Реферат: Проблемы развития аудита
Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных
контрольно-ревизионных групп при республиканских и областных
контрольно-ревизионных аппаратах. Реализовать данную идею вначале предложили
КРУ Минфина РСФСР, от чего его руководство категорически отказалось, поскольку
претворение в жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени.
Однако такая хозрасчетная ревизионная группа была
сформирована при КРУ Министерства финансов Казахской ССР распоряжением Совета
Министров Казахской ССР 17 марта 1988 года для оказания предприятиям и
организациям платных услуг по проведению документальных ревизий, восстановлению
бухгалтерского учета, осуществлению консультаций по финансово-экономическим
вопросам и экспертиз. Штатная численность группы была утверждена в количестве
10 единиц, а смета расходов на ее содержание в 1988 г. – 38 тыс. руб.
Минфином Казахской ССР по согласованию с Госкомцен
республики была установлена ставка платы за услуги, оказываемые хозрасчетной
ревизионной группой, в размере 27 руб. за рабочий день одного ревизора, а
фактически договор зачастую заключался из расчета 15 руб. за день работы
ревизора по месту жительства и 20 руб. при выездных проверках
[15, 5].
Хозрасчетная ревизионная группа добилась
определенных успехов и, следуя ее примеру, в областях и районах республики
стали создаваться ее филиалы, многие из которых в дальнейшем были преобразованы
в самостоятельные аудиторские фирмы.
Руководство КРУ Минфина СССР предприняло попытку
распространить положительный опыт работы хозрасчетных ревизионных групп
Казахстана на всю страну. В Алма-Ате было проведено совещание, в котором
приняли участие руководители КРУ минфинов всех союзных республик и некоторых
областных аппаратов. Идея создания хозрасчетных ревизионных групп участниками
совещания была в принципе одобрена, но к формированию таких групп в большинстве
республик так и не приступили.
В тот период были образованы: хозрасчетный
финансово-экономический центр НИФИ в Москве; хозрасчетная консультационная
организация «Финансы» при Тбилисском горисполкоме; кооперативы «ТООК» при
Минфине Эстонской ССР; «Оркон» при Ленинградском объединении бытовых услуг
«Невские зори»; «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме; «Интенсификация» в
Алма-Ате и др. Некоторые из них предоставляли преимущественно консультационные
услуги по организации учета, делопроизводства, внутрихозяйственного контроля,
эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов,
финансовому оздоровлению, но не услуги ревизионного характера.
Но можно ли считать хозрасчетные ревизионные группы,
кооперативы по оказанию консультационных услуг аудиторскими фирмами? Ответ
очевиден – нет. Они даже в своих названиях не упоминали слова «аудит»,
«аудиторский». Это были аудиторские структуры переходного периода, т.к. эти
органы имели лишь некоторые черты аудита, например, платность услуг на основе
договоренности, и в то же время они еще боялись полностью «оторваться» от
государственных структур (Минфина, Мосгорисполкома, Тбилисского горисполкома и
т.д.).
В этот период классическим организационно-правовым
формам аудита в наибольшей степени отвечало акционерное общество по оказанию
аудиторских и консультационных услуг «Инаудит». Значение создания
этой фирмы для дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить.
Фирма была образована согласно специальному
постановлению Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской
организации» от 8 сентября 1987 г. №1033-245 на базе Главного управления
валютного контроля Министерства финансов СССР.
Капитал фирмы «Инаудит» был определен в 800 тыс. руб.
(громадная по тем временам сумма), а основными акционерами стали: Министерство
финансов СССР (55% общего капитала) и Министерство внешней торговли (10%).
Кроме того, по 5% имели Госбанк СССР, ВТБ, ГКЭС, всесоюзные объединения
«Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт» и «Соврыбфлот» [15, 7].
В фирме «Инаудит» было образовано 10 отделов, каждый
из которых, имея квалифицированный штат, оказывал широкий комплекс услуг
действующим в СССР и за грницей совместным предприятиям, другим учреждениям и
организациям. Среди таких услуг – анализ и проверка деятельности предприятий,
организаций и учреждений с разработкой на этой базе предложений по улучшению их
работы; консультации по постановке бухгалтерского учета, организации
внутреннего финансового контроля, правилам ведения внешнеторгового контроля,
внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др.
Сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось,
она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм. Это произошло,
во-первых, потому, что в ней оказалось большое число специалистов, настоящих
лидеров, у которых появилась возможность создать и возглавить собственные
фирмы. Во-вторых, несмотря на то, что АО, как было записано в его уставе,
действует на началах хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом,
может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права,
как раз о приобретении недвижимого имущества «Инаудит» и не побеспокоился.
Фирма занимала площади в здании Минфина СССР, но в начале 1992 г. руководство
Министерства экономики и финансов РСФСР отказало ей в помещении. Отсутствие
собственного здания фактически и привело к тому, что фирма перестала
существовать.
Хотя для коллектива АО «Инаудит» распад фирмы и был
потрясением, но в целом для развития аудита в стране это событие не стало
роковым. Наоборот, на месте одной компании возникло множество аудиторских фирм.
Что касается названия, то оно сохранилось, под ним по-прежнему действуют фирмы
в Москве и Санкт-Петербурге.
Второй этап становления аудита в нашей стране пришелся
на 1989-1991 гг., когда была предпринята попытка принять законодательный акт
об аудиторской деятельности в СССР. После принятия Законов «О
предприятиях в СССР», «О собственности в СССР» и особенно Закона РСФСР «О
предприятиях и предпринимательской деятельности» в стране появились различные
коммерческие структуры, в том числе аудиторские фирмы.
Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те
годы («Контакт», «Руфаудит», «Ленаудит», «Мосаудит», АО «Балтийский аудит»,
«Питерконто», МКД, кооператив «Аудитор», ТОО «Ленбанкаудит», «Информаудит» и
др.), следует отметить фирмы «Контакт» и «Руфаудит», которые по организации
работ, сбора информации стали эталоном для других аудиторских фирм.
В учредительных документах указанных фирм
предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности
предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью
подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчетности;
предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой,
хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет,
налогообложение, управление финансовой деятельность и т.п.
В январе 1990 г. сформировалось СП «Эрнест энд Янг
Внешаудит». Предметом его деятельности стало проведение аудиторских проверок на
совместных предприятиях, а также на любых предприятиях, фирмах, в организациях
по их просьбе. Кроме того, в уставе СП предусматривались консультации, обучение
персонала и т.д. Таким образом, уже в 1990 г. на аудиторском рынке СССР
появилась крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в так
называемую «большую шестерку» («большая шестерка» – общепринятое собирательное
имя фирм Arthur Andersen,
KPMG, Ernst & Yong, Coopers & Lybrand, Deloitte & Touche, Price
Waterhouse; с 1998 г. – “большая пятерка”).
Создавались аудиторские фирмы и в других союзных республиках. Одновременно
формировались общественные организации бухгалтеров и аудиторов. Так, большим
событием для финансовых работников стало проведение 8 декабря 1989 г.
учредительной конференции Ассоциации бухгалтеров СССР.
Появление акционерных обществ, кооперативов,
совместных предприятий других хозяйственных структур, присущих рынку, а также
аудиторских фирм потребовало разработки нормативных законодательных актов. В
связи с этим Министерство финансов СССР, в частности его Контрольно-ревизионное
управление, по указанию Правительства СССР, а затем и в соответствии с
Постановлением Верховного Совета СССР от 17 октября 1989 г. приступило к
разработке концепции реорганизации финансового контроля в стране. Решено было подготовить
проект постановления Совета Министров СССР по этому вопросу. Для подготовки
проекта сформировалась группа специалистов. В начале августа 1989 г. проект был
готов и направлен на рассмотрение советам министров союзных республик.
Проектом постановления Совмина СССР предусматривалось
создать в нашей стране сеть хозрасчетных аудиторских организаций (фирм) для
проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности за плату по
договорам с государственными, кооперативными и арендными предприятиями и
организациями, акционерными обществами, межотраслевыми ассоциациями,
концернами, совместными предприятиями с участием иностранного капитала и
другими хозрасчетными предприятиями и организациями. С этой целью предлагалось
организовать при Министерстве финансов СССР и министерствах финансов республик
палаты аудиторских организаций, возложив на них функции создания аудиторских
фирм, координации и контроля за их деятельностью. Палатам предоставлялось право
выдавать (прекращать) лицензии на аудиторскую деятельность и определять в
установленном порядке размер платы за предоставленные услуги.
Как видим, в 1990 г. было выбрано правильное
направление, и многие идеи тех лет были реализованы в Указе Президента от 22
декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Однако
судьба этого проекта, как и других проектов о создании аудиторской службы в
СССР, была одинакова: они так и не были приняты Советом Министров СССР.
Началом третьего этапа становления аудита в России
условно можно считать 5 декабря 1991 г. В этот день Е.Т. Гайдар поручил
Министерству экономики и финансов РСФСР совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы
как одного из важных направлений перестройки системы финансового контроля в
республике и дать предложения по проблеме в целом.
А в стране, несмотря на отсутствие законодательной
базы, бурно развивался аудит: появлялись все новые и новые аудиторские фирмы,
причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных
городах. Имелось уже около 800 аудиторских фирм. В Москве под видом совместных
предприятий открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские
фирмы «Делойт и Туш», «Артур Андерсен», «Эрнест и Янг», «Куперс и Лойбренд» и
др.
Развернулась подготовка аудиторов. Здесь активную роль
взяли на себя крупнейшие ВУЗы (Академия народного хозяйства, Московский
государственный университет им. М.В. Ломоносова и др.). Были организованы курсы
аудиторов в Рязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Краснодаре и
других городах.
Таким образом, можно говорить, что к середине 1992 г.
аудит в России был создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая
служба не могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей
номер один.
Проект Закона «Об аудиторской деятельности»,
подготовленный в соответствии с поручением Е.Т. Гайдара от 5 декабря 1991 г.
КРУ Минфина России и согласованный с Минюстом, МВД России, Прокуратурой,
Государственной налоговой службой, ГКАП и Правительством Москвы, был направлен
в Правительство России 11 февраля 1992 года. 12 ноября 1992 г. проект был
доработан с учетом сделанных замечаний, согласован все с теми же ведомствами и
направлен Президенту РФ, который внес его на рассмотрение в Верховный Совет РФ,
где были образованы соответствующие структуры для его рассмотрения. Наиболее
важной среди них стал Международный консультативный комитет по развитию
бухгалтерского учета и аудита Российской Федерации (МКК). Он был создан 29 июля
1992 г., в его состав помимо отечественных специалистов, вошли представители
ООН, Европейской комиссии, Мирового банка и др. [15,23].
Итак, проект Закона был внесен Президентом РФ на
рассмотрение в Верховный Совет РФ и только 15 февраля 1993 г. Президиум принял
решение об организации обсуждения проекта. Совет республики ВС РФ принял проект
закона в обоих чтениях. Затем последовали письма Президента РФ в Верховный
Совет, в которых отмечалось, что подписание Закона «Об аудиторской
деятельности» станет возможным только после внесения в него принципиальных
изменений и дополнений.
7 октября 1993 г. Президент РФ издал Указ № 1598 «О
правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской
Федерации», в соответствии с которым Государственное правовое управление Президента
РФ подготовило проект Указа Президента «О регулировании аудиторской
деятельности в Российской Федерации», основой которого послужил все тот же
проект Закона. Таким образом, 22 декабря 1993 г. Президент РФ подписал Указ,
которым утвердил «Временные правила аудиторской деятельности в Российской
Федерации», вступившие в силу с момента опубликования Указа, т.е. с 29 декабря
1993 г.
Однако для окончательного правового закрепления
аудиторской деятель-ности в России нужен Закон. Необходимость его разработки
подчеркнута и в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. Да, в свое время
Временные правила сыграли важную роль в становлении аудита, но на данный момент
они уже не отражают в полной мере ни практику ведущих российских аудиторских
организаций, ни мировой опыт в этой области деятельности. Более того, они не
соответствуют потребностям развития системы рыночных отношений. Очевидно, что с
принятием Закона сфера аудиторских услуг приобретет принципиально иной характер
(см. п. 4.1), т.е. начнется новый этап в развитии аудита в России.
1.2.
Современный рынок
аудиторских услуг в России
В настоящее время в России в сфере аудита занято около
30 тысяч аттестованных аудиторов, действуют несколько тысяч аудиторских фирм,
созданы профессиональные объединения аудиторов [32, 46].
Только за 1999 г. было аттестовано по протоколам Центральной
аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии (ЦАЛАК) Минфина России 3900
аудиторов, из них 3717 – в области общего аудита. Так же было рассмотрено и
оформлено к выдаче по приказам Минфина России 4533 лицензии на осуществление
аудиторской деятельности, в т.ч. 2892 аудиторским фирмам и 1641 аудитору,
работающему самостоятельно; из них в области общего аудита – 4115 [26, 4].
Имеющиеся данные о деятельности крупнейших
отечественных аудиторско-консалтинговых (см. приложение 1) фирм
свидетельствуют о неуклонном росте их доходов (см. приложение 2). При этом
примерно половина доходов приходится на собственно аудит, а остальная часть –
на консультации и другие аудиторские услуги (см. приложение 3). Однако за
первое полугодие 2000 года объем выручки 100 крупнейших
аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) вырос по сравнению с первым полугодием
1999 года очень скромно – всего на 27,5 % (см. приложение 4). Такой прирост
выручки может быть сравним с увеличением потребительских цен за тот же период
(они поднялись примерно на 20%). Однако основные клиенты аудиторов не граждане,
а промышленные компании (см. приложение 5), а их цены выросли на 45%. Если же
принять во внимание промышленный подъем, то окажется, что предприятия в первом
полугодии 2000 года увеличили свою выручку более чем на 70% по сравнению с
аналогичным периодом 1999 года [42, 33].
Ситуация выглядит так,
будто аудиторско-консалтинговые компании сильно недооценили рост
платежеспособности своих основных заказчиков. Но было бы глупо предполагать,
что аудиторы, имеющие непосредственный доступ к финансовой отчетности
предприятий, не владели информацией об их доходах. В чем же тогда причина?
Очевиден тот факт, что это – обострение конкуренции и, как следствие,
снижение цен. Профессиональная оценка средних почасовых ставок аудиторских
компаний свидетельствует о всплеске ценовой войны на рынке
аудиторов и консультантов. Еще полгода назад минимальной расчетной ставкой за
услуги средней столичной аудиторской фирмы было 3 доллара в час. Теперь эта
планка снижена примерно вдвое - 1,6 доллара в час.
В чем причина этой ценовой
конкуренции? По оценкам экспертов, как это ни парадоксально звучит, она
кроется в оживлении экономики после кризиса. Воистину, аудит в России не был
лишен противоречий уже в момент своего появления, не утратил он их и теперь.
Казалось бы, подъем производства должен привести к росту спроса на аудит и
консалтинг, а значит, и к росту доходов аудиторско-консалтинговых групп. Но
получилось иначе.
Ровно год назад в
посткризисной ситуации локомотивом рынка выступили наиболее крупные АКГ. Мелкие
фирмы были не в состоянии снизить свои расценки и в результате остались не у
дел.
Сейчас ситуация изменилась
с точностью до наоборот. Оживившееся производство предъявило спрос на
аудиторские услуги. Получив один-два заказа, возобновили свою деятельность
мелкие компании. Но они тут же попали под ценовое давление своих клиентов.
Чтобы вновь не пришлось сворачивать свою деятельность, аудиторы принялись
демпинговать и в первую очередь за счет качества работ. Не менее активно ведут
себя и вновь образованные аудиторские компании. Этому изрядно способствует
очень низкий барьер выхода на рынок. Ну а для новорожденной компании, недавно
получившей лицензию, не имеющей ни раскрученной торговой марки, ни опыта
работы, единственным аргументом в переговорах с заказчиком может быть лишь
чрезвычайно низкая цена.
В результате всеобщего
демпинга вновь расцвел так называемый черный аудит. И это неудивительно.
Борьба с недобросовестными аудиторами, продающими за бесценок свою подпись и
печать, фактически не ведется.
В такой ситуации вряд ли
разумно надеяться, что все образуется само собой. Эта тенденция в конечном
счете должна привести к сильной поляризации рынка. Клиент, действительно
нуждающийся в качественных услугах, будет готов платить любые деньги за
гарантию качества, поскольку в целом на рынке будут процветать дешевые подделки
под аудит. Как единственная гарантия качества в таких условиях будет
восприниматься раскрученная общепризнанная марка компании. Несложно догадаться,
что носителями таких марок на сегодня в России являются лишь компании «большой
пятерки». Т.е. и без того огромная доля рынка иностранных компаний грозит еще
больше увеличиться (см. приложение 6).
Таким образом, сложившаяся
на рынке аудиторских услуг ситуация убедительно свидетельствует о том, что его
пора всерьез регулировать.
Здесь мы и сталкиваемся с
серьезнейшей проблемой современного российского аудита: ему нужен закон.
Учитывая специфику сложившейся на рынке ситуации, дальнейшее промедление в
процессе его принятия приведет к печальным последствиям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|