рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Разновидности правовых систем рефераты

2.2.Мусульманская правовая система

Правовые системы мусульманских стран имеют определенные различия, но все они сформировались и функционируют на религиозной основе ислама. Основой мусульманского права является Коран — это первый источник, «корень» правовой системы. Другим источником му­сульманского права является Сунна — описание поступков, пове­дения, высказываний Магомета. Считается, что Сунна представляет собой собрание рассказов (ходисов) людей, близко знавших Магомета. Коран насчитывает 114 сур (глав), а Сунна состоит из шести ка­нонических сборников. В Коране, Сунне содержатся правила, регулирующие жизнь, поведение правоверных, много внимания уде­ляется проблеме справедливости. В Коране содержатся повеления: «Будьте справедливы», «Будьте стойки и справедливы», «Судите по справедливости».

Третий источник мусульманского права — иджма, т.е. согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом об обязанностях право­верного. Иджма представляет собой единогласное мнение знатоков ислама, ученых-правоведов, установивших принцип, норму мусуль­манского права на основе Корана и Сунны. Четвертым источником мусульманского права является кияс, т.е. умозаключение по аналогии. Нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе иджмы и кияса, составляют вторую группу норм мусульманско­го права, взаимосвязанных с первой — группой юридических предписаний Корана и Сунны.

Под мусульманским правом в широком смысле слова понимает­ся комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого является религиозные установления, предписания, также органически связанные с ними, проникнутые религиозным ду­хом ислама, нравственные и юридические нормы. Мусульманское право в узком смысле входит в социально-нормативную систему исла­ма, санкционировано им, но в то же время выступает как автономное явление.

Фундаментальные основы мусульманского права остаются посто­янными с Х столетия нашей эры, когда эта правовая система сложилась в Аравии. Нормы мусульманского права обладают относительной само­стоятельностью по отношению к постулатам ислама.

Наряду с писаным правом — шариатом («путь следования») в мусульманских странах действует и обычное право — адаты. Принципы и нормы мусульманского права проявляют свое назначение в утверж­дении «мусульманского образа жизни». На нашей планете проживают свыше 800 миллионов мусульман. Примерно в 30 странах мира ислам признан государственной религией.

Развившаяся на основе Корана и Сунны мусульманская правовая доктрина служит основным источником мусульманского права в собст­венном, узком смысле слова. Законодательство, государственное нормотворчество развивается на основе доктрины, принципов мусульман­ского права, оно также является источником права. По мнению ряда правоведов, в современных условиях доктрина остается главным источником действующего мусульманского права лишь в немногих странах, таких, как Саудовская Аравия, Оман, некоторые княжества Персидского залива. В большинстве других мусульманских государств она уже утратила эту роль и проявляется непосредственно через нор­мативно-правовой акт.

О верности принципам ислама в законодательстве официально за­явлено в конституциях ряда мусульманских государств. Например, в Конституции Исламской Республики Иран 1979 года подчеркивается, что законы должны соответствовать принципам ислама. Для контроля за этим создан специальный наблюдательный совет из 12 человек, половина из которых являются исламскими богословами. При сохра­нении постоянного авторитета мусульманского права консерватизм мусульманской социально-нормативной системы, в том числе мусуль­манского права, преодолевается, как свидетельствует практика, обра­щением к многочисленным обычаям, использованию соглашений по вопросам, прямо не урегулированным действующими нормами му­сульманского права. К способам преодоления консерватизма норм му­сульманского права относится и обход многих норм, не нарушая их буквы, а также разного рода фикции. В этом аспекте также использу­ются меры, регламентирующие власть монарха или парламента.

Правовые системы разных мусульманских государств при их общности, единстве в главном, основном имеют в то же время и суще­ственные различия в структуре права, правовых учреждениях, право­вой культуре, эффективности правового регулирования. Такие различия существуют, например, между правовыми системами Сау­довской Аравии, Ирана, Пакистана, Судана и правовыми системами такой группы государств, как Египет, Сирия, Ирак, Марокко, Иор­дания, Алжир.

Во второй половине ХIХ-ХХ веке развитие права мусульманских стран проходит под воздействием правовых систем Запада, романо-германского права и общего права. В странах мусульманского права вместе с комплексом норм «личного статуса» (брак, наследование, за­вещание, правосубъектность) сформировались такие отрасли права, как   гражданское   и   торговое   право,   государственное, административное, трудовое, судебно-процессуальное, уголовное. Проводится систематизация законодательства, разработаны и приняты кодексы, совершенствуется организация и деятельность судов. В ряде стран сохранились и действуют мусульманские суды, юрисдикция ко­торых включает прежде всего рассмотрение дел личного статуса. В других странах (государства Аравийского полуострова, Персидского залива) действует многоуровневая система мусульманских судов. Эти суды рассматривают дела, относящиеся не только к личному статусу, но и гражданские и уголовные.

Рационалистически настроенные правоведы мусульманских стран внимательно изучают правовые системы и опыт стран Западной Евро­пы и Америки, проводят работу по совершенствованию своих национальных систем права, опирающихся на идеологию ислама.

В бывшем Советском Союзе, в среднеазиатских республиках, на Кавказе, в других регионах страны проживали мусульмане. Социалистическая правовая система отвергала мусульманское право. Там действовали нормы, направленные против обычаев, которые рас­сматривались как «пережитки», с которыми нужно бороться, чтобы преодолеть их влияние на сознание и поведение граждан. В современ­ных условиях в независимых среднеазиатских государствах, в структуре некоторых субъектов Российской федерации, где проживают большие группы населения, исповедующие ислам, возрастает влияние религии. Приведет ли этот процесс к изменениям правовых систем, которые в годы Советской власти развивались на советской основе, — покажет будущее.

2.3.Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы многих государств современного мирового общества. Сформировалась она на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания). К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индо­незии, других государств.

Основным признаком этой правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Решающая роль в станов­лении ее принадлежала средневековым университетам Европы, где бы­ло поставлено изучение римского и канонического права, а позже нача­лось развитие и национального права. Датой основания романо-герман­ской правовой семьи считаются ХII-ХIII века. Болонский университет в Италии был alma mater общего права университетов — романо-гер­манской правовой системы. В рамках западно-университетской науки право изучали в его связях с религией, философией, теологией. Изу­чение римской правовой культуры, кодификации императора Юстиниана, быстрый рост авторитета римского права, так называемая «рецепция римского права» имели место в условиях быстрого эко­номического развития, роста торговли и городов. Изучение римского права,   процесс   становления   самой   юридической   науки стимулировались политическими событиями того времени, прежде все­го борьбой между светскими и церковными властями, ростом бюрок­ратических структур власти.

В каждом отдельном государстве Европы формирование национальной правовой системы базировалось на изучении римского права и соединялось с записью норм обычного права страны в точных и ясных терминах, организацией этих норм обычного права в определен­ную систему. Для романо-германской правовой системы характерен взгляд на право в его взаимосвязи с моралью как на требование долж­ного, оптимальная обобщенность нормы права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. В этой семье особо полно разработано гражданское право, что находит отра­жение в науке гражданского права. Правовые системы романо-герман­ской семьи имеют хорошо разработанное законодательство. Если в те­чение длительного времени основным источником права в этой семье была доктрина, то в современную эпоху признается верховенство зако­на среди других источников права. В государствах этой правовой семьи основным законом является конституция, осуществляется систе­матизация законодательства, действуют кодексы. Формами государствен­но-правовых актов являются декреты, регламенты, административные циркуляры и другие.

В романо-германской правовой семье закон и право не отождеств­ляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании закона, которое дается судами. Ограниченная роль среди источников права в настоящее время принадлежит обычаю, который имел важное значение в развитии романо-германской правовой семьи.

Для романо-германской правовой семьи характерно наличие развитой судебной системы, в определенных рамках признается зна­чение судебной практики в качестве источника права. Р.Давид в труде «Основные правовые системы современности» отмечает, что в ФРГ и Франции судебная практика в ряде сфер играет ведущую роль в развитии права и где доктринальные произведения в ряде случаев явля­ются не чем иным, как изложением судебной практики. Конечно, зна­чение судебной практики среди источников права в романо-германской правовой семье существенно отличается от английского общего права. Доктрина, общие принципы права имеют определенное значение в ка­честве источников права в странах романо-германской системы. Практика судов этих стран свидетельствует, что и доктрина и общие принципы используются при толковании и применении законов. В правопонимании находят выражение идея и чувство справедливости, идея сочетания, компромисса различных интересов, в том числе частных и интересов государства, общества.


2.4.Система общего права

Система общего права была создана в Англии после нормандского завоевания, и в ходе истории английское общее право стало основой весьма большой семьи общего права. Эта семья включает в настоящее время правовые системы всех, за некоторым исключением англоязыч­ных стран. Общее право в значительной мере оказало влияние на ста­новление и развитие правовых систем стран, которые политически были связаны с Англией. Общее право Англии оказало решающее воз­действие на развитие правовой системы США, которая в настоящее время во многом отличается от правовой системы современной Англии, но входит вместе с ней в семью общего права. Общее право оказало большое влияние на формирование современных правовых систем Индии, Пакистана, ряда стран Африки.

Следует заметить, что английское общее право не является правом Великобритании, оно применяется на территории Англии и Уэльса, а Шотландия, Северная Ирландия, острова Ла-Манша и остров Мэн не подчиняются английскому праву.

Английское право развивалось автономным путем, связи с континентальной Европой оказали на него незначительное влияние. Рецепция римского права в Европе не затронула английское право. Исторической датой в становлении английского права был 1066 год, когда нормандцы завоевали Англию. До этого периода было англо-сак­сонское право, которое носило партикулярный характер, было сугубо местным. Общее право (Common Law) — это право, общее для всей Англии, где до этого периода действовали местные обычаи. Утверж­дение общего права свидетельствовало о централизации власти. С нор­мандским завоеванием постепенно сформировалась новая феодальная юрисдикция.

Общее право было создано королевскими судами, которые, начиная с XIII века, заседали в Вестминстере. С течением времени происходил процесс расширения компетенции королевских судов, совершенствова­лась судебная процедура. В конце средних веков королевские суды по существу стали единственными органами правосудия. Муниципальные и торговые суды рассматривали малозначительные дела, церковные суды рассматривали лишь дисциплинарные проступки священнос­лужителей и дела, связанные с святостью брака. Вопросы процедуры в королевских судах сыграли решающую роль в формировании общего права. Если в странах романо-германской правовой системы юристы придавали приоритетное значение вопросам установления прав и обя­занностей субъектов, вопросам материального права, то в Англии основное внимание юристов было сосредоточено на процедурных воп­росах, — процедура прежде всего. Исторические особенности формирования общего права сыграли определяющую роль в том, что английское право не знает деления на публичное и частное, они исключили рецепцию понятий, категорий римского права. Английская национальная юриспруденция разработала многие категории общего права, не известные странам континентальной Европы.

На развитие системы права Англии большое влияние оказало формирование и действие права справедливости, в чем большую роль сыграли (проходящие через лорда-канцлера) обращения подданных, добивающихся справедливого судебного решения, к королю — источнику справедливости и милости. Принципы, применяемые лор­дом-канцлером, были заимствованы из канонического права и римского права, что помогало преодолеть многие устаревшие нормы общего пра­ва и выносить справедливые решения.

В начале XVII века был достигнут компромисс между судами обще­го права и судом лорда-канцлера. Английское право объединяет нормы общего права и нормы права справедливости, вносящие дополнения или поправки в нормы общего права. В этом смысле можно говорить о дуалистической структуре английского права. В настоящее время право справедливости трактуется английскими судами как неотъемлемая часть английского права. В XIX и XX веках английская юриспруденция уделяет большое внимание материальному праву, на основе которого осуществляется систематизация решений общего права. Во второй половине XIX века были устранены формальные различия между су­дами общего права и канцелярскими судами справедливости. В XX веке в английском праве возросла роль законов и регламентов; потребности развития экономики, торговли воздействуют на сближение между английским и континентальным правом.

Существенные отличия английского общего права от романо-гер­манской правовой системы выражаются в структуре права, категориях и понятиях права, нормах права. В английском праве нет деления на публичное и частное право, нет деления на гражданское, торговое, административное, право социального обеспечения. В первую очередь в английском праве находим деление на общее право и право спра­ведливости. В романо-германской системе права есть такие понятия, как юридическое лицо, родительская власть, непреодолимая сила, под­лог и другие, которых мы не встретим в английском праве. Однако в нем есть такие понятия, как доверительная собственность, встречное удов­летворение, треспасс, эстоппель и др., которые не встречаются в рома­но-германской правовой системе. В английском праве нет деления норм на императивные и диспозитивные, сама норма менее общая и абстрак­тная, чем норма, например, французского, итальянского права. Струк­тура английского права была определена его историей, оно складыва­лось в рамках судебной процедуры.

Источником английского права является судебная практика. Суды не только применяют, но и создают правовые нормы. Прежде всего это относится к деятельности Высоких судов, в настоящее время — Верхов­ного суда, в который входят Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд. Высокие суды в Англии обладают большим авторитетом и властью. Судебный прецедент, как правило, создают только решения Высоких судов. Решения других судов могут служить примером, но они не слу­жат обязательным прецедентом. Важным источником английского пра­ва выступает также закон — акт парламента и различные подзаконные акты. В XX веке в Англии происходит развитие законодательства, воз­растает роль законов в регулировании экономической, социальной сфер жизни общества. Судебная власть контролирует применение законов. В наше время закон не является «второстепенной» за судебной практикой формой права. Судебная практика и закон являются основными источниками английского права.

Обычай, доктрина и разум играют определенную роль в правовой жизни Англии. Это вспомогательные источники права находят приме­нение при восполнении пробелов в действующем праве. Само общее право характеризуется в Англии как выражение разума.

Общее право распространилось по миру и стало одной из круп­нейших правовых систем. В каждой конкретной стране, куда пришло общее право, оно утвердилось в качестве национального права, испы­тав воздействие ряда факторов. В этом смысле общее право выступает как модель, ставшая национальной правовой системой со всеми ее новыми чертами и особенностями. Это можно наблюдать на примере правовой системы США, куда право вместе с переселенцами из Англии пришло в XVII веке. В Америке было воспринято действовавшее в ту пору в Англии право, оно развивалось и функционировало здесь в те­чение всего периода господства Англии, т.е. до 1776 года. Позже английское и американское право развиваются параллельно, и влияние правовых систем этих государств друг на друга осуществляется опосре­дованно.

Право США отличается от английского права, отражая различия в цивилизации, образе жизни этих стран. Право США обладает своеоб­разием, национальным характером, в нем отразились различия в обще­ственном, государственном устройстве, культуре, традициях народа. Например, различия правовых систем Англии и США определяются федеративным устройством, менталитетом американского общества. Эти различия проявились в нормах права, в понятийном фонде и струк­туре права. В США существует федеративная правовая система и систе­ма отдельных штатов и поэтому часто возникают вопросы о правовом регулировании, по своему характеру не известные в Англии. Феде­ративное общее право существует, поскольку существуют федеральное законодательство, федеральная законодательная власть. Вместе с этим есть законы штатов, которые, по словам Л.Фридмэна, являются «мест­ными диалектами одного общего языка». В некоторых аспектах лишь штат Луизиана является исключением в связи с наличием в нем элемен­тов романс-германской правовой системы. Право США едино, и это находит выражение в действующем законодательстве, правовой куль­туре американского народа. Возникающие противоречия между право­выми актами, действиями судебных, правоохранительных органов на федеральном уровне в отдельных штатах преодолеваются согласован­ными действиями властей на основе закона. Большая роль в развитии правовой системы США принадлежит конгрессу, Верховному суду, за­конодательным и судебным органам штатов. В США важнейшими источниками права являются законы, судебная практика. За судебной практикой как источником права США стоит исторически приоритет­ное значение, но вместе с развитием американской правовой системы возрастает в ней значение писаного права, закона. Конституция США имеет фундаментальное значение для функционирования правовой системы страны. Принцип судебного контроля над конституционностью законов является одним из основополагающих в США. Этот принцип неизвестен в Англии. В связи с возрастанием числа законов в США проводится работа по их систематизации. Существует ряд сборников законодательных актов, содержащих законы федеральные или законы штатов. Эти сборники нельзя назвать кодексами в привычном для нас значении. Так, например, законодательные акты этого рода содержат изложение вопросов в алфавитном порядке. В то же время в отдельных штатах существуют гражданско-процессуальные, уголовно-процессу­альные кодексы, во всех штатах есть уголовные кодексы. Федеральные законы США занимают около 25 тысяч страниц мелким шрифтом. Ответы по делам, рассмотренным Верховным судом США, содержатся в более чем 450 томах; более 1000 томов — решения низших Федераль­ных судов. Правовая система США четко функционирует благодаря усилиям многочисленной группы высококвалифицированных юристов.

2.5.Правовая систем Китая

Правовая система современного Китая является упорядочива­ющим и в то же время стимулирующим преобразования страны факто­ром. В КНР осуществляется система реформ народного хозяйства, на­правленных на развитие производительных сил, преодоление эко­номической отсталости и существенное повышение жизненного уровня населения, численность которого достигла 1 млрд 200 млн человек. В настоящее время протекает второй этап экономических преобразо­ваний, который намечается завершить к 2000 году, а на третьем этапе (первая половина XXI века) предполагается довести среднедушевое производство ВНП до уровня среднеразвитых стран, в результате чего Китай должен войти в число среднеразвитых стран мира, и таким обра­зом модернизация будет в основном завершена.

Становление  правовой  системы  Китая  —  длительный исторический процесс. В древнекитайском обществе под влиянием кон­фуцианства сложилась атмосфера недоверия к праву, даже негативного отношения к закону. Конфуций призывал строить отношения людей на основе морали, началах добродетели, учил, что управлять должны люди, а не законы. Школа законников, легисты обосновывали идею приоритетной роли закона, гарантированного насильственными ме­рами государства. Идеи легистов (правление закона) оставались чуж­дыми сознанию большинства китайского народа. Естественно, что такое переплетение разных концепций управления и правопонимания оказа­ло большое, неоднозначное влияние на историю права и государства. Высказывалась даже идея создания «общества без права».

В ходе буржуазной революции 1911 года, свергнувшей монархиче­скую власть в Китае, были осуществлены крупные преобразования в правовой системе общества. Под сильным влиянием западной политической и правовой мысли были разработаны законодательные акты, проведена кодификация законодательства. Это повысило роль и авторитет права в Китае. Однако в буржуазной Китайской республике и позже в КНР взгляды Конфуция не утратили до конца роли духовно­го императива как в сознании интеллигенции, так и в умонастроениях людей физического труда, прежде всего крестьян. Следует заметить, что последняя, организованная сверху кампания критики Конфуция была проведена в КНР в 1972-1976 годах, когда предпринимались попытки истолковать традиционные общечеловеческие ценности и нормы с позиций вульгарного классового подхода. Крестьяне Китая не восприняли и не поддержали эту критику Конфуция. Дэн Сяопин, начиная реформы общества и государственно-правовой системы, про­возгласил символом построения социализма с китайской спецификой Сяокан (общество Малого благоденствия) — первую социальную утопию Конфуция.

В КНР была создана социалистическая правовая система, развитие которой было весьма противоречивым, вплоть до волюнтаристского отказа от принципа законности в период «культурной революции». Осуществление социально-экономических преобразований в современ­ный период проходит на основе признания разных форм собственности, предоставления определенных гарантий иностранным инвесторам, ук­репления законодательной базы экономических реформ, принципа за­конности, правопорядка. С конца 70-х годов в Китае активизировалась законодательная деятельность. С 1979 года изданы Органический закон о судах, Закон о браке, Общие положения гражданского права, Граж­данско-процессуальный кодекс, Закон о предприятиях, основанных на капитале иностранных фирм, Закон о хозяйственном договоре, обнов­лено уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Жизнен­ные факты свидетельствуют о том, что в Китае закончилась «эпоха бедного социализма», но перед государством стоят задачи дальнейшего совершенствования правовой системы, повышения эффективности действия всех ее составных частей. В стране развернулась борьба с коррупцией, другими преступлениями, проводятся меры по совершен­ствованию работы судов, повышению правовой культуры общества.

2.6.Правовая система Индии

Индия занимает второе место в мире по численности населения. Выходцы из Индии проживают также в странах Юго-Восточной Азии и в ряде стран Африки. Правовая система Индии обладает оригинально­стью, отражает самобытность истории развития страны, ее народа, а также воздействия английского права, особенно в период, когда она была колонией Англии. Для понимания права Индии, правосознания ее народа в современных условиях необходимо обратиться к индусско­му праву, которое имеет многовековую историю. Индусское право — это религиозная правовая система, право общины, исповедующей индуизм в Индии и других странах Юго-Восточной Азии и Африки. Главной чертой индусского права является его органическая связь с религией.

В индуистских книгах, именуемых шастрами, изложены предписания, нормы поведения людей, обеспечивающих добродетели, угодную Богу жизнь в обществе. В шастрах выражены религиозно-философские, соционормативные основы жизни, которые включают дхарму (наука как вести себя, предписания о добродетелях), артху (наука о пользе, политике), каму (наука удовольствий). Дхарма имеет приоритетное значение в определении поведения человека в кастовом строе Индии. Дхарма — это и реализация предписаний обязанностей людей без различия их на моральные или правовые. Дхарма осуждает греховное поведение, нарушения общественного порядка.

Трактаты, в которых изложены дхармы, называются дхармашаст-ры. Число их велико. Широко известны такие дхармашастры, как зако­ны Ману («Манавадхармашастра»), законы Яджнавалкья, законы На-рада, составленные примерно в период между II-I веками до н.э. и III—IV веками н.э. Комментарии дхармашастр содержатся в сборниках, именуемых нибандхазы. Дхарма допускала следование обычаям, а также рекомендовала индусам руководствоваться в пове­дении совестью и справедливостью.

Индусское право существенно изменилось в годы колониального господства Англии в Индии. Оно претерпело определенную дефор­мацию, была ограничена сфера применения индусского права. Но и в современных условиях индусское право продолжает действовать. К нормам индусского права, реально действующим по отношению к индусам, в современных трудах правоведов причисляют регламент личного статуса, включая брак и развод, несовершеннолетие и опекун­ство, родство, усыновление, семейную собственность, наследование, религиозные институты, совместную собственность, элементы дого­ворного права.

В современный период индусское право — это совокупность норм, применяемых только к индусской части населения Индии. Ин­дусское право и право Индии в современных условиях — это не одно и то же. Различия здесь примерно такие же, как различия между му­сульманским правом и правом отдельной мусульманской страны. Пра­во Индии — это национальное право, совокупность норм, действу­ющих на территории всего государства, это индийское право. Нормы индийского права обязательны для всех проживающих в Индии граж­дан независимо от их национальности, религии. Индийское право сложилось еще тогда, когда страна находилась под управлением Англии. В формировании и развитии индийского права большая роль принадлежит законодательным актам, созданным для Индии англича­нами, использовавшими ценности общего права. Создание права на светской основе было лучшим способом регулирования отношений лю­дей в стране, где действовало индусское и мусульманское право. В тот же период были проведены работы по систематизации законодательст­ва, созданы кодексы.

Обретение суверенитета Индией, укрепление независимости дали новый импульс в процессе развития индийского права. В Конституции Индии 1950 года содержится подтверждение того, что созданное ранее право продолжает действовать. Закон и судебный прецедент являются главными источниками права современной Индии. Конституция Индии (ст. 141) установила, что суды страны должны следовать прецеденту, созданному Верховным судом. Контроль за конституционно­стью законов осуществляет Верховный суд. Правовая система Индии находится в динамике, в этом созидательном процессе используются исторические традиции великого народа, ценности права, в том числе и ценности общего права, других правовых систем.

2.7.Право Японии

Современная правовая система Японии имеет корни в социально-экономическом, духовном развитии страны. На ее формирование значительное воздействие оказали политические изменения внутри страны и перемены во внешней политике. Право феодальной Японии развивалось на собственной основе при сравнительно ограниченных заимствованиях из Китая, если иметь в виду воздействие конфуцианс­тва на государственную идеологию японских правящих групп.

Становление буржуазной правовой системы Японии проходило в условиях интенсивного развития капитализма. Законодательство стра­ны способствовало утверждению и развитию буржуазных обществен­ных отношений. В законодательной работе широко использовались юридический материал и опыт западноевропейских государств, был осуществлен «импорт юридических кодексов» из западноевропейских стран. Буржуазное право страны после Первой мировой войны достигло зрелости как собственно японское право. На развитие законодательства Японии после Второй мировой войны значительное влияние оказало право США. В современных условиях Япония имеет хорошо организо­ванную правовую систему: развитое законодательство, суды, квалифицированные кадры юристов, правовую культуру населения.

Действующая в настоящее время в Японии Конституция (1946 г.) вступила в силу 3 мая 1947 года. Были отменены все законы, указы и рескрипты, противоречащие новой Конституции. Народу, гражданам Японии гарантированы основные права и свободы, общепринятые в международном сообществе. Парламент является единственным зако­нодательным органом государства. Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду, судам низших инстанций, учрежден­ным на основе закона. Административные органы не могут осуществ­лять судебную власть с правом вынесения окончательного решения.

Верховный суд обладает властью устанавливать правила процеду­ры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в су­дах, а также правила управления судебными делами. Прокуроры руко­водствуются правилами, установленными Верховным судом.

Основным источником права Японии являются законы. Осуществ­лена кодификация права. Решения Верховного суда, содержащие тол­кование закона, имеют также силу источника права. Японское право разделяется на отрасли. Основными отраслями являются гражданское и торговое право, трудовое право, право социального обеспечения, се­мейное и наследственное право, уголовное право, уголовно-процессу­альное право.

В правовой системе важную роль играет правосознание общества, отдельных граждан. Правосознание взаимодействует с нравственно­стью, такими стимулами поведения людей, как совесть, долг, до­стоинство, честь. В связи с этим следует отметить разные подходы российских и зарубежных авторов к такому феномену японского обще­ства, как «гири», имеющему существенное значение в регулировании поведения. Японский ученый Инако Цунэо отмечает, что «гири» близко понятию «долг», что чувство долга возникает не по собственному же­ланию лица, а из чувства обязанности. Долг воспринимается как обя­занность перед определенными людьми, коллективами. Санкции в слу­чае невыполнения этих обязанностей носят моральный характер. Чув­ство долга проявляется и в правовых действиях японцев. Например, договорные отношения в Японии не просто правовые отношения, но в определенной степени они основаны на понимании долга в духе «гири». В то же время в договорных отношениях, в правосознании японцев есть элементы, чуждые пониманию долга, они не делают ничего лишнего помимо обусловленного договором в отношении к людям и группам, с которыми они не находятся в личном контакте. В правосознании япон­цев по-прежнему сильна идея, ставящая «общее благо» выше личных интересов, но наблюдается тенденция, что регулятивная роль этой идеи ослабевает. «Гири» не заменяет право и мораль, но этот феномен про­должает взаимодействовать с социально-нормативными регуляторами общественных отношений. В поддержании правового порядка в япон­ском обществе определенную роль играет конфуцианская идея иерархического порядка, которая продолжает существовать в умонаст­роениях японцев.


Заключение

Подведем итоги работы.

В Древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской правовой системы, «правовой семьи». Свои цен­ности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воз­действие оказали религия.

В XX веке в бывшем Союзе ССР, а позже в других социалистических государствах образовалась семья социалистического права, которая позаимствовала многие правовые ценности из романо-германской пра­вовой семьи. В социалистических государствах правовая система была нацелена на построение новой социально-экономической формации — социализма и коммунизма. Исторические события 80-90-х годов прек­ратили функционирование социалистической правовой семьи на территории бывшего СССР, ряда государств Центральной и Юго-Вос­точной Европы.

Большой историей развития, своеобразием в структуре и содер­жании обладают правовые системы Китая, Индии, Японии, развива­ющихся стран Азии, Африки.


Список литературы:

1.Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2 т. -М., 1981.

2.Баглай М.В. Дорога к свободе. -М., 1994.

3.Богдановская И.Ю. Прецедентное право. -М., 1993.

4.Давид Р., Зофре-Спинозе М. Основные правовые системы современности. -М., 1994.

5.Дайсн М. Основы государственного права в Англии. СПб., 1907.

6.Зифс С.А. Источники права. -М., 1981.

7.Источники права. -М., 1985.

8.Леушин В.И. Конституция России в свете теории естественного права. // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное изменение. Екатеринбург. 1993.

9.Максимова А.А. Прецедент как первый их источников английского права. // Государство и право. 1995. №2.

10.Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.

11.Муромцев Г.И. Источники права. // Правоведение. 1992. №2.

12.Право в современном мире. -М., 1996.

13.Правовые системы мира. Екатеринбург. 1995.

14.Разумович Н.Я. Источники и формы права. // Советское государство и право. 1988. №3.

15.Райдаут Прецедентное право. // Российский юридический журнал. 1996. №3.

16.Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент. 1988.


[1] Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С.66.

[2] Алексеев С.С. Общая теория права. ч.1. с.314.

[3] Гоббс Т. Соч. Т.1. М., 1979. С.284.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. с.213.

[5] Хайек Ф.А. Общество свободных. Лондон. 1990. С.13.

[6] Хайек Ф.А. Общество свободных. Лондон. 1990. С.12.

[7] Агарков М.М. Ценность частного права. // Правоведение. 1992. №1. С.307-309.


Страницы: 1, 2, 3