Реферат: Расчетно-графический анализ тягово-скоростных свойст автомобиля ВАЗ-21083
Реферат: Расчетно-графический анализ тягово-скоростных свойст автомобиля ВАЗ-21083
Министерство образования Украины
Харьковский
национальный автомобильно-дорожный университет
Кафедра
автомобилей
Курсовая работа
Расчетно-графический
анализ тягово-скоростных свойств автомобиля ВАЗ -21083
Выполнил:студент
гр.А-33
Бесчастнов П.С.
Проверил: Писарев В.П.
Харьков 2003
Введение
Различные виды подвижного состава автомобильного транспорта – одиночные
автомобили, седельные и прицепные автопоезда объединяются понятием “автотранспортные
средства”/АТС/. Общим для них служат колесные движители и опорные оси в
различных комбинациях. В связи с этим взаимодействие АТС с дорогой и окружающей
средой базируется на тех же основных закономерностях, что и для одиночного
автомобиля.
Эффективность использования АТС в различных условиях эксплуатации определяется
комплексом их потенциальных эксплуатационных свойств – тягово-скоростных,
тормозных, проходимости, топливной экономичности, устойчивости и управляемости,
комфортабельности плавности хода. На эти эксплуатационные свойства влияют
основные параметры автомобиля и его узлов, прежде всего двигателя, трансмиссии
и колес, а также характеристики дороги и условий движения.
При выполнении курсовой работы оценивалась взаимосвязь и взаимозависимость
совместного влияния конструктивных параметров автомобиля и условий движения на
эксплуатационные свойства. При анализе тягово-скоростных свойств автомобиля ВАЗ
– 21083 выполняются необходимые расчеты на основании конкретных технических
данных, строятся графики и по ним анализируются тягово-скоростные свойства.
Исходные данные для
расчета
Вид
автомобиля |
легковой |
Полная
масса м, кг |
1370 |
Марка и
тип двигателя |
ВАЗ-21083,
карбюраторный |
Максимальная
мощность Nemax, кВт |
52,6 |
Частота
вращения двигателя при максимальной мощности nN, об/мин |
5600 |
Наличие
ограничителя частоты вращения коленчатого вала |
нет |
Передаточные
числа |
|
Uk1 |
3,636 |
Uk2 |
1,95 |
Uk3 |
1,357 |
Uk4 |
0,941 |
Uk5 |
0,784 |
раздаточной коробки или делителя |
нет |
главной передачи Ud |
3,7 |
Шины |
175/70R13 |
Статистический
радиус колес rст |
0,269 |
Габаритные
размеры: |
|
ширина Br, м |
1,62 |
высота Hr, м |
1,402 |
КПД
трансмиссии η |
0,9 |
Коеффициент
сопротивления воздуха К, Η*c2/м4
|
0,25 |
σ/
Реальные значения основных параметров автомобиля для сравнения их с
полученными расчетами |
Максимальный
крутящий момент двигателя Memax, Η*м |
106,4 |
Частота
вращения двигателя при максимальном крутящем моменте nм, об/мин |
3400 |
Максимальная
скорость Vmax, км/ч |
156 |
Время
разгона до 100 км/ч tp,
с |
13 |
1.Построение
внешней скоростной характеристики двигателя
Для построения внешней скоростной характеристики поршневого двигателя
внутреннего сгорания используют эмпирическую формулу, позволяющую по известным
координатам одной точки скоростной характеристики (Nemax и nN) воспроизвести
всю кривую мощности:
где Ne, кВт – текущее значение
мощности двигателя, соответствующее частоте вращения вала двигателя n, об/мин; Nemax , кВт – максимальная мощность двигателя внутреннего
сгорания при частоте вращения nN ,
об/мин; A1,A2
– эмпирические коэффициенты, характеризующие тип двигателя внутреннего
сгорания.
Значения эмпирических коэффициентов A1,A2 принимают для карбюраторных двигателей A1= A2 =
1,0.
Для выбора текущего значения n диапазон частоты
вращения вала двигателя от минимально устойчивых оборотов nmin
до nN разбивают на произвольное число
участков:
Так как
у карбюраторного двигателя, не имеющего ограничителя частоты вращения,
максимальная частота вращения коленчатого вала nmax
при движении автомобиля с максимальной скоростью может на 10-20% превышать
частоту nN , для него берут еще одно
значение n после nN
c тем же интервалом Dn.
Минимальную
частоту вращения коленчатого вала nmin
выбирают в пределах 800 об/мин.
Определив Ne для принятых значений n, вычисляют соответствующие значения крутящего момента
двигателя, Нм:
Результаты
расчетов сводят в табл.1 и строят внешнюю скоростную характеристику двигателя Ne=f(n) и Me=f(n).
Таблица
1
Результаты расчетов
внешней скоростной характеристики двигателя
Параметры |
Значение
параметров |
n,об/мин |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6400 |
A1*n/nN
|
0,1429 |
0,2857 |
0,4286 |
0,5714 |
0,7143 |
0,8571 |
1 |
1,1429 |
A2(n/nN)^2
|
0,0204 |
0,0816 |
0,1837 |
0,3265 |
0,5102 |
0,7347 |
1 |
1,3061 |
(n/nN)^3
|
0,0029 |
0,0233 |
0,0787 |
0,1866 |
0,3644 |
0,6297 |
1 |
1,4927 |
A1*n/nN+A2(n/nN)^2-(n/nN)^3
|
0,1604 |
0,344 |
0,5336 |
0,7113 |
0,8601 |
0,9621 |
1 |
0,9563 |
Ne,кВт |
8,437 |
18,0944 |
28,0674 |
37,4144 |
45,2413 |
50,6065 |
52,6 |
50,301 |
Ме,Hм |
100,717 |
108,001 |
111,685 |
111,659 |
108,014 |
100,686 |
89,702 |
75,059 |
2.Построение
графиков силового баланса и динамической характеристики
При построении графиков силового баланса для различных передач и скоростей
движения автомобиля рассчитывают значения составляющих уравнения силового
баланса:
Тяговое усилие на ведущих колесах определяют из выражения, Н:
где rд - динамический радиус колеса, который в
нормальных условиях движения принимаем равным rст,
м. Вторую составляющую силового баланса - силу суммарного дорожного
сопротивления определяют по формуле, Н:
где G=gm - полный
вес автомобиля, Н; g= 9.8I м/с2 -
ускорение свободного падения.
В
расчетах не учитывается влияние скорости движения на коэффициент сопротивления
качению, в связи c чем полагают Y=const.
Для ВАЗ-21083
G=9,81*1370=13439,7Н, а при заданном Y=0,019
Р=0,019*1370*9,81=255,35 Н.
Сила сопротивления воздуха, Н:
где F - лобовая площадь, м2; v - скорость автомобиля, км/ч.
Лобовая
площадь может быть определена по чертежу автомобиля, а при его отсутствии -
приближенно по выражению:
где a - коэффициент заполнения
площади, для легковых автомобилей a=0,78-0,8.
Для ВАЗ - 21083 F =
0,78*1,65*1,402=1,804 м2
Сила
сопротивления разгону, Н:
где d - коэффициент, учитывающий
влияние инерции вращающихся масс; j - ускорение автомобиля в
поступательном движении, м/с2.
При
построении и анализе графиков силового баланса величина Pj
не рассчитывается, а определяется как разность тягового усилия Pk и суммы сопротивлений движению (PY+Pw).
График силового баланса и все последующие строят в функции скорости автомобиля v, км/ч, которая связана с частотой вращения вала
двигателя n зависимостью:
где rk - радиус качения колеса, м, равный при
отсутствии проскальзывания статическому радиусу rст.
Динамический фактор автомобиля D определяется
для различных передач и скоростей движения по формуле:
Переменные
по скорости величины Pk,Pw и D рассчитывают по формулам, сводят данные расчетов в
табл.2 и строят по ним графики силового 6aланca и динамической характеристики.
Таблица 2
Результаты расчетов
силового баланса и динамической характеристики
Параметры |
|
|
Значение параметров |
|
|
|
|
|
n,об/мин |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6400 |
|
Ме,Нм |
100,717 |
108,001 |
111,685 |
111,659 |
108,014 |
100,686 |
89,702 |
75,059 |
|
V,км/ч |
6,0081 |
12,0163 |
18,0244 |
24,0326 |
30,0407 |
36,0489 |
42,057 |
48,0652 |
Uк1 = |
Pк,Н |
4600,82 |
4933,55 |
5101,84 |
5100,65 |
4934,15 |
4599,4 |
4097,64 |
3428,74 |
3,636 |
Рw,Н |
- |
- |
11,3079 |
20,1031 |
31,411 |
45,232 |
61,5656 |
80,4124 |
|
Рк-Рw,H |
4600,82 |
4933,55 |
5101,84 |
5100,65 |
4934,15 |
4599,4 |
4097,64 |
3428,74 |
|
D |
0,3423 |
0,3671 |
0,3796 |
0,3795 |
0,3671 |
0,3422 |
0,3049 |
0,2551 |
|
V,км/ч |
11,2029 |
22,4058 |
33,6086 |
44,8115 |
56,0144 |
67,2173 |
78,4202 |
89,6231 |
Uк2 = |
Pк,Н |
2467,43 |
2645,88 |
2736,14 |
2735,5 |
2646,2 |
2466,68 |
2197,58 |
1838,85 |
1,95 |
Рw,Н |
- |
17,474 |
39,315 |
69,894 |
109,21 |
157,262 |
214,051 |
279,577 |
|
Рк-Рw,H |
2467,43 |
2645,88 |
2736,14 |
2735,5 |
2646,2 |
2466,68 |
2197,58 |
1838,85 |
|
D |
0,1836 |
0,1969 |
0,2036 |
0,2035 |
0,1969 |
0,1835 |
0,1635 |
0,1368 |
|
V,км/ч |
16,098 |
32,197 |
48,295 |
64,394 |
80,492 |
96,591 |
112,689 |
128,788 |
Uк3 = |
Pк,Н |
1717,08 |
1841,26 |
1904,07 |
1903,63 |
1841,49 |
1716,55 |
1529,29 |
1279,65 |
1,357 |
Рw,Н |
9,02 |
36,082 |
81,183 |
144,329 |
225,511 |
324,739 |
442,002 |
577,314 |
|
Рк-Рw,H |
1717,08 |
1841,26 |
1904,07 |
1903,63 |
1841,49 |
1716,55 |
1529,29 |
1279,65 |
|
D |
0,1278 |
0,137 |
0,1417 |
0,1416 |
0,137 |
0,1277 |
0,1138 |
0,0952 |
|
V,км/ч |
23,215 |
46,431 |
69,646 |
92,861 |
116,077 |
139,292 |
162,507 |
- |
Uк4 = |
Pк,Н |
1190,7 |
1276,81 |
1320,36 |
1320,05 |
1276,96 |
1190,33 |
1060,47 |
- |
0,941 |
Рw,Н |
18,76 |
75,04 |
168,83 |
300,14 |
468,98 |
675,33 |
919,19 |
- |
|
Рк-Рw,H |
1171,94 |
1201,77 |
1151,53 |
1019,91 |
807,98 |
515 |
141,28 |
- |
|
D |
0,0872 |
0,0894 |
0,0857 |
0,0759 |
0,0601 |
0,0383 |
0,0105 |
- |
|
V,км/ч |
27,864 |
55,729 |
83,593 |
111,457 |
139,322 |
167,186 |
- |
- |
Uк5 = |
Pк,Н |
992,04 |
1063,78 |
1100,07 |
1099,81 |
1063,91 |
991,73 |
- |
- |
0,784 |
Рw,Н |
27,02 |
108,1 |
243,22 |
432,39 |
675,62 |
972,88 |
- |
- |
|
Рк-Рw,H |
965,02 |
955,68 |
856,85 |
667,42 |
388,29 |
18,85 |
- |
- |
|
D |
0,0718 |
0,0711 |
0,0638 |
0,0497 |
0,0289 |
0,0014 |
- |
- |
РΨ+РW,H
|
|
282,37 |
363,45 |
498,57 |
687,74 |
930,97 |
1228,23 |
- |
- |
|
|
255,3543 |
255,3543 |
255,3543 |
255,3543 |
255,3543 |
255,3543 |
- |
- |
Страницы: 1, 2
|
|