразования. Определены перечни товаров, по которым предприятия-монополисты декларируют повышение цен. Материалы по декларированию цен представляют в органы ценообразования республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения предприятия.

Если предприятие является монополистом на федеральном рынке, оно представляет материалы по изменению цен в Департамент цен Минэкономики РФ, если на местном – органам ценообразования субъектов РФ.

Снижение свободных цен предприятиями производится самостоятельно без предоставления декларации в органы ценообразования. При этом не допускается снижении свободных цен с целью ограничения конкуренции, т.е. установление демпинговых цен.

При декларировании цен предприятия-монополисты представляют соответствующим органам ценообразования декларацию повышения свободной оптовой (отпускной) цены по утвержденной форме, а также данные об основных экономических показателя деятельности предприятия по форме, представленной в приложении 10. В сопроводительном письме к указанным материалам сообщается обоснование причин повышение свободной отпускной цены на продукцию. Существует специальная форма подачи декларации для предприятий транспорта (Приложение 11). Остальных предприятий подают декларацию по форме, представленной в приложение 12.

После анализа представленных материалов органы ценообразования принимают решения о регистрации свободных цен либо на уровне представленного проекта, либо с отклонениями от проектируемого уровня, либо отказывают в регистрации нового уровня цен. Зарегистрированная цена является максимально предельной ценой.

Важнейшим недостатком, присущим в настоящее время сфере государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов, является отсутствие закона «О монополиях» и недоработанность нормативной и методической базы. Это предопределило правовую неопределенность самого понятия «монополия», его неструктурированность по уровням (федеральному, региональному), положение в народном хозяйстве (естественная и государственная монополия), времени (временная).

Сформированная модель регулирования естественных монополий также нуждается в совершенствовании. В законодательном порядке нужно определить номенклатуру продукции, цены на которую подлежат регулированию. Эта продукция может быть включена в три перечня. Цены на продукцию, включенную в первые два перечня подлежат обязательному регулированию соответственно федеральными и региональными органами исполнительной власти. В третий перечень должна быть включена продукция, по которой региональным органам предоставлено право регулировать тарифы на городской транспорт, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки. По каждому виду продукции, включенному в перечни, должен быть предусмотрен конкретный метод регулирования. В качестве приоритетного метода целесообразно применять предельные коэффициенты изменения цен (тарифов), учитывающие инфляцию.

Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что самой независимой от государства в России оказалась агропромышленная продукция. Эта продукция на рынке реализуется по ценам, которые складываются под воздействием спроса и предложения. Исключение составляет ограниченный перечень сельскохозяйственной продукции, закупаемой для государственных нужд. Анализ же сделанный в первой главе дипломной работы доказывает, что регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию является приоритетным направлением государственного регулирования цен в зарубежных странах. Зная положение, в котором находится сельское хозяйство в РФ, было бы целесообразно, по-нашему мнению, применить данный опыт государственного регулирования и в России.

 

 

  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Государственное регулирование ценообразования является неотъемлемой частью системы государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений.

Исследовав системы государственного управления РФ подтвердило, что в РФ в настоящее время создана необходимая структура государственного регулирования цен. Механизм государственного регулирования ценообразования в РФ реализуется через структуру государственных органов. Основой ее построения служит федеративное устройство страны. Перечень органов регулирования и контроля цен определен законодательством. На федеральном уровне – это Департамент цен Министерства экономики РФ, на уровне субъектов РФ – органы исполнительной власти субъекта, осуществляющие регулирование и контроль цен в пределах своей компетенции, на местном уровне при необходимости создаются органы регулирования цен в структуре органов местного самоуправления. Между уровнями власти разграничены полномочия по регулирования цен (тарифов).

 В данной работе большее внимание уделялось рассмотрению государственного регулирования ценообразования на уровне Федерации и на уровне субъектов РФ. Управление ценообразованием в субъекте РФ рассматривается на примере Комитета по политике цен администрации Хабаровского края. Из анализа, проведенного нами, следует, что в целом структура Комитета по политике цен администрации края соответствует возложенным на него задачам. Комитет состоит из четырех отделов, каждый их которых осуществляется свои строго определенные функции по регулированию и контролю цен.

Деятельность Комитета по политике цен Администрации Хабаровского края опирается на разработанную в РФ нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в области государственного регулирования цен. Основы государственной ценовой политики в РФ определены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства от 7 марта 1995 г. по этому же вопросу. В Хабаровском крае также принят ряд законов Краевой Думы и постановлений Главы администрации Хабаровского края, регламентирующих отношения в сфере государственного регулирования ценообразования. Наиболее важными из них являются Постановление Главы администрации края от 2 февраля 1996 г. «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае», Постановление Главы администрации от 1 сентября 1997 г. «Об утверждении Положения о порядке введения платных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней», Закон Хабаровского края от 11 сентября 1998 г. «О порядке формирования цен на социально значимые товары (продукцию)».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНОКОВ.

Законы, указы, постановления, нормативно-справочная литература.

1.   Закон РФ «О естественных монополиях» от 19 июля 1995 г.

2.   О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Указ Президента РФ от 28 февраля 1992 г.

3.   О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий: Указ Президента от 28 февраля 1995 г.

4.   Вопросы Комитета цен при Министерстве экономики РФ: Постановление Правительства РФ от 3 марта 1992 г.

5.   О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г.

6.   О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи: Постановление Правительства РФ от 728 декабря 1998 г.

7.   Порядок декларирования свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, производимые (оказываемые) предприятиями монополистами: Постановление Комитета РФ по политике цен от 19 января 1993 г.

8.   Порядок изменения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен: инструкция Комитета РФ по политике цен, Министерство финансов, Государственной налоговой службы России от 1 декабря 1992 г.

9.   Концепция ценовой политики РФ ни 1996-1997 гг.

10.         Проект Закона РФ «Об основах ценообразования»

11.         Закон Хабаровского края «О внесении изменений и дополнение в Закон Хабаровского края «О порядке формирования цен не социально значимые товары»» от 1 октября 1998 г.

12.         Закон Хабаровского края «О порядке введения платных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями» от 31 октября 1996 г.

13.         Закон Хабаровского края «О порядке формирования цены на социально значимые товары (продукцию» от 11 сентября 1998 г.

14.         Закон Хабаровского края «О регулировании цен тарифов на отдельные товары (продукцию) и услуги» от 1 марта 1995 г.

15.         Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае: постановление Главы администрации Хабаровского края от 2 марта 1996 г.

16.         Отчет о работе Комитета по политике цен администрации Хабаровского края на 1998 г.

17.         Отчет о работе Комитета по политике цен администрации Хабаровского края на 1999 г.

18.         Отчет о работе Комитета по политике цен администрации Хабаровского края на 2000 г.

Книги, учебники, газетно-журнальные статьи.

19.             Алклычев А. Ценообразование в период перехода к рыночной экономике.-М.: Институт экономики РАН, 1995.-145с

20.             Андрианов В. Государственное регулирование, механизмы самрегуляции в рыночной экономики // Вопросы экономики.-1996.-№9.-с28-39.

21.             Бадокина Е. Государственное регулирование цен: Учебное пособие.-Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1995.-52с

22.             Калита Н., Кожуховский И. Ценообразование в условиях рынка.-Киев:УкрНИИТИ, 1999.-57с

23.             Карпюк П. Проблемы ценооразования в новом экономическом механизме. М.:МНИИПУ, 1999.-147с

24.             О государственном регулировании цен в России // Цена-дайджест.-2000.-№1-с89-90

25.             Цены и рынок. Цены в III квартале 1999 года: Справочно-методическое пособие.-М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-193с

26.             Цены и рынок. О работе органов ценообразования субъктов РФ и ответы на вопросы (1998г. I полугодие). Контроль за ценами: Справочно-методическое пособие.-М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-223с

ПРИЛОЖЕНИЯ


Страницы: 1, 2, 3, 4