Реферат: Психологическая природа воли
Реферат: Психологическая природа воли
Волгоград
1999 г.
Министерство
Российской
Федерации по
высшему и
профессиональному
образованию
Волгоградский
Государственный
Университет
Контрольная
работа
по дисциплине
«Психология
и педагогика»
Тема: «Психологическая
природа воли»
Выполнил:
Субботин Д.
А.
Группа:
ЭП-971
Проверил:
Вопрос
№ 1.
Мотивация и
направленность
личности.
Для определения
причины активности
человека прежде
всего необходимо
проанализировать
направленность
активности
человека, то
есть куда и на
что данная
активность
направлена.
Вообще,
направленность
личности
человека ѕ
это совокупность
устойчивых
мотивов, ориентирующих
деятельность
личности и
относительно
независимых
от наличных
ситуаций.
Мотивы могут
быть с определенной
степенью осознанности
или неосознанными
вовсе.
Главная роль
направленности
личности человека
принадлежит
осознанным
мотивам.
Человек
осознает объект
своих потребностей
и сопоставляет
свои личные
цели с целями
коллектива,
которому он
принадлежит.
В случае несовпадения
целей коллектива
со своими целями
человек либо
корректирует
их, либо маскирует.
Если осознается
не только цель,
как идеальное
предвосхищение
результата,
но и реальность
выполнения
этой цели, то
следует говорить
о перспективе
личности.
Если по каким-то
причинам человек,
осознающий
перспективу,
попадает в
состояние
расстройства,
подавленности
и т. п., то данная
ситуация называется
фрустрацией.
Она возникает
тогда, когда
человек на пути
к достижению
цели сталкивается
с препятствиями,
барьерами,
которые являются
непреодолимыми
или воспринимаются
как таковые.
В результате
возникновения
фрустрации
можно говорить
об изменении
поведения и
самосознания
личности.
В заключении
следует сказать,
что мотивация
будущих действий
индивида
непосредственно
влияет на
направленность
последнего.
Вопрос
№ 2.
Самооценка
личности, уровень
притязания.
Их взаимосвязь.
Прежде всего,
самооценка
- оценка личностью
самой себя,
своих возможностей,
качеств и места
среди других
людей. Немаловажным
является то,
что с помощью
самооценки
происходит
регуляция
поведения
личности.
Переосмыслив
высказывание
Маркса о самооценке
можно сделать
вывод о том,
что познавая
качества другого
человека, личность
получает необходимые
сведения, которые
позволяют
выработать
собственную
оценку. Уже
сложившиеся
оценки собственного
«Я» есть результат
постоянного
сопоставления
того, что личность
наблюдает в
себе, с тем, что
видит в других
людях.
Человек, уже
зная кое-что
о себе, присматривается
к другому человеку,
производя
сравнения себя
с ним, предполагает,
что тот не
безразличен
к его личностным
качествам,
поступкам,
действиям,
проявлениям.
Все это является
проявлением
личностной
самооценки
и определяет
ее психологическое
самочувствие.
Самооценка
тесно связана
с уровнем
притязания
личности,
которую можно
определить
как желаемый
уровень самооценки
личности,
проявляющийся
в степени трудности
цели, которую
индивид ставит
перед собой.
Если личность
стремится к
повышению
самооценки
в случае, когда
имеется возможность
свободно выбирать
степень трудности
очередного
действия, то
могут возникнуть
два конфликта:
с одной стороны
- стремление
повысить притязания,
чтобы пережить
максимальных
успех, а с другой
- снизить притязания,
чтобы избежать
неудачи. В первом
варианте уровень
притязания
обычно повышается,
а во втором -
уменьшается.
Уровень
притязания
обычно устанавливается
где-то между
чересчур легкими
и чересчур
трудными целями
и задачами, для
того, чтобы
сохранить на
приемлемом
уровне собственную
самооценку.
Не только
на основе
предвосхищения
успеха или
неудачи, но и
на основе прежних
успехов или
неудач идет
формирование
личностью
своего уровня
притязаний.
Может
возникнуть
вопрос о том,
с помощью чего
личность может
повысить свой
уровень притязания?
С одной стороны
это может происходить
после того, как
будут успешно
выполнены
поставленные
перед собой
определенные
цели. Но так же
это может произойти
с помощью коллектива
или руководителя,
если последние
будут всячески
подбадривать
индивида в
процессе выполнения
поставленных
задач. К примеру,
в процессе
ответа на
поставленный
вопрос на семинарском
занятии студенту
говорят: «Вы
идете в правильном
направлении»
или «Ваша мысль
правильна»
и т. п. В этом случае
повышается
самооценка
личности, а
вследствие
чего личность
может достигнуть
успеха. В конечном
счете у индивида
повышается
уровень притязания.
На этом примере
было наглядно
показано о том,
как между собой
связаны самооценка
и уровень притязания
личности.
Волгоград
1999 г.
|