рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Пути укрепления денежной системы рефераты

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования Центральный Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, то есть кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые Центральными Банками. 

        Политика обязательных резервов.

Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоко ликвидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным  или относительным  показателям пассивных, либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный Банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном Банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном Банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в странах Запада) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Операции на открытом рынке.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обра­щения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке Центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов

 По форме проведения рыночные операции Центрального Банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулиро­вания денежного предложения. Это вызвано прежде всего необык­новенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего вли­ять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный Банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального Банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Ограничение кредитования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов Центральный Банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального Банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Макроэкономические результаты денежно – кредитной политики.

В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики, а также целесообразность раз­личных стратегий ее реализации составляют предмет спора между экономистами. Представители кейнсианской, монетаристской и новой классической школ выдвигают зачастую полярные предположения.

Кейнсианцы полагают, что рыночная экономика - внутренне не­устойчивая система. Они считают, что капитализм не обладает ме­ханизмом, обеспечивающим макроэкономическую стабильность. Посто­янные диспропорции между основополагающими экономическими пара­метрами вызывают циклические колебания занятости, цен, объема производства. Поэтому государство, с точки зрения кейнсианцев, должно вмешиваться в хозяйственную жизнь, осуществлять различные регулирующие мероприятия, в частности проводить дискретную де­нежно-кредитную политику.

Монетаристы же считают, что, напротив, рыночная экономика обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности в силу своей гибкости. Все циклические процессы вызваны не сла­бостью рыночных механизмов в плане поддержания стабильности, а ошибочными действиями государственных органов. Поэтому необходи­мо минимизировать государственный сектор, а также избегать воз­действия на рыночную систему посредством дискретной денеж­но-кредитной политики.

Кейнсианцы считают, что цепь причинно-следственных связей между пересмотром стратегической концепции денежно-кредитной по­литики и изменением номинального ВНП достаточно велика. Примене­ние разнообразных монетарных инструментов вызовет изменение со­вокупных резервов банковской системы, что повлияет на денежное предложение. Изменения в денежном предложении воздействуют на процентную ставку. Действительно, если денежная масса увеличива­ется, то кредит становится более доступным, предложение финансо­вых ресурсов увеличивается, что понижает их "цену" - процентную ставку. При сокращении денежной массы наблюдается обратный эф­фект.

Изменение процентной ставки изменяет эффективность инвести­ционных проектов и оказывает влияние на суммарный объем капита­ловложений. Во-первых, при заданном размере дохода на капитал, вложенный в инвестиционный проект, изменение процентных ставок меняет относительную привлекательность вложений в производство и в ценные бумаги. Во-вторых, при привлечении займов для осущест­вления крупномасштабного проекта, незначительное изменение про­центной ставки может вызвать значительное изменение в абсолютном значении суммы, необходимой для обслуживания кредита.

Суммарный объем инвестиций оказывает прямое влияние на но­минальный валовой национальный продукт. Поэтому посредством де­нежно-кредитного регулирования можно воздействовать на инфляцию и физический объем производства.

Кейнсианцы признают, что цепь причинно-следственных связей между денежно-кредитными мероприятиями и состоянием экономики довольно сложна и велика. "Сбой" в одном из звеньев может иска­зить первоначальный импульс. Для прогнозирования результатов де­нежно-кредитных мероприятий Центральному банку необходима исчер­пывающая информация о характере взаимодействий между каждым из предыдущих и последующих звеньев цепочки, которую в реальных ус­ловиях получить просто невозможно. Поэтому изменение денежного предложения вызывает непредсказуемые последствия в масштабах экономики государства, что вызывает ее относительную неэффектив­ность по сравнению с фискальной политикой.

Монетаристы полагают, что изменение денежного предложения в гораздо большей степени определяет основные макроэкономические параметры, нежели считают кейнсианцы. Более того, денежное пред­ложение является важнейшим (практически единственным!) фактором, определяющим занятость, уровень производства и инфляцию. Они предлагают совершенно иную цепочку причинно-следственных связей, резко отличающуюся от кейнсианской. По их глубокому убеждению денежное предложение непосредственно воздействует на совокупный спрос, а не только определяет через процентную ставку спрос ин­вестиционный. Считая, что скорость обращения денег стабильна (то есть сравнительно постоянна и легко предсказуема), они делают вывод, что изменение денежной массы вызовет соответствующее при­ращение ВНП. Кейнсианцы подвергают сомнению утверждение монетаристов о ста­бильности скорости обращения денег, что дает им основание оспа­ривать справедливость столь простого передаточного механизма, который рисуют монетаристы.

Тем не менее, основываясь на идеологических установках о естественной стабильности рыночной организации хозяйственной жизни, монетаристы не советуют использовать денежно-кредитные методы для реализации краткосрочных целей, поскольку это приве­дет к дестабилизации экономики. Они предлагают монетарное прави­ло, согласно которому денежное предложение должно расширяться теми же темпами, что и потенциального прирост реального ВНП, ко­торый, по мнению монетаристов, в странах с развитой рыночной экономикой составляет 3-5% в год.

Кейнсианцы оспаривают это предложение. Поскольку, как они полагают, скорость обращения денег подвержена изменениям, посто­янный ежегодный темп роста денежной массы может вызвать серьез­ные колебания совокупных расходов, что приведет к экономической дестабилизации. Гораздо более пригодна дискретная денежно-кре­дитная политика, которая позволяет гибко корректировать глобаль­ные макроэкономические процессы.

Помимо кейнсианства и монетаризма, существует еще одна эко­номическая теория, предлагающая свою интерпретацию результатов применения монетарных методов. Это теория рациональных ожиданий, базирующаяся на двух постулатах.

Во-первых, приверженцы теории рациональных ожиданий полага­ют, что все субъекты экономики абсолютно рациональны и абсолютно информированы. Это означает, что все фирмы и домохозяйства обла­дают знаниями о механизмах функционирования экономики, а также проводящейся в конкретный период времени экономической политике, и выдвигают безошибочные прогнозы о ее результатах. Кроме того, они оптимизируют свое поведение в системе бизнеса, используя имеющиеся знания и максимизируя свою выгоду.

Во-вторых, все рынки в системе бизнеса являются рынками со­вершенной конкуренции, гибкими в плане повышения и понижения цен на все без исключения товары и услуги в соответствии с взаимо­действием спроса и предложения. При этом спрос и предложение мгновенно реагируют на все изменения внешней среды.

Такое упрощение реальных условий позволяет сделать заключе­ние о полной неэффективности денежно-кредитной политики. В самом деле, любое изменение денежного предложения будет порождать адекватное изменение цен, ведь каждый субъект экономической сис­темы будет мгновенно их пересматривать, стремясь застраховать себя от нежелательных последствий. Использовать такую информацию для получения личной выгоды он не может, ведь все контрагенты этого субъекта обладают той же информацией. Каждый реализует свою экономическую свободу, что приводит к установле­нию консенсуса интересов. В итоге получается абсолютно устойчи­вое равновесие экономической системы в плане нечувствительности к мерам денежно-кредитной политики.

Изменение денежной массы не окажет никакого влияния на ре­альный национальный продукт и занятость и лишь обернется инфля­цией или дефляцией. Поэтому сторонники теории рациональных ожи­даний тоже поддерживают монетарное правило. Однако в качестве их аргументов выступает не положение о недостаточной информирован­ности денежных властей, выдвигаемое монетаристами, а, напротив, суждение об абсолютной информированности субъектов системы биз­неса.

У кейнсианцев и монетаристов есть много серьезных возраже­ний, ставящих под сомнение теорию рациональных ожиданий. В самом деле, если даже высококвалифицированные профессиональные эконо­мисты ошибаются, предсказывая неверные последствия экономических маневров государства, да и вообще любых изменений во внешнем ок­ружении, разве можно утверждать, что каждый индивид способен де­лать абсолютно точные прогнозы.

Кроме того, представляется очевидным, что далеко не все рынки на данном этапе развития человеческого сообщества (даже в таких странах, как США), являются высоко конкурентными. Помимо этого, имеется достаточно эмпирических свидетельств воздействия монетарной политики на реальный ВНП.

В настоящее время большинство экономистов признают доста­точно убедительными аргументы как кейнсианцев, так и монетарис­тов. В меньшей степени это относится к теории рациональных ожи­даний.

Центральные банки стран с развитой смешанной экономикой ру­ководствуются в практической деятельности рекомендациями, пред­лагаемыми и кейнсианской, и монетаристской экономическими теори­ями. В реальной действительности приходится искать компромисс между полярными суждениями, находить оптимальное решение, учиты­вая различные аргументы, рассматривая несколько стратегических сценариев. Правда, основной упор делается на кейнсианскую стаби­лизационную дискретную денежно-кредитную политику. Хотя в неко­торых странах  вводилось в действие и монетарное правило.


Заключение.

Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.             

Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изме­нение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный Банк может оказывать определяющее воздействие на де­нежное предложение.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изме­нения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Централь­ным Банком, экономика не может эффективно функционировать. В пе­риоды экономического спада и роста безработицы, падения произ­водства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы сти­мулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в произ­водство, а также потребительских расходов - необходимо увеличи­вать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровож­даемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе нега­тивных тенденций.    Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результа­ты.


Список используемой литературы.

1. Курс экономической теории: Учебник/Под ред. проф. М. Н. Чапурина, проф. Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 1997.

2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

3.  Казаков А. А. , Минаев Н. В. Экономика: Учебное пособие. -  М.: Тандем, 1998.

4. Макконнелл К. Р., Брю С. А. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер с 13 – го англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 1999.

5. Львин Б. Об устройстве банковской и денежной системы// Вопросы экономики, -  № 10, - 1998.

6. Морданов Р.Х.  Денежно-кредитная политика в период экономических реформ// Экономика и управление, -  № 6, -  1999 .

7. Симрановский А. Ю. К вопросу денежно-кредитной политики// Деньги и кредит, -  № 4, -  1999.


Страницы: 1, 2