Реферат: Психологическая диагностика готовности к обучению как необходимое условие при записи ребенка в школу
Реферат: Психологическая диагностика готовности к обучению как необходимое условие при записи ребенка в школу
Московский департамент образования
Педагогический колледж №8
«Измайлово»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ
Тема: «Психологическая
диагностика готовности к обучению как необходимое условие при записи ребенка в школу».
Студентки группы 302У Ворнаковой Екатерины
специальность 0312
учитель начальных классов
научный руководитель Петрова Виктория Георгиевна
преподаватель психологии
Москва 2000
Оглавление:
Введение 3
Глава 1 : Психологическая готовность
к школе и ее виды. 5
1.1. Краткие итоги дошкольного
развития ребенка. 8
1.2. Личностная готовность к
школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника к школьному
обучению. 9
1.3. Интеллектуальная готовность к
школьному обучению. 12
1.4. Волевая готовность к школьному
обучению. 15
1.5. Нравственная готовность к
школьному обучению. 17
1.6. Уровень и специфические
особенности мышления дошкольника…18
1.7. Варианты развития. 19
Глава 2. Диагностика психологической
готовности к школе.
2.1. Процедура определения
психологической готовности к школе.23
2.2. Диагностическая программа по
определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. 26
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Заключение. 50
Список литературы. 51
Введение
«Ребенок дошкольного возраста
по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой- то новый цикл
обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по
какой- то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по
своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру
чего она является его собственной программой.»
Л. С. Выготский
В наше время особенно важно определять готовность к
школьному обучению каждого ребенка. Кому- то это может показаться странным. Но
сейчас, когда дети развиваются уже не совсем так, как развивалось поколение тех
же 80-х годов, на определение готовности стоит обратить особое внимание.
Получив в педагогике определенный опыт общения и работы с детьми и учителями я
убедилась, что без диагностики любому учителю построить самую плодотворную
систему обучения практически невозможно. Спросите почему? Отвечу! Многие
родители не водят детей в детские сады и не занимаются с ними дома, в свою
очередь многие детские сады не дают определенного уровня подготовки детей к
школе даже в сфере общения в коллективе. еще одной проблемой является то, что
многие родители буквально запихивают детей в школу только потому, что им
надоело водить их в детский сад или просто из принципа. К сожалению большинство
таких родителей не понимают, что ребенок- это тоже личность, что у него тоже
уже есть определенные взгляды на жизнь и свое восприятие действительности, что
у ребенка, в конце концов, еще не сформировавшаяся и не устоявшаяся психика.
Таких родительских ошибок можно привести сколько угодно. Вот поэтому МЫ-
педагоги (особенно! начальных классов), образованные в этой области люди, не
должны оставаться к этому равнодушными. На нас лежит ответственность за
здоровье и дальнейшую судьбу каждого ребенка. От нас зависит то, как он будет
учиться в дальнейшем и как от этого к нему будут относиться его родители.
Определяя готовность к школе учитель уже помечает для себя определенные
моменты, которые ему нужно будет учесть при работе с конкретным ребенком, выбирать
или делать акцент на определенную методику. Иной раз приходится уговаривать
родителей еще на год оставить малыша в детском саду, чтобы не травмировать его
психику, а в последствии и здоровье. Ну разве это не доказательство
необходимости проведения диагностики готовности к школе?!
Высокие требования
жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более
эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов
обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности
дошкольников к обучению в школе приобретает немаловажное
значение: с ее решением связано определение целей и принципов организации
обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время, как я уже
говорила, от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе,
поскольку ребенок, не готовый психологически к
школьному обучению, не сможет выполнять требования школьного обучения на
должном уровне. Только перетруждая и утомляя себя как физически, так и
психологически он сможет придерживаться нужного уровня в обучении.
Данной
проблемой занимались: Л.А. Венгер, А.Л. Венгер в книге «Готов ли ваш ребенок к
школе»; Н.И. Гуткина в книге «Психологическая готовность к школе»; Г.Г. Кравцов
и Е.Е. Кравцова в книге «Психологическая готовность к школе»; Овчарова Н.Е.
«Психология в начальной школе».
В своей
работе я раскрываю такое понятие, как «готовность к школе»- это
психологические и личностные характеристики ребенка, свидетельствующие о
способности к нормальному школьному обучению.
Необходимо
отметить виды готовности к школьному обучению, которые встретятся в моей
работе.
Волевая
готовность-
способность подчинять свои действия определенной цели, умение себя
контролировать, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими
познавательными процессами и поведением в целом.
Интеллектуальная
готовность- это уровень развития мыслительных процессов (обобщение,
сравнение, классификация, анализ и др.)
Нравственная
готовность- это уровень развития нравственных представлений и чувств,
становление характера в соответствии с нормами общества.
Объектом работы является
готовность к школьному обучению.
Предметом является диагностика
готовности к школьному обучению.
Задачи
работы:
1.
изучить
литературу по данному вопросу,
2.
исследовать
виды готовности к школе,
3.
определить
психологическую программу готовности к школе,
4.
провести
батарею тестов с целью определения готовности ребенка к школе.
Глава
1 Психологическая готовность к школе и ее виды.
Под
психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый
и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной
учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая
готовность ребенка к школьному обучению- это один из важнейших итогов
психологического развития в период дошкольного детства. [ 4,стр.25]
Необходимый
и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа
обучения попадала в “
зону ближайшего
развития “ ребенка. “ Зона ближайшего развития ” определяется тем, чего ребенок может достичь в
сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от
наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. (Выготский
Л.С.,1982) [4,стр. 26] Если актуальный уровень
психического развития ребенка такой, что его “ зона ближайшего развития ” ниже
той, которая требуется для
освоения учебной
программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному
обучению, так как в результате несоответствия его “ зоны ближайшего развтия ” требуемой
он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих
учеников.
Так,
Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка,
наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень
мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные
мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной
сферы. Наиболее важным признавался мотивационный план.
Ребенок,
готовый к школе, хочет учиться и потому, что него уже есть потребность занять
определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в
мир взрослости ( социальный мотив учения ), и потому, что у него есть
познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих
двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к
окружающей среде, названного внутренней позицией школьника [1,стр.7]. Этому новообразованию
Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутреннняя позиция
школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Следует
заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и
взрослостью. Дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает
им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание учиться.
“
Внутренняя позиция школьника ”, возникающая на рубеже дошкольного и младшего
школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве
субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении
намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Д.
Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в колллективной
ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития,
чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании
предполпгаемому образцу, тогда как самостоятельно оосуществить такой контроль
ребенку бывает еще очень трудно. “ Функция контроля еще очень слаба, и часто
еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом
слабость этой рождающейся функции, но назначение игры в том, что эта функция
здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного
поведения” (Эльконин Д. Б. 1978, с. 287) [9,стр.38].
Существуют
и другие подходы к определению психологоической готовности детей к школе,
когда, например, основной упор делается на роль общения в развитии ребенка.
Выделяется три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе,
уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным
образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности
( см.: Кравцова Е.Е., 1991)[9,с.39].
При
изучении интеллектуального компонента психологоичкской готовности к школе
акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже
немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. “ребенок
должен уметь выделять существенное в окружающей действительности, уметь
сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать,
находить причины явлений, делать выводы ” [1,с.210]. для успешного обучения
ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.
Кроме
указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделяем
дополнительно еще одну- развитие речи.Речь тесно связана с интеллектом и
отражае6т как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него
должен бытьт развит фонематический слух.
Определяя
психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог
психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Диагностика готовности
к школе может приследовать следующие цели:
1.
понимание
особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального
подхода к ним в учебно- воспитательном процессе;
2.
выявление
детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей
работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
3.
распределение
будущих первоклассников по классам в сооответствии с их “ зоной ближайшего
развития ”, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него
режиме;
4.
отсрочка
на один год начала обучения детей, не готовых к школьному огбучению.
Последнее
возможно лишь только по отношению к детям шестилетнего возраста, обучающимся по
программе 1- 4. Психологические исследования показали, что обучение с шести лет
возможно только при наличии психологической готовности ребенка к школе . В
противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому
развитию. С шестилетками, не готовыми к школе, необходимо заниматься по
специальным развивающим психологическим программам, и лишь по истечении года
начинать их обучение с семи лет по программе 1- 3.
По итогам
диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы
развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического
обучения в школе. [4,c.32]
1.1.
Краткие
итоги дошкольного развития ребенка.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет
собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую
принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже
ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со
взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя
обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже
развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка
выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу
дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к
учению в школе.
Один из важнейших
итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая
готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю.Кулачина выделяет два аспекта
психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную
готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность
ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям,
безболезненного вхождения в новую систему отношений.[9,c.44]
Традиционно выделяется
три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие
(перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию
внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения
основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение
воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную
координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная
зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур
головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение
импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень
привлекательное задание.
К социальной зрелости относится
потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение
законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации
школьного обучения.
На основании выделенных
параметров создаются тесты определения школьной зрелости. Но об этом чуть
позже. [4,c.27].
1.2.
Личностная готовность к школьному
обучению. Формирование внутренней позиции школьника.
Чтобы ребенок успешно учился
он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным»
занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет
отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности,
гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей,
сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и
сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное
положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное
новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и
определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к
действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в
качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и
общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь
к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и
реально осуществлять его функции».
[1,c.282].
Общее эмоциональное
отношение к школе специально изучалось М.Р. Гинзбургом при помощи разработанной
им оригинальной методики. Им были отобраны 11 пар прилагательных, положительно
и отрицательно характеризующих человека («хороший- плохой», «чистый- грязный»,
«быстрый- медленный» и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной
карточке. Перед ребенком ставились две коробочки с наклеенными на них
картинками : на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята,
сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция:
«Вот это - школьники, они
идут в школу; а это - дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные
слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому
больше подходят, в ту коробочку и положишь».
Далее
экспериментатор зачитывал прилагательное и передавал карточку ребенку, который
помещал ее в одну из коробочек. Прилагательные предлагались в случайном порядке.
По этой методике
были обследованы 62 ребенка 6-ти лет - воспитанники подготовительной группы
детского сада (24 чел.) и двух нулевых классов школы (38 чел.). Эксперимент
проводился в конце учебного года. Анализ результатов показал, что 6-ти летние дети,
как посещающие д/сад, так и обучающиеся в школе, относятся к школе
положительно. И те и другие характеризовали школьников положительными
прилагательными, а дошкольников - отрицательными. Исключение составили всего
трое детей (один - из д/с, двое - из школы).
С того момента, как
в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни,
можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание -
стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически
перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст.
Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как
систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое
отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его
собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника
обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от
дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и
проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и
особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|